Автор: Иванченко Любовь Контантиновна
Должность: учитель истории и общетвознания
Учебное заведение: МКОУ Тинская ООШ
Населённый пункт: д.Тинкая
Наименование материала: "Карта понятий" на уроках обществознания
Тема: Методика "Карты понятий"
Выполнил: Иванченко Л.К.
МКОУТинская ООШ
«Карта понятий «на уроке
обществознания
– это диаграмма, состоящая из узловых точек (каждая из
которых помечена определённым понятием),
связанных прямыми линиями, которые также
помечены. Узловые точки-понятия расположены на
разных иерархических уровнях, соответствующих
движению от наиболее общих к конкретным
специальным понятиям.
«Карта понятий»
представляет собой двумерную иерархически
организованную сетевую диаграмму, которая отражает
структуру знаний в определённой предметной
области, какой её видит ученик, преподаватель или
эксперт. Карта состоит из названий понятий,
помещённых в рамки; они связаны линиями,
фиксирующими соотношения этих понятий в
направлении от общего к частному.
«Карта понятий»
«Карта понятий»
Карту может составлять ученик
самостоятельно или в паре.
Карта также может быть
результатом общей работы
группы учеников.
Карта может составляться
вместе со всем классом в ходе
одного или нескольких уроков.
Постепенно расширяется круг
входящих в карту понятий и
пристраиваются новые связи
между понятиями.
Педагог может предложить учащимся следующую инструкцию:
Надо нанести на Карту наиболее важные и наиболее общие
понятия по изучаемой теме. Затем стрелками показать, какие
понятия связаны между собой и написать над стрелкой, в чём
суть данной связи. В нашем примере: «сердце – качает – кровь»,
«сосуды – типа – артерии». По мере расширения темы и
появления новых знаний надо расширять сеть понятий и
строить новые связи между ними, постепенно двигаясь от
наиболее общих к более конкретным понятиям. Важно связать
их с примерами из жизненной практики. Начиная работать с
данной методикой, следует сфокусироваться преимущественно
на качественных аспектах карт, выполненных учениками,
отражающих точность и глубину их знаний.
Особенности применения в работе
«карты понятий»
1. Начните с понятия, которое хорошо знакомо всем
ученикам, например «личность», «подросток»,
«истина». Пусть ученики напишут еще 10 понятий,
которые ассоциируются у них с этим основным
2. Попросите учеников ранжировать (расположить в
ряд) эти 10 понятий от наиболее общего и
охватывающего к наименее общему или от наиболее
важного к наименее важному. Этот этап потребует
нескольких минут.
3. Попросите учеников написать наиболее общее или
наиболее важное понятие вверху листа бумаги и взять
его в рамку или в кружок. Работать при этом лучше
карандашом, а не ручкой.
Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция
4. Предложите ученикам связать понятия попарно, пару за парой, нарисовав линии
(линки) от одного понятия к другому и подписав их. Этот процесс надо продолжать,
пока на листе не появятся все понятия. Надо дать ученикам время (20–30 минут).
Важно, чтобы они сделали как можно больше ссылок и построили несколько
иерархических уровней. Следует специально подчеркнуть, что нужно построить
связи между понятиями, находящимися в одной части карты, и понятиями,
расположенными в других ее частях.
5. Следует предложить ученикам внести в карту как можно больше дополнительных
понятий, которые сделают ее уникальной, значимой и полезной лично для них.
Необходимо напомнить им, что в рамке желательно писать не более двух слов, и
подчеркнуть, что помарки не имеют значения, карту можно дорисовывать столько,
сколько каждый хочет.
6. В то время как ученики работают, учитель должен ходить по классу, помогая им, но
не давая указаний. Надо напомнить ученикам, что карта понятий – это
самостоятельная форма представления собственных знаний и понимания предмета.
Надо поддерживать креативность и подчеркивать, что единственно правильного
ответа не существует
7. Можно пригласить нескольких учеников, сделавших
свои карты, и показать их классу. Сфокусировать
внимание на существенных связях между понятиями.
8. Необходимо сообщить ученикам, что карты могут
весьма помочь им в учебе. Они позволяют кратко и
концентрированно представить основное содержание
многих страниц учебника.
9. Карты можно собрать и сделать их обзор, но не
выставлять за них отметки. Важно внести
предложения, как можно исправить или
усовершенствовать карты. После чего карты следует
вернуть ученикам и предложить еще раз их обдумать.
Пошаговая инструкция