Напоминание

Семья и детский сад, особенности взаимодействия

Автор: Кривенко Елена Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Ручеёк"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: Семья и детский сад, особенности взаимодействия







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Семья и детский сад, особенности взаимодействия.

Социальный педагог

Кривенко Елена Николаевна

МАДОУ «Детский сад «Ручеёк»

Цель:

помочь воспитателям групп выбрать более эффективные формы

работы с родителями воспитанников МДОУ «Детский сад «Ручеек».

«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни каждого человека,

когда

формируется

здоровье,

осуществляется

развитие

личности.

Опыт,

полученный в этот период во многом определяет взрослую жизнь человека; в

то

же

время

это

период,

в

течение

которого

ребёнок

находится

в

полной

зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов; взаимодействие

семьи и детского сада особо важно в этот период.

Семья

первая

социальная

общность,

которая

закладывает

основы

личностных качеств ребенка. Являясь одним из важных факторов социального

воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и

социальное

развитие

ребенка.

Обучение

ребенка

тому

социальному

опыту,

который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам,

традициям народа – прямая функция семьи как социального института.

Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей

одна

из

задач

ДОУ

предусматривающая

ознакомление

их

как

с

основами

теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми. Содержание работы

с

родителями

должно

охватывать

широкий

круг

вопросов,

освещать

все

стороны развития и воспитания ребенка.

Для

плодотворного

просвещения

родителей

дошкольников

необходимо

учитывать социальный статус семьи.

Возраст родителей нашего детского сада сегодня колеблется в интервале от

23 лет до 54 лет, преобладают родители от 25 до 40 лет, что составляет 80,8% от

общего числа родителей. Все они имеют различное образование, как мы видим

на диаграмме среднее образование имеют 12,8% от общего числа родителей,

средне - специальное 34,8% и высшее 52,4%.

Огромное значение имеет статус семьи полная семья или нет, в нашем

детском саду преобладают полные семьи, они составляют 85 % от общего числа

семей и соответственно 15% неполные семьи.

В

современной

социокультурной

ситуации

ослаблено

действие

естественного механизма формирования успешного родителя. Многие мамы и

папы

на

первое

место

ставят

самореализацию

в

личностном

и

профессиональном плане, а желание учится родительству у них отходит на

второй план. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс

возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят

воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем

это нужно.

Дети растут. Появляются проблемы, с которыми родители сталкиваются в

процессе воспитания, с некоторыми они справляются с трудом, а есть такие, с

которыми вовсе не справляются. Чем старше становится ребенок, тем больше

вопросов

возникает

у

родителей,

здесь

представлены

особенно

часто

встречающиеся:

взаимопонимание между детьми и родителями;

отношения между детьми в семье;

знание возрастных особенностей;

непослушание и упрямство;

поощрение и наказание;

обучение и воспитание.

Родители должны участвовать в жизни малыша не только дома, но и в

детском саду, их заинтересованность в общении с педагогическим коллективом

учреждения, делает возможным для них получать профессиональную помощь в

воспитании и развитии своего ребенка.

Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и

профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности,

этнические

стереотипы,

чувство

обиды

все

это

может

привести

к

формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают

семьям

стать

активными

участниками

в

воспитании

своих

детей.

Поэтому

воспитатели и специалисты ДОУ должны проявить инициативу и понять, каким

образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.

Выделяют

пять

уровней

участия

родителей

в

жизни

дошкольного

учреждения:

1) оказание разовой помощи;

2) способности родителей время от времени используются при проведении

занятий;

3)

родители

становятся

добровольными

помощниками

на

постоянной

основе;

4) родители помогают определять основные направления работы в группе;

5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение

которых должно благотворно отразиться на работе детского сада.

При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться

опытом,

обучаясь

друг

у

друга

определенным

навыкам,

поэтому

по

мере

продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Воспитатель

должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в

какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие

в

работе

группы.

Ненавязчивая

помощь

и

поддержка

позволят

родителям,

чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же,

кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего

роста и совершенствования.

И наша с вами задача заинтересовать наших родителей.

Формы

работы

дошкольных

учреждений

с

родителями

разнообразны:

живое слово, показ на практике воспитательной работы, организация выставок,

педагогических

библиотечек.

Необходимо

активно

включать

родителей

в

совместную

деятельность

с

ребенком,

с

педагогами

и

администрацией

дошкольного

учреждения,

при

этом

создавать

атмосферу

сотрудничества.

Следует относиться к родителям не как к объектам воздействия и воспитания, а

как к субъектам взаимодействия, имеющим свои ценности, взгляды, установки,

опыт.

Работу с родителями можно разделить по двум направлениям:

индивидуальные

формы

работы

с

родителями

это

беседы,

консультации, посещения семей, библиотечки, папки – передвижки;

формы

работы

с

коллективом

родителей,

организуются

общие

консультации,

родительские собрания, выставки, лекции, кружки,

вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом, оформляются

информационные и тематические стенды, фотомонтажи, проводятся

радиопередачи, дни открытых дверей.

Подробно рассмотрим формы работы с родителями по направлениям.

Общаясь

с

родителями

индивидуально,

педагог

получает

возможность

установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить

пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.

Рассмотрим более подробно индивидуальные формы взаимодействия:

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления

контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не

превращается

в

формальное

мероприятие.

Педагогу

необходимо

заранее

согласовать

с

родителями

удобное

для

них

время

посещения,

а

также

определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости.

Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным.

Следует

забыть

о

жалобах,

замечаниях,

не

допускать

критики

в

адрес

родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы давать тактично,

ненавязчиво.

Поведение

и

настроение

ребенка

(радостный,

раскованный,

притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический

климат семьи.

Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные

беседы воспитателей и других сотрудников с взрослыми членами семьи. В этих

беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях,

которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение

ребенка, об успехах малыша. Индивидуальные беседы могут проходить по

инициативе воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе нужно

договариваться

заранее,

иногда

бывает

достаточно

разговора

утром

или

вечером, когда родители приходят в детский сад.

Большую

пользу

в

педагогическом

просвещении

родителей

оказывает

собранная

в

детском

саду библиотечка.

За

время

пребывания

ребенка

в

дошкольном

учреждении

родители

могут

прочитать

много

специальной

литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей, причем

педагоги

имеют

возможность

руководить

их

чтением

и

направлять

его.

Необходимо следить за своевременным обменом, подбором необходимых книг,

составляют аннотации новинок. Полезно вести учет литературы, с которой

ознакомились родители

Лучше

познакомить

родителей

с

тем

или

иным

вопросом

воспитания

позволяют папки-передвижки.

Обычно

в

них

подбирается

тематический

материал

с

иллюстрациями

и

практическими

рекомендациями;

он

систематически пополняется, иллюстрации заменяются новыми.

Новая форма вовлечения родителей в работу и выработка у них активной

позиции

по

отношению

к

себе

и

своему

ребенку,

является

вовлечение

родителей в процесс

самодиагностики и диагностики своего ребенка. Для

чего родителям выдается материалы, по которым они определяют какие знания,

умения и навыки они приобрели, какие способности развили у себя, чему еще

следует учиться и что развивать в себе и в своем ребенке. При таком подходе у

родителей формируется умение анализировать собственную воспитательную

деятельность,

критически

ее

оценивать,

находить

причины

своих

педагогических ошибок.

Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей —

обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой

работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением,

его

традициями,

правилами,

особенностями

воспитательно-образовательной

работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по

дошкольному

учреждению

с

посещением

группы,

где

воспитываются

дети

пришедших

родителей.

Можно

показать

фрагмент

работы

дошкольного

учреждения

(коллективный

труд

детей,

сборы

на

прогулку

и

др.).

После

экскурсии

и

просмотра

заведующая

или

методист

беседуют

с

родителями,

выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

На родительских собраниях обсуждают задачи на новый учебный год,

результаты

образовательной

работы,

вопросы

физического

воспитания

и

проблемы летнего оздоровительного периода и др. Собрания проводятся раз в

2-3

месяца.

На

обсуждение

выносят

2-3

вопроса

(один

вопрос

готовит

воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то

из

специалистов).

Ежегодно

одно

собрание

целесообразно

посвящать

обсуждению

семейного

опыта

воспитания

детей.

Выбирается

тема,

злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят

трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или

враг в воспитании детей?".

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических

навыков

воспитания

детей.

Их

целесообразно

приглашать

на семинары-

практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и

приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации,

беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять

артикуляционный аппарат и др.

Интересными

и

действенными

формами

пропаганды

педагогических

знаний

среди

родителей

становятся циклы

лекций,

вечера

вопросов

и

ответов.

Программы лекториев, вечеров тщательно продумываются воспитателями

и

специалистами

детского

сада.

Содержание

их

различно;

оно

может

определяться необходимостью осветить тот или иной вопрос воспитания или

задачами детского сада на данный год.

Занятия

в

педагогических

кружках

должны

дать

родителям

разнообразные практические знания и умения, которые могут им понадобиться

в процессе организации жизни и воспитания детей.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых

назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей

на

принципах

добровольности,

личной

заинтересованности.

В

таком

клубе

людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм

помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

Семейные

клубы

-

динамичные

структуры.

Они

могут

сливаться

в

один

большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики

встречи и замысла устроителей.

Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация

уголков

для

родителей.

Творческое

использование

этой

формы

работы

позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей.

Оформление текстового и иллюстративного материала в них может быть

— в зависимости от условий — самым различным; стенд, полка или стол для

демонстрации детских работ, педагогической и художественной литературы,

специально оборудованные витрины, паспарту.

Чтобы

систематизировать

содержание

уголка,

можно

расположить

материалы по разделам, а для обновления текстов установить примерное время

их

сменяемости.

Так,

в

разделе

«Чем

мы

сегодня

занимались»

кратко

рассказывается

о

занятиях

детей

в

течение

дня,

демонстрируются

детские

работы. Материалы раздела сменяются ежедневно.

В

разделе

«Чем

живет

группа»

воспитатели

рассказывают,

какие

интересные дела, прогулки, экскурсии, общественные праздники ждут детей в

этом месяце. Здесь же можно написать о том, какое участие в организации этих

мероприятий

примут

родители,

что

и

к

какому

числу

нужно

приготовить

ребенку

(например,

помещается

сообщение

о

том,

что

такого-то

числа

проводится

дальняя

экскурсия,

значит,

за

день

до

«похода»

необходимо

тщательно проверить обувь ребенка). Материал этого раздела можно обновлять

раз в месяц.

Раздел «Советы и рекомендации» не дает родителям систему знаний по

педагогике,

но

сообщает

необходимую

педагогическую

информацию,

приобщает

родителей

к

вопросам

воспитания.

Содержание

советов

и

рекомендаций

целесообразно

соотносить

с

теми

программным

материалом,

который в данный момент дается детям в группе. Материалы этого раздела

меняются раз в 2—3 месяца.

Самой большой популярностью у родителей пользуется раздел «О наших

детях», рассказывающий о том, чего достигли дети, что они узнали, научились

делать.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные

формы общения с семьей, как "Родительская почта" и "Телефон доверия".

Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения

по

поводу

методов

воспитания

своего

ребенка,

обратиться

за

помощью

к

конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно

выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о

замеченных необычных проявлениях детей.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека

игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей

общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в

библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Сотрудничество

специалистов

детского

сада

и

воспитателей

с

семьей

помогает

не

только

выявить

проблему,

ставшую

причиной

сложных

взаимоотношений

родителей

с

ребенком,

но

и

показать

возможности

ее

решения.

При

этом

необходимо

стремиться

к

установлению

равноправных

отношений между специалистами детского сада, воспитателями и родителями.

Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт,

возникают

доверительные

отношения

к

специалистам,

которые,

однако,

не

означают

полного

согласия,

оставляя

право

на

собственную

точку

зрения.

Взаимоотношения

протекают

в

духе

равноправия

партнеров.

Родители

не

пассивно

выслушивают

рекомендации

специалистов,

а

сами

участвуют

в

составлении плана работы с ребенком дома.

Советы,

предлагаемые

ниже,

могут

помочь

активизировать

участие

родителей.

1. Уважение к роли родителей.

Укрепляйте взаимное уважение между воспитателями и родителями.

2.

Поощряйте

участие

родителей,

содействуйте

им.

Подсказывайте

родителям, как они могут участвовать в программе детского сада.

3. Старайтесь разнообразить виды участия родителей, проявляйте гибкость

и творчество.

У разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит

одной семье, не подходит другой.

4. Позволяйте семьям самим решать, как они могут помогать детскому саду

наилучшим образом.

Добейтесь

того,

чтобы

семьи

понимали,

что

их

участие

в

программе

ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется.

5. Говорите с семьями о надеждах воспитателей и родителей. Обсудите, как

вы

будете

поддерживать

контакты

с

самого

начала

посещения

ребенком

детского сада.

6. Будьте терпеливыми.

Участие родителей — возможно, новая область для воспитателей и семей,

а на развитие новых контактов требуется время. Программа, в которой активно

участвуют родители, строится на маленьких поэтапных достижениях.

7.

Делайте

акцент

на

сильных

сторонах

ребенка,

семьи

и

давайте

положительное подкрепление.

Родители

и

воспитатели

ждут

друг

от

друга

взаимного

одобрения

и

признания,

что

они

хорошо

делают

свое

дело.

Сосредоточьте

внимание

и

подчеркивайте сильные стороны ребенка и семьи. Даже опытные родители и

воспитатели нуждаются в подтверждении их уникального вклада в развитие

ребенка.

8. Поддерживайте тесные контакты.

Каждый воспитатель должен разговаривать с родителями каждого ребенка

по крайней мере раз в неделю.

9. Выражайте свою признательность.

Давайте родителям знать, что вы цените их участие в программе.

10. Постарайтесь вовлекать всю семью.

Отцы часто исключаются из дошкольных программ. Подумайте о том, как

творчески привлекать отцов, братьев, сестер и других членов семьи.

11. Поощряйте посещаемость родительских собраний. Проводите собрания

в

удобное

для

родителей

время.

Помогайте

семьям

найти

дополнительные

ресурсы для воспитания детей.

12. Сохраняйте конфиденциальность.

Доверие — неотъемлемая часть контактов, основанных на сотрудничестве.

Обеспечивайте полную конфиденциальность информации о каждой семье.

13. Учитесь навыкам сотрудничества.

Проводите совместные обучающие занятия родителей и воспитателей для

укрепления их сотрудничества.

Список используемой литературы

.Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов

детского

сада

с

семьей

ребенка

/

Т.Антонова,

Е.Волкова,

Н.Мишина

//

Дошкольное воспитание, 2005. - №6. - С.66-70.

.Доронова

Т.Н.

Вместе

с

семьей:

пособие

по

взаимодействию

ДОУ

и

родителей / Т.Н.Доронова, Г.В.Глушкова, Т.И.Гризик и др. - М.: Просвещение,

2005. - 190 с.

.Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ:

пособие / Н.В.Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 107 с.

.Работа

дошкольного

образовательного

учреждения

с

семьей

/

Авт.-сост.

И.А.Дядюнова. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 32 с.

.Семья и личность / Под ред. профессора Е.И.Сермяжко. - Могилев: МГУ им.

А.А.Кулешова, 2003. - 101 с.

.Сластенин

В.А.

Педагогика:

Учеб.

пособие

/

В.А.Сластенин,

И

др.

-

М.:

Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.