Автор: Антонова Светлана Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ СОШ п. Арчаглы-Аят
Населённый пункт: п. Арчаглы-Аят
Наименование материала: Программа "Одаренный ребенок"
Тема: Программа "Одаренный ребенок"
Муниципальное общеобразовательное учреждениие
«Средняя общеобразовательная школа »
СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического совета
Протокол № _____
«________»_______________ 2017 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ п. Арчаглы - Аят
__________________ С.А Антонова
«_____» _________________ 2017 г
приказ №_____ от «____» сентября 2017г.
Программа «Одаренный ребенок»
Разработала учитель биологии:
Антонова С.А
2017-2018г.
Пояснительная записка
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из прио-
ритетных задач современного образования.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается
путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных
классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного
ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обыч-
ных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в ор-
ганизации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача
педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С
другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соот -
ветственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека.
Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще слож-
ную, творческую.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спор-
тивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать,
мыслить), творческой (не шаблонное мышление).
Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспита-
ния будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют ис-
кать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.
Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных про-
грамм обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории уча-
щихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.
Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие
дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они раз-
виваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Про-
цент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем воз-
расте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.
Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образова-
тельную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учи-
теля среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию
способностей учащихся.
В структуру программы входят следующие разделы.
1. Паспорт
Наименование программы
«Одаренный ребенок»
Основания для разработки
программы
Переход на ФГОС
Цель программы
Создание условий для выявления, поддержки, обуче-
ния, воспитания и развития индивидуальных задатков
одаренных детей в МОУ СОШ п. Арчаглы - Аят
Срок реализации програм-
мы
2017 – 2022 годы
Исполнители основных
мероприятий программы
Педагогический коллектив школы
Соисполнители
Учащиеся, родители учащихся
Ожидаемые конечные ре-
зультаты программы
- увеличение числа одаренных детей, которым оказы-
вается поддержка;
- создание индивидуальных образовательных про-
грамм;
- повышение квалификации и объединение педагогов,
работающих с одаренными детьми;
- совершенствование системы работы с одаренными
детьми
Система контроля испол-
нения программы
Контроль в рамках программы осуществляет админи-
страция школы и методический совет. Вопросы ис-
полнения заслушиваются на заседаниях методиче-
ских объединений, педагогических советах, родитель-
ских собраниях.
Ситуация (современное состояние, тенденции развития и проблемы)
В образовательном пространстве района и области МОУ СОШ п. Арчаглы - Аят является
самостоятельным образовательным учреждением. Успешность работы с одаренными детьми в
школе во многом зависит от того, какая работа проводится с учащимися не только в среднем и
старшем звене, но и в начальной школе.
Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но
возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать.
Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления
способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность.
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчиво-
сти к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность
в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. При благопри-
ятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:
потребность в новых впечатлениях ;
развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям,
изучению конкретного предмета ;
познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследова-
ния, профессиональное определение (старший школьный возраст).
Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способно-
сти в неразвитом, зачаточном состоянии.
С целью решения проблемы при работе с одаренными детьми выбраны следующие действия:
выбрана разноуровневая поточная модель школы;
определены основные направления по созданию оптимальных условий для развития ода-
ренных детей (организация учебного процесса):
нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение самооцен-
ке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей путем
самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;
работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, вы-
сказывание своего мнения, нестандартные задания;
выставка творческих работ одаренных детей; развитие творческих
способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной
работой по предмету; участие детей в олимпиадах, конкурсах;
обеспечение базового дополнительного образования: организация специ-
альных факультативов, работа кружков по предметам;
проведение научно-практических конференций в школе; общеразвиваю-
щие традиционные мероприятия школы;
осуществляется традиционное психолого-педагогическое сопровождение и поддержка де-
тей, начиная с начальных классов, выявление детей для более углубленных индивидуаль-
ных исследований, системное диагностирование психологом;
к работе с детьми более высокого уровня развития привлечены высококвалифицированные
специалисты – учителя высшей и первой категории, имеющие большой опыт работы с
детьми.
Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в ор-
ганизации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:
между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организа-
ции работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой про-
граммы для ее осуществления в школе;
между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одарен-
ных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предостав-
ляются;
между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и несо-
ответствием общего уровня культуры;
между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком психо-
лого-педагогических знаний учителей и родителей.
Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе
к проблеме.
Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического кол-
лектива школы, родителей учащихся и общественности к проблеме одаренности, поиска допол-
нительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельно-
сти школы. Реализация программы «Одаренный ребенок» позволит систематизировать эту дея-
тельность, а также поднять ее на более качественный уровень.
Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы.
Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, посколь-
ку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более
интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха
каждого, а значит, залогом процветания нации.
При разработке программы «Одаренный ребенок» в качестве исходных были использованы
следующие концептуальные понятия.
Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональ-
ными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической,
творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).
Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциаль-
но успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких пере-
численных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обу-
словленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог раз-
вития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его,
либо помогает ему раскрыться.
Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.
Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее по-
ложение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью.
Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных состоит именно в
различии уровня, силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню
мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имею-
щая порой более высокий уровень способностей.
При разработке теоретических основ программы «Одаренный ребенок» в качестве исходных
были использованы следующие концептуальные положения:
1.
Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес), согласно которой необычные воз-
можности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение это-
го уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наи-
более продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем
школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная
способность.
2.
Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюш-
кин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого по-
тенциала, выражающийся прежде всего в высокой познавательной и исследовательской
активности.
3.
Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется внимание,
во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной лично-
сти, во-вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических ба-
рьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и / или приводящих к феномену дис-
синхронии.
4.
Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов). одаренность в этом
случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики че-
ловека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании об-
разовательной среды развивающего (творческого) типа.
Одаренность может проявляться:
как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом
случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что чис-
ло таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;
как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную ода-
ренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, кото-
рая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности дан-
ного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способ-
ностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа уча-
щихся.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педа-
гогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятель-
ные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При
таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как сово-
купность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогиче-
ского процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и матери-
альная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и твор-
ческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается
опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого
потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития
личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности ода-
ренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения.
Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности,
ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как си-
стемой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры,
но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов
культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-пер-
вых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы ре-
шения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирова-
ние деятельности.
Основные цели и задачи программы.
Основная цель программы «Одаренный ребенок» заключается в создании условий для выяв-
ления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей
в МОУ СОШ п. Арчаглы - Аят, а также в создании среды. Способствующей формированию и
максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и искус-
ства.
Задачами данной программы являются:
обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его
интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной соци-
окультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивиду-
альной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, НОУ , предоставление
возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллекту-
ально-творческие мероприятия разного уровня;
адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; вос-
питание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет ре-
ализовать свой потенциал исходя из своих интересов;
«конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятель-
ность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;
учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории
развития, раскрытие творческого потенциала;
разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение информационно-методи-
ческого и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными
детьми;
обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную соци-
ально-педагогическую работу с одаренными детьми.
Стратегические направления программы
- Создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых
образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирова-
ние банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы)
- Методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессио-
нального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с ода-
ренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение программы)
- мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в
школьных и районных мероприятиях)
1.
Научное – нацеленное на создание единой программы работы с одаренными детьми.
2.
Психолого-педагогическое – обеспечивает создание подсистемы диагностики одарен-
ности учащихся и организацию эффективного функционирования этой системы.
3.
Научно-методическое и образовательное – осуществляет апробацию и внедрение
методических разработок в психолого-педагогическую практику, поиск и внедрение
наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми. Создание и органи-
зация работы интеллектуального клуба учащихся. Переподготовка кадров. Ориентиро-
вание внеклассной работы на участие в ней одаренных детей. Организация разнооб-
разных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций.
4.
Социально-экономическое – осуществляет поддержку одаренности через организа-
цию конкурса «Ученик года».
В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы.
Координационное направление:
организация работы всего коллектива школы;
создание предметных базовых площадок;
интеграция в рамках данного направления деятельности начальной и средней шко-
лы, учреждений дополнительного образования;
обеспечение нормативно-правовой базы;
ресурсное обеспечение;
контроль и анализ деятельности.
Диагностическое направление:
формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных де-
тей;
проведение диагностики одаренных детей;
диагностика условий обучения и развития одаренных детей (в т.ч. кадровых);
создание банка данных «Одаренные дети школы».
Кадровое направление:
определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными
детьми;
повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;
создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми;
создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
Развивающее направление:
создание образовательной среды для развития одаренных детей;
организация курсов углубленного изучения предметов, кружков интеллектуальной,
художественно-эстетической направленности, летнего лагеря;
создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и
других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;
обеспечение материально-технической базы;
создание системы психологического сопровождения одаренных детей;
использование информационно-коммуникационных технологий.
Информационное направление:
привлечение внимания педагогической общественности, органов государственно-
го управления средств массовой информации к проблемам одаренных детей;
организация работы библиотеки;
создание банка образовательных программ, диагностических и методических ма-
териалов;
информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.
Этапы реализации
Реализация программы «Одаренный ребенок» рассчитана на 5 лет: с 2017 по 2022 годы.
Первый этап – диагностико-организационный – предполагается реализовать в 2017-2020
учебном году. Он включает в себя:
создание нормативно-правовой базы;
обеспечение материально-технической базы;
создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации
программы;
изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей,
анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, дошкольных
учреждений, средней школы, учреждений дополнительного образования, обществен-
ных объединений;
организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-
педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;
разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного
плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.
Второй этап – организационно-практический, этап реализации (2020-2022 гг.) – связан с не-
посредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше
направлениях. На этом этапе планируется:
апробация экспериментальных авторских программ;
отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ре-
бенка;
отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одарен-
ными детьми;
углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование про-
фессионального мастерства педагогов;
отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ,
коррекция;
систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное
проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образо-
вательных программ, методических материалов, диагностических методик;
психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных
детей.
Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется
провести на третьем этапе в 2022 году (рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитиче-
ский, этап). На этом этапе предполагается:
сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
мониторинг личных достижений учащихся;
анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы;
определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и раз-
работка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
Формы работы с одаренными детьми
Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифферен-
цированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интел-
лектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский
язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);
Психологические консультации, тренинги, тестирование;
Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных
секций по интересам;
Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютер-
ные игры по предметам, электронная энциклопедия);
Создание детских портфолио.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной лично-
сти;
принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного
процесса;
принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных сек-
ций; принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Контроль и учет знаний и умений воспитанников.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация
систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки
различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий
заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается
возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не
только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует
воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации
Мониторинг результативности работы с учащимися
- педагогическая
диагностика
развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
- изучение структуры интеллекта;
- отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
- отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П.Торренса);
-отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.
Прогнозируемые результаты
:
-
совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их
в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора; - развитие творческого и логического
мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной
информации;
определять учебную задачу;
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
владеть своим вниманием;
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными
приемами запоминания;
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
самостоятельно мыслить и творчески работать;
владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Результаты по формированию УУД.
Личностные УУД.
Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
Сформированные УУД: Основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как
гражданина России, любящего свою родину, чувство сопричастности и гордости за свою страну,
народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России. Осознание ответственности
человека за общее благополучие своей этнической принадлежности.
Умения:
Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы
учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;
Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.
Стремление к самосовершенствованию;
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно-
познавательные и внешние мотивы.
Регулятивные УУД.
Сформированные УУД: Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать
промежуточные задачи.
Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки,
использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты).
Адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку. Осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по результату.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других лю-
дей.
Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала,
анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и труд-
ностей.
Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи.
Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану.
Понимать значение работы над устранением ошибок.
Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок.
Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях.
Различать способ и результат действия.
Познавательные УУД.
Сформированные УУД: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрос-
лый человек).
Осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ.
Грамотное построение устной и письменной речи.
Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности.
Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.
Самостоятельно создавать алгоритм действий.
Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов.
Устанавливать аналогии.
Владеть общим рядом приемом решения задач.
Выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.
Понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предмет-
ной действительности.
Использовать разные географические средства.
Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы реше-
ния проблем поискового и творческого характера.
Коммуникативные УУД.
Сформированные УУД: Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе. Адекватно исполь-
зовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникатив-
ных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуника-
ции, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих
с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Уметь формулировать свое мнение и позицию. С помощью вопросов выяснять недостающую ин-
формацию.
Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия.
Анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности,
устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию.
Выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содер-
жания и условий осуществляемых действий.
Составлять внутренний план действий.
Понимать:
Возможность оснований оценки одного и того же предмета;
Относительность оценок или выборов других людей;
Мысли, чувства, стремления и желания окружающих.
Участники реализации программы
Руководители:
зам. директора по УВР
учитель-предметник
Творческая группа:
учителя начальных классов и учителя-предметники;
школьный психолог;
школьный библиотекарь;
руководители спортивных секций
А так же:
учащиеся МОУ СОШ
родители детей
Ожидаемые результаты
1.
Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами ода-
ренности.
2.
Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных
программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с
дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнитель-
ного образования, родителями учащихся.
3.
Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов
одаренности.
4.
Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склон-
ными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской
деятельности.
5.
Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
Критериальная база
Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность
которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью
и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели
определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в
одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное
мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная
лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитив-
ной «Я-концепции».
Критерии
Показатели
Методика изучения
Самоактуализированность
личност
1. Умение и стремление учащихся к познанию и
проявлению своих возможностей.
2. Креативность личности ребенка, наличие вы-
соких достижений в одном или нескольких ви-
дах деятельности.
3. Наличие адекватной положительной самоо-
ценки, уверенности в своих силах и возможно-
стях.
4. Способность к рефлексии.
5. Мотивационная сфера: учебная мотивация,
мотивация интеллектуально-познавательного
плана, мотивация общения и поведения.
6. Уровень коммуникативной культуры
Тест оценки потребности в достиже-
нии, метод экспертной оценки.
Краткий тест творческого мышления
П.Торренса (фигурная форма), папка
достижений учащихся.
Опросник субъектного отношения
одаренного ребенка к деятельности,
самому себе и окружающим.
Метод незаконченного предложения.
Тест «Исследование школьной моти-
вации».
Удовлетворенность учащихся, педагогов и
родителей жизнедеятельностью одаренных детей
в школе
1. Удовлетворенность педагогов содержанием,
организацией и условиями деятельности в
рамках программы, взаимоотношениями в
школьном сообществе.
2. Комфортность, защищенность личности ода-
ренного школьника, его отношение к основ-
ным сторонам жизнедеятельности в школе.
3. Удовлетворенность родителей результатами
обучения, воспитания и развития своего ре-
бенка.
Изучение удовлетворенности педаго-
гов и родителей жизнедеятельностью
в школе.
Изучение удовлетворенности учащих-
ся жизнью в школе.
Тест школьной тревожности Филипса.
Конкурентоспособность
одаренных учащихся
1. Эффективность и качество подготовки одарен-
ных учащихся.
2. Участие учащихся, педагогов в смотрах, кон-
курсах, олимпиадах, конференциях, фестива-
лях и т.д.
3. Социальный опыт. Содержание и характер
дальнейшей деятельности одаренных выпуск-
ников.
Методики статистического анализа
данных, их динамика.
5.
План реализации направлений программы «Одаренный ребенок» на 2017-2020
годы
№
п/п
Основные направления
Сроки
Исполнители
Научное направление
1
Разработка приемлемой для школы системы выявления
одаренного ребенка
2017-2020
Зам. директора по УР, школьный
психолог
2
Разработка системы взаимодействия с семьей одаренного
ребенка
Зам. директора по ВР, школьный
психолог
Научно-методическое и образовательное направление
1
Разработка индивидуальных образовательных программ
в соответствии с особенностями одаренного ребенка
2017-2020
Творческие группы учителей
2
Создание системы дополнительного образования как
условия для саморазвития и самореализации
2017-2020
Зам. директора по ВР
3
Создание системы психолого-медико-социального сопро-
вождения
2017-2020
Зам. директора по УВР
4
Апробация и внедрение диагностического инструмента-
рия выявления одаренных детей
2017-2020
Психолог, учителя
5
Апробация и внедрение программ развития и поддержки
одаренности
2017-2020
Зам. директора по УВР, психолог
6
Создание и ведение банка данных, включающее сведения
о детях разных типов одаренности и талантливости, об-
разовательных программах обучения одаренных детей,
кадровом обеспечении процесса
2017-2020
Учебная часть, психолог
7
Повышение профессиональной квалификации кадров,
работающих с одаренными детьми
2017-2020
Зам. директора по УР
8
Создание информационной базы по проблемам одарен-
ности детей
2017-2020
Зам. директора по УВР
9
Использование материалов российских сайтов в Интер-
нете, посвященных проблемам одаренных детей
2017-2020
Педагоги школы
10
Деятельность методического совета:
- рассмотрение материалов педагогических исследований
по данной проблеме;
- организация апробации методик обучения школьников
2017-2020
Зам. директора по УР
Организационное психолого-педагогическое направление
1
Индивидуальная работа со специалистами
2017-2020
Заместители директора
2
Организация и совершенствование работы НОУ «Синяя
птица», кружков различной направленности
2017-2020
Зам. директора по УР, ВР
3
Создание среды общения, самореализации. Социализа-
ции:
- организация и проведение предметных олимпиад раз-
личного уровня;
- организация выставок;
- организация защиты творческих проектов
2017-2020
Зам. директора по УР, ВР
Социально-экономическое направление
1
Создание условий для оказания одаренным детям соци-
альной, психологической, медицинской помощи
2017-2020
Директор, родительский комитет
2
Разработка Положения о поощрении одаренных детей –
победителей олимпиад, авторов научных открытий
2017-2020
Директор
12. План деятельности на 2017-2020учебный год
№
п/п
Направления
реализации про-
граммы
Мероприятия
Дата
Ответственные
1
Изучение норматив-
ных документов, ре-
комендаций и опыта
работы педагогов по
вопросу «Одаренные
дети»
1. Семинар «Одаренность: понятие;
виды одаренности»
Сентябрь
Совет творческой
группы учителей на-
чальных классов и
учителей-предметни-
ков
2. Знакомство с новинками педагогиче-
ской литературы: «Особенности работы
с одаренными детьми»
Ноябрь
Школьный библио-
текарь
3. «За круглым столом» (изучение спе-
циальных исследований педагогов и
психологов: А.Проскуры, Л.Выготско-
го. А.Матюшкина)
Январь
Школьный психолог
4. Заседание методического совета
«В.С.Юркевич. Природные задатки и
возможности детей младшего школьно-
го возраста»
Март
Руководитель мето-
дического совета
5. Практикум «Организация индивиду-
альной и дифференцированной работы
с одаренными детьми на уроках мате-
матики и русского языка»
Апрель
Учителя нач классов,
учителя предметни-
ки
6. Педсовет «Роль школы в развитии и
обучении одаренных детей
Январь
Совет творческой
группы учителей
2
Преемственность до-
школьных учрежде-
ний и начальной
школы
1. Алгоритм поиска и выявления ода-
ренных детей в детском саду и в школе:
составление списков первоклассников
Август
Июль
Учителя будущих
первоклассников
2. Собеседование с воспитателями об
интересах и наклонностях детей; анке-
тирование родителей; экскурсия в шко-
лу; день открытых дверей; организаци-
онное родительское собрание «Разви-
тие способностей первоклассника»
Школьный психолог
Совет творческой
группы учителей на-
чальных классов
3
Создание банка дан-
ных одаренных де-
тей школы
1. Анкетно-биографические сведения
по одаренным детям
В течение учебного
года
Школьный психолог
2. Психодиагностические обследования
среди учащихся
В течение учебного
года
Школьный психолог
3. Анкетирование детей
В течение учебного
года
Совет творческой
группы учителей
4. Диагностическая работа во время
проведения интеллектуальных и худо-
жественных конкурсов
В течение учебного
года
Школьный психолог
4
Психологическая по-
мощь одаренным де-
тям
1. Регулярные психологические
консультации для одаренных детей
В течение учебного
года
Школьный психолог
2. Организация психологического со-
провождения в ходе олимпиад, турни-
ров и других интеллектуальных и твор-
ческих конкурсов
В течение учебного
года
Школьный психолог
3. психологические тренинги, направ-
ленные на повышение эмоциональной
устойчивости
В течение учебного
года
Школьный психолог
5
Создание методиче-
ской копилки по ра-
боте с одаренными
детьми
1. Комплектование научно-методиче-
ского кабинета соответствующей учеб-
ной и научно-методической литерату-
рой
В течение учебного
года
2. Создание методической копилки (те-
сты, карточки для дифференцирован-
ной работы, олимпиадные задания, за-
дания повышенной трудности по пред-
метам, разработки интеллектуальных
марафонов, игр)
В течение учебного
года
Зав. Методическим
кабинетом
3. Работа библиотеки по реализации
программы: создание тематических
картотек, подборка отечественной и за-
рубежной литературы (монографии,
статьи, тезисы, словари и т.д.) по во-
просам одаренности детей
В течение учебного
года
Школьный библио-
текарь
6
Систематизация ра-
боты учителей с ода-
ренными детьми в
урочной деятельно-
сти
1. использование в урочной деятельно-
сти различных современных средств
информации: медиатеки, Интернета,
компьютерных игр по предметам, элек-
тронных энциклопедий
В течение учебного
года
Совет творческой
группы учителей
2. Применение на уроках современных
технологий: игровых, учебно-исследо-
вательских, коммуникативных,
проблемно-поисковых, здоровьесбере-
гающих
В течение учебного
года
Учителя начальных
классов и учителя-
предметники
3. Использование элементов дифферен-
цированного обучения, направленных
на творческий поиск, высокую познава-
тельную активность, самостоятельную
деятельность, а также учебную мотива-
цию одаренных учащихся
В течение учебного
года
Учителя начальных
классов и учителя-
предметники
4. Проведение нестандартных форм
уроков: урок-КВН, урок-сказка, урок-
путешествие, урок-игра, урок-творче-
ская мастерская, урок-исследование,
урок-поиск и др.
В течение учебного
года
Учителя начальных
классов и учителя-
предметники
7
Создание условий
для работы с одарен-
ными детьми во
внеурочное время
(предметные и твор-
ческие кружки, спор-
тивные секции)
1. Функционирование предметных и
творческих кружков, а также спортив-
ных секций
В течение года
Педагоги дополни-
тельного образова-
ния
2. Предметные классные, школьные и
районные олимпиады (5- 8-11-е клас-
сы)
Октябрь – январь
Учителя, работаю-
щие в 8-11-х классах
3. Интеллектуальный марафон «Знай и
люби свой край»
Октябрь
Учителя, работаю-
щие 5-11кл
4. Защита предметных проектов и
проектов по экологии (тема «Охрана
окружающей среды»)
Февраль
Руководители
6. Слет юных талантов «В кругу дру-
зей» 1-4, 5-11 классы
Май
Совет творческой
группы учителей
8
Проведение меро-
приятий с родителя-
ми одаренных детей
1. Анкетирование родителей с целью
определения их основных подходов к
данной проблеме
Май
Школьный психолог
3. Круглый стол «Организация досуга
одаренных детей»
Декабрь
Руководитель про-
граммы
4. Индивидуальные консультации
школьного психолога
Март
Школьный психолог
5. Совместное творчество родителей и
детей. Выставки детских работ
В течение года
Педагоги дополни-
тельного образова-
ния
6. Спортивные соревнования «Мама,
папа, я – спортивная семья»
В течение года
Руководители спор-
тивных секций
7. Отправление благодарственных пи-
сем родителям учащихся по месту их
работы
Май
Совет творческой
группы учителей
План работы с одаренными детьми на 2020-2022 уч. год
№
Основные направления
Сроки
Ответственные
1.
Организационная работа
1.1
Корректировка плана работы с ОД
Август
Зам. дир. УР
1.2
Семинар – практикум: «Умственная одаренность и
ее психологические проявления. Склонности учи-
теля к работе с ОД».
Сентябрь
Зам. дир. УР
1.3
Знакомство с новинками педагогической литерату-
ры: «Особенности работы с одаренными детьми»
Октябрь
Зам. дир. УР
2.
Диагностическая работа
2.1
Подготовка
диагно стиче ских
м ат е р и а л о в
(анкеты для родителей, тесты для учащихся, карты
наблюдений и др.).
Сентябрь
В течение
года
Зам. дир. УР
2.2
Изучение интересов и склонностей обучающихся:
уточнение критериев всех видов одаренности.
Классные руководите-
ли
2.3
Диагностика родителей и индивидуальные беседы.
2.4
Выявление и отбор одаренных, талантливых детей.
Составление базы данных ОД, ее пополнение.
Зам. дир. УР
3.
Работа с ОД по индивидуальным планам
3.1
Определение наставников ОД в соответствии с ба-
зой данных.
Сентябрь
Зам. дир. УР
3.2
Составление индивидуальных планов
работы с
ОД.
1-я неделя
октября
Учителя – предметни-
ки
3.3
Собеседование с учителями – предметниками по
индивидуальному плану работы с ОД. Утвержде-
ние индивидуальных планов работы с ОД.
2-я неделя
октября
Зам. дир. УР
3.4
Реализация индивидуальных планов работы с ОД
В течение
года
Учителя – предметни-
ки
3.5.
Организация занятий во внеурочное время
В течение
года
Учителя-предметни-
ки, учителя нач.
классов
4.
Интеллектуальное развитие ОД
4.1
Подготовка материалов для проведения школьного
тура олимпиад.
Октябрь
Учителя – предметни-
ки
Зам. дир. УР
4.2
Участие в школьном туре олимпиад.
Октябрь - де-
кабрь
4.3
Участие в районном туре олимпиад.
4.4
Участие в конкурсах, выставках, конференциях.
В течение
года согласно
плану ОУ
Зам. дир. по ВР
4.5
Мониторинг результативности работы с ОД. По-
полнение данной электронной базы.
В течение
года
Зам. дир. по УР
4.6
Организация творческих отчетов, выставок, смот-
ров.
В течение
года согласно
плану ОУ
Педагог - организатор
5.
Работа научного общества учащихся
5.1
Организационное
заседание
учащихся,
членов
НОУ:
постановка
задач,
планирование
работы,
формирование секций научного общества.
Ознакомление
с
нормативными
документами,
с
циклограммой исследовательской деятельности.
Октябрь
Зам. дир. по УР
5.2
Выбор тем для исследовательской работы, закреп-
ление руководителей. Индивидуальные консульта-
ции.
Октябрь
Руководители иссле-
довательской работы
5.3
Работа с научной литературой в целях накопления
материала по избранной теме.
Октябрь
Руководители иссле-
довательской работы
5.4
Овладение навыками работы на компьютере, их со-
вершенствование.
В течение
года
Лаборант ИКТ
5.5
Сбор материала по теме исследования, индивиду-
альные консультации.
Ноябрь
Руководители иссле-
довательских работ
5.6
Практическое занятие с учащимися: «Требования к
оформлению исследовательских работ». Индиви-
дуальные консультации.
Декабрь
Зам. дир. по УР
5.7
Завершение исследовательских работ. Рецензирова-
ние работ руководителями
Январь
Руководители иссле-
довательских работ
5.8
Практическое занятие “Методика защиты исследо-
вательских работ”. Индивидуальные консультации.
Зам. дир. по УР
5.9
Школьная научно-практическая конференция
Февраль
Зам. дир. УР
5.10
Оформление электронного «Сборника исследова-
тельских работ учащихся».
апрель
Зам. дир. УР
5.11
Заседание НОУ, поведение итогов. Планирование
работы на следующий год.
6.
Дополнительное образование
6.1
Курирование кружковой работы:
- утверждение программ кружков;
- анализ кружковой работы.
Сентябрь, в
течение года
Зам. дир. ВР
6.2
Работа спортивных секций.
В течение
года согласно
графику
Учитель физической
культуры
6.3
Подготовка к зимней спартакиаде.
Согласно пла-
ну
7.
Методическое сопровождение
7.1
Сбор и подготовка аналитической информации:
- формирование и своевременное пополнение базы
данных ОД;
- отчет по реализации индивидуальных планов ра-
боты с ОД;
- анализ результатов олимпиад;
- мониторинг результативности работы с ОД.
В течение
года
Апрель
Декабрь
В течение
года
Заместители директо-
ра, учителя – пред-
метники, руководите-
ли исследовательских
работ
7.2
Сбор и систематизация методических материалов
по работе с одаренными детьми.
В течение
года
Зам. дир. по УР
7.3
Итоги работы с ОД в 2012/2013 учебном году. Пла-
нирование работы на следующий год.
Май
Зам. дир. пол УР
8.Проведение мероприятий с родителями одаренных детей
8.1
Анкетирование родителей с целью определения их
основных подходов к данной проблеме
Май
Школьный психолог
8.2
Родительская конференция «Развитие творческого
потенциала ребенка»
В течение
года
Школьный психолог
8.3
Круглый стол «Организация досуга одаренных де-
тей»
Декабрь
Руководитель про-
граммы
8.4
Индивидуальные консультации школьного психо-
лога
Март
Школьный психолог
8.5
Совместное творчество родителей и детей. Вы-
ставки детских работ
В течение
года
Педагоги дополни-
тельного образования
8.6
Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спор-
тивная семья»
В течение
года
Руководители спор-
тивных секций
8.7
Отправление благодарственных писем родителям
учащихся по месту их работы
Май
Совет творческой
группы учителей
Приложение
1. Портрет одаренного ребенка
1.
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
2.
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3.
Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4.
Склонен к рискованным действиям.
5.
Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучше-
нием общества, предметов.
6.
Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не
казаться другим смешными.
7.
Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8.
Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
9.
Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изуче-
ния.
10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Анкета для учащихся
Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о
чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»;
если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь отве-
тить, оставьте клетку незаполненной.
Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»
1.
Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
2.
Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.
3.
Петь, музицировать.
4.
Заниматься физкультурой.
5.
Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
6.
Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
7.
Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
8.
Собирать технический конструктор.
9.
Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
10. Самостоятельно рисовать.
11. Играть в спортивные, подвижные игры.
12. Руководить играми детей.
13. Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
14. Ходить в магазин за продуктами.
15. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
20. Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).
21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
24. Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художествен-
ного творчества.
25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое
мнение).
27. Ухаживать за домашними растениями.
28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).
29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
31. Участвовать в постановке спектаклей.
32. Заниматься спортом в секциях и кружках.
33. Помогать другим людям.
34. работать в саду, на огороде, выращивать растения.
35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Родительское исследование
(заполняют родители)
1.
У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой
словарный запас (Да / нет)
2.
Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)
3.
Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)
4.
Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
5.
Он очень любит рисовать (Да / нет)
6.
Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
7.
Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
8.
Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
9.
Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время?
_____________________________________________________________________________
10. С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину.
_____________________________________________________________________________
Характеристики доминирующих способностей ребенка
1.
Интеллектуальные способности
1.1. Усваивает новые знания очень быстро и все схватывает легко.
1.2. Обладает чувством «здравого смысла» и использует знания в практических, повседневных
ситуациях.
1.3. Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между
одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное. До-
гадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает
причины поступков других людей, мотивы их поведения.
1.4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит
много времени на повторение того, что нужно запомнить.
1.5. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не дога-
дываются.
1.6. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, без затруднений выражает
свою мысль.
1.7. Любит читать книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или на
два.
1.8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
1.9. задает очень много вопросов. Имеет много разных интересов, по поводу которых часто спра-
шивает взрослых.
1.10. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально должен учиться в бо-
лее старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный матери-
ал ему (ей) уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
1.11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения.
1.12. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
2.
Художественные способности
2.1. В своих рисунках и картинках изображает большое разнообразие разных предметов, си-
туаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).
2.2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень се-
рьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, кра-
сиво и художественно выполненную вещь.
2.3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении. Описании какого-то события), со-
ставляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок. Открыток и т.д.).
2.4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, карти-
ны, рисунка. Композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с
ножницами, клеем.
2.5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит. Создает композиции, имеющие худо-
жественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
2.6. Прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства и настроение.
2.7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может выска-
зать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем
собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
2.8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изобразить события или
вещи в трех измерениях и пространственно.
3.
Музыкальный талант
3.1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
3.2. Хорошо поет.
3.3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
3.4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать
музыку.
3.5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
3.6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
3.7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
3.8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
4.
Способности к занятиям научной работой
4.1. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).
4.2. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на
год-два.
4.3. Обладает способностью выше средней к пониманию абстрактных понятий, к установле-
нию обобщений.
4.4. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительными восприятием и рукой
(хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
4.5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги и делает это с
большим удовольствием, чем читает книги художественные, детективы и пр.
4.6. Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана учителем или родителями
или если его «эксперимент» не получился.
4.7. Пытается выяснить причины и смысл событий.
4.8. Проводит много времени над созданием собственные «проектов»: конструирование ра-
диоприемника, построение телескопа, летательного аппарата, собирание коллекции и т.д.
4.9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
5.
Литературное дарование
5.1. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением ка-
кого-либо конфликта.
5.2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и из-
вестном всем.
5.3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несуществен-
ное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
6.
Способности технические
6.1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.
6.2. Интересуется механизмами и машинами.
6.3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, ра-
диоприемников.
6.4. Может чинить несложные приборы и механизмы, использовать старые детали для созда-
ния новых поделок, игрушек, приборов.
6.5. Определяет причины капризов механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на
«поиск».
6.6. Любит чертить чертежи и рисовать наброски механизмов.
6.7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин, механизмов.
7.
Способности к спорту
7.1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме фи-
зических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
7.2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
7.3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры (выигрывает в какой-
нибудь спортивной игре).
7.4. Бегает быстрее всех в классе.
7.5. По сравнению со сверстниками хорошо развита координация движений, двигается легко
и грациозно.
7.6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7.7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, фут-
бол и т.д.).
Список литературы
1.
Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы способностей. М.,
1962.
2.
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.
3.
Краевая целевая программа «Развитие образования в Алтайском крае» на 2006-2010 годы.
4.
Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних
детей. Автореферат. 1993.
5.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность // Семья и школа, - № 9. – 1990.
6.
Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960.
7.
Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.