Автор: Яргакова Юлия Викторовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Улаганская НОШ"
Населённый пункт: Республика Алтай, Улаганский район, село Улаган
Наименование материала: конспект урока
Тема: Сказочные образы в музыке
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Улаганская начальная общеобразовательная школа»
Технологическая карта урока музыки
по теме: «Сказочные образы в музыке»
3 класс.
Разработала:
учитель музыки
Ю.В. Яргакова
Улаган, 2018 г.
Тема урока: Сказочные образы в музыке.
Цель: Познакомиться с музыкальными произведениями, основой которых становится сказка.
Планируемый результат:
Предметные:
знать сходство и различие музыкального, поэтического и живописного образов на примере сказочных героев А. Пушкина.
уметь анализировать выразительные средства музыки в передаче музыкального образа (инструментовка, тембр, регистр, мелодия,
динамика, темп)
Развивать интерес к музыке и литературе на примере музыкальных произведений Н.А. Римского-Корсакова;
Закрепление понятие «опера» на примере музыки Н.А Римского-Корсакова;
Развитие интереса к классической музыке;
Повторение музыкальных жанров.
Личностные:
Формирование мотивационной основы музыкальной деятельности;
Формирование познавательного интереса к новому музыкальному материалу и способам решения новой задачи;
Формирование способности к оценке своей музыкальной деятельности.
Метапредметные:
Формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений о музыке;
гото
вность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формирующихся в процессе совместной
творческой и коллективной хоровой и инструментальной деятельности;
проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении;
Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных
произведений.
Тип урока: урок-путешествие.
Межпредметные связи: Музыка, живопись, поэзия.
Оснащение занятия:
Материалы для учащихся: тексты песен, орешки, платочки
Материалы для учителя: технологическая карта, презентация
Музыкальный ряд: музыка «Шум моря»,
фонограмма «Во саду ли, в огороде», фонограммы попевок. видеоролики «Начало сказки»,
«Песенка белочки».
Литературный ряд: А.С.Пушкин
«Сказка о царе Салтане».
Зрительный ряд: иллюстрации к сказке А.С.Пушкина.
Технологическая карта
урока:
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Методы
обучения и
воспитания
Планируемые
результаты
1. Мотивирование к учебной
деятельности
Цель: заинтересовать детей через
определение личной значимости,
практической направленности,
социальной ситуации и т.д.
Вход детей под музыку «Шум моря» в
класс.
Музыкальное приветствие обучающихся.
Прозвенел звонок, начался урок!
- Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте, учитель!
- Начинаем музыкальный наш урок!»
Психологический настрой на урок.
- Ребята, с каким настроением вы пришли
на урок?
- Что мы пожелаем друг другу?
Улыбнитесь, возьмитесь за руки и
скажите: Мы умные ребята, у нас все
получится.
Приветствие учителя.
Отвечают на вопросы
Формирование
готовности
восприятия
учебного
материала
ЛУУД: Формирование
мотивационной
основы музыкальной
деятельности
2. Актуализация знаний
- Под какую музыку вы вошли?
Мы отправляемся в морское путешествие,
каждая группа это экипаж корабля. А вот
Шум моря, крик чаек.
Беседа
ПУУД: Формирование
умения строить
рассуждения в форме
связи простых
какое путешествие посмотрите на экран.
Показ видеоролика «Начало сказок».
-Ребята, вы просмотрели какой фрагмент ?
Почему сказки называют маленьким
чудом? Почему их любят и не могут
забыть?
Смотрят начало сказки
О сказках, их роли, их
идеи.
Потому что в них всегда
сбывается мечта.
суждений о музыке;
3. Формулирование темы урока,
постановка цели
Цели: подведение детей к
формулированию конкретной,
достижимой, понятной цели
-Ребята, посмотрите на иллюстрации,
узнали сказку? Какие сказочные образы
изображены?
-Дети, а как вы думаете, сказку можно
описать только словами? Или её можно
рассказать через музыку?
- Какая тема урока у нас сегодня?
- Правильно «Сказочные образы в
музыке».
- В какое путешествие мы с вами
отправимся? Какие цели мы поставим?
А.С. Пушкин «Сказка о
царе Салтане, о сыне его
славном и могучем
богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о
Прекрасной царевне
Лебеди».
Ответы детей.
Формулируют тему и
цели урока
В путешествие
музыкальных сказочных
образов.
Подводит к теме
урока через
сказку А.С.
Пушкина
Привлекает внимание
из смежных
предметных областей
(поэзия, живопись)
4. Организация
музыкальной
познавательной
деятельности.
Изучение нового
материала
3.1. Постановка
проблемы
(выявление
места и
причины
затруднения)
На доске иллюстрации сказки «Сказка о
царе Салтане».
- Поставьте иллюстрации правильно.
-Итак, первый остров, к которому мы
- В сказке происходит
чудо, превращение.
Волшебная белочка, 33
богатыря и Царевна-
Лебедь.
Метод
проблемной
ситуации
ЛУУД: Формирование
познавательного
интереса к новому
музыкальному
материалу
Цели: выявление
обучающимися
новых знаний,
развитие умения
находить ответы
на проблемные
вопросы,
подведение детей
к
самостоятельному
выводу способа
действия с
информацией
приплыли «Остров сказочные образы»
(крепится на доске)
-Ребята, чем сказка отличается от других
литературных произведений?
- Правильно, в сказке происходит чудо, а
какие чудеса происходили в «Сказке о
царе Салтане»? »? (на доску иллюстрации
Белочки, 33 богатыря, Царевны Лебедь).
-Какие чудеса происходили в сказке А.С.
Пушкина?
ФИЗМИНУТКА:
Вот по сказке мы гуляли.(шагают)
И, конечно же, устали.
Мы немножко отдохнём, (присаживаются)
Дальше в сказку мы пойдём.(шагают)
Высоко поднимем руки.
Будем жить всегда без скуки.
Повернемся вправо, влево.
Вновь работать будем смело.
3.2. Вокально –
хоровая работа
Посмотрите видео. («Песня белочки»)
- Мы посмотрели фрагмент из сказки о
царе Салтане. Белочка, что делает?
- Значит мы подплыли к острову «Песни».
- Ребята, а сейчас займемся вокально-
хоровой работой.
Подготовка голоса, распевание.
(На гласные, на слоги, для разминки губ,
попевка «Звуки музыки»)
Распеваются, исполняют
песню
Метод
эмоционального
воздействия
УУД: Формировать
умение вокально-
хоровой работы.
- Сегодня мы разучим с вами русскую
народную песенку «Во саду ли, в
огороде».
Послушайте как она поётся.
Какая у нее мелодия?
Текст песни прочитайте.
- Какие слова не понятны?
- Кумач, китайка, гризет – это материал,
для пошива одежды.
Давайте прохлопаем ритм.
А теперь споём.
- Давайте исполним песню с
музыкальными инструментами ложки.
А кто желает станцевать как белочка?
Первичное восприятие
песни.
Плавная, мелодичная,
танцевальная.
Хоровое исполнение.
Кумачу я не хочу,
Китайки не надо;
Принеси, моя надежа,
Алого гризета,
Исполнение на ложках
Желающие танцуют с
платочками.
3.3. Построение
проекта выхода
из затруднения
- Послушайте музыку, какому герою из
сказки о царе Салтане она подходит?
В кого превращался князь Гвидон? (на
доску крепится изображение шмеля)
Правильно в комара, муху, шмеля.
- Это музыкальное произведение сочинил
композитор Н.А. Римский – Корсаков.
(на доску портрет композитора)
- Мы приплыли к новому острову
Слушание музыки
«Полёт шмеля»
Записывают в тетради :
Н.А. Римский –
Корсаков – композитор –
сказочник.
«Полёт шмеля» к сказке
Метод
эмоционального
воздействия
ПрУУД: Расширение
знания о творчестве
Римского-Корсакова
ПрУУД: Развитие
интереса к
классической музы
КУУД: Формировать
умение формулировать
собственное мнение и
позицию
«Композитора».
Николай Андреевич Римский – Корсаков –
русский композитор. В шесть лет он тоже
начал играть на фортепиано. Он очень
любил сказки и поэтому его музыка была
на сказочную тему. Его называют
композитором-сказочником.
-Как звучит музыка?
-Какие инструменты звучат?
-Давайте еще раз послушаем музыку
Н.А.Римского – Корсакова. И изобразим
полет шмеля. (ФИЗМИНУТКА)
о Царе Салтане.
Изображают полёт
шмеля.
Тревожно, очень
быстрый темп,
волнительно.
Изображают полёт
шмеля
6. Итог урока. Домашнее задание.
Цель: осознание каждым
обучающимся степени овладения
полученных знаний
Продолжите фразу, которую увидите перед
собой:
Сегодня на уроке я узнал….
Сегодня на уроке я почувствовал…
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке я вспомнил…
Сегодня на уроке я представил…
Сегодня на уроке я был…
Домашнее задание.
Ребята, нарисуйте иллюстрации к
музыкальным фрагментам сказки.
Отвечают на вопросы,
подводят микро итог
занятия
Устно продолжают
высказывания.
Устный опрос
ЛУУД: Формирование
способности к оценке
своей музыкальной
деятельности
7. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке, самооценка результатов
обучения
Цели: соотнесение поставленных
задач с достигнутым результатом,
фиксация нового знания, постановка
дальнейших целей
- И вот, наконец, мы приплыли к родным
берегам, и встречает нас радуга.
- А почему радуга?
- У вас на столах ноты. Прикрепите к
радуге настроения нотки
* цветные нотки четвертные – я все
запомнил, мне всё понравилось.
* белые – не все понятно, настроение
плохое.
* черный – мне грустно, не интересно.
- Спасибо всем за работу, до свидания.
Рефлексия.
У радуги, как у музыке 7
нот.
три ученика крепят
ноты на доску,
остальные поднимают.