Напоминание

"Преемственность обучения между начальной школой и средним звеном в условиях реализации ФГОС."

Автор: Никитина Раиса Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №14"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Преемственность обучения между начальной школой и средним звеном в условиях реализации ФГОС."







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Преемственность обучения между

начальной школой и средним

звеном в условиях реализации

ФГОС.

Приоритетная цель

школьного образования:

Научить

учиться

Научить

учиться

-

развивать у

ученика

способности

самостоятельно

ставить учебную

задачу,

- проектировать

пути её

реализации,

контролировать и

оценивать свои

достижения.

-

развивать у

ученика

способности

самостоятельно

ставить учебную

задачу,

- проектировать

пути её

реализации,

контролировать и

оценивать свои

достижения.

Начальная школа

- любящий свой народ, свой край и

свою Родину

- уважающий и принимающий

ценности семьи и общества

- любознательный, активно

познающий мир

- владеющий основами умения

учиться, способный к организации

собственной деятельности

- готовый самостоятельно

действовать и отвечать за свои

поступки перед обществом

- доброжелательный, умеющий

слушать и слышать собеседника,

обосновывать свою позицию,

высказывать свое мнение

- выполняющий правила здорового

и безопасного для себя и

окружающих образа жизни.

Основная школа

- любящий свой край, Родину,

знающий свой язык, уважающий свой

народ, его культуру и духовные

традиции

- осознающий и принимающий

ценности человеческой жизни, семьи,

общества, многонационального

российского народа

- активно познающий мир,

осознающий ценность труда, науки и

творчества

- умеющий учиться, осознающий

важность образования, способный

применять знания на практике

- социально активный, уважающий

закон и правопорядок,, осознающий

свои обязанности перед семьей,

обществом

- уважающий других людей; умеющий

вести диалог, сотрудничать для

достижения общих результатов

- осознанно выполняющий правила

здорового и безопасного для себя и

окружающих образа жизни

- ориентирующийся в мире профессий,

понимающий значение

профессиональной деятельности для

человека.

Портрет выпускника

Начальная школа

Главная задача

начальных классов –

научить ребенка учиться,

пользоваться тем

инструментом, без

которого ему с каждым

годом все труднее

овладевать знаниями,

без которого он

становится

неуспевающим и

неспособным.

Основная школа

А потом в средних классах

учителя требуют, чтобы

инструмент этот в руках

ребенка действовал быстро и

безотказно. Учитель даже не

интересуется, в каком

состоянии этот инструмент,

забывает, что его постоянно

надо налаживать, не видит,

что зачастую

индивидуальный

инструмент в руках ребенка

сломался и только поэтому

ребенок не может дальше

учиться.

В.А. Сухомлинский

Вот здесь и возникает разрыв

между начальными классами и

дальнейшими ступенями

обучения.

Проблемы преемственности при переходе из

начальной школы в среднее звено.

Как избежать????

Картина преемственности:

начало года, сентябрь месяц

Картина преемственности:

начало года, сентябрь месяц

Мы подготовили

замечательных детей,

а вы….

Мы подготовили

замечательных детей,

а вы….

Да ваши дети ничего не

знают и не умеют!…

Да ваши дети ничего не

знают и не умеют!…

Переход учащихся из начального в среднее звено

школы – одна из педагогически наиболее сложных

проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из

труднейших периодов школьного обучения.

Переходный

период

из

начальной

школы

в

основную

сказывается

на

всех

у ч а с т н и к а х

образовательного

процесса:

учащихся,

педагогах,

родителях, администрации школы

Часто

последствия

бывают

отрицательными,

что

обусловлено:

- сменой социальной обстановки;

- изменением роли учащегося;

- увеличением учебной нагрузки;

- изменением режима дня;

- разностью систем и форм обучения;

- нестыковкой программ начальной и основной

школы;

- различием требований со стороны учителей-

предметников;

- изменением стиля общения учителей с детьми.

Переходя

из

четвёртого

класса

в

пятый,

ученик

попадает в новый мир. От одного уютного кабинета, от

одного

учителя,

к

которому

ребёнок

привык,

он

попадает

в

новое

образовательное

пространство.

Новые

учителя,

новые

предметы,

новый

классный

руководитель. Каждый учитель по-своему ведёт урок,

оценивает знания и т. д. И часто школьник теряется в

этом

мире.

Высокий

уровень

т р е в о ж н о с т и ,

напряжение, психологический дискомфорт – всё это

приводит к стрессовым ситуациям, к потере интереса

к

у ч е н и ю

и ,

к а к

с л е д с т в и е ,

к

у х у д ш е н и ю

успеваемости.

Одним из направлений на пути к решению основной

задачи по повышению эффективности и улучшению

качества учебно-воспитательного процесса в среднем

звене

школы,

является

логическое

обеспечение

преемственности обучения и воспитания школьников.

Преемственность

– это последовательная,

непрерывная связь между различными

ступенями в развитии качеств личности

школьника, опора на его нравственный опыт,

знания, умения, навыки, расширение и

углубление их в последующие годы образования.

- Это не только подготовка к новому, но и, что еще

более важно и существенно, сохранение

необходимого целесообразного старого, связь

между новым и старым, как основа

поступательного развития процесса.

Основные аспекты проблемы преемственности при

переходе учащихся из начальной школы в основную

Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов

свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в

среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости,

хотя бы временным.

Факторы, влияющие на дезадаптацию: Психологические

Педагогические

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не

готовы совмещать учебные и организационные стороны

школьной жизни: Они испытывают растерянность. Всё время

всё путают и забывают. Не могут сосредоточиться на учёбе.

Некоторые ученики настолько привыкли к постоянному

контролю со стороны взрослых, что неспособны

самостоятельно организовать собственную школьную жизнь.

Всё это, естественно, ведёт к снижению успеваемости!

Существенные психологические изменения в 5-м

классе: В расписании появились новые предметы:

биология, география, история, обществознание, ОБЖ.

И самое главное – каждый предмет ведёт новый учитель.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ:

- Облегчить переход учащихся из младших классов в

среднее звено.

- Создать благоприятный климат для того, чтобы дети

в полной мере могли применять знания, умения и

навыки, полученные в начальной школе.

- Облегчить процесс привыкания учащихся к новым

условиям

- Установить нормальные взаимоотношения,

творческое сотрудничество учителей начальных

классов и предметников.

Основные пути реализации преемственности

в учебно – воспитательной работе

.

-

Как

можн о

ран ьше

определить

у ч и т е л е й -

предметников и классных руководителей будущих

пятиклассников;

-

Посещение

уроков

в

4

классах

учителями

предметниками;

-

Посещение будущим классным руководителем

уроков;

-

Изучение

учебных

программ:

учитель

начальных

классов должен знать программу 5 класса.

-

Учитель-предметник среднего звена может начинать

работу

в

5

классе,

только

изучив

программу

начальной школы, чтобы правильно организовать

повторение

материала,

изученного

в

начальной

школе и разработать систему мер по дальнейшему

формированию новых учебных знаний и умений;

-

Диагностика сформированности общеучебных

умений и навыков;

-

Проведение психолого – педагогического

консилиума по вопросам адаптации пятиклассников

к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в

школе.

Рекомендации по подготовке учителя и классного

руководителя к работе в 5-м классе:

-

Изучение программы начальных классов по

своему предмету.

-

Ознакомление с возрастными особенностями

учащихся, изучение уровня работоспособности

младших школьников.

-

Изучение системы работы учителя начальных

классов: формы, методы организации учебной

деятельности.

-

Посещение последовательно 3-5 занятий в 4

классе.

-

Изучение системы внеклассной работы и

работы с родителями учащихся в начальной

школе.

Учителям-предметникам привести в систему

проведение физкультминуток, минуток релаксации

для оздоровления учащихся: коррекции осанки,

зрения, психологической адаптации и т.д. Всем

учителям обратить особое внимание на объём

домашнего задания. Кроме того, необходима не

только запись домашнего задания в дневнике и в

электронном журнале, но и объяснение процесса

выполнения домашней работы.

Педагогам необходимо по мере возможности

вводить игровые моменты, логические пятиминутки

на уроке для концентрации внимания и

разнообразия деятельности учащихся,

определиться с набором приёмов и методов,

направленных на развитие познавательной

активности.

Правильно организованная работа по

преемственности – залог успеха обучения

детей в основной школе