Автор: Южалова Людмила Васильевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 7
Населённый пункт: город Муром
Наименование материала: статья
Тема: Программный метод управления внеурочной деятельностью
Учитель истории и обществознания Южалова Л.В.
Программный метод управления внеурочной деятельностью
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности
объясняется новым взглядом на образовательные результаты, обозначенные
ФГОС. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения
школьных дисциплин, а особенно личностных результатов-ценностей,
ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной
деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих
интересов, мотивов. Скрытые процессы, происходящие внутри реализуемой
модели внеурочной деятельности и эффекты, получаемые в результате ее
реализации, руководитель школы способен увидеть их только в ходе
системного подхода в управлении, основанного на программно-целевом
методе. Программный метод в управлении ориентирован на достижение
конечного результата в логике поэтапного действия: формирование дерева
целей, разработка программы, реализация управляющей программы.
Основными принципами программного метода управления являются:
ориентация на конечную цель, сквозное планирование объекта управления,
принцип непрерывности.
В период подготовки к введению ФГОС школа начала организацию
внеурочной деятельности с создания организационно-управленческих
условий её реализации. Эта деятельность включает в себя несколько этапов:
- оценку ресурсов (финансовых, материально-технических, кадровых и .т.д.);
- анализ социального заказа (выявление потребностей учащихся и их
родителей (законных представителей);
- создание модели внеурочной деятельности, плана внеурочной деятельности;
- нормативно-правовое обеспечение модели внеурочной деятельности, в том
числе заключение договоров с учреждениями дополнительного образования
детей;
- создание программ курсов внеурочной деятельности;
- формирование групп, составление расписания;
- организация методического сопровождения модели внеурочной
деятельности;
- организация контроля реализации модели внеурочной деятельности.
Проанализировав все имеющиеся ресурсы, обеспечивающие организацию
системы внеурочной деятельности учащихся: кадровые, информационные,
материально-технические, организационно-управленческие и другие,
учреждением была выбрана оптимизационная модель внеурочной
деятельности. В реализации данной модели принимают участие все
педагогические работники данного образовательного учреждения: учителя,
педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели,
педагоги дополнительного образования. и т. д. Координирующая роль в
организации внеурочной деятельности принадлежит классному
руководителю, который в соответствии со своими функциональными
обязанностями:
- взаимодействует с педагогическими работниками, с учебно-воспитательным
персоналом школы;
- организует в классе образовательный процесс, способствующий развитию
личности учащихся;
- создает для этого благоприятный микроклимат;
- включает учащихся в разнообразные виды деятельности для развития их
интересов, склонностей, способностей, разумного проведения свободного
времени;
- взаимодействует с родителями учащихся.
Преимущество данной модели заключается в том, что создается единое
образовательное пространство в школе, в котором объединяются все
структурные подразделения учреждения.
В ходе введения оптимизационной модели педагогический определил в
качестве важнейшей задачи-задачу -оценку результативности модели и
эффектов, получаемых в ходе ее реализации.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия
обучающегося в деятельности (например, он приобрел некое знание, пережил
и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это
последствие результата; то, к чему привело достижение результата.
Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения,
совершённые действия развили человека как личность, способствовали
формированию его компетентности, идентичности. То есть развитие
личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что
ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе, сам ребенок)
достигли своих результатов. Образовательные результаты внеурочной
деятельности анализировались с позиции трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний
(об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых
и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной
реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений
школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной
реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта
самостоятельного социального действия.
Организационно-методической основой реализации внеурочной
деятельности стал методический конструктор(приложениеи№1). Используя
этот конструктор, можно самостоятельно учитывать имеющиеся ресурсы,
желаемые результаты, специфику образовательного учреждения при
проектировании образовательных программ внеурочной деятельности. С
учетом выполнения задач, определенных моделью внеурочной деятельности,
изменением ролей , были внесены изменения в должностные инструкции
классных руководителей, социально-психологической службы, в работу
ШМО начальных классов, классных руководителей, воспитателей, в
разработке организационно-распорядительных документов.
Для изучения и оценки состояния и эффективности системы внеурочной
деятельности школьников используется диагностико- аналитический
инструментарий..
Таким образом использование программно-целевого метода при
осуществлении целевых программ позволяет школе успешно решать
следующие задачи :
–
обеспечивать комплексный подход к управлению
–
-обеспечить эффективное взаимодействие и координацию работ всех
участников образовательного процесса, осуществляющих инновационный
процесс
–
-обеспечить эффективность контроля за выполнением всех работ