Напоминание

Программный метод управления внеурочной деятельностью

Автор: Южалова Людмила Васильевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 7
Населённый пункт: город Муром
Наименование материала: статья
Тема: Программный метод управления внеурочной деятельностью







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Учитель истории и обществознания Южалова Л.В.

Программный метод управления внеурочной деятельностью

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности

объясняется новым взглядом на образовательные результаты, обозначенные

ФГОС. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения

школьных дисциплин, а особенно личностных результатов-ценностей,

ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной

деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих

интересов, мотивов. Скрытые процессы, происходящие внутри реализуемой

модели внеурочной деятельности и эффекты, получаемые в результате ее

реализации, руководитель школы способен увидеть их только в ходе

системного подхода в управлении, основанного на программно-целевом

методе. Программный метод в управлении ориентирован на достижение

конечного результата в логике поэтапного действия: формирование дерева

целей, разработка программы, реализация управляющей программы.

Основными принципами программного метода управления являются:

ориентация на конечную цель, сквозное планирование объекта управления,

принцип непрерывности.

В период подготовки к введению ФГОС школа начала организацию

внеурочной деятельности с создания организационно-управленческих

условий её реализации. Эта деятельность включает в себя несколько этапов:

- оценку ресурсов (финансовых, материально-технических, кадровых и .т.д.);

- анализ социального заказа (выявление потребностей учащихся и их

родителей (законных представителей);

- создание модели внеурочной деятельности, плана внеурочной деятельности;

- нормативно-правовое обеспечение модели внеурочной деятельности, в том

числе заключение договоров с учреждениями дополнительного образования

детей;

- создание программ курсов внеурочной деятельности;

- формирование групп, составление расписания;

- организация методического сопровождения модели внеурочной

деятельности;

- организация контроля реализации модели внеурочной деятельности.

Проанализировав все имеющиеся ресурсы, обеспечивающие организацию

системы внеурочной деятельности учащихся: кадровые, информационные,

материально-технические, организационно-управленческие и другие,

учреждением была выбрана оптимизационная модель внеурочной

деятельности. В реализации данной модели принимают участие все

педагогические работники данного образовательного учреждения: учителя,

педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели,

педагоги дополнительного образования. и т. д. Координирующая роль в

организации внеурочной деятельности принадлежит классному

руководителю, который в соответствии со своими функциональными

обязанностями:

- взаимодействует с педагогическими работниками, с учебно-воспитательным

персоналом школы;

- организует в классе образовательный процесс, способствующий развитию

личности учащихся;

- создает для этого благоприятный микроклимат;

- включает учащихся в разнообразные виды деятельности для развития их

интересов, склонностей, способностей, разумного проведения свободного

времени;

- взаимодействует с родителями учащихся.

Преимущество данной модели заключается в том, что создается единое

образовательное пространство в школе, в котором объединяются все

структурные подразделения учреждения.

В ходе введения оптимизационной модели педагогический определил в

качестве важнейшей задачи-задачу -оценку результативности модели и

эффектов, получаемых в ходе ее реализации.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия

обучающегося в деятельности (например, он приобрел некое знание, пережил

и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это

последствие результата; то, к чему привело достижение результата.

Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения,

совершённые действия развили человека как личность, способствовали

формированию его компетентности, идентичности. То есть развитие

личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что

ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе, сам ребенок)

достигли своих результатов. Образовательные результаты внеурочной

деятельности анализировались с позиции трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний

(об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых

и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной

реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений

школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,

природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной

реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта

самостоятельного социального действия.

Организационно-методической основой реализации внеурочной

деятельности стал методический конструктор(приложениеи№1). Используя

этот конструктор, можно самостоятельно учитывать имеющиеся ресурсы,

желаемые результаты, специфику образовательного учреждения при

проектировании образовательных программ внеурочной деятельности. С

учетом выполнения задач, определенных моделью внеурочной деятельности,

изменением ролей , были внесены изменения в должностные инструкции

классных руководителей, социально-психологической службы, в работу

ШМО начальных классов, классных руководителей, воспитателей, в

разработке организационно-распорядительных документов.

Для изучения и оценки состояния и эффективности системы внеурочной

деятельности школьников используется диагностико- аналитический

инструментарий..

Таким образом использование программно-целевого метода при

осуществлении целевых программ позволяет школе успешно решать

следующие задачи :

обеспечивать комплексный подход к управлению

-обеспечить эффективное взаимодействие и координацию работ всех

участников образовательного процесса, осуществляющих инновационный

процесс

-обеспечить эффективность контроля за выполнением всех работ