Авторы: Мишурова Елена Викторовна, Слюнина Алина Александровна
Должность: преподаватели литературы
Учебное заведение: ОГАПОУ "Белгородский правоохранительный колледж"
Населённый пункт: г.Белгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Поэтические и прозаические пятиминутки как средство развития познавательного интереса на уроках литературы"
ОГАПОУ «Белгородский правоохранительный колледж
имени Героя России В.В. Бурцева»
«Поэтические и прозаические пятиминутки как
средство развития познавательного интереса на уроках
литературы»
Сообщение подготовила:
Мишурова Е.В., преподаватель
русского языка и литературы
Белгород, 2019
«Литература – учебник жизни», - утверждал Н. Г. Чернышевский. С
этими словами трудно не согласиться. Но, к сожалению, за последнее время
молодое поколение не видит пользы в чтении художественных произведении,
не замечает красоты языка великих мастеров слова. Юных не захватывают
сложные, на их взгляд, сюжеты, они не желают быть похожими на героев
книг, не хотят вместе с ними проживать те или иные ситуации, сопереживать.
Нам, поколению, воспитанному на классической литературе, это кажется
странным
и
далеко
не
правильным,
и
мы
начинаем
судорожно
искать
причины. Можно обвинить телевидение, компьютер. И в этом есть своя
правда. Гораздо проще играть в компьютерные игры, смотреть фантастику,
боевики
(не
надо
«напрягать
мозги»).
Большинство
девушек
и
юношей
привлекают низкопробные фильмы, незатейливые сериалы, где все отлично, а
жизнь – сплошной праздник. Почему так происходит? По всей вероятности,
все просто, не надо задумываться над серьезными проблемами, сравнивать,
анализировать.
Но,
с
другой
стороны,
определенная
часть
молодых
людей
ходит
в
библиотеку,
читает
книги,
любит
не
только
произведения
современных
авторов, но и интересуется классической литературой.
Преподавая литературу, любой из нас, педагогов, задумывается над такой
актуальной проблемой, как снижение интереса к чтению. Как вернуть его?
Помочь полюбить этот неповторимый и завораживающий мир книги?
На занятиях очень эффективны поэтические и прозаические пятиминутки:
обучающиеся
ищут материал о новых поэтах, прозаиках, либо о давно
забытых, рассказывают кратко сюжет, останавливаются на понравившихся
эпизодах биографии, либо книги, которую недавно прочитали. С помощью
прозаических
и
поэтических
пятиминуток
развиваю
познавательную
деятельность обучающихся на уроках литературы. Весьма результативным
средством воспитания любви к чтению являются пятиминутки, которые ведет
педагог. Обучающимся интересно, что читает преподаватель, что ему дает
чтение, мысли после прочтения. Они не только высказывают свое мнение, но
и пытаются понять выбор преподавателя, много задают вопросов. Иногда
пятиминутки
затягиваются,
но
этого
не
следует
бояться,
так
как
они
позволяют узнать новые имена, приобщиться к многоликому миру книг.
На прозаических пятиминутках познакомились с Р. Гамзатовым,
белгородскими поэтами. Студенты читают Б. Окуджаву, В. Высоцкого, Е.
Евтушенко и др. Рассказывают интересные факты из истории стихотворений.
Так, например, вспоминает
Андрей Дементьев: « Как-то я был в санатории
на Кавказе, мне было очень скучно. И вот слушаю приёмник, где передают
коротенькую информацию о матери из грузинского села. Она ждала сына с
войны, который пропал без вести, и вдруг мать видит своё дитя на экране
документального фильма. Остальные слова я домыслил сам, сразу в этот день
написал стихотворение «Баллада о матери».
Интересные факты рассказывали о стихотворении А.С.Кочеткова «Баллада о
прокуренном вагоне» и вот что мы узнали:
- Лето 1932 года Кочетков с женой провел в Сочи. Они прожили несколько
месяцев у родственников, а осенью поэт купил билет в Москву. Жена должна
была ехать позже. Она провожала его на вокзал, но в последние минуты,
когда уже объявили об отправлении поезда, вдруг уговорила остаться. Они
поменяли билет. Кочетков отсрочил поездку на три дня. Поезд, на котором он
должен был ехать, попал в катастрофу на станции "Москва-Товарная". Спустя
три дня после той страшной аварии Кочетков все же уехал. В столице его
появление коллегами было воспринято как воскрешение. Знакомые и друзья
знали, что он купил билет на поезд, потерпевший крушение, но не знали, что
передумал в последний момент и сдал его. Среди погибших были знакомые
поэта – москвичи в тот день возвращались из сочинского санатория.
Кочеткова от смерти спасла любовь. Так появился замысел стихотворения
"Баллада о прокуренном вагоне". Поэт свои эмоции перенес на бумагу. В
первом письме, которое получила от него жена, была «Баллада о
прокуренном вагоне». Страшное событие, произошедшее в тот день,
заставило Кочеткова задуматься о роли случая в жизни человека, а также о
силе любви, которая способна уберечь от гибели.
На прозаических пятиминутках познакомились с современными писателями.
Е. Габова «Не берите рыжую на озеро», В. Крупин «Сбрось мешок», «Мария
Сергеевна» и др.
На мой взгляд, такие пятиминутки очень уместны и эффективны - студенты
ищут материалы о новых поэтах, прозаиках, рассказывают понравившиеся
эпизоды из произведений.
Таким
образом,
именно
поэтические
и
прозаические
пятиминутки
позволяют
повысить
познавательную
активность
обучающихся,
повысить
качество знаний, самостоятельность и активность. И хочется верить, что
книга
займет
достойное
место
в
жизни
каждого
молодого
человека
и
литература вновь станет учебником жизни.