Автор: Смирнова Елена Витальевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ№1
Населённый пункт: город Полысаево
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа
Тема: "Игровая физкультура"
1
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников»
Дополнительная общеразвивающая программа
для детей от 3 до 4 лет
«Игровая физкультура»
Составитель:
Смирнова Е.В.,
инструктор по физической культуре МАДОУ№1,
г.Полысаево
2
содержание
Пояснительная записка…………………………………………………
3
Учебный план……………………………………………………………
10
Учебно-тематический план……………………………………………..
10
Содержание программы…………………………………………………..
12
Диагностический инструментарий…………………………………….
14
Информационно-методическое обеспечение………………………….
15
3
Пояснительная записка
Не секрет, что современное общество требует от детей ранних успехов
и достижений. Родители в первую очередь озадачены тем, как подготовить
ребенка к школе, стараются как можно раньше научить ребенка читать, писать,
считать, забывая о том, что ведущая деятельность дошкольника – это игра.
Ребенок любит играть, он познает окружающий мир прежде всего и легче
всего в играх. Педагоги прошлого и настоящего отмечают, что дети легче
познают окружающий мир через игру, именно посредством игры у них
вырабатываются
ценнейшие
физические,
морально-волевые
и
организационные навыки. Но, к сожалению, современные дети чаще проводят
время один на один с компьютером либо телевизором.
У игры в дошкольном возрасте очень много функций. Они способствуют
объединению
коллектива,
массовому
охвату
детей
физическими
упражнениями,
являются
замечательным
средством
всестороннего
физического
развития.
И
еще.
Подвижные
игры
могут
стать
средством,
подводящим к спортивным играм.
Поэтому нехватка времени на игру или преждевременное взросление
малышей может привести к серьезным проблемам в адаптации к школе,
трудности в общении.
Но одного желания играть и знания игр мало. Нужно еще донести их до
ребят, раскрыть содержание, пробудить к ним интерес. Иначе даже самая
увлекательная игра может быть отвергнута. В настоящее время дети мало
играют, поэтому мы – взрослые должны научить ребенка играть
Все
вышесказанное
и
обуславливает
актуальность
предлагаемой
дополнительной общеразвивающей программы для младших дошкольников
«Игровая физкультура».
Дополнительная общеразвивающая программа для детей младшего
дошкольного
возраста
«Игровая
физкультура»
(далее
–
Программа)
составлена для детей 3-4 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения. В год
предусмотрено 36 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 15 минут.
4
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Программа разработана в соответствии:
с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ)
с
СанПиН
2.4.1.3049-13
(с
изм.
от
04.04.2014)
«Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций»
Положением о дополнительной общеразвивающей программе МАДОУ
№ 1
Цель Программы:
сохранение и укрепление здоровья детей посредством подвижных игр
Задачи Программы:
развивать
двигательную
сферу
ребенка
и
его
физические
качества:
гибкость, силу, ловкость, выносливость, быстроту движений
познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью
использовать их при организации досуга
развивать речь, внимание, воображение, коммуникативные умения
воспитывать
культуру
игрового
общения,
инициативу,
интерес
к
занятием физической культурой и спортом
Программа построена на следующих принципах:
возрастная
адекватность
образования.
Этот
принцип
предполагает
подбор
содержания
и
методов
дошкольного
образования
в
соответствии
с возрастными особенностями детей
индивидуализация
дошкольного
образования
предполагает
такое
построение образовательной деятельности, которое открывает возможности
для
индивидуализации
образовательного
процесса,
появления
индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для
данного
ребенка
спецификой
и
скоростью,
учитывающей
его
интересы,
мотивы, способности и возрастно-психологические особенности
5
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей
(законных
представителей),
педагогических
и
иных
работников Организации) и детей. Личностно-развивающее взаимодействие
является
неотъемлемой
составной частью
социальной ситуации
развития
ребенка
в
организации,
условием
его
эмоционального
благополучия
и полноценного развития
развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что
образовательное
содержание
предлагается
ребенку
через
разные
виды
деятельности
с
учетом
его
актуальных
и
потенциальных
возможностей
усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом
его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу
педагога
с
ориентацией
на
зону
ближайшего
развития
ребенка
(Л.
С.
Выготский),
что
способствует
развитию,
расширению
как
явных,
так
и
скрытых возможностей ребенка
принцип
комплексного
воздействия
на
занимающихся
отражает
комплексность
воздействия
на
психофизическую
сферу,
функциональные
системы, двигательные способности и интеллект
принцип
адекватности
и
свободы
выбора
средств
для
занятий
складывается из разумной обоснованности подбора эффективных средств для
решения
определенной
цели
занятия,
из
адекватности
средств
индивидуальным
особенностям
занимающихся
и
стоящим
перед
ними
конкретным
задачам
и,
в
то
же
время,
зависит
от
интереса и
желания
занимающихся заниматься именно этим видом упражнений
принцип
психологической
регуляции.
Этот
принцип
предполагает
воздействие
средств
и
методов
психорегуляции
–
специального
подбора
музыкального сопровождения, интеграции средств танцевальной терапии и
других
методик,
способствующих
релаксации,
позволяющих
снимать
мышечные зажимы, оздоравливать психику занимающихся
принцип
контроля
и
мониторинга
физического
состояния
занимающихся.
Мониторинг
проводится
с
целью
определения
6
оздоровительного
эффекта
и
определения
уровня
физического
развития,
здоровья занимающихся, внесения дальнейших корректив в программу и
получения максимально положительного результата.
Основными подходами к формированию Программы являются:
деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в
деятельности,
включающей
такие
компоненты
как
самоцелеполагание,
самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ
индивидуальный
подход,
предписывающий
гибкое
использование
педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому
ребенку
личностно-ориентированный
подход,
который
предусматривает
организацию образовательного процесса на основе признания уникальности
личности ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения
задатков, способностей, интересов, склонностей
cредовой
подход,
ориентирующий
на
использование
возможностей
внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и
развитии личности ребенка.
Программа
направлена
на
укрепление
здоровья,
улучшение
общей
физической
подготовленности
детей,
удовлетворении
их
биологической
потребности
в
движении,
сохранение
и
развитие
природных
задатков,
двигательных способностей Занятия проводятся эмоционально, с
большим
использованием
игровых
упражнений,
игр
с
предметами,
что
позволяет дольше поддерживать интерес детей, повышать эффективность и
точность выполнения упражнений.
Структура занятий:
I.
Вводная часть. Эмоциональный настрой на занятие.
Занимательная разминка. Включает различные виды ходьбы и бега,
прыжков. Выполнение этих упражнений под рифмованные фразы, занятные
названия
упражнений,
музыкальное
сопровождение,
способствуют
повышению интереса детей к занятиям
7
II.
Основная часть.
Игровые упражнения «Веселый тренинг»
Подвижные игры.
Игровые
приемы
обеспечивают
динамичность
процесса
обучения,
максимально удовлетворяют потребности ребенка в двигательной активности.
Музыкальное
сопровождение
подвижных
игр
поднимает
настроение,
побуждает детей к самовыражению творчества в движениях, повышают его
самооценку.
III.
Заключительная часть. Расслабление. Рефлексия.
В заключительной части: проводится дыхательные упражнения и
упражнения
на
релаксацию
в
сопровождения
медленной
музыки,
малоподвижные
игры,
самомассаж
и
т.д.
Использование
здоровьесберегающих
технологий
благоприятно
действует
на
психофизическое здоровье ребенка.
Средства реализации программы:
гимнастические упражнения (строевые, общеразвивающие и др.)
профилактико-коррегирующие упражнения (упражнения, направленные
на профилактику плоскостопия, нарушений осанки и других заболеваний)
подвижные игры
креативные игры и упражнения
упражнения из других видов оздоровительной физической культуры
Формы работы с дошкольниками
дидактические и подвижные игры
игровые упражнения
беседа
рассказ
Виды деятельности детей:
коммуникативная
игровая
двигательная
8
Образовательная деятельность организуется
различными способами:
индивидуальная, групповая работа, а так и действие в микрокомандах –
парами, тройками, пятерками.
Продолжительность занятия согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 для детей
младшего дошкольного возраста 15 мин.
Формами
контроля
при
организации
работы
является
проведение
контрольно-проверочных
занятий
с
использованием
тестов
оценки
двигательных качеств дошкольников (в начале и конце обучения).
Особенности
организации
предметно-развивающей
среды
предусматривает
наличие
оборудования
и
инвентаря,
способствующего
развитию
и
укреплению
детского
организма,
а
также
профилактике
отклонений в физическом развитии.
Техническое оснащение занятий включает в себя:
помещение для занятий (спортивный зал)
гимнастические скамейки
спортивное оборудование для игр (мячи малого и среднего размера,
гимнастические палки, обручи по числу детей в группе и т.д.)
мультимедийные средства (ноутбук, музыкальный центр, CD и DVD
диски)
спортивная форма, отвечающая требованиям занятий
Реализацию
Программы
обеспечивает
инструктор
по
физической
культуре МАДОУ, имеющий высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта, либо
высшее
или
среднее
профессиональное
образование
и
дополнительное
профессиональное образование в области физкультуры и спорта. Он должен
знать
анатомо-физиологические
и
психологические
особенности
детей
дошкольного
возраста
и
учитывать
их
в
работе;
соблюдать
технику
безопасности на занятиях; владеть приемами страховки и оказания первой
помощи. Инструктору необходимо владеть основными элементами техники
упражнений, представленных в программе. Он занимается организационными
9
вопросами и руководит образовательной деятельностью, проводит занятия,
беседует с воспитателями групп и родителями. Инструктор по физической
культуре полностью отвечает за порядок и безопасность детей во время
занятий.
Ожидаемые результаты освоения программы.
К концу года дети должны знать:
знать названия игр и игровых упражнений
требования безопасности при проведении подвижных игр
правила подвижных игр
К концу года дети должны уметь:
использовать разученные подвижные игры для своего досуга
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи
выполнять упражнения из разных исходных положений
владеть основными видами движений
тренировать способность удерживать равновесие, развивать крупную и
мелкую моторику
расслабляться
10
Учебный план
№
п/п
Наименование
раздела
(блока,
темы)
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1.
Игры
и
игровые
упражнения
с
бегом
16 мин
1 ч 44 мин
2 ч
2.
Игры
и
игровые
упражнения
с
прыжками
14 мин
1 ч 31 мин
1 ч 45 мин
3.
Игры и игровые упражнения на
метание
6 мин
39 мин
45 мин
4.
Игровые упражнения в ползании и
лазанье
4 мин
26 мин
30 мин
5.
Игры и игровые упражнения на
ориентировку в пространстве
12 мин
1 ч 18 мин
1ч 30 мин
6.
Сюжетные подвижные игры
12 мин
1 ч 18 мин
1ч 30 мин
7.
Диагностика
-
1ч
1ч
Всего часов:
9ч
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование раздела (блока, темы)
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1.
Игры
и
игровые
упражнения
с
бегом
1.1 «Мыши и котята»
1.2 «Птички в гнездышках»
1.3 «Мыльные пузыри»
1.4 «Воробушки и кот»
4 мин
4 мин
4 мин
4 мин
26 мин
26 мин
26 мин
26 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
11
2.
Игры
и
игровые
упражнения
с
прыжками
2.1 «Мой веселый, звонкий мяч»
2.2 «Непоседа воробей»
2.3 «Поймай комара»
2.4 «Лягушки»
4 мин
4 мин
2 мин
4 мин
26 мин
26 мин
13 мин
26 мин
30 мин
30 мин
15 мин
30 мин
3.
Игры
и
игровые
упражнения
на
метание
3.1 «Лови мяч»
3.2 «Мяч в круг»
4 мин
2 мин
26 мин
13 мин
30 мин
15 мин
4.
Игровые упражнения в ползании и
лазанье
4.1 «Сова»
4.2 «Заяц любит есть морковку»
2 мин
2 мин
13 мин
13 мин
15 мин
15 мин
5.
Игры и игровые упражнения на
ориентировку в пространстве
5.1 «Цветные автомобили»
5.2 «Самолеты»
5.3 «Бусенки»
4 мин
4 мин
4 мин
26 мин
26 мин
26 мин
30 мин
30 мин
30 мин
6.
Сюжетные подвижные игры
6.1 «Воронята»
6.2 «Пес Барбос»
6.3 «Курочка хохлатка»
4 мин
4 мин
4 мин
26 мин
26 мин
26 мин
30 мин
30 мин
30 мин
7.
Диагностика
-
1ч
1ч
Всего часов:
9ч
12
Содержание Программы
Раздел I. Игры и игровые упражнения с бегом
Игры с бегом дети усваивают быстрее чем ходьбу—возрастает скорость бега,
улучшается пространственная ориентировка в процессе его выполнения, дети
с
большей
лёгкостью
меняют
направление,
оббегают
препятствия,
придерживаются заданного направления.
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания
игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
«Мыши и котята»
«Птички в гнездышках»
«Мыльные пузыри»
«Воробушки и кот»
Раздел II. Игры и игровые упражнения с прыжками
Прыжки укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, содействуют
развитию быстроты, ловкости, координации движений.
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания
игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
«Мой веселый, звонкий мяч»
«Непоседа воробей»
«Поймай комара»
«Лягушки»
Раздел III. Игры и игровые упражнения на метание
Упражнения в метании, катании, бросании улучшают общую координацию
движений, способствуют укреплению мышц ног, туловища, плечевого пояса и
рук.
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания
игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
13
«Лови мяч»
«Мяч в круг»
Раздел IV. Игровые упражнения в ползании и лазанье
Упражнения
в
ползании
и
лазанье
развивают
силу,
ловкость,
смелость,
координацию
движений,
помогают
формированию
правильной
осанки.
Горизонтальная
поза
содействует
разгрузке
позвоночника.
Ползание
развивает и укрепляет мускулатуру как крупных мышечных групп
(плечевого пояса, спины, живота), так и мелких мышц рук, предплечья и
спины.
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания
игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
«Сова»
«Заяц любит есть морковку»
Раздел V. Игры и игровые упражнения на ориентировку в пространстве
В процессе действий на ориентировку в пространстве, у детей приобретается
опыт поведения и ориентировка в
условиях действия коллектива. Такие
игры, требуют от играющих сообразительности и широкой ориентировки в
пространстве.
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания
игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
«Цветные автомобили»
«Самолеты»
«Бусенки»
Раздел
VI
.
Сюжетные подвижные игры
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания
игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
«Воронята»
14
«Пес Барбос»
«Курочка хохлатка»
Диагностический инструментарий
Система
мониторинга
в
соответствии
с
ФГОС
ДО
осуществляется
в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход
к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку
динамики их достижений. Педагогическая диагностика проводится 2 раза
в год, в сентябре и в мае.
Для
оценки
эффективности
оздоровительного
курса
занятий
составляется карта индивидуального психомоторного развития ребенка (по
методике
Н.
О.
Озерецкого
и
Н.
И.
Гуревич),
тщательный
анализ
занимающейся группы детей по физическому развитию, нервно-психическому
статусу, по состоянию их опорно-двигательного аппарата в начале курса
занятий и в его конце, констатируя произошедшие изменения. Эти данные
оформляются в сводную таблицу (приложение 11)
Диагностическая методика Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич
Критерии оценки выполнения:
3 балла - правильное выполнение движений, навык сформирован и
автоматизирован;
2 балла - неправильное выполнение после третьего движения, есть
отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован.
1 балл - ребенок не может выполнить задание уже на втором движении;
0 баллов - отказ от выполнения движения.
Задания для детей 3-4 лет
А – пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги,
стопы расположены по прямой линии, руки - вдоль туловища. В этой
позиции, с закрытыми глазами, необходимо находиться 10 сек.
В – после предварительного показа ребенку предлагается закрыть глаза
и коснуться указательным пальцем правой и левой руки поочередно кончика
носа.
15
С
–
в
течении
10
сек.
Указательными
пальцами
горизонтально
вытянутых вперед рук ребенок должен описать в воздухе круги любого
размера.
D – на столе ставится картонная коробка размером 10х10 см, перед
которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет диаметром
2 см. по сигналу воспитателя ребенок должен уложить как можно быстрее все
монеты по одной в коробку. Время выполнения 15 сек.
Контрольные упражнения для оценки сформированности
основных движений
Сформированность основных движений детей оценивается согласно
возрастным нормам, сформулированным в основной общеобразовательной
программе МАДОУ.
Все полученные данные фиксируются в начале (Н) и в конце (К) курса и
оформляются в таблицу.
Оборудование и инвентарь для занятий
Спортивный зал оснащен необходимым спортивным оборудование и
инвентарем для организации образовательной деятельности в соответствии
с Программой
Тип
оборудования
Наименование
Размер
масса
Кол-во
Для
ходьбы,
бега,
равновесия
Бревно
гимнастическое
напольное
Длина
240
см
Ширина
верхней
поверхности
10
см Высота 15 см
2 шт.
Гимнастическая
скамейка
Длина – 400 см.
Ширина – 25см.
4 шт.
16
Высота – 30 см.
Гимнастический
набор: обручи,
рейки, палки,
подставки, зажимы
2шт
Доска
гладкая
с
зацепами
Длина
–
2500
мм.
Ширина
–
200
мм.
Высота – 30 мм.
2 шт.
Доска с ребристой
поверхностью
Длина – 150 см.
Ширина – 20 см.
2 шт.
Дорожка – змейка
(канат)
Длина – 250 см.
Диаметр – 2 см.
1 шт.
Дорожка
–
массажёр
Длина- 200 см
1 шт.
Дорожка
со
следочками
Длина – 200 см.
Ширина – 20 см.
1 шт.
Шнур
плетёный
длинный
Длина – 1500 –
2000 мм
3
«Беговая дорожка»
для
профилактики
плоскостопия
1 шт.
Для прыжков
Батут детский
Диаметр
–
100
см.
2 шт.
Косички
Длина – 50 см.
30 шт.
Скакалки
Длина – 200 см.
20 шт.
Кубы большие
Ребро – 50 см.
1 шт.
Кубы малые
Ребро – 20 см.
5 шт.
17
Маты
гимнастические
Длина – 100 см.
Ширина
–
100
см.
Высота – 10 см.
4 шт.
Для катания, бросания,
ловли.
Кольцеброс
3 шт.
Мешочек с грузом Масса – 150 гр.
20 шт.
Мячи большие
Диаметр – 25 см. 20 шт.
Мячи средние
Диаметр – 15 см. 20 шт.
Мяч для волейбола Диаметр – 25 см 2 шт.
Мяч
для
баскетбола
2шт.
Мяч утяжеленный
Масса – 1кг.
10 шт.
Мяч фитбол
Диаметр – 45 см 20 шт.
Мяч фитбол
Диаметр – 55 см 2 шт.
Мишени
для
метания
напольные
3 шт.
Кольцо
2шт.
Ворота
футбольные
с
сеткой
2 шт.
Щит
баскетбольный
навесной
с
корзиной
Длина – 590 мм
Ширина
–
450
мм
Внутренний
диаметр
корзины
–
450
мм
2 шт.
18
Длина
сетки
–
400 мм
Для ползания и лазания
Стенка
гимнастическая
деревянная
Высота – 280 см.
Ширина
пролета – 73 см.
4 шт.
Канат гладкий
Длина – 300 см.
2 шт.
Дуга большая
Высота – 50 см.
3 шт.
Дуга средняя
Высота – 45 см.
3 шт.
Дуга малая
Высота – 30 см.
3 шт.
Набор
мягкого
модуля
2 шт.
Тунель
Диаметр 50см.
Длина 3 м.
2 шт.
Для общеразвивающих
упражнений
Флажки
40 шт.
Ленточки
Длина – 25 см.
40 шт.
Платочки
30 шт.
Палка
гимнастическая
короткая
Длина – 750 мм
30 шт.
Кегли
20 шт.
Обручи средние
Диаметр – 40 см. 30 шт.
Обручи
малые
плоские
30шт.
Обручи
большие
плоские
20 шт.
Подвижные игры
Шапочки
10 шт.
Ленточки
(4-х
цветов)
19
Ободки
(по
тематике)
Фишки - конусы
Высота 0,5 м.
12
Методическое обеспечение образовательной деятельности
1.
Вавилова, Е. Н. Укрепляйте здоровье детей: пособие для воспитателя
детского сада [Текст] / Е. Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1986. –
110 с.
2.
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей:
учебное пособие [Текст] / под общ. ред. Н. В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
– 173с.
3.
Муравьва,
В.
А.
Воспитание
физических
качеств[Текст]
/
В.
А.
Муравьва . – М.: «АЙРИС» 2004. – 123с.
4. Гайдай Е. П. Игры, забавы, развлечения: учебное пособие [Текст] / Е. П.
Гайдай. – М.: «АРКТИ» 2000.
5. Патрикеева А. Ю. Подвижные игры[Текст] / А. Ю. Патрикеева. – М.
«ВАКО»2007. – 87с.
6. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека/Дошкольное
воспитание/ А. Жичкина. – 2002. – № 4. – С. 26 – 27