Напоминание

Методика "Карты понятий"

Автор: Иванченко Любовь Контантиновна
Должность: учитель истории и общетвознания
Учебное заведение: МКОУ Тинская ООШ
Населённый пункт: д.Тинкая
Наименование материала: "Карта понятий" на уроках обществознания
Тема: Методика "Карты понятий"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Выполнил: Иванченко Л.К.

МКОУТинская ООШ

«Карта понятий «на уроке

обществознания

– это диаграмма, состоящая из узловых точек (каждая из

которых помечена определённым понятием),

связанных прямыми линиями, которые также

помечены. Узловые точки-понятия расположены на

разных иерархических уровнях, соответствующих

движению от наиболее общих к конкретным

специальным понятиям.

«Карта понятий»

представляет собой двумерную иерархически

организованную сетевую диаграмму, которая отражает

структуру знаний в определённой предметной

области, какой её видит ученик, преподаватель или

эксперт. Карта состоит из названий понятий,

помещённых в рамки; они связаны линиями,

фиксирующими соотношения этих понятий в

направлении от общего к частному.

«Карта понятий»

«Карта понятий»

Карту может составлять ученик

самостоятельно или в паре.

Карта также может быть

результатом общей работы

группы учеников.

Карта может составляться

вместе со всем классом в ходе

одного или нескольких уроков.

Постепенно расширяется круг

входящих в карту понятий и

пристраиваются новые связи

между понятиями.

Педагог может предложить учащимся следующую инструкцию:

Надо нанести на Карту наиболее важные и наиболее общие

понятия по изучаемой теме. Затем стрелками показать, какие

понятия связаны между собой и написать над стрелкой, в чём

суть данной связи. В нашем примере: «сердце – качает – кровь»,

«сосуды – типа – артерии». По мере расширения темы и

появления новых знаний надо расширять сеть понятий и

строить новые связи между ними, постепенно двигаясь от

наиболее общих к более конкретным понятиям. Важно связать

их с примерами из жизненной практики. Начиная работать с

данной методикой, следует сфокусироваться преимущественно

на качественных аспектах карт, выполненных учениками,

отражающих точность и глубину их знаний.

Особенности применения в работе

«карты понятий»

1. Начните с понятия, которое хорошо знакомо всем

ученикам, например «личность», «подросток»,

«истина». Пусть ученики напишут еще 10 понятий,

которые ассоциируются у них с этим основным

2. Попросите учеников ранжировать (расположить в

ряд) эти 10 понятий от наиболее общего и

охватывающего к наименее общему или от наиболее

важного к наименее важному. Этот этап потребует

нескольких минут.

3. Попросите учеников написать наиболее общее или

наиболее важное понятие вверху листа бумаги и взять

его в рамку или в кружок. Работать при этом лучше

карандашом, а не ручкой.

Пошаговая инструкция

Пошаговая инструкция

4. Предложите ученикам связать понятия попарно, пару за парой, нарисовав линии

(линки) от одного понятия к другому и подписав их. Этот процесс надо продолжать,

пока на листе не появятся все понятия. Надо дать ученикам время (20–30 минут).

Важно, чтобы они сделали как можно больше ссылок и построили несколько

иерархических уровней. Следует специально подчеркнуть, что нужно построить

связи между понятиями, находящимися в одной части карты, и понятиями,

расположенными в других ее частях.

5. Следует предложить ученикам внести в карту как можно больше дополнительных

понятий, которые сделают ее уникальной, значимой и полезной лично для них.

Необходимо напомнить им, что в рамке желательно писать не более двух слов, и

подчеркнуть, что помарки не имеют значения, карту можно дорисовывать столько,

сколько каждый хочет.

6. В то время как ученики работают, учитель должен ходить по классу, помогая им, но

не давая указаний. Надо напомнить ученикам, что карта понятий – это

самостоятельная форма представления собственных знаний и понимания предмета.

Надо поддерживать креативность и подчеркивать, что единственно правильного

ответа не существует

7. Можно пригласить нескольких учеников, сделавших

свои карты, и показать их классу. Сфокусировать

внимание на существенных связях между понятиями.

8. Необходимо сообщить ученикам, что карты могут

весьма помочь им в учебе. Они позволяют кратко и

концентрированно представить основное содержание

многих страниц учебника.

9. Карты можно собрать и сделать их обзор, но не

выставлять за них отметки. Важно внести

предложения, как можно исправить или

усовершенствовать карты. После чего карты следует

вернуть ученикам и предложить еще раз их обдумать.

Пошаговая инструкция