Автор: Мишина Анастасия Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ лицей №393
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка урока по математике
Тема: Параллельные прямые. Математика. 6 класс.
Урок математики в 6 классе
по теме:
Параллельные прямые
Цели в блоках достижений:
личностных результатов:
1.
смыслообразование;
2.
формирование умения работать в команде;
метапредметных результатов:
1.
формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения;
2.
формирование умения ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности;
3.
формирование умения применять математические схемы и утверждения для решения
учебных, познавательных и практических задач;
предметных результатов:
1.
формирование понятия параллельные прямые;
2.
Применение признака параллельных прямых.
Материал необходимый для урока:
•
проектор для презентации с картинками (смотри приложение 1) или распечатанные
картинки из приложения 1.
•
распечатанные картинки из приложения 2.
Ход урока
Название урока: «Не верь глазам своим»
I. подготовительный этап
Задание №1
На слайде представлены картинки: (Приложение 1)
Что общего во всех этих картинках? (параллельные прямые)
Какую картинку можно назвать лишней?
Формулируем тему урока: Что мы будем изучать сегодня на уроке? (Параллельные прямые)
Формируем план урока: (Записывается на доске и остается. Потом еще будет дополняться)
Что мы должны знать про параллельные прямые?
•
Что это такое? (дать определение параллельным прямым)
•
Где применяются, зачем нужны?
II. Основной этап
Начинаем с первого пункта нашего плана: Что такое параллельные прямые? То есть нам
нужно дать определение параллельных прямых)
1. формулируем определение:
1. параллельные прямые — это прямые, которые не пересекаются (или не имеют общих точек).
Назовите все модели параллельных прямых, которые вы видите на картинке? (полосы
движения, две разделительные полосы параллельны, столбы* (своими словами должны
написать)
Найдите на картинке модели прямых, которые не пересекаются
но и не параллельны.
Приведите еще примеры прямых, которые не пересекаются, но и
не параллельны, в классе например.
Значит наше определение не совсем верно, нужно его дополнить:
Дополняем определение: две прямые параллельны, если они лежат
в одной плоскости и не пересекаются.
Обозначение: a||b, AB|| CD, AB||a.
Физкультурная минутка (?)
1.
Расположите обе руки параллельно подоконнику.
2.
Расположите обе руки параллельно высоте здания школы.
3.
Расположите левую руку параллельно подоконнику, правую параллельно карнизу.
4.
Расположите руки параллельно.
5.
Расположите руки перпендикулярно карнизу.
6.
Расположите руки перпендикулярно высоте здания школы.
7.
Сделайте с соседом по парте пару параллельных и пару перпендикулярных прямых.
Распознавание объекта
2. Являются ли прямые на следующих картинках параллельными? (Приложение 2)
Найдите среди данных картинок те, на которых изображены параллельные прямые. Какие
картинки вы не выбрали? Почему? Продлите горизонтальные линии на картинках. Что вы
видите? (что прямые параллельны)
Таким образом, не всегда то, что очевидно является верным. Значит нам нужен реально
действующий аппарат для проверки параллельности прямых.
Дополним наш план урока: нужен аппарат для доказательства параллельности прямых
утверждение:
Если две прямые перпендикулярны третьей, то эти прямые параллельны.
Возьмем лист бумаги двойной. Нарисуем две прямые перпендикулярные линии пересечения.
Предположим, что они пересекаются. Согнем пополам. Получаем, что 2 прямые пересекаются
в двух местах, чего быть не может.
Практическая командная работа
1.
Объединиться в группы по 4 человека. И с помощью данного утверждения и угольника
проверьте, являются ли прямые на предыдущих картинках параллельными. Сделайте
вывод.
2.
Сформулируйте алгоритм проверки параллельности двух прямых с помощью угольника и
линейки. Запишите его в тетрадь. Нарисуйте две параллельные прямые в тетради не по
клеточкам.
Каждый самостоятельно, если успеем:
1.
Постройте угол ABC, равный 65º, и на его стороне BА отметьте точку М. Проведите через
точку М прямые, перпендикулярные сторонам угла.
2.
Постройте угол MOK, равный 120º, и внутри его отметьте точку А. Проведите через точку
А прямые, параллельные сторонам угла.
3.
Постройте четырехугольник MNPK, в котором MN || PK.
4.
Постройте четырехугольник ABCD, в котором AB || CD, BC || DC.
Итоги урока:
1.
приведите пример прямых непересекающихся, но не параллельных.
2.
Сформулируйте определение параллельных прямых.
3.
Подумайте как с помощью угольника и линейки построить 2 параллельные прямые.
Алгоритм построения запишите или зарисуйте.
Вернемся к нашему плану урока: какие пункты мы выполнили (дать определение, доказать
признак). Какой пункт оказался не выполненным? (где применяются, зачем нужно)
Домашнее задание:
1.
нарисовать параллельные прямые на белом листе и вклеить в тетрадь. С клеточками
совпадать не должны
2.
написать сочинение-рассуждение на тему: «Мир без параллельных прямых».
3.
на усмотрение учителя.
Приложения
Приложение 1
Примечание: картинки могут быть любыми, только на них должны быть параллельные
прямые.
Назад: место в уроке
Приложение 2
Назад: Место на уроке