Напоминание

" Путешествие в зимний лес"

Автор: Аноприкова Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад"Малыш"
Населённый пункт: г. Рославль Смоленской области
Наименование материала: конспект организованной образовательной деятельности
Тема: " Путешествие в зимний лес"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, зимнем лесе.

Задачи: Закрепить признаки зимы, расширять и уточнять представления

детей о диких животных. Активизировать употребление однокоренных слов.

Учить детей составлять рассказ о животных леса, используя полученные

ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно.

Развитие фонематического слуха и закрепление знания букв; развитие

навыков слогового чтения.

Воспитывать интерес к изучению природы, умение видеть красоту

окружающего мира.

Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Ход образовательной деятельности

Наше сегодняшнее занятие не совсем обычное. Чтобы вы поняли, о чём мы

сегодня говорить, отгадайте ключевое слово нашего занятия. Мы будем

отгадывать его по буквам и запишем его в клеточках.

1

2

3

4

В третьей клеточке запишем букву, которая спряталась в отгадке на загадку.

Стоит на первом месте.

Он умеет рисовать,

Может сильно пощепать.

От него по телу дрожь…

Как зовут его все?.. (Мороз)

В первой клеточке запишем букву, которая спряталась в слове «кузов». Стоит

на третьем месте.

Во второй клеточке запишем букву, которая стоит на первом месте в загадке

В лес пойдёшь - остерегайся, осторожнее будь с ёлкой. На ветвях её свисают

остро-тонкие …(иголки).

В четвёртой клеточке запишите букву, которая стоит на последнем месте в

слове «Снегурочка».

Выполнив это задание, дети читают ключевое слово «зима», таким образом

определяя тему занятия.

Воспитатель: Ребята, а что такое зима?

Дети: время года.

Воспитатель: подберите родственные слова к слову зима

Дети: зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие…

Воспитатель: чем зима отличается от других времён года?

Дети: вьюга, метель, сугробы, снег, лёд, мороз. сосульки..

Воспитатель: вы хотели бы сейчас отправиться на прогулку в зимний лес?

Дети: да

Воспитатель: как вы думаете, какая сейчас погода в лесу?

Дети: холодная, морозная, ветреная.

Воспитатель: как мы должны одеться?

Дети:….

Воспитатель: На чём мы отправимся в путешествие? Отгадайте загадку?

Два берёзовых коня

По снегам несут меня

Кони эти рыжи..

А зовут их….

Дети: ( лыжи)

Воспитатель: конечно на лыжах. Почему на лыжах?

Дети:

Воспитатель: возьмите по паре лыж и лыжные палки. Встаньте друг за

другом посвободнее, положите лыжи на пол. Пусть это будет лыжня

Встанем дружно мы на лыжи. (дети имитируют движения лыжника).

И поедем друг за другом,

А потом, на искосок

Тут увидим мы лесок

( на экране появляется зимний пейзаж).

Воспитатель: здравствуй лес, зимний лес, полный тайн и чудес! Лес какой?

Дети: таинственный, волшебный, сказочный. снежный….

Воспитатель : А снег в лесу какой?

Дети: пушистый, серебристый, холодный, белый, скрипучий, мягкий…..

Воспитатель: Да, чем больше снега, тем теплее земле и деревьям. Поэтому

Зимушка – зима заботливо укрывает всю землю снежным одеялом.

Как же всё-таки хорошо в зимнем лесу! Воздух морозный и свежий, всюду

большие сугробы, и много, много снега. Он так и манит нас поиграть. А во

что зимой чаще играют дети?

Дети: снежки, лепят снеговиков…

Воспитатель: Снимайте лыжи, положите их рядкои. Поиграем

Видео зимняя физкультминутка ( выполняются движения по показу…..)

Я предлагаю отдохнуть на пенечках. Сядем и посмотрим вокруг,лес выглядит

сказочно: деревья укрыты снегом, тихие, задумчивые они дремлют под

снежным одеялом . Застыл зимний заснеженный лес. Кажется, никто не

живёт в зимнем лесу. Тишина. Но, не так, и если хорошо приглядеться, на

снегу можно увидеть узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-

то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные

здесь были. Кто их оставил и как зимуют животные и птицы в лесу?

Дети:…

Воспитатель: А вот и первые следы. (показ слайда) Чьи они?

Дети: зайца (показ слайда)

Воспитатель: ребята, кто из вас знает, легко ли зайцу в лесу?

Дети: рассказ о зайце

Зима. Мороз. Все животные от лютой стужи попрятались. А у зайца нет ни

норы, ни гнезда. Сегодня под кустиком выспится, завтра в овражке приляжет;

где ямку в снегу выкопает — там у него и дом. Зато шубка у зайца теплая,

пушистая и белая, как снег. Хорошо ему в такой шубке — тепло и спрятаться

от врагов нетрудно: прижался в снегу — попробуй-ка разгляди!

Днем заяц спит, а как настанет ночь, выходит погулять и покормиться.

Пока снега в поле немного, он лапками его разроет, глядишь — травку

найдет. А как неметут вьюги глубокие сугробы, тут уж зайцу снег не

раскопать. Зато в лесу он на высокий сугроб заберется, с кустов, с деревьев

молодые веточки обгрызет или кору погложет — вот и сыт. А иной раз и в

деревню в гости пожалует. Придет поздно вечером, когда в деревне тихо, все

уже спят, подбежит к стогу и начнет сен дергать. Надергает, наестся, а потом

обратно в лес убежит. Так и живет заяц всю зиму.

Воспитатель: а вот ещё чьи-то следы? (показ слайда)

Дети: беличьи (слайд белка)

Воспитатель: Правильно ребята, посмотрите на белку. А кто из вас знает, как

белка зимует?

Дети: рассказ о белке

Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода

— белка скорей к своему гнезду спешит.

Гнездо у белки, как у птицы, устроено: из веток, из сучьев. Да как сделано-то

ловко — будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка.

Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой выстлано: уютно в нем, тепло.

Заберется белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, еще лазейку

подстилкой закроет. Потом свернется клубочком, пушистым хвостиком

прикроется и спит.

А снаружи ледяной ветер так и воет, так и несет мелкий колючий снег.

Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнется и поскачет с дерева

на дерево — еду себе добывать: где еловую шишку сорвет, где сухой гриб

разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главная еда у

белки еще с осени в кладовочке запасена — в дупле старого дерева. Там у нее

и жолуди и орехи есть — на всю зиму запасов хватит.

Воспитатель: Кто ещё в лесу живёт?

Дети: волк, медведь, олень, лиса, кабан

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что заяц спит под кустом, белка живёт

в дупле. А где живет волк?

Дети: (у волка есть логово) ( показ слайда)

Воспитатель: ребята, как вы считаете, тяжело волку зимой?

Дети: рассказ о волке

Волки – хищники коварные и очень опасные и для зверей, и для человека.

Волки отлично видят даже в темноте и прекрасно слышат.

Зимой волк почти всегда ходит голодный, он не может быстро бегать по

рыхлому снегу. А вот по насту бегает очень быстро! Тогда от волка не

убежать!

Наверное, вы слышали такую поговорку «волка ноги кормят». Это

действительно так. Волк пробегает очень большие расстояния, чтобы найти

себе пропитание. Они охотятся на лосей, зайцев, куропаток, тетеревов. Да,

даже на лосей! Если лось стоит, то волк на него не бросается. Но если лось

бежит, то волчья стая может его одолеть. Голодные волки зимой нападают

даже на собак и на людей.Зимой у волков вырастает толстая теплая зимняя

«шуба», шерсть становится теплее. Живут волки зимой стаями: волк, волчица

и их выросшие волчата

Воспитатель: Посмотрите там в дали какой-то холм виднеется.(показ слайда)

Что это за сугроб в лесу? Из-под сугроба, идет пар. Все кусты около сугроба

покрыты инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб?

Дети: Это берлога, где спит медведь. Рассказ о медведе.

Медведь всю зиму очень крепко спит и просыпается, лишь если его что-то

сильно потревожит.

Зимний сон медведя неглубок, он слышит даже отдаленные звуки, а того, что

творится у него под боком, как ни странно, не чувствует. Случается, лесные

полевки выстригают в его шерсти целые дорожки, собирая подстилку для

гнезда, а он не обращает на это внимания. И от бродячего собрата медведь

уберечься не может: бывает, небольшой шатун, разрыв берлогу, загрызет ее

крупного, но вялого со сна обитателя. Зимой у медведицы рождается

потомство, обычно раз в два года. А зимой потому, что только тогда у матери

есть время, чтобы выкармливать детенышей молоком. Ведь в теплое время

она с медвежатами бродит по лесу в поисках корма, чтобы накопить жир и не

погибнуть следующей зимой.

Воспитатель: Вот следующие следы. Я знаю, чьи они, а вы догадались?

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый- краса!

А зовут ее …

Дети: (лиса)рассказ о лисе.(показ слайда)

Лисе, как и всем зверям, чень тяжело зимой. Как же она выживает в это

суровое время года?

Ну, сначала она, как другие звери, к нему тщательно готовится, отращивая

себе более тёплую шубку. Шерсть у неё становится длинннее, уплотняется и

становится лисичка зимой ещё краше и пушистее!

На зиму лисы запасов не делают. И затруднения с питанием зимой

испытывают, так как мышки попрятались в норы, а птенцов и лягушек нет.

Зимой лисы питаются мелкими грызунами, птицами, зайцами. Охотится лиса

в поле, так как там легче ей поймать свою добычу, ведь снег там сдувается

ветром. Благодаря своему хорошему носу и хорошему слуху она находит

норки мышек. Но поймать полевок или зайца удается не всегда, поэтому

часто и голодает. Даже по глубокому снегу лисица ходит без труда, так как

имеет маленький вес, а следственно и не проваливается в снег.

Зимуют лисы не в норах, как это можно подумать, а в открытых логовах в

снегу. Сворачивается лиса клубочком, а хвостом от мороза закрывает нос.

Воспитатель: ребята, что – то птицы не поют. Почему?

Дети: Потому что наступила зима, а зимой птицы не поют.

Воспитатель: Трудно зимой птицам

Дети: Для птиц зима – очень тяжелое время года. Голодно и холодно бедным

пернатым. Из-за холода много тепла теряют зимние птицы. Для того чтобы

согреться птицам необходимо много есть, и зимой еды им нужно намного

больше чем летом. Поиск еды – главное занятие для птиц зимой. Темнеет

быстро, а в темноте корма не найти. Поэтому с рассвета и до темноты птицы

зимой ищут себе еду. А уж кто остался голодным – пропадет ночью,

замерзнет! «Сытому морозы не страшны» — так можно сказать о птицах.

Часто в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Почему?

Оказывается, они не летают в мороз, потому что птица в полете мерзнет

намного быстрее. Когда птица сидит, у нее находится между перьями

неподвижный воздух. Он не пропускает холод к телу птицы и задерживает

тепло. В полете же со всех сторон к телу птицы устремляется морозный

воздух, и она мерзнет на лету.

А еще можно увидеть в зимние морозы, как птица стоит то на одной, то на

другой ноге. Зачем она это делает? Птица обогревает свои ноги, попеременно

поднимая их с холодной земли.

Чтобы согреться, пернатые тесно прижимаются друг к другу, прячут клювы

под крыло. Сбиваются в стаи даже те птицы зимой, которые летом живут в

одиночку. Так им легче перенести зиму. Нашла одна птичка корм – сразу же

оповестила всех. Вот все и сыты. Стае легче заметить приближающуюся

опасность. Да и согреваются птички, прижавшись друг к другу.

Воспитатель: Кто и как помогает зимой птицам и животным пережить зиму?

Дети: для этого в лесу лесники развешивают заготовленные с лета пучки

лиственных растений, ставят стога сена, раскладывают капусту, морковь.

Воспитатель: Вот как интересно в зимнем лесу, правда, ребята?

Дети: да

Воспитатель: но пора нам возвращаться в детский сад. Наденем лыжи.

Попрощаемся с зимним лесом.

Дети: (хором)

До свидания, лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие.