Автор: Игнатенко Наталья Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №357 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Мы-за здоровый образ жизни!"
Мы - за здоровый образ жизни!
« Здоровье – это состояние наибольшего физического, психологического и
социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и
физических дефектов»
Из преамбулы Устава Всемирной организации здравоохранения.
В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей,
и поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые
стоят
перед
обществом
и
педагогами.
Дошкольный
возраст
самый
благоприятный для укрепления здоровья и воспитания привычек здорового
образа жизни. Вот почему в детском саду следует воспитывать у ребенка
привычку
к
соблюдению
режима
дня,
чистоте,
аккуратности,
порядку,
способствовать овладению культурно-гигиеническим навыкам, вырабатывать
привычку к ежедневным формам закаливания и двигательной активности,
углублять
и
систематизировать
представления
о
факторах,
влияющих
на
состояние здоровья и здоровья окружающих. Именно поэтому в дошкольном
учреждении
любая
деятельность
(игровая,
спортивная,
досуговая
и
т.д.)
должна
носить
оздоровительно-педагогическую
направленность
и
способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к
здоровому образу жизни.
В рамках проекта по здоровьесбережению в нашей группе прошла неделя
здоровья «Мы -
за здоровый образ жизни!» Цель данного проекта – это
пропаганда здорового образа жизни среди старших дошкольников. В течение
проекта
проводились
беседы,
разыгрывались
различные
ситуации,
рассматривались жизненные
примеры,
загадывали
загадки
различного
содержания; дети разучивали стихотворения, поговорки, песни о здоровье и о
спорте, рассматривали иллюстрации, читали книги, рисовали и т. д. Активно
включали
и
досуговую
деятельность.
Досуги
с
большим
удовольствием
воспринемаются
детьми.
Они
создают
детям
хорошее
настроение,
несут
заряд бодрости, энергии, побуждают детей к активной физической культуре, в
игровой форме помогают усваивать знания и умения.
Так же, в совместную деятельность мы привлекали родителей. Родители не
только
занимались
с
детьми
дома,
но
и
являлись
активными
участниками образовательно – воспитательного процесса в нашем детском
саду,
участвовали
в
развлечениях,
выставках.
Для
родителей
были
разработаны
консультации
по
двигательной
активности
:
«Профилактика
нарушений осанки», «Организация прогулок дома». В консультации были
включены
материалы
и
по
психическому
здоровью
детей:
«Культура
поведения», «Здоровый образ жизни семьи».
Неделя здоровья была очень насыщенной, включала различные интересные
мероприятия.
В
первый
день
были
организованы
мастер-класс
«Чистим
зубы» и беседа «Будь здоров без докторов!» Ребята рассуждали, отвечая на
вопросы: какие факторы помогают нам сохранить здоровье? Может ли быть
здоровым человек, который ведёт неподвижный образ жизни и большую
часть времени проводит сидя в кресле или лёжа на диване? Почему важно
заниматься
спортом?
В
этот
же
день
была
организована
семейная
фотовыставка «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» Родителям
было предложено принести семейные фотографии, как они проводят время с
пользой для здоровья. В группе родители и воспитатели подобрали речевой
материал, оформили стенгазету и разместили её у центрального входа в
д е т с к и й
с а д .
Второй день начался с того, что в гости к детям пришёл доктор Неболейкин.
Он предложил детям поговорить о витаминах и микробах. Целью данного
мероприятия являлось – формирование у детей желания заботиться о своём
з д о р о в ь е .
Д е т и
у я с н и л и ,
к а к и е
и з
п р о д у к т о в
я в л я ю т с я
витаминосодержащими,
как
они
влияют
на
организм
человека
и
на
его
здоровье.
Доктор
помог
детям
понять,
что
еда
должна
быть
не
только
вкусной, но и полезной. Так же, дети получили представление о микробах и
о б
и х
с во й с т ва х :
д ы ш ат,
п и т а ют с я ,
р а с ту т,
р а з м н ож а ю т с я .
Ну, и конечно, говоря о здоровье, невозможно обойти спортивные праздники
и
развлечения.
Поэтому,
наш
второй
день
здоровья
мы
заканчивали
спортивным развлечением «Движенье – это жизнь!»
Если
говорить
о
спортивных
соревнованиях
и
праздниках
вообще,
то
значение
их
для
развития
ребёнка
трудно
переоценить.
Одни
развивают
сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но
объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движениях и
эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий
мир,
учится
любить
его
и
целенаправленно
действовать
в
нем.
Физкультурные праздники оказывают действенное влияние на формирование
детской
личности.
Совместная
деятельность,
достижение
хороших
результатов
командой,
преодоление
трудностей
сплачивают
коллектив,
вызывают чувство ответственности, (индивидуальной и коллективной). Дети
приучаются сопереживать успехам и неудачам товарищей, уметь радоваться
их
достижениям,
поддерживать
хорошие,
дружеские
взаимоотношения
между собой. У них воспитывается стремление добиваться не только высоких
индивидуальных, но и командных успехов. При этом развивается уважение к
партнерам
по
игре,
команде
соперников.
Соревновательный
характер
проведения
игр
и
упражнений
на
празднике
способствует
воспитанию
целеустремленности,
настойчивости
и
находчивости,
смело сти,
решительности
и
других
морально-волевых
качеств.
Участие
в
физкультурных
праздниках
помогает
детям
глубже
осознать
значение
систематических
упражнений
в
двигательных
действиях
для
достижения
желаемых
результатов,
пробуждает
интерес
к
регулярным
занятиям
ф и з и ч е с к о й
к у л ь т у р о й .
Третий день был посвящён организации выставки рисунков «Я дружу со
спортом!» Дети поделились собственным опытом, впечатлением, отношением
к спорту. Выяснилось, что многие из них занимаются спортом, а те, кто пока
спортивную секцию не посещает, хотели бы это сделать в будущем. И,
конечно же, всё это дети и отразили в своих рисунках. Положительный
отклик выставка получила у родителей, что важно, так как огромная роль в
формировании
здорового
образа
жизни
лежит
именно
на
семье.
На четвёртый день было запланировано «Витаминное шоу». Так как, дети
уже располагали некоторыми накопленными знаниями, то моей задачей было
создать атмосферу праздника и в то же время, закрепить знания о витаминах
и
полезных
продуктах.
К
участию
в
данном
шоу
были
приглашены
и
родители, они готовили костюмы овощей, помогали детям разучивать стихи.
Праздник удался! Звучали песни, загадки, сценки.
Дети участвовали в
весёлых
аттракционах,
играх,
конкурсах:
«Собери
овощи
и
фрукты»,
«Определи овощи на вкус» и др.
Во
вторую
половину
дня
были
организованы сюжетно-ролевые
игры:
«Повара. Здоровое питание» и «Скорая
помощь». Старший дошкольный
возраст отличается тем, что дети способны проявить инициативу, обладают
достаточным
багажом
знаний,
чтобы
развить
игровой
сюжет.
Роль
воспитателя незначительна, он даёт небольшие рекомендации, советы, может
помочь с выбором ролей, если дети испытывают сложность в данном случае.
Никаких
наставлений
взрослый
не
даёт,
иначе
дети
теряют
способность
действовать
самостоятельно.
Очень
интересно
наблюдать,
как
дети
используют приобретённые знания на практике.
Итогом нашей недели здоровья стала викторина. Дети были разделены на две
команды.
Они
отвечали
на
вопросы:
что
нужно
делать,
чтобы
быть
здоровым?
Какие
существуют
вежливые
слова,
которые
могут
улучшить
настроение человека? Ребята отгадывали загадки, упражнялись в спортивных
эстафетах
и
выполняли
другие
задания,
а
за
правильно
выполненные,
получали
очки.
Жюри
подвело
итог
и
наградило
команды
фруктовыми
призами.
Итак, неделя здоровья прошла. И если работа организована методически
правильно,
то
она
удовлетворит
естественную
потребность
детей
в
движении. Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что
создает условия для эмоционально - психологического благополучия, так как
оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли,
нравственности,
создает
определенный
духовный
настрой,
пробуждает
интерес
к
самовыражению,
способствует
не
только
лучшему
усвоению
знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.
Воспитатель высшей
квалификационной категории:
Игнатенко Н.Л.
Список литературы:
1.
Амосов
Н.М.
Энциклопедия
Амосова.
Алгоритм
здоровья,
Москва:
Сталкер, 2004г, 502с.
2.
Воеводина О.Л. Здоровый малыш, - Москва: Физкультура и спорт,
1989г, 232с.
3.
Запорожченко
В.Г.
Образ
жизни
и
вредные
привычки.
Москва.:
Медицина, 2004г,132с.
4.
Ермакова О. А. «За здоровьем в детский сад», журнал «Дошкольная
педагогика» № 3/2015г.
5.
Гутникова
Л.
А.
«Организация
и
проведение
тематических
физкультурных досугов» № 9/2015г.