Напоминание

"Игровая физкультура"

Автор: Смирнова Елена Витальевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ№1
Населённый пункт: город Полысаево
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа
Тема: "Игровая физкультура"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников»

Дополнительная общеразвивающая программа

для детей от 3 до 4 лет

«Игровая физкультура»

Составитель:

Смирнова Е.В.,

инструктор по физической культуре МАДОУ№1,

г.Полысаево

2

содержание

Пояснительная записка…………………………………………………

3

Учебный план……………………………………………………………

10

Учебно-тематический план……………………………………………..

10

Содержание программы…………………………………………………..

12

Диагностический инструментарий…………………………………….

14

Информационно-методическое обеспечение………………………….

15

3

Пояснительная записка

Не секрет, что современное общество требует от детей ранних успехов

и достижений. Родители в первую очередь озадачены тем, как подготовить

ребенка к школе, стараются как можно раньше научить ребенка читать, писать,

считать, забывая о том, что ведущая деятельность дошкольника – это игра.

Ребенок любит играть, он познает окружающий мир прежде всего и легче

всего в играх. Педагоги прошлого и настоящего отмечают, что дети легче

познают окружающий мир через игру, именно посредством игры у них

вырабатываются

ценнейшие

физические,

морально-волевые

и

организационные навыки. Но, к сожалению, современные дети чаще проводят

время один на один с компьютером либо телевизором.

У игры в дошкольном возрасте очень много функций. Они способствуют

объединению

коллектива,

массовому

охвату

детей

физическими

упражнениями,

являются

замечательным

средством

всестороннего

физического

развития.

И

еще.

Подвижные

игры

могут

стать

средством,

подводящим к спортивным играм.

Поэтому нехватка времени на игру или преждевременное взросление

малышей может привести к серьезным проблемам в адаптации к школе,

трудности в общении.

Но одного желания играть и знания игр мало. Нужно еще донести их до

ребят, раскрыть содержание, пробудить к ним интерес. Иначе даже самая

увлекательная игра может быть отвергнута. В настоящее время дети мало

играют, поэтому мы – взрослые должны научить ребенка играть

Все

вышесказанное

и

обуславливает

актуальность

предлагаемой

дополнительной общеразвивающей программы для младших дошкольников

«Игровая физкультура».

Дополнительная общеразвивающая программа для детей младшего

дошкольного

возраста

«Игровая

физкультура»

(далее

Программа)

составлена для детей 3-4 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения. В год

предусмотрено 36 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 15 минут.

4

Направленность программы: физкультурно-спортивная.

Программа разработана в соответствии:

с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в

Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ)

с

СанПиН

2.4.1.3049-13

изм.

от

04.04.2014)

«Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

режима работы дошкольных образовательных организаций»

Положением о дополнительной общеразвивающей программе МАДОУ

№ 1

Цель Программы:

сохранение и укрепление здоровья детей посредством подвижных игр

Задачи Программы:

развивать

двигательную

сферу

ребенка

и

его

физические

качества:

гибкость, силу, ловкость, выносливость, быстроту движений

познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью

использовать их при организации досуга

развивать речь, внимание, воображение, коммуникативные умения

воспитывать

культуру

игрового

общения,

инициативу,

интерес

к

занятием физической культурой и спортом

Программа построена на следующих принципах:

возрастная

адекватность

образования.

Этот

принцип

предполагает

подбор

содержания

и

методов

дошкольного

образования

в

соответствии

с возрастными особенностями детей

индивидуализация

дошкольного

образования

предполагает

такое

построение образовательной деятельности, которое открывает возможности

для

индивидуализации

образовательного

процесса,

появления

индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для

данного

ребенка

спецификой

и

скоростью,

учитывающей

его

интересы,

мотивы, способности и возрастно-психологические особенности

5

личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия

взрослых (родителей

(законных

представителей),

педагогических

и

иных

работников Организации) и детей. Личностно-развивающее взаимодействие

является

неотъемлемой

составной частью

социальной ситуации

развития

ребенка

в

организации,

условием

его

эмоционального

благополучия

и полноценного развития

развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что

образовательное

содержание

предлагается

ребенку

через

разные

виды

деятельности

с

учетом

его

актуальных

и

потенциальных

возможностей

усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом

его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу

педагога

с

ориентацией

на

зону

ближайшего

развития

ребенка

(Л.

С.

Выготский),

что

способствует

развитию,

расширению

как

явных,

так

и

скрытых возможностей ребенка

принцип

комплексного

воздействия

на

занимающихся

отражает

комплексность

воздействия

на

психофизическую

сферу,

функциональные

системы, двигательные способности и интеллект

принцип

адекватности

и

свободы

выбора

средств

для

занятий

складывается из разумной обоснованности подбора эффективных средств для

решения

определенной

цели

занятия,

из

адекватности

средств

индивидуальным

особенностям

занимающихся

и

стоящим

перед

ними

конкретным

задачам

и,

в

то

же

время,

зависит

от

интереса и

желания

занимающихся заниматься именно этим видом упражнений

принцип

психологической

регуляции.

Этот

принцип

предполагает

воздействие

средств

и

методов

психорегуляции

специального

подбора

музыкального сопровождения, интеграции средств танцевальной терапии и

других

методик,

способствующих

релаксации,

позволяющих

снимать

мышечные зажимы, оздоравливать психику занимающихся

принцип

контроля

и

мониторинга

физического

состояния

занимающихся.

Мониторинг

проводится

с

целью

определения

6

оздоровительного

эффекта

и

определения

уровня

физического

развития,

здоровья занимающихся, внесения дальнейших корректив в программу и

получения максимально положительного результата.

Основными подходами к формированию Программы являются:

деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в

деятельности,

включающей

такие

компоненты

как

самоцелеполагание,

самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ

индивидуальный

подход,

предписывающий

гибкое

использование

педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому

ребенку

личностно-ориентированный

подход,

который

предусматривает

организацию образовательного процесса на основе признания уникальности

личности ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения

задатков, способностей, интересов, склонностей

cредовой

подход,

ориентирующий

на

использование

возможностей

внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и

развитии личности ребенка.

Программа

направлена

на

укрепление

здоровья,

улучшение

общей

физической

подготовленности

детей,

удовлетворении

их

биологической

потребности

в

движении,

сохранение

и

развитие

природных

задатков,

двигательных способностей Занятия проводятся эмоционально, с

большим

использованием

игровых

упражнений,

игр

с

предметами,

что

позволяет дольше поддерживать интерес детей, повышать эффективность и

точность выполнения упражнений.

Структура занятий:

I.

Вводная часть. Эмоциональный настрой на занятие.

Занимательная разминка. Включает различные виды ходьбы и бега,

прыжков. Выполнение этих упражнений под рифмованные фразы, занятные

названия

упражнений,

музыкальное

сопровождение,

способствуют

повышению интереса детей к занятиям

7

II.

Основная часть.

Игровые упражнения «Веселый тренинг»

Подвижные игры.

Игровые

приемы

обеспечивают

динамичность

процесса

обучения,

максимально удовлетворяют потребности ребенка в двигательной активности.

Музыкальное

сопровождение

подвижных

игр

поднимает

настроение,

побуждает детей к самовыражению творчества в движениях, повышают его

самооценку.

III.

Заключительная часть. Расслабление. Рефлексия.

В заключительной части: проводится дыхательные упражнения и

упражнения

на

релаксацию

в

сопровождения

медленной

музыки,

малоподвижные

игры,

самомассаж

и

т.д.

Использование

здоровьесберегающих

технологий

благоприятно

действует

на

психофизическое здоровье ребенка.

Средства реализации программы:

гимнастические упражнения (строевые, общеразвивающие и др.)

профилактико-коррегирующие упражнения (упражнения, направленные

на профилактику плоскостопия, нарушений осанки и других заболеваний)

подвижные игры

креативные игры и упражнения

упражнения из других видов оздоровительной физической культуры

Формы работы с дошкольниками

дидактические и подвижные игры

игровые упражнения

беседа

рассказ

Виды деятельности детей:

коммуникативная

игровая

двигательная

8

Образовательная деятельность организуется

различными способами:

индивидуальная, групповая работа, а так и действие в микрокомандах –

парами, тройками, пятерками.

Продолжительность занятия согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 для детей

младшего дошкольного возраста 15 мин.

Формами

контроля

при

организации

работы

является

проведение

контрольно-проверочных

занятий

с

использованием

тестов

оценки

двигательных качеств дошкольников (в начале и конце обучения).

Особенности

организации

предметно-развивающей

среды

предусматривает

наличие

оборудования

и

инвентаря,

способствующего

развитию

и

укреплению

детского

организма,

а

также

профилактике

отклонений в физическом развитии.

Техническое оснащение занятий включает в себя:

помещение для занятий (спортивный зал)

гимнастические скамейки

спортивное оборудование для игр (мячи малого и среднего размера,

гимнастические палки, обручи по числу детей в группе и т.д.)

мультимедийные средства (ноутбук, музыкальный центр, CD и DVD

диски)

спортивная форма, отвечающая требованиям занятий

Реализацию

Программы

обеспечивает

инструктор

по

физической

культуре МАДОУ, имеющий высшее профессиональное образование или

среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта, либо

высшее

или

среднее

профессиональное

образование

и

дополнительное

профессиональное образование в области физкультуры и спорта. Он должен

знать

анатомо-физиологические

и

психологические

особенности

детей

дошкольного

возраста

и

учитывать

их

в

работе;

соблюдать

технику

безопасности на занятиях; владеть приемами страховки и оказания первой

помощи. Инструктору необходимо владеть основными элементами техники

упражнений, представленных в программе. Он занимается организационными

9

вопросами и руководит образовательной деятельностью, проводит занятия,

беседует с воспитателями групп и родителями. Инструктор по физической

культуре полностью отвечает за порядок и безопасность детей во время

занятий.

Ожидаемые результаты освоения программы.

К концу года дети должны знать:

знать названия игр и игровых упражнений

требования безопасности при проведении подвижных игр

правила подвижных игр

К концу года дети должны уметь:

использовать разученные подвижные игры для своего досуга

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на

принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи

выполнять упражнения из разных исходных положений

владеть основными видами движений

тренировать способность удерживать равновесие, развивать крупную и

мелкую моторику

расслабляться

10

Учебный план

п/п

Наименование

раздела

(блока,

темы)

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Игры

и

игровые

упражнения

с

бегом

16 мин

1 ч 44 мин

2 ч

2.

Игры

и

игровые

упражнения

с

прыжками

14 мин

1 ч 31 мин

1 ч 45 мин

3.

Игры и игровые упражнения на

метание

6 мин

39 мин

45 мин

4.

Игровые упражнения в ползании и

лазанье

4 мин

26 мин

30 мин

5.

Игры и игровые упражнения на

ориентировку в пространстве

12 мин

1 ч 18 мин

1ч 30 мин

6.

Сюжетные подвижные игры

12 мин

1 ч 18 мин

1ч 30 мин

7.

Диагностика

-

Всего часов:

Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела (блока, темы)

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Игры

и

игровые

упражнения

с

бегом

1.1 «Мыши и котята»

1.2 «Птички в гнездышках»

1.3 «Мыльные пузыри»

1.4 «Воробушки и кот»

4 мин

4 мин

4 мин

4 мин

26 мин

26 мин

26 мин

26 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

11

2.

Игры

и

игровые

упражнения

с

прыжками

2.1 «Мой веселый, звонкий мяч»

2.2 «Непоседа воробей»

2.3 «Поймай комара»

2.4 «Лягушки»

4 мин

4 мин

2 мин

4 мин

26 мин

26 мин

13 мин

26 мин

30 мин

30 мин

15 мин

30 мин

3.

Игры

и

игровые

упражнения

на

метание

3.1 «Лови мяч»

3.2 «Мяч в круг»

4 мин

2 мин

26 мин

13 мин

30 мин

15 мин

4.

Игровые упражнения в ползании и

лазанье

4.1 «Сова»

4.2 «Заяц любит есть морковку»

2 мин

2 мин

13 мин

13 мин

15 мин

15 мин

5.

Игры и игровые упражнения на

ориентировку в пространстве

5.1 «Цветные автомобили»

5.2 «Самолеты»

5.3 «Бусенки»

4 мин

4 мин

4 мин

26 мин

26 мин

26 мин

30 мин

30 мин

30 мин

6.

Сюжетные подвижные игры

6.1 «Воронята»

6.2 «Пес Барбос»

6.3 «Курочка хохлатка»

4 мин

4 мин

4 мин

26 мин

26 мин

26 мин

30 мин

30 мин

30 мин

7.

Диагностика

-

Всего часов:

12

Содержание Программы

Раздел I. Игры и игровые упражнения с бегом

Игры с бегом дети усваивают быстрее чем ходьбу—возрастает скорость бега,

улучшается пространственная ориентировка в процессе его выполнения, дети

с

большей

лёгкостью

меняют

направление,

оббегают

препятствия,

придерживаются заданного направления.

Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания

игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.

Практика: Разучивание игр. Проведение игр.

«Мыши и котята»

«Птички в гнездышках»

«Мыльные пузыри»

«Воробушки и кот»

Раздел II. Игры и игровые упражнения с прыжками

Прыжки укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, содействуют

развитию быстроты, ловкости, координации движений.

Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания

игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.

Практика: Разучивание игр. Проведение игр.

«Мой веселый, звонкий мяч»

«Непоседа воробей»

«Поймай комара»

«Лягушки»

Раздел III. Игры и игровые упражнения на метание

Упражнения в метании, катании, бросании улучшают общую координацию

движений, способствуют укреплению мышц ног, туловища, плечевого пояса и

рук.

Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания

игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.

Практика: Разучивание игр. Проведение игр.

13

«Лови мяч»

«Мяч в круг»

Раздел IV. Игровые упражнения в ползании и лазанье

Упражнения

в

ползании

и

лазанье

развивают

силу,

ловкость,

смелость,

координацию

движений,

помогают

формированию

правильной

осанки.

Горизонтальная

поза

содействует

разгрузке

позвоночника.

Ползание

развивает и укрепляет мускулатуру как крупных мышечных групп

(плечевого пояса, спины, живота), так и мелких мышц рук, предплечья и

спины.

Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания

игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.

Практика: Разучивание игр. Проведение игр.

«Сова»

«Заяц любит есть морковку»

Раздел V. Игры и игровые упражнения на ориентировку в пространстве

В процессе действий на ориентировку в пространстве, у детей приобретается

опыт поведения и ориентировка в

условиях действия коллектива. Такие

игры, требуют от играющих сообразительности и широкой ориентировки в

пространстве.

Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания

игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.

Практика: Разучивание игр. Проведение игр.

«Цветные автомобили»

«Самолеты»

«Бусенки»

Раздел

VI

.

Сюжетные подвижные игры

Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания

игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.

Практика: Разучивание игр. Проведение игр.

«Воронята»

14

«Пес Барбос»

«Курочка хохлатка»

Диагностический инструментарий

Система

мониторинга

в

соответствии

с

ФГОС

ДО

осуществляется

в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход

к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку

динамики их достижений. Педагогическая диагностика проводится 2 раза

в год, в сентябре и в мае.

Для

оценки

эффективности

оздоровительного

курса

занятий

составляется карта индивидуального психомоторного развития ребенка (по

методике

Н.

О.

Озерецкого

и

Н.

И.

Гуревич),

тщательный

анализ

занимающейся группы детей по физическому развитию, нервно-психическому

статусу, по состоянию их опорно-двигательного аппарата в начале курса

занятий и в его конце, констатируя произошедшие изменения. Эти данные

оформляются в сводную таблицу (приложение 11)

Диагностическая методика Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич

Критерии оценки выполнения:

3 балла - правильное выполнение движений, навык сформирован и

автоматизирован;

2 балла - неправильное выполнение после третьего движения, есть

отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован.

1 балл - ребенок не может выполнить задание уже на втором движении;

0 баллов - отказ от выполнения движения.

Задания для детей 3-4 лет

А – пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги,

стопы расположены по прямой линии, руки - вдоль туловища. В этой

позиции, с закрытыми глазами, необходимо находиться 10 сек.

В – после предварительного показа ребенку предлагается закрыть глаза

и коснуться указательным пальцем правой и левой руки поочередно кончика

носа.

15

С

в

течении

10

сек.

Указательными

пальцами

горизонтально

вытянутых вперед рук ребенок должен описать в воздухе круги любого

размера.

D – на столе ставится картонная коробка размером 10х10 см, перед

которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет диаметром

2 см. по сигналу воспитателя ребенок должен уложить как можно быстрее все

монеты по одной в коробку. Время выполнения 15 сек.

Контрольные упражнения для оценки сформированности

основных движений

Сформированность основных движений детей оценивается согласно

возрастным нормам, сформулированным в основной общеобразовательной

программе МАДОУ.

Все полученные данные фиксируются в начале (Н) и в конце (К) курса и

оформляются в таблицу.

Оборудование и инвентарь для занятий

Спортивный зал оснащен необходимым спортивным оборудование и

инвентарем для организации образовательной деятельности в соответствии

с Программой

Тип

оборудования

Наименование

Размер

масса

Кол-во

Для

ходьбы,

бега,

равновесия

Бревно

гимнастическое

напольное

Длина

240

см

Ширина

верхней

поверхности

10

см Высота 15 см

2 шт.

Гимнастическая

скамейка

Длина – 400 см.

Ширина – 25см.

4 шт.

16

Высота – 30 см.

Гимнастический

набор: обручи,

рейки, палки,

подставки, зажимы

2шт

Доска

гладкая

с

зацепами

Длина

2500

мм.

Ширина

200

мм.

Высота – 30 мм.

2 шт.

Доска с ребристой

поверхностью

Длина – 150 см.

Ширина – 20 см.

2 шт.

Дорожка – змейка

(канат)

Длина – 250 см.

Диаметр – 2 см.

1 шт.

Дорожка

массажёр

Длина- 200 см

1 шт.

Дорожка

со

следочками

Длина – 200 см.

Ширина – 20 см.

1 шт.

Шнур

плетёный

длинный

Длина – 1500 –

2000 мм

3

«Беговая дорожка»

для

профилактики

плоскостопия

1 шт.

Для прыжков

Батут детский

Диаметр

100

см.

2 шт.

Косички

Длина – 50 см.

30 шт.

Скакалки

Длина – 200 см.

20 шт.

Кубы большие

Ребро – 50 см.

1 шт.

Кубы малые

Ребро – 20 см.

5 шт.

17

Маты

гимнастические

Длина – 100 см.

Ширина

100

см.

Высота – 10 см.

4 шт.

Для катания, бросания,

ловли.

Кольцеброс

3 шт.

Мешочек с грузом Масса – 150 гр.

20 шт.

Мячи большие

Диаметр – 25 см. 20 шт.

Мячи средние

Диаметр – 15 см. 20 шт.

Мяч для волейбола Диаметр – 25 см 2 шт.

Мяч

для

баскетбола

2шт.

Мяч утяжеленный

Масса – 1кг.

10 шт.

Мяч фитбол

Диаметр – 45 см 20 шт.

Мяч фитбол

Диаметр – 55 см 2 шт.

Мишени

для

метания

напольные

3 шт.

Кольцо

2шт.

Ворота

футбольные

с

сеткой

2 шт.

Щит

баскетбольный

навесной

с

корзиной

Длина – 590 мм

Ширина

450

мм

Внутренний

диаметр

корзины

450

мм

2 шт.

18

Длина

сетки

400 мм

Для ползания и лазания

Стенка

гимнастическая

деревянная

Высота – 280 см.

Ширина

пролета – 73 см.

4 шт.

Канат гладкий

Длина – 300 см.

2 шт.

Дуга большая

Высота – 50 см.

3 шт.

Дуга средняя

Высота – 45 см.

3 шт.

Дуга малая

Высота – 30 см.

3 шт.

Набор

мягкого

модуля

2 шт.

Тунель

Диаметр 50см.

Длина 3 м.

2 шт.

Для общеразвивающих

упражнений

Флажки

40 шт.

Ленточки

Длина – 25 см.

40 шт.

Платочки

30 шт.

Палка

гимнастическая

короткая

Длина – 750 мм

30 шт.

Кегли

20 шт.

Обручи средние

Диаметр – 40 см. 30 шт.

Обручи

малые

плоские

30шт.

Обручи

большие

плоские

20 шт.

Подвижные игры

Шапочки

10 шт.

Ленточки

(4-х

цветов)

19

Ободки

(по

тематике)

Фишки - конусы

Высота 0,5 м.

12

Методическое обеспечение образовательной деятельности

1.

Вавилова, Е. Н. Укрепляйте здоровье детей: пособие для воспитателя

детского сада [Текст] / Е. Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1986. –

110 с.

2.

Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей:

учебное пособие [Текст] / под общ. ред. Н. В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

– 173с.

3.

Муравьва,

В.

А.

Воспитание

физических

качеств[Текст]

/

В.

А.

Муравьва . – М.: «АЙРИС» 2004. – 123с.

4. Гайдай Е. П. Игры, забавы, развлечения: учебное пособие [Текст] / Е. П.

Гайдай. – М.: «АРКТИ» 2000.

5. Патрикеева А. Ю. Подвижные игры[Текст] / А. Ю. Патрикеева. – М.

«ВАКО»2007. – 87с.

6. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека/Дошкольное

воспитание/ А. Жичкина. – 2002. – № 4. – С. 26 – 27