Автор: Южалова Людмила Васильевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 7
Населённый пункт: город Муром
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Современные субкультуры и их отношение с традиционными культурами".
Круглый стол
«Современные субкультуры и их отношение с традиционными
культурами».
Цель: познакомить учащихся с видами молодежных субкультур.
Задачи: выяснить исходный уровень информированности учеников по
проблеме «молодежные субкультуры»; повысить уровень информированности
учащихся по проблеме «молодежные субкультуры»; воспитывать чувство
толерантности к различным видам субкультур; мотивировать к дальнейшему
самостоятельному поиску информации о «молодежных субкультурах»;
проверить уровень усвоения информации.
Структура:
I. Организационный момент.
II. Актуализация проблемы.
III. Информационный блок.
IV. Диспут.
V. Заключение
VI. Рефлексия.
Участники:
Учащиеся школы
Представители субкультур, представители комитета по делам молодежи,
педагоги
Звучит музыка:
Выходят ученики , читают стихотворение
Молодежные течения,
Вот предмет для изучения,
Каждый год они меняются,
Исчезают, появляются!
Есть течения спокойные,
Не скандальные, пристойные,
Есть как вихрь агрессивные,
Среди них, увы, спортивные!
Есть опасные фанатики,
Есть религии догматики,
Как их вождь авторитарные,
И совсем тоталитарные!
Есть течения фашистские,
Экстремистские, расистские,
Нарушая Конституцию,
Учиняют экзекуцию!
Молодежные течения,
Группировки и движения,
Тех, кто в стаи собирается,
Среди прочих выделяется!
Лишь бы все эти течения,
Были в верном направлении,
Наш Закон не нарушали,
И людей не унижали!
Выход ведущего:
Добрый день уважаемые педагоги, учащиеся. гости. Я благодарю вас за то
,что вы пришли на встречу и надеюсь, что мы найдем взаимопонимание .Тема
нашей встречи нестандартная, необычная. Мы поговорим о таком явлении как
субкультуры.Сегодня мы попробуем разобраться в многообразии
современных молодёжных субкультур, попытаемся выяснить каковы плюсы и
минусы принадлежности к какому-либо из молодёжных течений, будем
продолжать воспитывать в себе толерантное отношение к мнению других
людей.
Вопрос: - И я обращаю свой вопрос к вам, ребята. Какие знаете вы
субкультуры?
Ведущий: Правильно, существует множество молодежных субкультур,
которые имеют интересы, взгляды, стиль и образ жизни, отличающиеся от
общепринятых. Месте с вами мы постараемся разобраться в том, что несут
молодежные субкультуры вам, молодым людям, для того, чтобы вы не
оказались в опасных ситуациях, которые могут нанести вред вашему
здоровью: физическому и моральному, разрушить вашу личность. Вы должны
уметь отделить «хорошее» от «плохого», понимать, чему следует подражать, а
чего следует опасаться.
Готовясь к встрече , мы провели анонимное анкетирование, в котором
приняли участие старшеклассники 9-11 классов школ №4,7.Результаты
анкетирования следующие:
Приведу результаты анкетирования.(слайды)
Ведущий:
- Итак, молодежная субкультура, что это такое?
И я приглашаю учителя истории и обществознания., которая сделает
небольшой экскурс по молодежной субкультуре.
(презентация)
Ведущий: Спасибо Вам за информацию по субкультуре. А у меня вопрос ко
всем присутствующим в зале: А вы знаете какие субкультуры есть в нашем
городе?
Ведущий: А я в свою очередь хочу добавить, что в нашем городе Муроме
успешно развивается и поддерживается администрацией округа Мурома
следующие неформальные движения. Всего их 11 (слайд)
Ведущий: Сегодня у нас в гостях представители танцевальной субкультуры
Брейк-дэнс. Встречаем.
Ведущий: Спасибо. Невольно возникает вопрос. Ребята, скажите, что вас
объединяет и в чем особенность вашей группы?
Ведущий: Спасибо , что поделились своими впечатлениями и рассказали нам
о своем увлечении. А я продолжаю нашу встречу.
Ведущий:
Особенностью нынешней ситуации, в которой осуществляется формирование
духовного облика подростков, заключается в том, что этот процесс происходит
в условиях ослабления политического и идеологического прессинга,
расширения социальной самостоятельности и инициативы молодежи. Он
сопровождается переоценкой ценностей, критическим осмыслением опыта
предшествующих поколений, новыми представлениями о своем
профессиональном будущем и будущем общества.
Ведущий : Как вы считаете, какие же причины вынуждают молодых людей
объединяться в неформальные группы?
Сегодня в диалоге принимают участие две группы: педагоги и учащиеся школ.
И, конечно, наши эксперты, люди с большим жизненным опытом, активной
жизненной позицией, которым есть что сегодня нам сказать и поделится
опытом.
И так на выполнение задания вам отводится несколько минут.
Ведущий:
Уважаемые гости, представители субкультур ,у вас есть что добавить к
сказанному.(внимание на экран)
Правильно, к вышесказанному следует добавить еще
-вызов обществу, протест,
-неразвитая сфера организации досуга для молодежи,
-нежелание быть «как все», привлечь внимание,
-отсутствие цели в жизни,
-возрастные увлечения, дань моде, желание утвердиться в новой среде,
-копирование западных структур, течение культуры,
-влияние криминальных структур, хулиганство.
Ведущий: Вы согласны со мной?
Как мы уже поняли молодежная субкультура неординарна. Она несет как
положительные так и отрицательные черты.
Сейчас я предлагаю каждой группе сделать постер по субкультуре. Для этого
вам необходимо собрать пазлы, отражающие тот или иной вид субкультуры и
найти черты, характеризующую ее ,
Ведущий:
Мы постарались исследовать субкультуры, представители которых чаще всего
встречаются нам на улицах наших городов, в телепрограммах или в средствах
массовой информации.
Сейчас я хочу предоставить слово представителям групп. К каким выводам
они пришли?
Теперь давайте вместе определим положительные и отрицательные стороны
влияния субкультур на подростков.
Негативными сторонами субкультур являются: . Она ограничивает и
сужает кругозор, обостряет отношения между сверстниками, для субкультуры
подростков характерны социально нежелательные проявления: внешний вид,;
многочасовые тусовки; вредные привычки, нецензурная брань, фанатическое
поведение нарушения закона
При незначительных отличиях все субкультуры имеют общие
позитивные стороны: стремление к самовыражению; желание быть
независимым от мнения других, обратить на себя внимание, быть непохожим,
самоутвердиться в среде сверстников. Облегчает общение со сверстниками,
это реальность –где подросток компетентен и самостоятелен, где он может
себя почувствовать взрослым .это удивительный мир, мир без взрослых. Эти
субкультуры имеют право быть, если не преступают закон.
Вывод: «Плохо» или «хорошо» — это вопрос оценки. Как вы убедились сами,
в каждой субкультуре есть и хорошее и плохое. И мы все должны видеть это,
прежде чем принимать решение о вступлении в ту или иную группу.
Ведущий:
А продолжим наш диалог для вас блиц-вопрос.
Как вы считаете:
•
Как строятся отношения между молодежными субкультурами и
«взрослым» обществом?(найти точки соприкосновения, задача взрослых
убедить в правильности выбора и уметь отличить нужное от неприличного
,хорошее от плохого и взять что-то полезное для себя)
•
И все-таки: почему именно молодежь, подчас совсем юные ребята,
тянется к образованию каких-то групп? )интерес, разочарование…)
•
Как вы оцениваете субкультуры – как явление скорее плохое и опасное
или как нечто, приносящее пользу?
Есть ли опасность стать стать пленником субкультуры? В ЧЕМ ОНА?
Какие из субкультур вам кажутся наиболее неприемлемыми?
Ведущий:
А сейчас я предлагаю вам разрешить ряд ситуаций, в которых может оказаться
каждый. Слово Модиной Светлане Викторовне (психолог)
Ведущий: С удовольствием представляю вам представителей байк-клуба Вам
слово.
Ведущий: Великий педагог Сухомлинский говорил: «Нужно осторожными
прикосновениями пробуждать и утверждать волевые силы ребенка, видеть и
оценивать себя, думать о себе и самое главное верить в себя. Вот о вере
,нравственности, духовной красоте мне бы хотелось поговорить с отцом
Олегом.
Ведущий: Продолжая разговор, говоря о духовно-нравственности мне бы
хотелось сказать и о значимости образования. (Зуева Любовь Евгеньевна)
Заключение:
Заканчивая разговор о субкультурах ,хотелось бы отметить, что право выбора
остается за каждым. Сегодня очень важно , что именно традиционная культура
есть источник творчества и вдохновения , где каждый может себя реализовать
и совершенствовать.
От себя мне бы хотелось познакомить вас с одной мудрой индийской притчей,
надеюсь, что вы ее правильно поймете и сделаете вывод для себя.
Орёл и раковина
Согласно
индийской
истории
о
сотворении
жизни
Бог
сначала
создал
раковину
и
поместил
ее
на
дно
морское.
Там
она
вела
не
слишком
интересную жизнь. Она только и делала, что открывала створки, впускала в
себя немного морской воды, а затем закрывала створки. И так изо дня в день.
З а т е м
Б о г
с о з д а л
о р л а .
Он дал ему свободу и возможность летать повсюду. Для орла практически не
существовало границ, но за эту свободу ему пришлось платить. Он каждый
день должен был добывать себе пропитание. Это было нелегко, особенно когда
у него появлялись птенцы и приходилось охотиться весь день напролет, чтобы
н а к о р м и т ь
и х .
Н о
о р е л
с
р а д о с т ь ю
с о г л а с и л с я
н а
э т о .
А затем Бог создал человека. Он показал ему раковину и орла, а затем спросил,
какую жизнь он хочет вести.
Ведущий: Наша встреча подошла к концу. Примите от нас музыкальный
подарок.