Автор: Крючкова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС"Мальвина"
Населённый пункт: Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Развитие детей третьего года жизни.
Тема: Третий год жизни-период интенсивного развития самостоятельности.
Развитие
детей
третьего
года
жизни
.
Подготовила
:
Крючкова
Наталья
Анатольевна
.
МАДОУ
«
ДС
«
Мальвина
»
ЯНАО
,
г
.
Новый
Уренгой
.
Третий
год
жизни
-
период
интенсивного
развития
самостоятельности.
Промедление в ее формировании приводит к появлению у детей капризов, упрямства или
бездеятельности: дети надеются, что все для них должны делать окружающие.
На сегодняшний день в нашей группе эта проблема очень актуальна. «Многое
зависит от того, кто вел ребенка за руку в детский сад, что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира, - это определяет, каким человеком станет сегодняшний малыш…»
В.А. Сухомлинский.
Первые годы жизни ребенка являются важнейшим этапом в его формировании.
Уникальность этого периода состоит в стремительности развития ребенка, что требует
пристального внимания и родителей, и педагогов.
Чтобы
ребенок
развивался
гармонично,
важно
последовательно
формировать
умения и навыки, так как на каждом возрастном этапе имеются сензитивные периоды,
наиболее благоприятные для закладки тех или иных жизненных функций. Всем известно,
что любое занятие будет приносить пользу, если взрослые создадут условия для развития
малыша, не подавляя его инициативы, удовлетворять детскую любознательность.
В воспитании самостоятельности у малышей следует начинать с самого простого –
самостоятельно одеваться, раздеваться, есть, убирать игрушки, дружно играть, выполнять
несложные
поручения
взрослых.
Активно
воздействует
на
маленьких
детей
пример
взрослых, которым они стараются подражать. Малыши проявляют большой интерес ко
всему
новому,
учатся
пользоваться
вещами,
предметами.
Так,
если
ему
не
давать
возможности самостоятельно пользоваться посудой в боязни, что разобьет, поранится, или
не давать пылесос при уборке комнаты в страхе, что будет бояться шума, то он станет
пассивным.
Не следует забывать и еще об одной особенности – дети любят, когда их хвалят,
подбадривают,
поощряют.
Особенно
важна
похвала
в
кругу
сверстников:
«Молодец!
Умница!
Помощник
наш!»
и
т.п.
Такие
слова
действуют
на
ребенка
положительно,
развивают его достоинство и уверенность в себе и своих силах.
Чтобы
привить
детям
положительные
навыки,
необходимо
наличие
доброжелательной
спокойной
атмосферы,
дети
должны
чувствовать
рядом
с
собой
заботливого, доброго человека. Любой навык формируется не сразу и при незначительном
изменении
привычных
условий
быстро
исчезает.
Поэтому
еще
одно
важное
условие
воспитания самостоятельности детей младшего дошкольного возраста – это постоянство.
Только
последовательная
и
систематическая
работа
ведет
к
самостоятельному
выполнению детьми установленных правил и норм поведения.
Бесспорно
и
то,
что
только
единство
требований,
правильная
организация
и
активное
сотрудничество
могут
обеспечить
успех
в
воспитании
у
малышей
самостоятельности, формирование навыков самообслуживания и культуры общения.
Самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребенка:
совершенствуются
навыки
самообслуживания;
играя,
ребенок
самостоятельно
воспроизводит с игрушками 2-3 последовательных эпизода из жизни; самостоятельность
формируется и проявляется в процессе приобретения и закрепления умения заниматься
(слушать сказку, объяснение, отвечать на вопросы и таким образом передавать несложное
содержание, самим осуществлять в рисунках, постройках задуманное.
Дети
учатся
самостоятельно
выполнять
простейшие
трудовые
поручения:
расставить по местам игрушки, убрать в ящик строительный материал, полить растения,
покормить рыбок и птичек, перед обедом расставить тарелки, салфетницы, разложить
ложки.
У ребенка формируется умение по своей инициативе выразить положительное
отношение
к
сверстнику:
приласкать,
помочь,
вместе
делать,
наблюдать
за
чем-то
интересным. Для своевременного формирования самостоятельности родители сообщают
детям
их
маленькие
обязанности:
одежду
беречь,
игрушки
не
разбрасывать,
охотно
выполнять поручения взрослых, не шуметь, когда старший брат готовит уроки, когда
находишься в спальне.
Необходимо создавать условия для того, чтобы в самостоятельной деятельности
дети могли использовать накопленные знания и опыт: дети могут раздеться, завернуть
рукава, вымыть руки, если одежда удобна.
Воспитывая
самостоятельность,
взрослый
объясняет,
показывает
(могут
быть
натуральные действия, например при умывании, или инсценированные с предметами),
если нужно, часть работы выполняет сам. В процессе показа и после него ребенку задают
разнообразные вопросы, чтобы направить его внимание на основные действия, помочь
уяснить содержание того иди иного требования, способ его выполнения, чтобы ребенок
понял, почему так нужно поступать.
По мере накопления малышом конкретных сведений взрослые меньше показывают,
а
больше
предоставляют
детям
возможность
действовать
по
словесному
указанию.
Однако,
чтобы
движения,
действия
детей
были
точны,
вначале
объяснения
носят
подробный характер, постепенно переходят к общим напоминаниям.
Важна
и
оценка,
поощрение
ребенка,
привлечение
внимания
посторонних
к
проявлениям его самостоятельности. Тогда ребенок будет стараться самостоятельно найти
себе занятие, справиться с ним и даже оказать помощь тому малышу, который в ней
нуждается.
Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же они
умеют выполнять самостоятельно». Давайте попробуем составить перечень действий,
доступных для выполнения детям младшей группы:
- Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться
мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на
отведенное место.
-
Одеваться
и
раздеваться
в
определенной
последовательности:
одежду
складывать,
вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.
-
Замечать
непорядок
в
одежде
и
самостоятельно
устранять
его
или
обращаться
за
помощью к взрослому.
- Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
- Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.
- Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
- Убирать игрушки, строительный материал в определенное место.
Для того, чтобы приобрести эти навыки требуется помощь взрослого. Надо создать
необходимые условия для проявления самостоятельности. Приспособить к росту ребенка
вешалку для одевания, выделить место для хранения предметов туалета, постоянное и
удобное место для полотенца, обуви и т.д. Но создание условий еще недостаточно для
формирования
навыков
самообслуживания
и
воспитания
самостоятельности
у
детей.
Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка
самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания,
умывания, приема пищи.
Самостоятельность
–
это
ценное
качество,
необходимое
человеку
в
жизни,
воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять
различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах
ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем
ребенку помощь? Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?
Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает
его самостоятельности.
Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У
него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к
негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто
непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он
делал
раньше,
ребенок
все
хочет
делать
сам,
отказываясь
от
помощи
взрослого
и
добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет.
Таким
образом,
подавление
детской
самостоятельности
способно
оказать
серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.
Стихотворение «Взрослым»
(М. Шварц)
Я в своей родной квартире
Как на слyжбе строевой.
Командир на командире ...
Я один здесь рядовой!
Всем я должен подчиняться:
По приказy - одеваться,
По приказy - yмываться,
Ровно заправлять кровать.
По команде - есть садиться,
По заданию - yчиться,
По режимy - спать ложиться,
По бyдильникy - вставать!
Теперь вам ясно, почемy
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моемy,
ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗАЦИЯ!
Совместная деятельность с детьми (ребенок + родитель).
Стихотворение «Что взяла, клади на место»
(З. Александрова)
Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики в буфет.
Всё на месте или нет?
Если мама промолчала,
Надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать …
Кажется, не так опять?
Оля смотрит виновато
Нет, стояло всё не там …
Помогите ей ребята,
Всё расставить по местам!
У детей младшего возраста необходимо сформировать те навыки, которые им
посильны и доступны. Малыш учится самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно
вешать на стульчик одежду, мыть руки с мылом, вытирать лицо и руки полотенцем,
убирать игрушки после игры на место и т. д. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому
взрослым необходимо проявить терпение в процессе воспитания самостоятельности у
детей, уделить больше внимания и потратить много времени, чтобы добиться цели.
Совместная деятельность с детьми (ребенок + родитель).
С каждым днём личность ребёнка обогащается ценными личностными качествами,
такими как: активность, инициативность, самостоятельность, аккуратность, опрятность.
Самостоятельно
действующий
малыш
развивается
физически
и
интеллектуально,
он
учится правилам и нормам поведения в социуме. Занимаясь обычными делами в течение
дня, ребёнок получает целый комплекс впечатлений от окружающего мира. Совместные
действия
со
взрослым
развивают
речевую
активность,
учат
ребёнка
передавать
свои
впечатления, узнавать много интересного в окружающем мире. Ребёнок третьего года ждёт
вашего
одобрения
и
поощрения
за
каждый
успешный
шаг.
Будьте
ласковы,
доброжелательны,
добры
к
вашему
малышу
и
вскоре
вы
увидите
положительный
результат.
В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то,
что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с
выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице,
поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может
выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать
покупки в магазине и учитывать его выбор.
Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него,
как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он
должен
им
соответствовать.
Для
этого
важно
закрепить
за
ребенком
постоянное
поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном
возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х
лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками.
Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений,
помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить
хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.
Не
следует
ограждать
ребенка
от
проблем:
позволяйте
ему
встречаться
с
отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
Воспитание
самостоятельности
предполагает
также
формирование
у
ребенка
умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к
этому взрослых.
Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является,
чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.
Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать
сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то
дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка
быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но
тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.
Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о
помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если
он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то
или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно!
Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям
при
этом
следует
быть
разумными!
Если
ребенок
делает
что-то,
представляющее
опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит
об этом.
Нужно
всячески
поощрять
стремление
к
самостоятельности.
В
этом
возрасте
ребенок очень часто повторяет: "Я сам!". Важно не препятствовать ему в этом стремлении
(конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных
действий.
Очень
часто
родители
на
неумелые
попытки
своего
чада
что-то
сделать
самостоятельно
реагируют
так:
"Не
мешай!",
"Отойди",
"Ты
еще
маленький,
не
справишься,
я
сам(а)
все
сделаю"
и
т.д.
Старайтесь
давать
ребенку
возможность
попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, — дайте ему ведерко и тряпку. Вам
потребуется
потом
всего
несколько
минут,
чтобы
незаметно
убрать
за
ним
лужи,
образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не
только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек?
Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его,
ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и
одобряйте его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом
насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий
для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка
что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить,
помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.