Напоминание

Урок "погружения в тему" "Служебные части речи"

Автор: Галкина Ольга Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: город Кимры Тверской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок "погружения в тему" "Служебные части речи"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок русского языка в 5 классе.

Учитель Галкина О.А. ( МОУ “Гимназия №2” г.Кимры Тверской обл.)

Тема урока. Служебные части речи (урок “погружения в тему”).

Цели: -повторение групп служебных частей речи,

-обозначение их роли в речи,

-повторение правописания предлогов, союзов, частиц,

-повторение постановки знаков препинания в предложениях с

союзами,

-развитие речи учащихся,

-формирование нравственных ценностей жизни учащихся,

-стимулирование познавательной мотивации учащихся с помощью

проблемного диалога.

Оформление доски: (центр доски закрыт):

из, в 1. И, а, но не

под 2. что ли

на, с если только

ради чтобы бы

когда даже

3. а, но, что,

если, чтобы,

когда

погода

осенний

нас

теплый

дни

радует

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. -Начинаем наш урок со стихотворения О. Высотской. Оно вам подскажет

тему нашего разговора сегодня.

(инсценированное чтение учащимися)

Существительное – школа,

Просыпается – глагол,

С прилагательным “веселый”

Новый школьный день пришел.

Встали “мы” – местоименье,

Бьет числительное – семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием “отлично”

На уроках дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

НЕ и НИ у нас частицы.

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья “ох” и “ах”.

А потом у теплой печи

Повторяем части речи.

-

Какова же тема нашего урока? (морфология, части речи)

-

О каких частях речи мы уже говорили? (о самостоятельных)

-

Почему они так называются? (они могут существовать в речи

самостоятельно, обладают лексическим и грамматическим значениями)

-

Составьте предложения, используя слова, написанные на правой части

доски.

-

Какие это части речи? Что помогло выполнить задание? (постановка

самостоятельных частей речи в нужную грамматическую форму)

3. Создание проблемной ситуации.

- А теперь попробуйте выполнить то же задание, используя такие слова.

(открывается центр доски)

Почему ничего не получается? (эти части речи не имеют лексического

значения и называются )... СЛУЖЕБНЫЕ.

Вот о них и пойдет речь на уроке.

Записываем тему урока.

-

Подберите однокоренные слова к слову “служебные”.

(ответы учащихся)

(с помощью мультимедийного оборудования открываем страницу из

толкового словаря С.И.Ожегова:

СЛУГА – 1. домашний работник для исполнения поручений господина,

2. выполняющий чью-то волю.

СЛУЖИТЬ - 1. исполнять обязанности, приказания,

2.быть пригодным для чего-нибудь,

3. (о собаках) стоять на задних лапах.

СЛУЖЕБНЫЙ – 1. предназначенный для выполнения обязанностей,

2. второстепенный,

3. не обладающий самостоятельным значением.)

-Что объединяет эти слова по смыслу? (близкое значение)

-А не складывается ли у вас впечатление, что служебные части речи

второстепенны, не так уж и необходимы в языке?

Вот и разберемся в этом.

4. Наблюдение над языковым материалом.

- Обратите внимание на доску. Почему слова распределены на 3 группы?

(гипотезы учащихся)

2

Дописываем на доске и в тетрадях (соответственно над группами слов):

ПРЕДЛОГ

СОЮЗ

ЧАСТИЦА

-

Что вы о них уже знаете? Обратимся к вопросам учебника на стр.133.

-

Для чего служат предлоги? (предлог (с греч.) –перед словом).

-

Как различать омонимичные предлоги и приставки?

Решите орфографическую задачу.

(Под)ложи (под)ушко мягкую (под)ушку.

(ответы учащихся)

-Почему перед глаголами никогда не употребляется предлог? (ответы

учащихся).

-А иногда предлоги могут “спрятаться”, превратившись в слове в

приставку:

около Земли – околоземная орбита, вне Земли – внеземная цивилизация.

Приведите примеры, используя предлог “ради”.

-Что мы имеем в виду, когда говорим: ради тебя, ради спасения?

(пожертвовать чем-то для чего-то,кого-то). Предлог происходит от древнего

глагола РАДЕТИ – заботиться.

-Всегда ли правильно вы употребляете предлоги-“антонимы” В-ИЗ, НА-С?

Иду в школу- приду из школы (не со школы!)

Работать на заводе- вернулся с завода.

-Что вы знаете о союзе?

Многозначность слова выясняем по толковому словарю учебника стр. 192.

-Какова роль союзов в предложении?

Решите пунктуационную задачу, постройте схему предложения:

Мы изучаем самостоятельные и служебные части речи и эти знания нам

необходимы.

[- =О и О], [- =].

-Обратите внимание на доску. Подумайте, по какому принципу я объединила

союзы в 3 группы?

(гипотезы учащихся)

Вывод. Сочинительные союзы; подчинительные; союзы, перед которыми

всегда ставятся запятые.

-Решите пунктуационную задачу:

На уроке ты многое узнаешь, если будешь внимательным.

-Составьте и запишите предложения, используя другие подчинительные

союзы.

(учащиеся зачитывают примеры, комментируя расстановку запятых).

-Какую частицу знают все? (не)

-Какой смысл она придает слову?

-С какими частями речи употребляется? (см. учебник стр. 113 в.7).

3

-Слово «частица» образовано с помощью суффикса –иц-, как крупица, но так

ли незначительна ее роль?

Определите, какое значение имеют в предложениях частицы.

Вот эту тему мы изучаем. Понял ли ты тему? Только он получил «5». Даже он

получил «5».

Вывод. Частицы вносят дополнительные значения в предложения. Вот-

усилительная, ли – вопросительная, только- выделительная, даже-

усилительная).

- Частицу БЫ называют «мечтательной». Давайте помечтаем. Продолжите

предложение.

Если бы я был волшебником…

Не забудьте про знаки препинания в своих предложениях.

(примеры учащихся).

- А вот о чем мечтает наш современник Е.Уваров.

Если бы стал я волшебником,

Я весь мир изменил бы тогда,

Чтобы люди зажили счастливо,

Чтоб никто не страдал никогда,

Чтобы жизнь для всех стала праздником-

Нет голодных и бедных вокруг!

Чтоб детей больше не было брошенных-

Пусть семью обретут и уют!

Да, если б я был волшебником,

Я бы все изменил вокруг!

5. Подведение итогов.

-Итак, подведем итоги наших наблюдений. (ответы учащихся).

Сверим наши выводы с учебником стр. 114.

-Насколько важны служебные части речи, убедимся, обратившись к упр. 210.

-Назовите «ключевые» слова урока.

(служебные части речи, предлог, союз, частица, роль в языке)

-Поднимите руки, кто извлек пользу из нашего урока.

Кто был самым активным?

Домашнее задание: упр. 212.

4