Напоминание

Учение с увлечением

Автор: Широкова Елена Александровна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО Детская музыкальная школа №7
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Учение с увлечением







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Учение с увлечением

( обобщение педагогического опыта работы)

Как известно, одна из задач преподавателя-теоретика в музыкальной школе –

неустанное

совершенствование

методики

опроса,

недопустимость

стандартных,

постоянно повторяющихся приёмов работы на уроке.

Современная

методика

предмета

музыкальная

литература

предлагает

нам

различные

формы

работы

на

уроке:

тестирование,

музыкальные

кроссворды,

разнообразные творческие задания – всё это мы находим в «Рабочих тетрадях»

Калининой, Пановой, Островской, Фроловой и других.

Одной

из

самых

эффективных

форм

контроля

по

усвоению

музыкального

материала остаётся викторина. Слушая музыкальные примеры, учащиеся отвечают

на ряд вопросов: например, назвать автора, жанр и название произведения, указать

часть

или

раздел

формы,

тональность

и

т.д.

Эта

форма

позволяет

не

только

проверить усвоение музыкального материала, но и закрепляет знания, так как сам

процесс

припоминания

и

узнавания

музыки,

размышление

и

поиск

ответов

систематизирует внутренние представления учащихся.

Предлагаю ещё одну разновидность этой формы – кроссворд-викторина. С одной стороны,

эта

форма

требует

точности

знаний

учащихся

умение

педагога

максимально

чётко

сформулировать вопрос), с другой стороны, заданное количество букв позволяет ученику

быстрее справиться с заданием.

Вот несколько примеров.

Контрольный урок по теме «Моцарт».

На доске – заготовка:

1 4 - 4 1 4 5 6 3 3 1 3 2 4 4

6 3 8 4 4 3 2 2 - 3 5 4 2 3 5

Учащиеся в своих тетрадях (а тетради у нас в клетку) рисуют карандашом вверх и

вниз от выделенного в табличке ключевого слова обозначенное количество клеточек.

В ответе в табличке будет «волшебная флейта», а

первое слово по вертикали – увертюра. Учащиеся

рисуют вверх от цифры 1 одну клетку, а вниз –

шесть

клеток,

итого

в

слове

будет

восемь

букв(«увертюра»). Чтобы учащиеся не запутались,

клетки

по

вертикали

следует

подрисовывать

непосредственно перед прослушиванием очередного

примера.

Вот как выглядит кроссворд в целом:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Вопросы учителя во время

выполнения задания:

1.Сейчас

прозвучит

фрагмент

из

любимого

жанра

Моцарта

(звучит

законченный

фрагмент

из

увертюры к опере «Свадьба Фигаро»). Впишите

по

вертикали название этого фрагмента

2.

Назовите

жанр

звучащего

произведения

(звучитII

часть

симфонии

№40

соль

минор)

3.

Как

называется

эта

часть

из

самого

последнего

творения

Моцарта?

(звучит

«Лакримоза» из Реквиема)

4.

Назовите

разновидность

немецкой

оперы,

в

которой

музыкальные

номера

чередуются

с

разговорными

вставками

(звучит

дуэт

Папагено

и

Папагены

из

«Волшебной флейты» - можно на видео)

5.

Определите

название

части

звучащего

произведения

(звучит III часть ;) 40-й

симфонии – менуэт

6. Назвать персонаж (Ария Керубино «Рассказать, объяснить не могу я»)

7. Определить звучащую тему (звучит побочная партия из I части симфонииЦ№40)из

финала

8. Назвать итальянский танец, жанр которого лежит в основе звучащего примера

(звучит начало сонаты №11 Моцарта)

9. Определить оперную форму (звучит ария Фигаро «Мальчик резвый»)

10. Переходим ко второму ключевому слову: запишите, кому предназначается этот

номер в опере (звучит ария Керубино «Сердце волнует»)

11.Назвать звучащую тему (главная партия финала 40-й симфонии)

12.Звучит III часть сонаты№11 «Турецкий марш» - учащимся предлагается указать

прилагательное из названия этой знаменитой части сонаты Моцарта

13.Кто автор следующего высказывания: «Да, я был первым, но Моцарт – лучшим»

14.Назвать разновидность оперной формы (Каватина Фигаро «Если захочет барин

развлечься»)

15.Указать раздел сонатной формы (звучит разработка из I части симфонии №40)

Учащиеся

сдают

на

проверку

тетради

в

открытом

виде,

и

педагог

сразу

же

проверяет и называет правильные ответы. За все правильно угаданные слова я

ставлю «5+», за 14 слов – «5», за 13 – «5-

и т. д. Ученику, не справившемуся с

заданием, я задаю выучить темы и сдать зачёт индивидуально.

Окончательный вид кроссворда в тетрадях учащихся:

с

п

и

с

з

к

о

ц

к

р

и

и

е

б

и

а

г

т

а

а

м

н

р

о

л

р

р

у

г

в

з

у

ф

г

м

у

ч

и

и

а

г

р

а

а

р

в

о

л

ш е

б

н

а

я

ф

л

е

й

т

а

е

н

а

п

н

и

а

н

и

а

ц

д

и

б

р

и

к

и

у

н

я

а

н

в

к

н

н

о

т

я

р

л

э

о

е

н

и

а

т

ю

и

ь

т

а

й

к

р

м

я

а

а

о

з

а

Ещё пример, из курса Русской музыки, тема – А. П. Бородин.

Заготовка на доске:

1

4

4

1

3

5

4

3

2

5

-

1

2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

0

11

1

2

1

3

3

3

4

4

3

1

3

2

1

-

2

2

1

Вопросы учителя.

1.Назвать сценический жанр, фрагмент из которого вы видите (слышите) – хор

«Солнцу красному слава» из оперы «Князь Игорь»

2.Звучит побочная тема из I части «Богатырской» симфонии – назовите крупный

оркестровый жанр, фрагмент из которого вы слышите

3.Какому персонажу принадлежит звучащий фрагмент? («Плач Ярославны»)

4.Звучит ария хана Кончака – назвать имя персонажа

5.Звучит главная партия из «Богатырской» симфонии – назвать тему

6.Звучащая музыка – часть из крупного произведения А. П. Бородина, что это за

произведение? (звучит ноктюрн из квартета№2)

7.Назовите персонаж, которого вы видите(слышите) – звучит песня Галицкого из

оперы «Князь Игорь»

8.Звучит романс «Для берегов отчизны дальней» - впишите под цифрой 8 автора

стихов

9.Звучит ария князя Игоря – назвать оперную форму

10.По звучащему вступлению догадаться, что звучит и записать первое слово из

текста этого вокального номера (включить только вступление из Хора половецких

девушек)

11.Переходим ко второму ключевому слову. Звучит Хор поселян из оперы «Князь

Игорь», назвать оперную форму

12.Звучит Хор бояр «Мужайся, княгиня», учащимся предлагается написать второе

слово из названия этого номера

13.Записать название романса (звучит вокальная баллада «Море»)

Окончательный вид в тетрадях учащихся:

к

у

с

я

в

г

л

и

р

г

а

а

п

е

м

о

л

р

л

у

а

т

м

о

ф

с

к

а

т

и

ш р

а

б

о

п

о

л

о

в

е

ц

к

и

й

х

о

р

е

н

а

н

н

т

к

и

я

о

я

е

р

и

в

ч

а

и

н

р

р

а

я

н

а

я

й

а

к

Для

учащихся

по

6-летнему

сроку

обучения

я

упростила

задание,

вот

его

окончательный вид в тетрадях учащихся:

б

к

о

а

г

к

п

в

а

а

о

у

а

р

т

п

н

т

т

с

и

ы х

е

п

ч

и

и

т

я

р

о

с

л

а

в

н

а

с

р

н

а

к

л

а

с

к

я

ч

ь

о

а

в

я

В данный кроссворд включены слова, имеющие отношение к творчеству А. П.

Бородина: древний русский город Путивль, идейный вдохновитель «Могучей кучки»

В. В. Стасов. Хочется надеяться, что предложенная разновидность музыкальной

викторины внесёт желательное разнообразие в процесс обучения на Музыкальной

литературе.