Напоминание

"Поэтические и прозаические пятиминутки как средство развития познавательного интереса на уроках литературы"

Авторы: Мишурова Елена Викторовна, Слюнина Алина Александровна
Должность: преподаватели литературы
Учебное заведение: ОГАПОУ "Белгородский правоохранительный колледж"
Населённый пункт: г.Белгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Поэтические и прозаические пятиминутки как средство развития познавательного интереса на уроках литературы"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ОГАПОУ «Белгородский правоохранительный колледж

имени Героя России В.В. Бурцева»

«Поэтические и прозаические пятиминутки как

средство развития познавательного интереса на уроках

литературы»

Сообщение подготовила:

Мишурова Е.В., преподаватель

русского языка и литературы

Белгород, 2019

«Литература – учебник жизни», - утверждал Н. Г. Чернышевский. С

этими словами трудно не согласиться. Но, к сожалению, за последнее время

молодое поколение не видит пользы в чтении художественных произведении,

не замечает красоты языка великих мастеров слова. Юных не захватывают

сложные, на их взгляд, сюжеты, они не желают быть похожими на героев

книг, не хотят вместе с ними проживать те или иные ситуации, сопереживать.

Нам, поколению, воспитанному на классической литературе, это кажется

странным

и

далеко

не

правильным,

и

мы

начинаем

судорожно

искать

причины. Можно обвинить телевидение, компьютер. И в этом есть своя

правда. Гораздо проще играть в компьютерные игры, смотреть фантастику,

боевики

(не

надо

«напрягать

мозги»).

Большинство

девушек

и

юношей

привлекают низкопробные фильмы, незатейливые сериалы, где все отлично, а

жизнь – сплошной праздник. Почему так происходит? По всей вероятности,

все просто, не надо задумываться над серьезными проблемами, сравнивать,

анализировать.

Но,

с

другой

стороны,

определенная

часть

молодых

людей

ходит

в

библиотеку,

читает

книги,

любит

не

только

произведения

современных

авторов, но и интересуется классической литературой.

Преподавая литературу, любой из нас, педагогов, задумывается над такой

актуальной проблемой, как снижение интереса к чтению. Как вернуть его?

Помочь полюбить этот неповторимый и завораживающий мир книги?

На занятиях очень эффективны поэтические и прозаические пятиминутки:

обучающиеся

ищут материал о новых поэтах, прозаиках, либо о давно

забытых, рассказывают кратко сюжет, останавливаются на понравившихся

эпизодах биографии, либо книги, которую недавно прочитали. С помощью

прозаических

и

поэтических

пятиминуток

развиваю

познавательную

деятельность обучающихся на уроках литературы. Весьма результативным

средством воспитания любви к чтению являются пятиминутки, которые ведет

педагог. Обучающимся интересно, что читает преподаватель, что ему дает

чтение, мысли после прочтения. Они не только высказывают свое мнение, но

и пытаются понять выбор преподавателя, много задают вопросов. Иногда

пятиминутки

затягиваются,

но

этого

не

следует

бояться,

так

как

они

позволяют узнать новые имена, приобщиться к многоликому миру книг.

На прозаических пятиминутках познакомились с Р. Гамзатовым,

белгородскими поэтами. Студенты читают Б. Окуджаву, В. Высоцкого, Е.

Евтушенко и др. Рассказывают интересные факты из истории стихотворений.

Так, например, вспоминает

Андрей Дементьев: « Как-то я был в санатории

на Кавказе, мне было очень скучно. И вот слушаю приёмник, где передают

коротенькую информацию о матери из грузинского села. Она ждала сына с

войны, который пропал без вести, и вдруг мать видит своё дитя на экране

документального фильма. Остальные слова я домыслил сам, сразу в этот день

написал стихотворение «Баллада о матери».

Интересные факты рассказывали о стихотворении А.С.Кочеткова «Баллада о

прокуренном вагоне» и вот что мы узнали:

- Лето 1932 года Кочетков с женой провел в Сочи. Они прожили несколько

месяцев у родственников, а осенью поэт купил билет в Москву. Жена должна

была ехать позже. Она провожала его на вокзал, но в последние минуты,

когда уже объявили об отправлении поезда, вдруг уговорила остаться. Они

поменяли билет. Кочетков отсрочил поездку на три дня. Поезд, на котором он

должен был ехать, попал в катастрофу на станции "Москва-Товарная". Спустя

три дня после той страшной аварии Кочетков все же уехал. В столице его

появление коллегами было воспринято как воскрешение. Знакомые и друзья

знали, что он купил билет на поезд, потерпевший крушение, но не знали, что

передумал в последний момент и сдал его. Среди погибших были знакомые

поэта – москвичи в тот день возвращались из сочинского санатория.

Кочеткова от смерти спасла любовь. Так появился замысел стихотворения

"Баллада о прокуренном вагоне". Поэт свои эмоции перенес на бумагу. В

первом письме, которое получила от него жена, была «Баллада о

прокуренном вагоне». Страшное событие, произошедшее в тот день,

заставило Кочеткова задуматься о роли случая в жизни человека, а также о

силе любви, которая способна уберечь от гибели.

На прозаических пятиминутках познакомились с современными писателями.

Е. Габова «Не берите рыжую на озеро», В. Крупин «Сбрось мешок», «Мария

Сергеевна» и др.

На мой взгляд, такие пятиминутки очень уместны и эффективны - студенты

ищут материалы о новых поэтах, прозаиках, рассказывают понравившиеся

эпизоды из произведений.

Таким

образом,

именно

поэтические

и

прозаические

пятиминутки

позволяют

повысить

познавательную

активность

обучающихся,

повысить

качество знаний, самостоятельность и активность. И хочется верить, что

книга

займет

достойное

место

в

жизни

каждого

молодого

человека

и

литература вновь станет учебником жизни.