Автор: Кривенко Елена Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Ручеёк"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: Семья и детский сад, особенности взаимодействия
Семья и детский сад, особенности взаимодействия.
Социальный педагог
Кривенко Елена Николаевна
МАДОУ «Детский сад «Ручеёк»
Цель:
помочь воспитателям групп выбрать более эффективные формы
работы с родителями воспитанников МДОУ «Детский сад «Ручеек».
«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни каждого человека,
когда
формируется
здоровье,
осуществляется
развитие
личности.
Опыт,
полученный в этот период во многом определяет взрослую жизнь человека; в
то
же
время
это
период,
в
течение
которого
ребёнок
находится
в
полной
зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов; взаимодействие
семьи и детского сада особо важно в этот период.
Семья
–
первая
социальная
общность,
которая
закладывает
основы
личностных качеств ребенка. Являясь одним из важных факторов социального
воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и
социальное
развитие
ребенка.
Обучение
ребенка
тому
социальному
опыту,
который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам,
традициям народа – прямая функция семьи как социального института.
Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей
одна
из
задач
ДОУ
предусматривающая
ознакомление
их
как
с
основами
теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми. Содержание работы
с
родителями
должно
охватывать
широкий
круг
вопросов,
освещать
все
стороны развития и воспитания ребенка.
Для
плодотворного
просвещения
родителей
дошкольников
необходимо
учитывать социальный статус семьи.
Возраст родителей нашего детского сада сегодня колеблется в интервале от
23 лет до 54 лет, преобладают родители от 25 до 40 лет, что составляет 80,8% от
общего числа родителей. Все они имеют различное образование, как мы видим
на диаграмме среднее образование имеют 12,8% от общего числа родителей,
средне - специальное 34,8% и высшее 52,4%.
Огромное значение имеет статус семьи полная семья или нет, в нашем
детском саду преобладают полные семьи, они составляют 85 % от общего числа
семей и соответственно 15% неполные семьи.
В
современной
социокультурной
ситуации
ослаблено
действие
естественного механизма формирования успешного родителя. Многие мамы и
папы
на
первое
место
ставят
самореализацию
в
личностном
и
профессиональном плане, а желание учится родительству у них отходит на
второй план. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс
возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят
воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем
это нужно.
Дети растут. Появляются проблемы, с которыми родители сталкиваются в
процессе воспитания, с некоторыми они справляются с трудом, а есть такие, с
которыми вовсе не справляются. Чем старше становится ребенок, тем больше
вопросов
возникает
у
родителей,
здесь
представлены
особенно
часто
встречающиеся:
взаимопонимание между детьми и родителями;
отношения между детьми в семье;
знание возрастных особенностей;
непослушание и упрямство;
поощрение и наказание;
обучение и воспитание.
Родители должны участвовать в жизни малыша не только дома, но и в
детском саду, их заинтересованность в общении с педагогическим коллективом
учреждения, делает возможным для них получать профессиональную помощь в
воспитании и развитии своего ребенка.
Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и
профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности,
этнические
стереотипы,
чувство
обиды
—
все
это
может
привести
к
формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают
семьям
стать
активными
участниками
в
воспитании
своих
детей.
Поэтому
воспитатели и специалисты ДОУ должны проявить инициативу и понять, каким
образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.
Выделяют
пять
уровней
участия
родителей
в
жизни
дошкольного
учреждения:
1) оказание разовой помощи;
2) способности родителей время от времени используются при проведении
занятий;
3)
родители
становятся
добровольными
помощниками
на
постоянной
основе;
4) родители помогают определять основные направления работы в группе;
5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение
которых должно благотворно отразиться на работе детского сада.
При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться
опытом,
обучаясь
друг
у
друга
определенным
навыкам,
поэтому
по
мере
продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Воспитатель
должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в
какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие
в
работе
группы.
Ненавязчивая
помощь
и
поддержка
позволят
родителям,
чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же,
кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего
роста и совершенствования.
И наша с вами задача заинтересовать наших родителей.
Формы
работы
дошкольных
учреждений
с
родителями
разнообразны:
живое слово, показ на практике воспитательной работы, организация выставок,
педагогических
библиотечек.
Необходимо
активно
включать
родителей
в
совместную
деятельность
с
ребенком,
с
педагогами
и
администрацией
дошкольного
учреждения,
при
этом
создавать
атмосферу
сотрудничества.
Следует относиться к родителям не как к объектам воздействия и воспитания, а
как к субъектам взаимодействия, имеющим свои ценности, взгляды, установки,
опыт.
Работу с родителями можно разделить по двум направлениям:
индивидуальные
формы
работы
с
родителями
—
это
беседы,
консультации, посещения семей, библиотечки, папки – передвижки;
формы
работы
с
коллективом
родителей,
организуются
общие
консультации,
родительские собрания, выставки, лекции, кружки,
вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом, оформляются
информационные и тематические стенды, фотомонтажи, проводятся
радиопередачи, дни открытых дверей.
Подробно рассмотрим формы работы с родителями по направлениям.
Общаясь
с
родителями
индивидуально,
педагог
получает
возможность
установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить
пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.
Рассмотрим более подробно индивидуальные формы взаимодействия:
Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления
контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не
превращается
в
формальное
мероприятие.
Педагогу
необходимо
заранее
согласовать
с
родителями
удобное
для
них
время
посещения,
а
также
определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости.
Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным.
Следует
забыть
о
жалобах,
замечаниях,
не
допускать
критики
в
адрес
родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы давать тактично,
ненавязчиво.
Поведение
и
настроение
ребенка
(радостный,
раскованный,
притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический
климат семьи.
Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные
беседы воспитателей и других сотрудников с взрослыми членами семьи. В этих
беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях,
которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение
ребенка, об успехах малыша. Индивидуальные беседы могут проходить по
инициативе воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе нужно
договариваться
заранее,
иногда
бывает
достаточно
разговора
утром
или
вечером, когда родители приходят в детский сад.
Большую
пользу
в
педагогическом
просвещении
родителей
оказывает
собранная
в
детском
саду библиотечка.
За
время
пребывания
ребенка
в
дошкольном
учреждении
родители
могут
прочитать
много
специальной
литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей, причем
педагоги
имеют
возможность
руководить
их
чтением
и
направлять
его.
Необходимо следить за своевременным обменом, подбором необходимых книг,
составляют аннотации новинок. Полезно вести учет литературы, с которой
ознакомились родители
Лучше
познакомить
родителей
с
тем
или
иным
вопросом
воспитания
позволяют папки-передвижки.
Обычно
в
них
подбирается
тематический
материал
с
иллюстрациями
и
практическими
рекомендациями;
он
систематически пополняется, иллюстрации заменяются новыми.
Новая форма вовлечения родителей в работу и выработка у них активной
позиции
по
отношению
к
себе
и
своему
ребенку,
является
вовлечение
родителей в процесс
самодиагностики и диагностики своего ребенка. Для
чего родителям выдается материалы, по которым они определяют какие знания,
умения и навыки они приобрели, какие способности развили у себя, чему еще
следует учиться и что развивать в себе и в своем ребенке. При таком подходе у
родителей формируется умение анализировать собственную воспитательную
деятельность,
критически
ее
оценивать,
находить
причины
своих
педагогических ошибок.
Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей —
обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни детского сада.
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой
работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением,
его
традициями,
правилами,
особенностями
воспитательно-образовательной
работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по
дошкольному
учреждению
с
посещением
группы,
где
воспитываются
дети
пришедших
родителей.
Можно
показать
фрагмент
работы
дошкольного
учреждения
(коллективный
труд
детей,
сборы
на
прогулку
и
др.).
После
экскурсии
и
просмотра
заведующая
или
методист
беседуют
с
родителями,
выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
На родительских собраниях обсуждают задачи на новый учебный год,
результаты
образовательной
работы,
вопросы
физического
воспитания
и
проблемы летнего оздоровительного периода и др. Собрания проводятся раз в
2-3
месяца.
На
обсуждение
выносят
2-3
вопроса
(один
вопрос
готовит
воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то
из
специалистов).
Ежегодно
одно
собрание
целесообразно
посвящать
обсуждению
семейного
опыта
воспитания
детей.
Выбирается
тема,
злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят
трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или
враг в воспитании детей?".
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических
навыков
воспитания
детей.
Их
целесообразно
приглашать
на семинары-
практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и
приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации,
беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять
артикуляционный аппарат и др.
Интересными
и
действенными
формами
пропаганды
педагогических
знаний
среди
родителей
становятся циклы
лекций,
вечера
вопросов
и
ответов.
Программы лекториев, вечеров тщательно продумываются воспитателями
и
специалистами
детского
сада.
Содержание
их
различно;
оно
может
определяться необходимостью осветить тот или иной вопрос воспитания или
задачами детского сада на данный год.
Занятия
в
педагогических
кружках
должны
дать
родителям
разнообразные практические знания и умения, которые могут им понадобиться
в процессе организации жизни и воспитания детей.
Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых
назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей
на
принципах
добровольности,
личной
заинтересованности.
В
таком
клубе
людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм
помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.
Семейные
клубы
-
динамичные
структуры.
Они
могут
сливаться
в
один
большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики
встречи и замысла устроителей.
Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация
уголков
для
родителей.
Творческое
использование
этой
формы
работы
позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей.
Оформление текстового и иллюстративного материала в них может быть
— в зависимости от условий — самым различным; стенд, полка или стол для
демонстрации детских работ, педагогической и художественной литературы,
специально оборудованные витрины, паспарту.
Чтобы
систематизировать
содержание
уголка,
можно
расположить
материалы по разделам, а для обновления текстов установить примерное время
их
сменяемости.
Так,
в
разделе
«Чем
мы
сегодня
занимались»
кратко
рассказывается
о
занятиях
детей
в
течение
дня,
демонстрируются
детские
работы. Материалы раздела сменяются ежедневно.
В
разделе
«Чем
живет
группа»
воспитатели
рассказывают,
какие
интересные дела, прогулки, экскурсии, общественные праздники ждут детей в
этом месяце. Здесь же можно написать о том, какое участие в организации этих
мероприятий
примут
родители,
что
и
к
какому
числу
нужно
приготовить
ребенку
(например,
помещается
сообщение
о
том,
что
такого-то
числа
проводится
дальняя
экскурсия,
значит,
за
день
до
«похода»
необходимо
тщательно проверить обувь ребенка). Материал этого раздела можно обновлять
раз в месяц.
Раздел «Советы и рекомендации» не дает родителям систему знаний по
педагогике,
но
сообщает
необходимую
педагогическую
информацию,
приобщает
родителей
к
вопросам
воспитания.
Содержание
советов
и
рекомендаций
целесообразно
соотносить
с
теми
программным
материалом,
который в данный момент дается детям в группе. Материалы этого раздела
меняются раз в 2—3 месяца.
Самой большой популярностью у родителей пользуется раздел «О наших
детях», рассказывающий о том, чего достигли дети, что они узнали, научились
делать.
Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные
формы общения с семьей, как "Родительская почта" и "Телефон доверия".
Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения
по
поводу
методов
воспитания
своего
ребенка,
обратиться
за
помощью
к
конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно
выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о
замеченных необычных проявлениях детей.
Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека
игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей
общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в
библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
Сотрудничество
специалистов
детского
сада
и
воспитателей
с
семьей
помогает
не
только
выявить
проблему,
ставшую
причиной
сложных
взаимоотношений
родителей
с
ребенком,
но
и
показать
возможности
ее
решения.
При
этом
необходимо
стремиться
к
установлению
равноправных
отношений между специалистами детского сада, воспитателями и родителями.
Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт,
возникают
доверительные
отношения
к
специалистам,
которые,
однако,
не
означают
полного
согласия,
оставляя
право
на
собственную
точку
зрения.
Взаимоотношения
протекают
в
духе
равноправия
партнеров.
Родители
не
пассивно
выслушивают
рекомендации
специалистов,
а
сами
участвуют
в
составлении плана работы с ребенком дома.
Советы,
предлагаемые
ниже,
могут
помочь
активизировать
участие
родителей.
1. Уважение к роли родителей.
Укрепляйте взаимное уважение между воспитателями и родителями.
2.
Поощряйте
участие
родителей,
содействуйте
им.
Подсказывайте
родителям, как они могут участвовать в программе детского сада.
3. Старайтесь разнообразить виды участия родителей, проявляйте гибкость
и творчество.
У разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит
одной семье, не подходит другой.
4. Позволяйте семьям самим решать, как они могут помогать детскому саду
наилучшим образом.
Добейтесь
того,
чтобы
семьи
понимали,
что
их
участие
в
программе
ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется.
5. Говорите с семьями о надеждах воспитателей и родителей. Обсудите, как
вы
будете
поддерживать
контакты
с
самого
начала
посещения
ребенком
детского сада.
6. Будьте терпеливыми.
Участие родителей — возможно, новая область для воспитателей и семей,
а на развитие новых контактов требуется время. Программа, в которой активно
участвуют родители, строится на маленьких поэтапных достижениях.
7.
Делайте
акцент
на
сильных
сторонах
ребенка,
семьи
и
давайте
положительное подкрепление.
Родители
и
воспитатели
ждут
друг
от
друга
взаимного
одобрения
и
признания,
что
они
хорошо
делают
свое
дело.
Сосредоточьте
внимание
и
подчеркивайте сильные стороны ребенка и семьи. Даже опытные родители и
воспитатели нуждаются в подтверждении их уникального вклада в развитие
ребенка.
8. Поддерживайте тесные контакты.
Каждый воспитатель должен разговаривать с родителями каждого ребенка
по крайней мере раз в неделю.
9. Выражайте свою признательность.
Давайте родителям знать, что вы цените их участие в программе.
10. Постарайтесь вовлекать всю семью.
Отцы часто исключаются из дошкольных программ. Подумайте о том, как
творчески привлекать отцов, братьев, сестер и других членов семьи.
11. Поощряйте посещаемость родительских собраний. Проводите собрания
в
удобное
для
родителей
время.
Помогайте
семьям
найти
дополнительные
ресурсы для воспитания детей.
12. Сохраняйте конфиденциальность.
Доверие — неотъемлемая часть контактов, основанных на сотрудничестве.
Обеспечивайте полную конфиденциальность информации о каждой семье.
13. Учитесь навыкам сотрудничества.
Проводите совместные обучающие занятия родителей и воспитателей для
укрепления их сотрудничества.
Список используемой литературы
.Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов
детского
сада
с
семьей
ребенка
/
Т.Антонова,
Е.Волкова,
Н.Мишина
//
Дошкольное воспитание, 2005. - №6. - С.66-70.
.Доронова
Т.Н.
Вместе
с
семьей:
пособие
по
взаимодействию
ДОУ
и
родителей / Т.Н.Доронова, Г.В.Глушкова, Т.И.Гризик и др. - М.: Просвещение,
2005. - 190 с.
.Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ:
пособие / Н.В.Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 107 с.
.Работа
дошкольного
образовательного
учреждения
с
семьей
/
Авт.-сост.
И.А.Дядюнова. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 32 с.
.Семья и личность / Под ред. профессора Е.И.Сермяжко. - Могилев: МГУ им.
А.А.Кулешова, 2003. - 101 с.
.Сластенин
В.А.
Педагогика:
Учеб.
пособие
/
В.А.Сластенин,
И
др.
-
М.:
Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.