Автор: Утатынова Татьяна Шонтеновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ Школа "Технологии обучения"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Интегрированный урок
Тема: Устное народное творчество
Интегрированный урок по литературному
чтению (1 – 4 классы)
Тема : Устное народное творчество
Выполнила учитель начальных классов:
Утатынова Татьяна Шонтеновна
Тема: устное народное творчество
Цели:
-актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»
-углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство
русского языка, напевность русских песен
Тип урока: обобщение и систематизация знаний по разделу «Устное народное
творчество»
Вид урока: урок-путешествие
Оборудование:
- карточки с заданиями
-репродукция картины
-рисунки
Основные виды деятельности:
-работа в разновозрастных группах
-самопроверка
-самостоятельная работа
-индивидуальная работа на карточках
-групповая работа – текстовые задания
-отгадывание загадок
План занятий
Этапы занятия.
Деятельность
учителя.
Деятельность учащихся.
1 кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.
1.Организационный
момент.
Проверяет готовность
детей к занятию.
Организуют разновозрастные группы
Проверяют готовность к занятию.
2.
Введение в тему
занятия.
Организует работу в
группах ,проверяет
выполнение работы,
сообщает тему
занятия
Работают в группах, читают название темы, отвечают на
вопросы учителя
III. Обобщение
и
систематизация
знаний
1.Станция
«Фольклорная»
Дает задание,
организует работу в
группах
Определяют,узнают фольклорные жанры
2.Cтанция
«Скороговорки»
Проводит
фронтальную
беседу; раздает
задания;
организует
самостоятельную и
групповую работы
Проговаривают скороговорки в
быстром темпе
3. Станция «Загадки»
Загадывает загадки;
контролирует
правильность
ответов
Разгадывают загадки, загадывают загадки другим группам
4. Физкульт-минутка
Организует
проведение
Выполняют движения согласно содержанию физминутки
5. Станция
«Пословицы»
Раздает конверты с
пословицами.
Организует работу в
разноуровневых
группах
Составляют
пословицы
из
разрезанны
х частей
текста
По началу
пословиц
ы дети
определя
ют конец
пословиц
ы
Из разных
частей
пословицы
составить 3
пословицы
Записывают на
листочках как
можно больше
пословиц
6. Станция «Сказки»
Раздает карточки с
заданиями
Учащиеся по опорным словам определяют, о какой сказке
идет речь.
IV.Итог занятия.
Рефлексия
Организует
групповую работу,
подводит
окончательный итог
работы. Проводит
рефлексию
Выполняют задания: нарисовать яблоки, разукрасить,
вырезать их
Ход занятий
I.
Организационный момент
II.
Введение в тему. Сообщение темы занятия
III.
Обобщение и систематизация знаний
1)
Станция «Фольклорная»
- Определить вид жанра
1 класс: Чики-чики, чикалочки! Едет гусь на палочке. Уточка на дудочке,
курочка на чурочке. Зайчик на тачке, мальчик на собачке. (скороговорки)
2 класс: Перепелка перепелят прятала от ребят. (скороговорка)
3 класс: Ходит сон у окон, ходит к Дреме на поклон. Ты входи-ка, Дрема, в
дом, напусти нам угомон. (колыбельная)
4 класс: Что относится к большим и малым жанрам устного народного
творчества?Что такое былина?(Жанр русского фольклора,героико-
патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических
событиях).Запишите,какие былины вы знаете?
2)
Станция «Скороговорки»
1 класс: Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.
2 класс: У пеньков опять пять опят.
3 класс: Ушел косой козел с козой.
4 класс: Слышала старушка, как куковала кукушка на опушке.
3)
Станция «Загадки»
1 класс: Я стою на трех ногах, ноги в черных сапогах, зубы черные, педаль.
Как зовут меня? (рояль)
2 класс: Русским людям нравится, собою хороша-нарядная душа. А как
играть начнет-народ в пляс идет. (балалайка)
3 класс: По целому ты часть найди, две ноты вспомни, назови. (до-ля)
4 класс: Приведите примеры загадок о труде.
Учитель:
-На какую тему были загадки?
- На каких музыкальных инструментах играли в древней Руси?
– На уроках музыки вы знакомились с русскими народными песнями.
– Какие жанры вы знаете? Запишите.
4)
Физкульт-минутка
Раз ,два ,три, четыре, пять – все умеем мы считать. Раз-подняться,
потянуться. Два-согнуться, разогнуться. Три-в ладоши три хлопка, головую
три кивка. На четыре-руки шире. Пять-руками помахать. Шесть-на место
сесть опять
5)
Пословицы
Кончилось
смело.
1 класс:
гуляй
дело
а потехи
время
час
Делу
слово , приятно, и кошке, Доброе
2 класс:
В гостях хорошо , ( а дома лучше)
Худо тому, ( кто добра не делает никому)
Раз соврал- (навек лгуном стал)
3 класс:
Кто других не любит , ( сам себя губит)
Труд человека кормит, ( а лень портит)
Учись доброму , ( худое на ум не пойдет)
4 класс:
«Собери пословицы»
Доброе братство беде.
Друзья познаются добром и платят.
Робкого дороже богатства.
За добро и тень страшит.
6)
Станция «Сказки»
Учитель говорит: С незапамятных времен взрослые и дети любят их не
только читать, но и смотреть и слушать.
-Что это за произведения? ( сказки)
- По опорным словам определите, о какой сказке идет речь.
1 класс:
Бабушка,внучка,ведёрко с напёрсточек.
2 класс:
Кувшин, званый пир, тарелка. (Лиза и журавль)
3 класс:
Солдат,старуха,топор.(Каша из топора)
4 класс :
Золотая уздечка,клетка,Жар-птица.
- Из каких частей состоят сказки?
IV.
Итог занятий. Рефлексия
Учитель: Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками.
Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (на доске)
-Но она грустная, нет на ней яблочек.
-Давайте ее оживим.
-Если вы считаете, что урок прошел интересно- вешайте на яблоньку
красное яблочко.
-Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы – желтое яблочко
-Если вам сложно разобраться, есть трудности – зеленое яблочко (надо
немного созреть)
(каждой группе раздается бумага, краски, ножницы ,фломастеры)
-Дети «изготавливают» яблочки.