Автор: Емелина Ирина Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СШ № 85
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Физический практикум в 10 классе. Работа № 5"
Практическая работа № 5
Определение удельной теплоемкости тела из закона сохранения энергии
Оборудование: набор свинцовой дроби, термометр, измерительная лента, бумажная трубка.
Согласно закона сохранения энергии, энергия может превращаться из одного вида в другой
или переходить от одного тела к другому.
Если тело поднято на некоторую высоту, оно обладает потенциальной энергией E
п
= mgh. При
падении тела потенциальная энергия превращается в кинетическую
E
к
=
mv²
.
²
А после падения – во внутреннюю. В результате внутренняя энергия тела увеличивается, а
значит, увеличивается температура тела.
Изменение внутренней энергии сопровождается выделением количества теплоты: Q= cm
Δ
T.
Следовательно: E
п
= Q
mgh=
mcΔT
C=
gh
ΔT
Для определения удельной теплоемкости вещества необходимо знать высоту, с
которой падает тело, и изменение его температуры в результате падения.
Выполнение работы:
1. Определит температуру воздуха в классе. Благодаря термодинамическому равновесию
окружающих тел, свинцовая дробь будет иметь комнатную температуру: Т
1
.
2. Засыпать дробь в бумажную трубку, расположить трубку вертикально и перевернуть её в
обратное положение 100 – 150 раз. При этом высота падения дроби h=N·L¸ где:
N – число переворотов трубки;
L – длина трубки.
3.
По
окончании
переворотов
снять
наконечник
трубки
вместе
с
дробью
и
измерить
температуру дроби Т
2
.
4. Повторить опыт 3 раза, определить среднее значение температуры Т
2 ср.
5. Вычислить удельную теплоемкость вещества дроби по формуле:
С =
g·N·L
T
2
T
1
6. Вычислить относительную и абсолютную погрешности измерений:
ε
=
Δ
g
+
ΔL
+
2
ΔT
где:
g L T
Δg = 0¸02м/c²
Δ
L = 1мм
Δ
T = 1ºC
Δ
C= C·
ε
Выписать результат в виде: C
пр
= C ±
Δ
C¸
ε
= ···[%]
7. Составить таблицу измерений и вычислений. Определить вещество по таблице.
Контрольные вопросы:
1.
Что называют удельной теплоемкостью вещества?
2.
В каких случаях количество теплоты – отрицательно?
3.
В 8 классе вы измеряли удельную теплоемкость способом теплопередачи, сейчас – исходя
из закона сохранения энергии. Какой способ точнее? Почему?