Автор: Никитина Раиса Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №14"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Преемственность обучения между начальной школой и средним звеном в условиях реализации ФГОС."
Преемственность обучения между
начальной школой и средним
звеном в условиях реализации
ФГОС.
Приоритетная цель
школьного образования:
Научить
учиться
Научить
учиться
-
развивать у
ученика
способности
самостоятельно
ставить учебную
задачу,
- проектировать
пути её
реализации,
контролировать и
оценивать свои
достижения.
-
развивать у
ученика
способности
самостоятельно
ставить учебную
задачу,
- проектировать
пути её
реализации,
контролировать и
оценивать свои
достижения.
Начальная школа
- любящий свой народ, свой край и
свою Родину
- уважающий и принимающий
ценности семьи и общества
- любознательный, активно
познающий мир
- владеющий основами умения
учиться, способный к организации
собственной деятельности
- готовый самостоятельно
действовать и отвечать за свои
поступки перед обществом
- доброжелательный, умеющий
слушать и слышать собеседника,
обосновывать свою позицию,
высказывать свое мнение
- выполняющий правила здорового
и безопасного для себя и
окружающих образа жизни.
Основная школа
- любящий свой край, Родину,
знающий свой язык, уважающий свой
народ, его культуру и духовные
традиции
- осознающий и принимающий
ценности человеческой жизни, семьи,
общества, многонационального
российского народа
- активно познающий мир,
осознающий ценность труда, науки и
творчества
- умеющий учиться, осознающий
важность образования, способный
применять знания на практике
- социально активный, уважающий
закон и правопорядок,, осознающий
свои обязанности перед семьей,
обществом
- уважающий других людей; умеющий
вести диалог, сотрудничать для
достижения общих результатов
- осознанно выполняющий правила
здорового и безопасного для себя и
окружающих образа жизни
- ориентирующийся в мире профессий,
понимающий значение
профессиональной деятельности для
человека.
Портрет выпускника
Начальная школа
Главная задача
начальных классов –
научить ребенка учиться,
пользоваться тем
инструментом, без
которого ему с каждым
годом все труднее
овладевать знаниями,
без которого он
становится
неуспевающим и
неспособным.
Основная школа
А потом в средних классах
учителя требуют, чтобы
инструмент этот в руках
ребенка действовал быстро и
безотказно. Учитель даже не
интересуется, в каком
состоянии этот инструмент,
забывает, что его постоянно
надо налаживать, не видит,
что зачастую
индивидуальный
инструмент в руках ребенка
сломался и только поэтому
ребенок не может дальше
учиться.
В.А. Сухомлинский
Вот здесь и возникает разрыв
между начальными классами и
дальнейшими ступенями
обучения.
Проблемы преемственности при переходе из
начальной школы в среднее звено.
Как избежать????
Картина преемственности:
начало года, сентябрь месяц
Картина преемственности:
начало года, сентябрь месяц
Мы подготовили
замечательных детей,
а вы….
Мы подготовили
замечательных детей,
а вы….
Да ваши дети ничего не
знают и не умеют!…
Да ваши дети ничего не
знают и не умеют!…
Переход учащихся из начального в среднее звено
школы – одна из педагогически наиболее сложных
проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из
труднейших периодов школьного обучения.
Переходный
период
из
начальной
школы
в
основную
сказывается
на
всех
у ч а с т н и к а х
образовательного
процесса:
учащихся,
педагогах,
родителях, администрации школы
Часто
последствия
бывают
отрицательными,
что
обусловлено:
- сменой социальной обстановки;
- изменением роли учащегося;
- увеличением учебной нагрузки;
- изменением режима дня;
- разностью систем и форм обучения;
- нестыковкой программ начальной и основной
школы;
- различием требований со стороны учителей-
предметников;
- изменением стиля общения учителей с детьми.
Переходя
из
четвёртого
класса
в
пятый,
ученик
попадает в новый мир. От одного уютного кабинета, от
одного
учителя,
к
которому
ребёнок
привык,
он
попадает
в
новое
образовательное
пространство.
Новые
учителя,
новые
предметы,
новый
классный
руководитель. Каждый учитель по-своему ведёт урок,
оценивает знания и т. д. И часто школьник теряется в
этом
мире.
Высокий
уровень
т р е в о ж н о с т и ,
напряжение, психологический дискомфорт – всё это
приводит к стрессовым ситуациям, к потере интереса
к
у ч е н и ю
и ,
к а к
с л е д с т в и е ,
к
у х у д ш е н и ю
успеваемости.
Одним из направлений на пути к решению основной
задачи по повышению эффективности и улучшению
качества учебно-воспитательного процесса в среднем
звене
школы,
является
логическое
обеспечение
преемственности обучения и воспитания школьников.
Преемственность
– это последовательная,
непрерывная связь между различными
ступенями в развитии качеств личности
школьника, опора на его нравственный опыт,
знания, умения, навыки, расширение и
углубление их в последующие годы образования.
- Это не только подготовка к новому, но и, что еще
более важно и существенно, сохранение
необходимого целесообразного старого, связь
между новым и старым, как основа
поступательного развития процесса.
Основные аспекты проблемы преемственности при
переходе учащихся из начальной школы в основную
Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов
свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в
среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости,
хотя бы временным.
Факторы, влияющие на дезадаптацию: Психологические
Педагогические
Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не
готовы совмещать учебные и организационные стороны
школьной жизни: Они испытывают растерянность. Всё время
всё путают и забывают. Не могут сосредоточиться на учёбе.
Некоторые ученики настолько привыкли к постоянному
контролю со стороны взрослых, что неспособны
самостоятельно организовать собственную школьную жизнь.
Всё это, естественно, ведёт к снижению успеваемости!
Существенные психологические изменения в 5-м
классе: В расписании появились новые предметы:
биология, география, история, обществознание, ОБЖ.
И самое главное – каждый предмет ведёт новый учитель.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ:
- Облегчить переход учащихся из младших классов в
среднее звено.
- Создать благоприятный климат для того, чтобы дети
в полной мере могли применять знания, умения и
навыки, полученные в начальной школе.
- Облегчить процесс привыкания учащихся к новым
условиям
- Установить нормальные взаимоотношения,
творческое сотрудничество учителей начальных
классов и предметников.
Основные пути реализации преемственности
в учебно – воспитательной работе
.
-
Как
можн о
ран ьше
определить
у ч и т е л е й -
предметников и классных руководителей будущих
пятиклассников;
-
Посещение
уроков
в
4
классах
учителями
–
предметниками;
-
Посещение будущим классным руководителем
уроков;
-
Изучение
учебных
программ:
учитель
начальных
классов должен знать программу 5 класса.
-
Учитель-предметник среднего звена может начинать
работу
в
5
классе,
только
изучив
программу
начальной школы, чтобы правильно организовать
повторение
материала,
изученного
в
начальной
школе и разработать систему мер по дальнейшему
формированию новых учебных знаний и умений;
-
Диагностика сформированности общеучебных
умений и навыков;
-
Проведение психолого – педагогического
консилиума по вопросам адаптации пятиклассников
к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в
школе.
Рекомендации по подготовке учителя и классного
руководителя к работе в 5-м классе:
-
Изучение программы начальных классов по
своему предмету.
-
Ознакомление с возрастными особенностями
учащихся, изучение уровня работоспособности
младших школьников.
-
Изучение системы работы учителя начальных
классов: формы, методы организации учебной
деятельности.
-
Посещение последовательно 3-5 занятий в 4
классе.
-
Изучение системы внеклассной работы и
работы с родителями учащихся в начальной
школе.
Учителям-предметникам привести в систему
проведение физкультминуток, минуток релаксации
для оздоровления учащихся: коррекции осанки,
зрения, психологической адаптации и т.д. Всем
учителям обратить особое внимание на объём
домашнего задания. Кроме того, необходима не
только запись домашнего задания в дневнике и в
электронном журнале, но и объяснение процесса
выполнения домашней работы.
Педагогам необходимо по мере возможности
вводить игровые моменты, логические пятиминутки
на уроке для концентрации внимания и
разнообразия деятельности учащихся,
определиться с набором приёмов и методов,
направленных на развитие познавательной
активности.
Правильно организованная работа по
преемственности – залог успеха обучения
детей в основной школе