Напоминание

Сказочные образы в музыке

Автор: Яргакова Юлия Викторовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Улаганская НОШ"
Населённый пункт: Республика Алтай, Улаганский район, село Улаган
Наименование материала: конспект урока
Тема: Сказочные образы в музыке







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Улаганская начальная общеобразовательная школа»

Технологическая карта урока музыки

по теме: «Сказочные образы в музыке»

3 класс.

Разработала:

учитель музыки

Ю.В. Яргакова

Улаган, 2018 г.

Тема урока: Сказочные образы в музыке.

Цель: Познакомиться с музыкальными произведениями, основой которых становится сказка.

Планируемый результат:

Предметные:

знать сходство и различие музыкального, поэтического и живописного образов на примере сказочных героев А. Пушкина.

уметь анализировать выразительные средства музыки в передаче музыкального образа (инструментовка, тембр, регистр, мелодия,

динамика, темп)

Развивать интерес к музыке и литературе на примере музыкальных произведений Н.А. Римского-Корсакова;

Закрепление понятие «опера» на примере музыки Н.А Римского-Корсакова;

Развитие интереса к классической музыке;

Повторение музыкальных жанров.

Личностные:

Формирование мотивационной основы музыкальной деятельности;

Формирование познавательного интереса к новому музыкальному материалу и способам решения новой задачи;

Формирование способности к оценке своей музыкальной деятельности.

Метапредметные:

Формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений о музыке;

гото

вность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого

иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формирующихся в процессе совместной

творческой и коллективной хоровой и инструментальной деятельности;

проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении;

Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных

произведений.

Тип урока: урок-путешествие.

Межпредметные связи: Музыка, живопись, поэзия.

Оснащение занятия:

Материалы для учащихся: тексты песен, орешки, платочки

Материалы для учителя: технологическая карта, презентация

Музыкальный ряд: музыка «Шум моря»,

фонограмма «Во саду ли, в огороде», фонограммы попевок. видеоролики «Начало сказки»,

«Песенка белочки».

Литературный ряд: А.С.Пушкин

«Сказка о царе Салтане».

Зрительный ряд: иллюстрации к сказке А.С.Пушкина.

Технологическая карта

урока:

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Методы

обучения и

воспитания

Планируемые

результаты

1. Мотивирование к учебной

деятельности

Цель: заинтересовать детей через

определение личной значимости,

практической направленности,

социальной ситуации и т.д.

Вход детей под музыку «Шум моря» в

класс.

Музыкальное приветствие обучающихся.

Прозвенел звонок, начался урок!

- Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте, учитель!

- Начинаем музыкальный наш урок!»

Психологический настрой на урок.

- Ребята, с каким настроением вы пришли

на урок?

- Что мы пожелаем друг другу?

Улыбнитесь, возьмитесь за руки и

скажите: Мы умные ребята, у нас все

получится.

Приветствие учителя.

Отвечают на вопросы

Формирование

готовности

восприятия

учебного

материала

ЛУУД: Формирование

мотивационной

основы музыкальной

деятельности

2. Актуализация знаний

- Под какую музыку вы вошли?

Мы отправляемся в морское путешествие,

каждая группа это экипаж корабля. А вот

Шум моря, крик чаек.

Беседа

ПУУД: Формирование

умения строить

рассуждения в форме

связи простых

какое путешествие посмотрите на экран.

Показ видеоролика «Начало сказок».

-Ребята, вы просмотрели какой фрагмент ?

Почему сказки называют маленьким

чудом? Почему их любят и не могут

забыть?

Смотрят начало сказки

О сказках, их роли, их

идеи.

Потому что в них всегда

сбывается мечта.

суждений о музыке;

3. Формулирование темы урока,

постановка цели

Цели: подведение детей к

формулированию конкретной,

достижимой, понятной цели

-Ребята, посмотрите на иллюстрации,

узнали сказку? Какие сказочные образы

изображены?

-Дети, а как вы думаете, сказку можно

описать только словами? Или её можно

рассказать через музыку?

- Какая тема урока у нас сегодня?

- Правильно «Сказочные образы в

музыке».

- В какое путешествие мы с вами

отправимся? Какие цели мы поставим?

А.С. Пушкин «Сказка о

царе Салтане, о сыне его

славном и могучем

богатыре князе Гвидоне

Салтановиче и о

Прекрасной царевне

Лебеди».

Ответы детей.

Формулируют тему и

цели урока

В путешествие

музыкальных сказочных

образов.

Подводит к теме

урока через

сказку А.С.

Пушкина

Привлекает внимание

из смежных

предметных областей

(поэзия, живопись)

4. Организация

музыкальной

познавательной

деятельности.

Изучение нового

материала

3.1. Постановка

проблемы

(выявление

места и

причины

затруднения)

На доске иллюстрации сказки «Сказка о

царе Салтане».

- Поставьте иллюстрации правильно.

-Итак, первый остров, к которому мы

- В сказке происходит

чудо, превращение.

Волшебная белочка, 33

богатыря и Царевна-

Лебедь.

Метод

проблемной

ситуации

ЛУУД: Формирование

познавательного

интереса к новому

музыкальному

материалу

Цели: выявление

обучающимися

новых знаний,

развитие умения

находить ответы

на проблемные

вопросы,

подведение детей

к

самостоятельному

выводу способа

действия с

информацией

приплыли «Остров сказочные образы»

(крепится на доске)

-Ребята, чем сказка отличается от других

литературных произведений?

- Правильно, в сказке происходит чудо, а

какие чудеса происходили в «Сказке о

царе Салтане»? »? (на доску иллюстрации

Белочки, 33 богатыря, Царевны Лебедь).

-Какие чудеса происходили в сказке А.С.

Пушкина?

ФИЗМИНУТКА:

Вот по сказке мы гуляли.(шагают)

И, конечно же, устали.

Мы немножко отдохнём, (присаживаются)

Дальше в сказку мы пойдём.(шагают)

Высоко поднимем руки.

Будем жить всегда без скуки.

Повернемся вправо, влево.

Вновь работать будем смело.

3.2. Вокально –

хоровая работа

Посмотрите видео. («Песня белочки»)

- Мы посмотрели фрагмент из сказки о

царе Салтане. Белочка, что делает?

- Значит мы подплыли к острову «Песни».

- Ребята, а сейчас займемся вокально-

хоровой работой.

Подготовка голоса, распевание.

(На гласные, на слоги, для разминки губ,

попевка «Звуки музыки»)

Распеваются, исполняют

песню

Метод

эмоционального

воздействия

УУД: Формировать

умение вокально-

хоровой работы.

- Сегодня мы разучим с вами русскую

народную песенку «Во саду ли, в

огороде».

Послушайте как она поётся.

Какая у нее мелодия?

Текст песни прочитайте.

- Какие слова не понятны?

- Кумач, китайка, гризет – это материал,

для пошива одежды.

Давайте прохлопаем ритм.

А теперь споём.

- Давайте исполним песню с

музыкальными инструментами ложки.

А кто желает станцевать как белочка?

Первичное восприятие

песни.

Плавная, мелодичная,

танцевальная.

Хоровое исполнение.

Кумачу я не хочу,

Китайки не надо;

Принеси, моя надежа,

Алого гризета,

Исполнение на ложках

Желающие танцуют с

платочками.

3.3. Построение

проекта выхода

из затруднения

- Послушайте музыку, какому герою из

сказки о царе Салтане она подходит?

В кого превращался князь Гвидон? (на

доску крепится изображение шмеля)

Правильно в комара, муху, шмеля.

- Это музыкальное произведение сочинил

композитор Н.А. Римский – Корсаков.

(на доску портрет композитора)

- Мы приплыли к новому острову

Слушание музыки

«Полёт шмеля»

Записывают в тетради :

Н.А. Римский –

Корсаков – композитор –

сказочник.

«Полёт шмеля» к сказке

Метод

эмоционального

воздействия

ПрУУД: Расширение

знания о творчестве

Римского-Корсакова

ПрУУД: Развитие

интереса к

классической музы

КУУД: Формировать

умение формулировать

собственное мнение и

позицию

«Композитора».

Николай Андреевич Римский – Корсаков –

русский композитор. В шесть лет он тоже

начал играть на фортепиано. Он очень

любил сказки и поэтому его музыка была

на сказочную тему. Его называют

композитором-сказочником.

-Как звучит музыка?

-Какие инструменты звучат?

-Давайте еще раз послушаем музыку

Н.А.Римского – Корсакова. И изобразим

полет шмеля. (ФИЗМИНУТКА)

о Царе Салтане.

Изображают полёт

шмеля.

Тревожно, очень

быстрый темп,

волнительно.

Изображают полёт

шмеля

6. Итог урока. Домашнее задание.

Цель: осознание каждым

обучающимся степени овладения

полученных знаний

Продолжите фразу, которую увидите перед

собой:

Сегодня на уроке я узнал….

Сегодня на уроке я почувствовал…

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке я вспомнил…

Сегодня на уроке я представил…

Сегодня на уроке я был…

Домашнее задание.

Ребята, нарисуйте иллюстрации к

музыкальным фрагментам сказки.

Отвечают на вопросы,

подводят микро итог

занятия

Устно продолжают

высказывания.

Устный опрос

ЛУУД: Формирование

способности к оценке

своей музыкальной

деятельности

7. Рефлексия

учебной

деятельности на

уроке, самооценка результатов

обучения

Цели: соотнесение поставленных

задач с достигнутым результатом,

фиксация нового знания, постановка

дальнейших целей

- И вот, наконец, мы приплыли к родным

берегам, и встречает нас радуга.

- А почему радуга?

- У вас на столах ноты. Прикрепите к

радуге настроения нотки

* цветные нотки четвертные – я все

запомнил, мне всё понравилось.

* белые – не все понятно, настроение

плохое.

* черный – мне грустно, не интересно.

- Спасибо всем за работу, до свидания.

Рефлексия.

У радуги, как у музыке 7

нот.

три ученика крепят

ноты на доску,

остальные поднимают.