Автор: Копылова Виктория Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКУ "Красноярский детский дом "Родничок"
Населённый пункт: г.Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: "Игровая терапия с детьми имеющие РАС"
Игровая терапия с детьми, имеющими РАС
В.С. Копылова
КГКУ «Красноярский детский дом «Родничок»
г. Красноярск
Хорошо всем известно, насколько важна игра для нормального развития
ребенка. Многие психологические и педагогические исследования говорят о
том, что в игре ребенок развивается, исследует окружающий мир, моделирует
его, осваивает житейские правила, человеческие отношения, «примеряет» на
себя
социальные
роли.
Игра
-
основной
вид
деятельности
дошкольника.
Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх.
У детей с РАС выявляются нарушения в развитии, которые влияют на
их восприятие и понимание окружающего мира.
Аутизм
—
это
комплексное
нарушение
развития,
включающее
проблемы с социальным взаимодействием, освоением языка и целым рядом
эмоциональных, когнитивных, двигательных и сенсорных способностей, а
также отставание в развитии этих способностей.
До сих пор не вполне понятны причины и частота возникновения этого
заболевания.
Как
уже
упоминалось,
согласно
некоторым
исследованиям,
распространенность расстройств аутистического спектра доходит до 1 случая
на 166 человек. Большинство исследований также отмечают резкий рост
числа
людей
с
подобными
нарушениями
по
сравнению
с
уровнем
десятилетней
давности.
Некоторые
исследователи
относят
рост
числа
выявляемых случаев заболевания на счет улучшения диагностики, но многие
считают,
что
наблюдается
рост
аутизма
и
расстройств
аутистического
спектра.
Причины
роста
заболеваемости,
как
и
причины
самого
аутизма,
неизвестны. Поэтому, исследовать причины аутизма лучше всего с позиции
так называемого кумулятивного риска, концепции множественности путей,
которая полагает, что аутизм возникает в результате взаимодействия многих
факторов.
1
Если
понаблюдать
за
игрой
аутичного
ребенка,
можно
заметить
некоторые характерные для нее особенности.
Отмечается
либо
полное
игнорирование
игрушек,
либо
их
рассматривание без стремления манипулировать. В основном наблюдаются
кратковременные или более длительные стереотипные действия с такими
предметами обихода, как веревочки, ключи, гайки, бутылки и т. д. Реже
встречается
интерес
к
игрушкам,
но
и
при
этом
преобладают
такие
стереотипии,
как
верчение
игрушками
перед
глазами,
перекладывание
с
места
на
место,
постукивание
об
пол
или
касание
игрушками
лица,
обнюхивание,
облизывание.
Отсутствует
сюжетный
замысел
в
игровой
деятельности. Характерны игры со струёй воды, переливание жидкости из
одной посуды в другую.
Любое
подключение
взрослого
к
игре
аутичного
ребенка
должно
сопровождаться
эмоционально-смысловым
комментарием.
С
помощью
комментариев
мы
стараемся,
по
возможности,
придать
игровой
смысл
аутостимуляторным действиям ребенка.
Прежде всего, важно учесть, что ребенок с РАС, скорее всего, не будет
играть
в
игру,
предложенную
взрослым.
Придется
некоторое
время
наблюдать за ребенком, чтобы понять, что именно ему интересно, какие
впечатления его радуют, тонизируют, чтобы потом «подключиться» к этим
впечатлениям и сделать их более интересными и разнообразными.
Когда мы «подключились» к положительным впечатлениям, завоевали
доверие ребенка, необходимо построить в игре короткие эпизоды сюжета, или
обозначить наши совместные с ребенком сенсорные «забавы», как элементы
сюжета. Нужно, чтобы ребенок знал, что вы не просто кружите его на руках,
а что он «летает как птичка» и «сейчасприлетит к маме в гнездышко»; что он
не просто коллекционирует игрушки под столом, а
«прячет
и
спасает
зверей
от
дождя
и
ветра».
Такая
работа
достаточно
длительна и требует от взрослого терпения и изобретательности.
2
Следующий шаг в развитии игры с аутичным ребенком – построение
стереотипа
игрового
сюжета.
В
этом
нам
помогают
хорошо
известные
ребенку детали его собственной жизни. Например, строим дом, похожий на
бабушкин, где ребенок часто бывает. Потом у бабушки появляются курочки
или кролики (игрушечные), от которых у ребенка остаются положительные
впечатления.
Мы
их
должны
кормить.
Так
постепенно
мы
формируем
простой сюжет, который надолго становится любимой игрой ребенка.
Выстраивание
сюжета,
связывание
игровых
эпизодов
в
единую
последовательность необходимо для того, чтобы формировать у аутичного
ребенка восприятие течения времени, связи и взаимозависимости событий.
И,
наконец,
важная
деталь,
которую
нужно
отработать
в
игре
с
аутичным
ребенком,
-
это
внесение
в
игру
элемента
неожиданности,
приключения,
переживания
опасности.
Вводить
в
игру
подобные
детали
следует с большой осторожностью, в силу своей особой ранимости могут
испугаться
или
расстроиться
при
самой,
казалось
бы,
безобидной
случайности.
В
то
же
время,
мы
можем
научить
их
справляться
с
подобными
переживаниями,
ведь
в
игре
все
неожиданные
и
опасные
ситуации
разрешаются благополучно.
Подводя итог, можно отметить, что игра дает возможность постоянной
«разминки»,
тренировки
ребенка
в
аффективном
контакте
со
взрослым,
объединения
их
внимания.
Внесение
эмоционального
смысла,
развитие
сюжета расширяет представления ребенка об окружающем мире, отвлекает
его от привычных способов аффективной аутостимуляции, формируя интерес
к житейским событиям. В игре развивается произвольное внимание ребенка,
создаются предпосылки для его независимого, спонтанного, произвольного
поведения в целом.
Библиографический список
3
1.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание.
Программа
дошкольных
образовательных
учреждений
компенсирующего
вида
для детей
с
нарушением
интеллекта.
–
М.:
Просвещение, 2005. – 272 с.
2.
Никольская О.С, Баенская Е.Р. и Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути
помощи. Издание 8-е. М.: Теревинф, 2014. (особый ребенок). 288 с.
3.
Стенли Гринспен, Серена Уидер ; [пер с англ. А. А. Ильина-Томича].«На
ты с аутизмом» - 2-е изд. - Москва : Теревинф, 2014. – 510 с.
4