Напоминание

Устное народное творчество

Автор: Утатынова Татьяна Шонтеновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ Школа "Технологии обучения"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Интегрированный урок
Тема: Устное народное творчество







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Интегрированный урок по литературному

чтению (1 – 4 классы)

Тема : Устное народное творчество

Выполнила учитель начальных классов:

Утатынова Татьяна Шонтеновна

Тема: устное народное творчество

Цели:

-актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»

-углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство

русского языка, напевность русских песен

Тип урока: обобщение и систематизация знаний по разделу «Устное народное

творчество»

Вид урока: урок-путешествие

Оборудование:

- карточки с заданиями

-репродукция картины

-рисунки

Основные виды деятельности:

-работа в разновозрастных группах

-самопроверка

-самостоятельная работа

-индивидуальная работа на карточках

-групповая работа – текстовые задания

-отгадывание загадок

План занятий

Этапы занятия.

Деятельность

учителя.

Деятельность учащихся.

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.Организационный

момент.

Проверяет готовность

детей к занятию.

Организуют разновозрастные группы

Проверяют готовность к занятию.

2.

Введение в тему

занятия.

Организует работу в

группах ,проверяет

выполнение работы,

сообщает тему

занятия

Работают в группах, читают название темы, отвечают на

вопросы учителя

III. Обобщение

и

систематизация

знаний

1.Станция

«Фольклорная»

Дает задание,

организует работу в

группах

Определяют,узнают фольклорные жанры

2.Cтанция

«Скороговорки»

Проводит

фронтальную

беседу; раздает

задания;

организует

самостоятельную и

групповую работы

Проговаривают скороговорки в

быстром темпе

3. Станция «Загадки»

Загадывает загадки;

контролирует

правильность

ответов

Разгадывают загадки, загадывают загадки другим группам

4. Физкульт-минутка

Организует

проведение

Выполняют движения согласно содержанию физминутки

5. Станция

«Пословицы»

Раздает конверты с

пословицами.

Организует работу в

разноуровневых

группах

Составляют

пословицы

из

разрезанны

х частей

текста

По началу

пословиц

ы дети

определя

ют конец

пословиц

ы

Из разных

частей

пословицы

составить 3

пословицы

Записывают на

листочках как

можно больше

пословиц

6. Станция «Сказки»

Раздает карточки с

заданиями

Учащиеся по опорным словам определяют, о какой сказке

идет речь.

IV.Итог занятия.

Рефлексия

Организует

групповую работу,

подводит

окончательный итог

работы. Проводит

рефлексию

Выполняют задания: нарисовать яблоки, разукрасить,

вырезать их

Ход занятий

I.

Организационный момент

II.

Введение в тему. Сообщение темы занятия

III.

Обобщение и систематизация знаний

1)

Станция «Фольклорная»

- Определить вид жанра

1 класс: Чики-чики, чикалочки! Едет гусь на палочке. Уточка на дудочке,

курочка на чурочке. Зайчик на тачке, мальчик на собачке. (скороговорки)

2 класс: Перепелка перепелят прятала от ребят. (скороговорка)

3 класс: Ходит сон у окон, ходит к Дреме на поклон. Ты входи-ка, Дрема, в

дом, напусти нам угомон. (колыбельная)

4 класс: Что относится к большим и малым жанрам устного народного

творчества?Что такое былина?(Жанр русского фольклора,героико-

патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических

событиях).Запишите,какие былины вы знаете?

2)

Станция «Скороговорки»

1 класс: Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.

2 класс: У пеньков опять пять опят.

3 класс: Ушел косой козел с козой.

4 класс: Слышала старушка, как куковала кукушка на опушке.

3)

Станция «Загадки»

1 класс: Я стою на трех ногах, ноги в черных сапогах, зубы черные, педаль.

Как зовут меня? (рояль)

2 класс: Русским людям нравится, собою хороша-нарядная душа. А как

играть начнет-народ в пляс идет. (балалайка)

3 класс: По целому ты часть найди, две ноты вспомни, назови. (до-ля)

4 класс: Приведите примеры загадок о труде.

Учитель:

-На какую тему были загадки?

- На каких музыкальных инструментах играли в древней Руси?

– На уроках музыки вы знакомились с русскими народными песнями.

– Какие жанры вы знаете? Запишите.

4)

Физкульт-минутка

Раз ,два ,три, четыре, пять – все умеем мы считать. Раз-подняться,

потянуться. Два-согнуться, разогнуться. Три-в ладоши три хлопка, головую

три кивка. На четыре-руки шире. Пять-руками помахать. Шесть-на место

сесть опять

5)

Пословицы

Кончилось

смело.

1 класс:

гуляй

дело

а потехи

время

час

Делу

слово , приятно, и кошке, Доброе

2 класс:

В гостях хорошо , ( а дома лучше)

Худо тому, ( кто добра не делает никому)

Раз соврал- (навек лгуном стал)

3 класс:

Кто других не любит , ( сам себя губит)

Труд человека кормит, ( а лень портит)

Учись доброму , ( худое на ум не пойдет)

4 класс:

«Собери пословицы»

Доброе братство беде.

Друзья познаются добром и платят.

Робкого дороже богатства.

За добро и тень страшит.

6)

Станция «Сказки»

Учитель говорит: С незапамятных времен взрослые и дети любят их не

только читать, но и смотреть и слушать.

-Что это за произведения? ( сказки)

- По опорным словам определите, о какой сказке идет речь.

1 класс:

Бабушка,внучка,ведёрко с напёрсточек.

2 класс:

Кувшин, званый пир, тарелка. (Лиза и журавль)

3 класс:

Солдат,старуха,топор.(Каша из топора)

4 класс :

Золотая уздечка,клетка,Жар-птица.

- Из каких частей состоят сказки?

IV.

Итог занятий. Рефлексия

Учитель: Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками.

Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (на доске)

-Но она грустная, нет на ней яблочек.

-Давайте ее оживим.

-Если вы считаете, что урок прошел интересно- вешайте на яблоньку

красное яблочко.

-Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы – желтое яблочко

-Если вам сложно разобраться, есть трудности – зеленое яблочко (надо

немного созреть)

(каждой группе раздается бумага, краски, ножницы ,фломастеры)

-Дети «изготавливают» яблочки.