Автор: Фищенко Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Куриловский детский сад комбинированного вида "Звездочка"
Населённый пункт: г.Серпухов-15, Московская область
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических понятий для детей младшего дошкольного возраста
Тема: "Домик для лисички"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Куриловский детский сад комбинированного вида «Звёздочка»
План-конспект
образовательной деятельности
по формированию элементарных математических понятий
«Домик для лисички»
для детей младшего возраста 3-4 лет
Выполнила: воспитатель
младшей группы Фищенко Е.С.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Тема: «Домик для лисички».
Цель: создание
условий
для
формирования
элементарных
математических
понятий и развития познавательной активности у детей 3-4 лет.
1. Обучающие задачи:
-
учить видеть один, ни одного,
много предметов в специально созданной
обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова «один», «много»,
«ни одного»;
- учить согласовывать слова – числительные «один», «много», «ни одного» с
существительным в роде и числе;
-продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения или
приложения, обозначать результаты сравнения словами «длинный – короткий»,
«длиннее – короче»;
- продолжать закреплять названия основных цветов;
2. Развивающие задачи:
- развивать умение группировать предметы (палочки) по цвету;
-
развивать внимание, логическое мышление, речь;
- развивать мелкую моторику рук, конструкторские способности;
- упражнять детей ориентировке в пространстве;
3. Воспитательные задачи:
-
воспитывать
терпение,
аккуратность,
самостоятельность,
дружественные
взаимоотношения между детьми, интерес к занятию.
4. Задачи с учетом индивидуальных особенностей детей:
-обратить внимание на нерешительность детей в образовательной деятельности.
Форма организации: подгрупповая
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Используемые технологии: здоровьесберегающие,игровая технология
Кюизенера, личностно-ориентированная технология, технология
деятельностного подхода (проблемных ситуаций), ИКТ-технология
Методический инструментарий (средства):
наглядные
- палочки
Кюизенера;
образец
домика,
сделанный
при
помощи
аппликации, лист с изображением осенней полянки, игровой персонаж – лиса,
коробочки – разноцветные домики для палочек;
мультимедийные – музыка;
литературные –стихотворение «Собрались все дети в круг»;
оборудование – CD – проигрыватель; мягкая игрушка игрового персонажа
- лиса; чудесный мешочек; магнитная доска
.
Раздаточный
материал: палочки
Кюизенера;
для
каждого
ребенка
лист
с
изображением осенней полянки и игровой персонаж – лиса.
Активизация словаря: один-много,длинный - короткий, длиннее – короче.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент.
Под музыку дети и воспитатель заходят в группу.
Воспитатель:
-Дети, у нас гости. Давайте поздороваемся: «Здравствуйте!» (Дети повторяют за
воспитателем).
Собрались все дети в круг.
Я -твой друг,и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Молодцы, мы подарили друг другу улыбки. Все у нас сегодня получится.
(Дети остаются в кругу).
Введение в новую тему.
Воспитатель:
- К нам спешит еще гость. А какой, вы догадайтесь сами. Отгадайте загадку.
Всех зверей она хитрей.
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост – ее краса.
А зовут ее (ЛИСА).
Дети:
-Лиса!
Воспитатель:
- А вот она где.Здравствуй, лисичка. Мы рады тебя видеть. (Дети здороваются с
лисой.
Лиса шепчет.
Воспитатель:
-
Лисичка
мне
сказала,
что
у
нее
есть
волшебный
мешочек,
но
Лисичка
хитренькая, и она его спрятала. Нужно найти этот мешочек. (Посадить лису на
стол). Садись, лисичка, и посмотри, как мы дружно играем!
Возьмитесь за руки, и мы пойдем по дорожке искать мешочек. Дорожка какая?
Дети:
- Синяя дорожка.
Воспитатель:
-И длинная. Мы пойдем по длинной синей дорожке.
Ручки на пояс, шагаем по дорожке. (Шагаем под музыку).
Есть мешочек?
Дети:
- Нет.
Воспитатель:
-Пойдем
по
другой
дорожке.
Возьмитесь
за
ручки.
(Подвести
к
красной
дорожке).
Какая дорожка по цвету? (Красная дорожка).
И короткая. Мы пойдем по
короткой красной дорожке. Ручки на пояс, шагаем по дорожке. (Шагаем под
музыку).
Спинки ровненькие, ножки выше поднимайте.
Вот мешочек! Дети, вы хотите узнать, что в этом мешочке?
Дети:
-Да!
Воспитатель:
-Присаживаемся на коврик. (Воспитатель садится на стульчик).
Игра «Что в мешочке?»
Воспитатель
-Что же в этом мешочке? (Потрясти мешочком).
Чтобы
узнать,
что
в
нем,
нужно
опустить
ручку
в
мешочек
(показывает
воспитатель),
потрогать,
достать
и
назвать.
Кто
хочет
попробовать?
Саша,
Андрей, попробуй!
Дети, что же у нас в мешочке?
Дети:
-Палочки.
Воспитатель:
- Как вы думаете, в мешочке много палочек или одна?
Дети:
-Много палочек.
Воспитатель:
-Проверим! Подходите к столу. (Воспитатель высыпает палочки на поднос).
Сколько их?
Дети:
- Много.
Воспитатель:
-Правильно, много!
Воспитатель:
- А в мешочке сколько палочек!
Дети:
-Ни одной палочки.
Дидактическая игра «Домики для палочек».
Воспитатель:
-У палочек есть домики! Вот они! Какого цвета этот домик?
Дети:
- Синего цвета.
Воспитатель:
- Какие палочки живут в синем домике?
Дети:
- Синие палочки.
Воспитатель:
- Положите синие палочки в синий домик.
А этот домик какого цвета?
Дети:
-Красного цвета.
Воспитатель:
- Да! Какие палочки живут в красном домике?
Дети:
-Красные палочки.
Воспитатель:
-Положите красные палочки в красный домик.
Наши палочки в домиках!
Лисичка, тебе понравилось, как мы играли? Да, лисичке понравилось.
Лисичка хочет свой домик. Дети, построим ей домик!
Дети:
-Да.
Воспитатель:
- Разогреем наши ручки -помощники, чтобы лучше построить домик!
Пальчиковая гимнастика.
Целый день тук да тук -
Раздается звонкий стук. (Хлопаем в ладоши).
Молоточки стучат. (Стучать кулаком о кулак).
Строим домик для лисят. (Пальцы соединить, показать "крышу").
Вот какой хороший дом! (Сжимать-разжимать пальцы).
Как же славно заживем! (Вращать кисти рук).
Вывод: Мы готовы строить дом!
Воспитатель приглашает детей за столы.
Воспитатель:
-Дети, перед вами палочки. Одна или много палочек?
Дети:
-Много палочек.
Воспитатель:
-Какого цвета палочки?
Дети:
- Синие палочки, красные палочки.
Воспитатель:
Вывод:
- Да, у вас много палочек синего и красного цвета.
Возьмите синюю палочку, покажите, положите перед собой. Возьмите красную
палочку, покажите, положите красную палочку на синюю палочку. Посмотрите,
как это сделала я. (Показ образца, помощь детям).
Какая палочка длинная?
Дети:
- Синяя палочка длинная.
Воспитатель:
- Какая короткая?
Дети:
- Красная палочка короткая.
Воспитатель:
Вывод:
-Синяя палочка длиннее, а красная короче.
-Начинаем строить ВОТ такой дом! (Повесить образец). Какой домик по цвету?
Дети:
- Синий домик.
Воспитатель:
-Лисичка, тебе нравится синий домик? Да, лисичке нравится такой домик.
Мы будем строить домик на осенней полянке (повесить полянку).
Возьмите синюю палочку, покажите и положите на полянку. И я положу.
Возьмите еще одну, покажите, положите на первую.
Возьмите еще одну, покажите, положите на палочки.
И еще одну возьмем. Поднимите, покажите, положите на палочки.
И еще одну возьмем. Поднимите, покажите, положите на палочки.
Мы построили стену. Что еще нужно построить?
Дети:
-Крышу.
Воспитатель:
-Правильно, молодцы.Попробуйте выложить крышу сами. И я попробую.
Домики получились замечательные! Да, лисичка?
Воспитатель спрашивает у детей, сколько домиков они построили.
Воспитатель:
- А вместе сколько домиков?
Нас много и домиков тоже много. Я открою вам секрет: у нашей лисички много
друзей. Спрятались хитрые лисички в елочках. Найдите их. Нашли? Покажите.
Сколько лисичек, одна или много?
Дети:
-Много лисичек.
Воспитатель:
- У каждого по одной лисичке. А вместе их много. Поселите лисичку в свой
домик.в свой домик я поселю нашу лисичку.
А теперь поиграем!
Физкультминутка «По дорожке»
Зашагали ножки топ-топ-топ! (Ходьба обычным шагом на месте)
Прямо по дорожке топ-топ-топ!
А теперь пойдем быстрей (Ходьба на месте с ускорением «топающим
шагом»).
Топ - топ-топ-топ-топ-топ-топ!
Ну, шагайте веселей.
Топ - топ-топ-топ-топ-топ-топ!
За лисичкой побежали,
Но нисколько не устали!
Воспитатель:
- Садимся на места. Дети, давайте построим дорожки к домикам.
Какие палочки остались на подносе?
Дети:
- Красные палочки.
Воспитатель:
- Красные палочки длинные или короткие?
Дети:
- Короткие палочки.
Воспитатель:
- Попробуйте сами выложить дорожку к домику из красных коротких палочек.
Дети самостоятельно выкладывают крышу под музыку.
Воспитатель:
- Лисичка, какие замечательные дорожки получились у девочек и мальчиков!
Молодцы! Мы с вами помогли лисичке и ее друзьям. А как же мы им помогли?
Что мы сегодня делали? Какой домик строили? Какую дорожку? Из чего
строили? Сколько домиков построил каждый из вас? (Ответы детей).
Дети, вам понравилось сегодня играть? А что вам понравилось больше?
(Ответы детей).
Сюрпризный момент. Лисичка угощает детей
конфетами.
Технологическая карта к непосредственно-образовательной деятельности
по формированию элементарных математических понятий «Домик для лисички»
№
п/
п
Этапы НОД
Ход НОД
Задача педагога
Методы, приёмы
деятельности
Содержание этапа
НОД
1
Организационный
Воспитатель:
- Собрались все дети в
круг.
Я -твой друг, и ты - мой
друг.
К р е п к о
з а
р у к и
возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
- Молодцы, мы подарили
друг другу улыбки. Все у
нас сегодня получится.
Подготовить детей к
НОД, обеспечить
положительный
настрой
Словесный
Под музыку дети и
воспитатель заходят в
группу.
Приветствие.
2
Мотивационно-проблемный
Вопросы воспитателя:
Возьмитесь за руки, и мы
пойдем по дорожке искать
мешочек. Дорожка какая?
-Есть мешочек?
-Какая дорожка по цвету?
Воспитатель:
- П р и с а ж и в а е м с я
н а
коврик.
( В о с п и т ате л ь
садится на стульчик).
Игра «Что в мешочке?»
Вопросы воспитателя:
-
Как
вы
думаете,
в
Адаптировать детей к
деятельности,
организовать
межличностное
взаимодействие,
создать проблемную
ситуацию, создать
условия для решения
задач НОД под
руководством
воспитателя. Поставить
проблемную задачу.
Сюрпризный момент,
«Художественное
слово», словесный,
наглядный, метод
сравнения, группировка
по цвету, дид. игра.
Введение
в
новую
тему.
Загадка:
В с е х
з в е р е й
о н а
хитрей.
Шубка рыжая на ней.
Пышный
хвост
–
ее
краса.
А зовут ее (ЛИСА)
Сюрпризный момент
(появление гостьи-
лисы).
Д / и г р а
« Ч т о
в
мешочке
много
палочек
или одна?
- Сколько их?
-
А
в
мешочке
сколько
палочек?
Д/игра
«Домики
д л я
палочек»
-
Ка ко го
ц в е т а
э т о т
домик?
- Какие палочки живут в
синем домике?
-
А
этот
домик
какого
цвета?
- Какие палочки живут в
красном домике?
-
Л и с и ч к а ,
т е б е
понравилось,
как
мы
играли?
-Лисичка
хочет
с в о й
домик. Дети, построим ей
домик!
мешочке?»
Д/игра
«Домики
для
палочек»
Проблемная
ситуация.
3
Деятельностный
Пальчиковая
гимнастика.
Вопросы воспитателя:
- Д е т и ,
п е р е д
в а м и
палочки. Одна или много
палочек?
-Какого цвета палочки?
- Какая палочка длинная?
- Какая короткая?
-Начинаем
строить
ВОТ
такой
дом!
(Пове сить
образец). Какой домик по
цвету?
Организовать
деятельность
обучающихся,
направленную на
решение проблемной
ситуации.
Словесный, наглядный,
игровой, оказание
помощи воспитанникам,
похвала, работа по
образцу, показ,
сюрпризный момент
Пальчиковая
гимнастика:
Целый
день тук да тук -
Раздается
звонкий
стук.
Молоточки
с ту ч ат.
Строим
домик
для
лисят.
Вот
какой
хороший
дом!
Как
же
славно
заживем!
Приглашение детей
за столы.
-Лисичка,
тебе
нравится
синий
домик?
Да,
лисичке
нравится
такой
домик.
Мы будем строить домик
н а
о с е н н е й
п о л я н к е
(повесить
иллюстрацию
полянки).
-
Ч т о
е щ е
н у ж н о
построить?
Воспитатель
спрашивает у детей,
сколько домиков они
построили.
- А вместе сколько
домиков?
Нас много и домиков тоже
много. Я открою вам
секрет: у нашей лисички
много друзей. Спрятались
хитрые лисички в елочках.
Найдите их. Сколько
лисичек, одна или много?
- У каждого по одной
лисичке. А вместе?
Физкультминутка «По
дорожке»
- Какие палочки остались
на подносе?
- Красные палочки
длинные или короткие?
- Попробуйте сами
выложить дорожку к
домику из красных
Продуктивная
деятельность.
Физкультминутка
«По дорожке»
Зашагали ножки топ-
топ-топ!
Прямо по дорожке
топ-топ-топ!
А теперь пойдем
быстрей.
Топ - топ-топ-топ-топ-
топ-топ!
Ну, шагайте веселей.
Топ - топ-топ-топ-топ-
топ-топ!
За лисичкой
побежали,
Но нисколько не
устали!
П р о д у к т и в н а я
деятельность.
коротких палочек.
Дети самостоятельно
выкладывают крышу.
4
Контрольный
Вопросы воспитателя:
- Мы с вами помогли
лисичке и ее друзьям. А
как же мы им помогли?
Что мы сегодня делали?
Какой домик строили?
Какую дорожку? Из чего
строили? Сколько
домиков построил каждый
из вас?
Организовать
деятельность
обучающихся,
направленную на
соотнесение
исполнения действия,
последовательности
операций результату,
цели, задачам
Словесный
Анализ детской
деятельности
5
Рефлексивный
Вопросы воспитателя:
- Дети, вам понравилось
сегодня играть? А что вам
понравилось больше?
Лисичка угощает детей
конфетами.
Организовать оценку
воспитанниками
результата своей
деятельности.
Словесный, сюрпризный
момент.
Оценка ребенком
своей работы