Автор: Рогова Наталья Юрьевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 14
Населённый пункт: Иркутская область, г.Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время.
Проектная деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное
время.
Проектная
деятельность
способствует
формированию
нового
типа
учащегося,
обладающего
набором
умений
и
навыков
самостоятельной
конструктивной
работы,
владеющего
способами
целенаправленной
деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного
опытом самообразования. Метод проектов на уроках химии, стимулирует
познавательную активность учащихся, способствует поддержанию стойкого
интереса к предмету. Многие их моих выпускников выбрали химию для
своей будущей профессии.
На мой взгляд, именно метод проектов, как ни какой другой, позволяет
превратить
ребёнка
в
активного
субъекта
совместной
деятельности.
Использование
исследовательского
метода
даёт
возможность
не
только
успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны.
Ещё
Исследовательская деятельность – самостоятельная деятельность, но
учитель может управлять процессом проявления и преодоления затруднений,
прогнозировать
их
появление,
следовательно,
а кт и в и з и р о ват ь
мировоззренческие позиции в учебном процессе.
Исследовать – значит видеть то, что видели все, но думать так, как не
думал никто.
Проектная работа на уроке химии и внеурочное время имеет большое
образовательное,
воспитательное,
а
также
развивающее
значение.
Метод
проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения
традиционных
подходов
к
содержанию,
формам
и
методам
учебной
деятельности,
выводя
на
качественно
новый
уровень
всю
систему
организации процесса обучения. Он может найти применение на любых
этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и
при изучении материала различной степени сложности.
Химия – одна из сложных наук. Изучение химии в школе способствует
формированию
мировоззрения учащихся. Однако в условиях сокращения
времени,
отводимого
на
изучение
химии
при
сохранении
объёма
её
содержания, снижает интерес учащихся к предмету.
Система проектной работы может быть представлена двумя подходами:
1.
Связь проекта с учебными темами (на уроке).
1.
Использование
проектной
деятельности
во
внеурочной
деятельности.
Можно использовать проектную деятельность при изучении, таких тем
как:
8
класс
–
химические
элементы,
шеренга
великих
химиков,
классификация химических реакций, признаки химических реакций.
9 класс – металлы и неметаллы, химическое производство азотной и
серной кислот, органические вещества.
10 класс – классы органических веществ, нефтяная промышленность
11 класс – строение вещества, химические реакции, химия в жизни
общества.
Для проектной деятельности на уроках химии, я использую следующие
виды
проектов:
исследовательские,
индивидуальные
и
групповые,
информационные.
Учащиеся,
готовя
материал
для
проекта,
проводят
эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов стараюсь проводить
на
уроках
обобщениях
или
изучения
нового
материала.
Презентация
–
важный навык, который развивает речь, мышление. Учащиеся знают, что
презентация
предполагает
не
только
демонстрацию
продукта,
но
и
обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения
проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем.
Проекты некоторых ребят были отобраны для участия в школьной НПК
«Ломоносовские чтения». Ребята завоевали призовые места. В дальнейшем
эти работы были рекомендованы для представления на городских НПК.
Также группа ребят разрабатывала программу выступления в «неделе
естествознания», где были продемонстрированы наиболее эффектные опыты
не из школьной программы по предмету «химия». Ребята с удовольствием
решали мини проекты, при подготовке к выступлению. Подбирали вещества,
учились находить возможные альтернативные вещества в аптеках. К нашей
работе
активно
подключились
родители,
которые
видели,
с
каким
удовольствием работают дети.
Таким образом, во время сбора материала для проекта, проведения
различных интересных и эффектных экспериментов, обработки информации
по своему проекту и защиту своей проектной работы, учащиеся приобретают
необходимые
навыки
и
знания,
которые
способствуют
их
развитию
как
личности и позволяют стать успешными в дальнейшей жизни.