Автор: Галкина Ольга Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: город Кимры Тверской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок "погружения в тему" "Служебные части речи"
Урок русского языка в 5 классе.
Учитель Галкина О.А. ( МОУ “Гимназия №2” г.Кимры Тверской обл.)
Тема урока. Служебные части речи (урок “погружения в тему”).
Цели: -повторение групп служебных частей речи,
-обозначение их роли в речи,
-повторение правописания предлогов, союзов, частиц,
-повторение постановки знаков препинания в предложениях с
союзами,
-развитие речи учащихся,
-формирование нравственных ценностей жизни учащихся,
-стимулирование познавательной мотивации учащихся с помощью
проблемного диалога.
Оформление доски: (центр доски закрыт):
из, в 1. И, а, но не
под 2. что ли
на, с если только
ради чтобы бы
когда даже
3. а, но, что,
если, чтобы,
когда
погода
осенний
нас
теплый
дни
радует
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. -Начинаем наш урок со стихотворения О. Высотской. Оно вам подскажет
тему нашего разговора сегодня.
(инсценированное чтение учащимися)
Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным “веселый”
Новый школьный день пришел.
Встали “мы” – местоименье,
Бьет числительное – семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием “отлично”
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
НЕ и НИ у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья “ох” и “ах”.
А потом у теплой печи
Повторяем части речи.
-
Какова же тема нашего урока? (морфология, части речи)
-
О каких частях речи мы уже говорили? (о самостоятельных)
-
Почему они так называются? (они могут существовать в речи
самостоятельно, обладают лексическим и грамматическим значениями)
-
Составьте предложения, используя слова, написанные на правой части
доски.
-
Какие это части речи? Что помогло выполнить задание? (постановка
самостоятельных частей речи в нужную грамматическую форму)
3. Создание проблемной ситуации.
- А теперь попробуйте выполнить то же задание, используя такие слова.
(открывается центр доски)
Почему ничего не получается? (эти части речи не имеют лексического
значения и называются )... СЛУЖЕБНЫЕ.
Вот о них и пойдет речь на уроке.
Записываем тему урока.
-
Подберите однокоренные слова к слову “служебные”.
(ответы учащихся)
(с помощью мультимедийного оборудования открываем страницу из
толкового словаря С.И.Ожегова:
СЛУГА – 1. домашний работник для исполнения поручений господина,
2. выполняющий чью-то волю.
СЛУЖИТЬ - 1. исполнять обязанности, приказания,
2.быть пригодным для чего-нибудь,
3. (о собаках) стоять на задних лапах.
СЛУЖЕБНЫЙ – 1. предназначенный для выполнения обязанностей,
2. второстепенный,
3. не обладающий самостоятельным значением.)
-Что объединяет эти слова по смыслу? (близкое значение)
-А не складывается ли у вас впечатление, что служебные части речи
второстепенны, не так уж и необходимы в языке?
Вот и разберемся в этом.
4. Наблюдение над языковым материалом.
- Обратите внимание на доску. Почему слова распределены на 3 группы?
(гипотезы учащихся)
2
Дописываем на доске и в тетрадях (соответственно над группами слов):
ПРЕДЛОГ
СОЮЗ
ЧАСТИЦА
-
Что вы о них уже знаете? Обратимся к вопросам учебника на стр.133.
-
Для чего служат предлоги? (предлог (с греч.) –перед словом).
-
Как различать омонимичные предлоги и приставки?
Решите орфографическую задачу.
(Под)ложи (под)ушко мягкую (под)ушку.
(ответы учащихся)
-Почему перед глаголами никогда не употребляется предлог? (ответы
учащихся).
-А иногда предлоги могут “спрятаться”, превратившись в слове в
приставку:
около Земли – околоземная орбита, вне Земли – внеземная цивилизация.
Приведите примеры, используя предлог “ради”.
-Что мы имеем в виду, когда говорим: ради тебя, ради спасения?
(пожертвовать чем-то для чего-то,кого-то). Предлог происходит от древнего
глагола РАДЕТИ – заботиться.
-Всегда ли правильно вы употребляете предлоги-“антонимы” В-ИЗ, НА-С?
Иду в школу- приду из школы (не со школы!)
Работать на заводе- вернулся с завода.
-Что вы знаете о союзе?
Многозначность слова выясняем по толковому словарю учебника стр. 192.
-Какова роль союзов в предложении?
Решите пунктуационную задачу, постройте схему предложения:
Мы изучаем самостоятельные и служебные части речи и эти знания нам
необходимы.
[- =О и О], [- =].
-Обратите внимание на доску. Подумайте, по какому принципу я объединила
союзы в 3 группы?
(гипотезы учащихся)
Вывод. Сочинительные союзы; подчинительные; союзы, перед которыми
всегда ставятся запятые.
-Решите пунктуационную задачу:
На уроке ты многое узнаешь, если будешь внимательным.
-Составьте и запишите предложения, используя другие подчинительные
союзы.
(учащиеся зачитывают примеры, комментируя расстановку запятых).
-Какую частицу знают все? (не)
-Какой смысл она придает слову?
-С какими частями речи употребляется? (см. учебник стр. 113 в.7).
3
-Слово «частица» образовано с помощью суффикса –иц-, как крупица, но так
ли незначительна ее роль?
Определите, какое значение имеют в предложениях частицы.
Вот эту тему мы изучаем. Понял ли ты тему? Только он получил «5». Даже он
получил «5».
Вывод. Частицы вносят дополнительные значения в предложения. Вот-
усилительная, ли – вопросительная, только- выделительная, даже-
усилительная).
- Частицу БЫ называют «мечтательной». Давайте помечтаем. Продолжите
предложение.
Если бы я был волшебником…
Не забудьте про знаки препинания в своих предложениях.
(примеры учащихся).
- А вот о чем мечтает наш современник Е.Уваров.
Если бы стал я волшебником,
Я весь мир изменил бы тогда,
Чтобы люди зажили счастливо,
Чтоб никто не страдал никогда,
Чтобы жизнь для всех стала праздником-
Нет голодных и бедных вокруг!
Чтоб детей больше не было брошенных-
Пусть семью обретут и уют!
Да, если б я был волшебником,
Я бы все изменил вокруг!
5. Подведение итогов.
-Итак, подведем итоги наших наблюдений. (ответы учащихся).
Сверим наши выводы с учебником стр. 114.
-Насколько важны служебные части речи, убедимся, обратившись к упр. 210.
-Назовите «ключевые» слова урока.
(служебные части речи, предлог, союз, частица, роль в языке)
-Поднимите руки, кто извлек пользу из нашего урока.
Кто был самым активным?
Домашнее задание: упр. 212.
4