Напоминание

"Игровая терапия с детьми имеющие РАС"

Автор: Копылова Виктория Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКУ "Красноярский детский дом "Родничок"
Населённый пункт: г.Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: "Игровая терапия с детьми имеющие РАС"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Игровая терапия с детьми, имеющими РАС

В.С. Копылова

КГКУ «Красноярский детский дом «Родничок»

г. Красноярск

Хорошо всем известно, насколько важна игра для нормального развития

ребенка. Многие психологические и педагогические исследования говорят о

том, что в игре ребенок развивается, исследует окружающий мир, моделирует

его, осваивает житейские правила, человеческие отношения, «примеряет» на

себя

социальные

роли.

Игра

-

основной

вид

деятельности

дошкольника.

Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх.

У детей с РАС выявляются нарушения в развитии, которые влияют на

их восприятие и понимание окружающего мира.

Аутизм

это

комплексное

нарушение

развития,

включающее

проблемы с социальным взаимодействием, освоением языка и целым рядом

эмоциональных, когнитивных, двигательных и сенсорных способностей, а

также отставание в развитии этих способностей.

До сих пор не вполне понятны причины и частота возникновения этого

заболевания.

Как

уже

упоминалось,

согласно

некоторым

исследованиям,

распространенность расстройств аутистического спектра доходит до 1 случая

на 166 человек. Большинство исследований также отмечают резкий рост

числа

людей

с

подобными

нарушениями

по

сравнению

с

уровнем

десятилетней

давности.

Некоторые

исследователи

относят

рост

числа

выявляемых случаев заболевания на счет улучшения диагностики, но многие

считают,

что

наблюдается

рост

аутизма

и

расстройств

аутистического

спектра.

Причины

роста

заболеваемости,

как

и

причины

самого

аутизма,

неизвестны. Поэтому, исследовать причины аутизма лучше всего с позиции

так называемого кумулятивного риска, концепции множественности путей,

которая полагает, что аутизм возникает в результате взаимодействия многих

факторов.

1

Если

понаблюдать

за

игрой

аутичного

ребенка,

можно

заметить

некоторые характерные для нее особенности.

Отмечается

либо

полное

игнорирование

игрушек,

либо

их

рассматривание без стремления манипулировать. В основном наблюдаются

кратковременные или более длительные стереотипные действия с такими

предметами обихода, как веревочки, ключи, гайки, бутылки и т. д. Реже

встречается

интерес

к

игрушкам,

но

и

при

этом

преобладают

такие

стереотипии,

как

верчение

игрушками

перед

глазами,

перекладывание

с

места

на

место,

постукивание

об

пол

или

касание

игрушками

лица,

обнюхивание,

облизывание.

Отсутствует

сюжетный

замысел

в

игровой

деятельности. Характерны игры со струёй воды, переливание жидкости из

одной посуды в другую.

Любое

подключение

взрослого

к

игре

аутичного

ребенка

должно

сопровождаться

эмоционально-смысловым

комментарием.

С

помощью

комментариев

мы

стараемся,

по

возможности,

придать

игровой

смысл

аутостимуляторным действиям ребенка.

Прежде всего, важно учесть, что ребенок с РАС, скорее всего, не будет

играть

в

игру,

предложенную

взрослым.

Придется

некоторое

время

наблюдать за ребенком, чтобы понять, что именно ему интересно, какие

впечатления его радуют, тонизируют, чтобы потом «подключиться» к этим

впечатлениям и сделать их более интересными и разнообразными.

Когда мы «подключились» к положительным впечатлениям, завоевали

доверие ребенка, необходимо построить в игре короткие эпизоды сюжета, или

обозначить наши совместные с ребенком сенсорные «забавы», как элементы

сюжета. Нужно, чтобы ребенок знал, что вы не просто кружите его на руках,

а что он «летает как птичка» и «сейчасприлетит к маме в гнездышко»; что он

не просто коллекционирует игрушки под столом, а

«прячет

и

спасает

зверей

от

дождя

и

ветра».

Такая

работа

достаточно

длительна и требует от взрослого терпения и изобретательности.

2

Следующий шаг в развитии игры с аутичным ребенком – построение

стереотипа

игрового

сюжета.

В

этом

нам

помогают

хорошо

известные

ребенку детали его собственной жизни. Например, строим дом, похожий на

бабушкин, где ребенок часто бывает. Потом у бабушки появляются курочки

или кролики (игрушечные), от которых у ребенка остаются положительные

впечатления.

Мы

их

должны

кормить.

Так

постепенно

мы

формируем

простой сюжет, который надолго становится любимой игрой ребенка.

Выстраивание

сюжета,

связывание

игровых

эпизодов

в

единую

последовательность необходимо для того, чтобы формировать у аутичного

ребенка восприятие течения времени, связи и взаимозависимости событий.

И,

наконец,

важная

деталь,

которую

нужно

отработать

в

игре

с

аутичным

ребенком,

-

это

внесение

в

игру

элемента

неожиданности,

приключения,

переживания

опасности.

Вводить

в

игру

подобные

детали

следует с большой осторожностью, в силу своей особой ранимости могут

испугаться

или

расстроиться

при

самой,

казалось

бы,

безобидной

случайности.

В

то

же

время,

мы

можем

научить

их

справляться

с

подобными

переживаниями,

ведь

в

игре

все

неожиданные

и

опасные

ситуации

разрешаются благополучно.

Подводя итог, можно отметить, что игра дает возможность постоянной

«разминки»,

тренировки

ребенка

в

аффективном

контакте

со

взрослым,

объединения

их

внимания.

Внесение

эмоционального

смысла,

развитие

сюжета расширяет представления ребенка об окружающем мире, отвлекает

его от привычных способов аффективной аутостимуляции, формируя интерес

к житейским событиям. В игре развивается произвольное внимание ребенка,

создаются предпосылки для его независимого, спонтанного, произвольного

поведения в целом.

Библиографический список

3

1.

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и

воспитание.

Программа

дошкольных

образовательных

учреждений

компенсирующего

вида

для детей

с

нарушением

интеллекта.

М.:

Просвещение, 2005. – 272 с.

2.

Никольская О.С, Баенская Е.Р. и Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути

помощи. Издание 8-е. М.: Теревинф, 2014. (особый ребенок). 288 с.

3.

Стенли Гринспен, Серена Уидер ; [пер с англ. А. А. Ильина-Томича].«На

ты с аутизмом» - 2-е изд. - Москва : Теревинф, 2014. – 510 с.

4