Автор: Ирина Яркина Юрьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ
Населённый пункт: с. советское
Наименование материала: Сценарий урока
Тема: Урок Звать через прошлое к настоящему
Ход урока:
I Организационный момент Активизация внимания.
Приветствие детей. Проверка готовности обучающихся к работе.
Распевка
II Этап мотивации и актуализации знаний Слайд1
У-Ребята, посмотрите на слайд. Здесь вы видите цитаты и
высказывания известных людей и подумайте, о чём мы сегодня
будем говорить? Может быть вы увидите ключевые слова, при
помощи которых сможете сформулировать тему сегодняшнего
урока.(Ответы детей.) Слайд2
У- Кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Сформулируйте её!
Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее». Слайд3
(тема, учебник, тетрадь)
Я предлагаю обратить наши взоры в далёкое прошлое.
Внимание на экран: Просмотр видео - фрагмента фильма Слайд4
III Постановка проблемы:
Кто догадался, о ком сегодня пойдет речь? (Ответы детей)
Александр Невский.
Слайд5 У- Русским людям не раз приходилось защищать Родину с
оружием в руках. Много героев прославилось в боях за нашу
русскую землю.
В 2008 году на телевидении был запущен проект «Имя России»?
среди известных исторических деятелей выбирали личность нации
– человека, деятельность которого, была наиболее значима для
русской истории, для судьбы нашего отечества.На эту роль было
выдвинуто 500 уникальных имен , но именно Александра Невского
народное голосование признало САМЫМ достойным носить «Имя
Россия», выбрало личностью нации?)
4.Постановка учебной задачи урока:
Кто этот человек? Почему его называют Невским? И почему мы,
несмотря на то, что прошло много веков до сих пор помнит его.
Слайд6 Спустя почти 700 лет кинорежиссёр Сергей Эйзенштейн,
композитор С. С. Прокофьев, художник П. Корин обратились к
прошлому и вспомнили великого полководца и его победы. На эти
вопросы мы сегодня попробуем ответить.
Давайте составим план для решения этой задачи
1.Узнать как можно больше об Александре Невском
2. Изучить произведения о нем и сопоставить их.
1
У- Для решения задачи я предлагаю вам стать летописцами и
восстановить события давно минувших лет…Для решения этой
проблемы разделимся на ИСТОРИКОВ, музыкантов и
ИСКУССТВОВЕДОВ. Ребята у каждой группы будет свое задание.
Нужно будет создать кластеры. Историки создают кластер об
Александре Невском как о человеке , полководце. Музыканты
работают над кластером кантата александр невский, наконец
команда искусствоведов работает над художественным
произведением. В конце мы с вами подведем итоги нашей
групповой работы. Все необходимое для работы у вас имеется.
Напоминаю о правилах работы в группе.
Лидер группы следит за работой и временем. Распределяет роли.
Уважай своего товарища.Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай! Подготовьте защиту групповой работы.
Лидер оценивает свою работу в группе и работу группы.
У:Что мы уже знаем об Александре Невском? (сообщения детей-
1,2, 3, 4,5,историков
V «Открытие» обучающимися новых знаний
У-В 1938 год. Тревожное было время: гитлеровский фашизм уже
начал своё варварское вторжение в страны Европы и угроза
фашистского нашествия нависла над всем миром. До войны с
немцами оставалось менее трёх лет, а сюжет фильма Александр
Невский был построен на событиях другой войны, но то же с
немецкими захватчиками, и враг был так же силен . В 1941 году,
после начала Великой Отечественной войны, «Александр Невский»
вернулся на экраны с ещё более оглушительным успехом. А музыка
С. Прокофьева продолжила самостоятельную жизнь как кантата
«Александр Невский»
звучит фрагмент кантаты «А и было дело на Неве-реке»)
какой жанр народной музыки напоминает нам эта песня (былину)
Какие черты былинных напевов вы услышили?
(ответы:Неторопливое, размеренное движение. Мелодия строгая и
величественная, с широким дыханием.)
- Каким предстал А. Невский перед вами, каким вы его видите в
музыке? Ответ: Мужественным, сильным, надежным, уверенным
защитником – богатырем. Перед нами былинный герой. Музыка
величавая и строгая (подражание народным величальным песням).
У-.Фрагмент, который только что прозвучал, является частью
кантаты С. С. Прокофьева «Александр Невский». Слайд8
2
Давайте вспомним, что такое кантата. Перед вами музыкальные
словарики, найдите в них определение «кантаты».
Слайд9Кантата - крупное вокально-инструментальное
произведение, обычно для солистов, хора и оркестра.
О истории создания этого произведения нам расскажут
музыковеды. Сообщени1,2
Слайд10 В кантате семь частей:
1. «Русь под игом монгольским»
2. «Песня об Александре Невском»
3. «Крестоносцы во Пскове»
4. «Вставайте, люди русские»
5. «Ледовое побоище»
6. «Мёртвое поле»
7. «Въезд Александра во Псков».
«Вставайте, люди русские!» - четвёртая часть. Это не рассказ о
минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Во время
Великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские»
часто звучал по радио, и фильм «Александр Невский» показывали
на фронтах солдатам Красной Армии.
Один из участников обороны Севастополя вспоминает:
«Потрясающее впечатление производила песня «Вставайте, люди
русские!». Она властно захватывала душу».
Слайд11Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте, люди вольные
За нашу землю честную.Звучит музыка
- С чего начинается этот хор? (с колокольного звона) Слайд12
-Почему композитор решил включить в музыку кантаты
колокольный звон? Ответ- (потому что колокольный звон всегда
собирал народ, если случалось какое-либо событие) Как тревожный
набат возникает краткое вступление к хору, набатный колокол
звучит в оркестре на протяжении всей первой части
Что такое набат?
Музыковеды:Набат – колокольный звон. В набатный колокол звонят
во время бедствий, пожаров. Его звон тревожный- это сигнал для
сбора народа.
3
- Сколько частей в хоре? (3) - Все три части звучат одинаково? (I и
III часть надо звучат энергично, музыка передаёт героический
характер и решительность народа защитить свою Родину, II часть
— широкая, распевная, близкая по характеру русской народной
песне, похожей на былину)
- Какие средства выразительности использовал композитор?
(громкость, маршевый характер упругий ритм в 1 и 3 части,
плавную, широкую мелодию во 2 части) ----Отголоски каких
жанров русских народных песен напоминает средняя часть хора
«Вставайте, люди русские»? Ученики: Протяжные, былинные
напевы. А 1 и 2 части – рекрутские .
У-Эта музыка действительно является боевой патриотической
песней в годы Великой Отечественной войны.. В ней композитор
передает настрой, состояние русского народа, его решимость и
мужество.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗАмузканты играют на инструментах,
остальные дирижируют (ритмопластика)
У-Художник Павел Дмитриевич Корин создал картину- триптих
«Александр Невский».Сообщение1 искусствоведов Слайд13
Давайте рассмотрим картину
У: Что необычного в этой картине? (ответы детей)
У: Из скольких частей она состоит? (3 части)
У: Давайте попробуем с вами объяснить значение термина
ТРИПТИХ…
У: Что вы слышите? (цифру три)
У: Если это предмет, то он состоит из скольких частей? (из трёх)
Слайд14. Триптих – (от греч. triptychos - сложенный втрое), 1) 3-
створчатый складень. 2) Произведение искусства из трех картин,
рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой.
Мы с вами вместе нашли определение этого термина, молодцы!
Запишите поалуйста новое слово в тетрадь
• Что (или кто) изображено на картине?
• Выделите главное из того, что вы увидели.
• Какими средствами художник выделяет главное?
У: Опишите, каким предстаёт перед нами Александр Невский?
(мужественным, отважным, гордым)
У: Почему фигура Александра Невского занимает центральную
часть?
4
Во что одет Александр Невский? Почему красный плащ? (Это цвет
опасности.)
Что у него в руках? Где он стоит? Куда устремлен взгляд князя?
У: Почему Александр Невский изображён на иконе?
(он причислен к лику Святых)(ответы детей)
Какие средства выразительности использовал художник, чтобы
изобразить смелость и решительность в фигуре князя? (контраст,
яркие краски, преобладание холодных серых оттенков красок в
изображении доспехов князя, резкие угловатые линии) –
Искусствоведы.сообщение2
Давайте дадим характеристику каждой части картины.
Левая часть –«Северная баллада» это русский воин – богатырь,
которого провожает крестьянка на войну. Воин преграждает
жестом дорогу врагу. В этом образе представлен весь русский
народ. Фигура олицетворяет собой всю мощь русского оружия,
смелость и мужество русского народа, готового сражаться до
последней капли крови за свою свободу и независимость.) –
Повторно изображение меча,но не в ножнах , а
обнаженного..Фигура женщины и природа сливаются в
монолитную преграду .В правой части «Старинный сказ» линия ,
рисунок, цветовая гамма,композиция анализируем.
У- Что общего у хора и картины? ( в картине и хоре 3 части, и все
они объединены общим замыслом) - В каком произведении мы ясно
видим образ Александра Невского: в хоре или в картине? ( в
картине, а в хоре он только ощущается, угадывается) - Почему
композитор выбрал жанр кантаты, а художник нарисовал триптих?
(композитор выбрал жанр кантаты потому, что это произведение
героического, эпического характера, а художник изобразил на своей
картине сказ, былину, потому что благодаря этим жанрам мы узнали
о таком герое, защитнике Отечества, как Александр Невский)
-Видите, как в искусстве сложно и интересно получается: сюжет
взят из событий XIII века, а само произведение всем своим
существом, всем своим Триптих Павла Корина «Александр
Невский» невидимыми нитями связан с одноименной кантатой
Сергея Сергеевича Прокофьева духом связано с XX веком.
Какая идея объединяет все эти произведения?
Дети: воплощение «непокорного духа русского народа»
6 Первичное закрепление.
5
Какие слова Александра Невского знает каждый человек? (Кто с
мечом к нам придёт, от меча и погибнет)
У: Мне хотелось бы, чтобы вы узнали, что взял Александр Невский
эти слова из библии: «ИБО все, взявшие меч, мечом погибнут»…
Такие слова могли идти только от сердца, а какой человек мог их
сказать? (глубоко верующий)сообщение4историки слайд19
Вот мы с вами вспомнили прошлое, и пришли к настоящему.
- События, о которых мы сегодня говорили, происходили в XIII
веке, 8 столетий назад.Вы готовы ответить на главный вопрос
нашего урока, почему победителем проекта «Имя России» стал
именно АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ? (Ответы детей).
Он защитник, он любит свою Родину.
Он талантливый полководец, у него надежное войско.
Его любил народ, верил ему, шел за ним.
Он - Святой земли русской, а, значит, образец для подражания
Он – победитель и для нашего народа, я думаю, он является
символом победы.
Александр Невский был патриот. А как вы понимаете это слово?
А можно ли назвать патриотами вот этих людей: композитора
Прокофьева, кинорежиссера Эйзенштейна? Художника Корина?
Ведь мы через их произведения узнали об Александре Невском и о
его подвиге, хотя он жил почти 800 лет назад Конечно, ведь патриот
– это не только тот, кто сражается во время войны. Для художников
их оружием являются краски, ноты картины, фильмы, скульптуры.
А вас ребята можно назвать патриотами? Кто считает что он
патриот? что является вашим оружием? Знания
Правильно, ведь сражаться можно не только на поле боя, но и в
повседневной жизни. Учитесь, получайте новые знания, пойте
любимые песни, и вы будете настоящими патриотами своей страны.
Вы – будущее России.
Исполнение песни «Мы дети твои, Россия». Какие основные
слова в этой песне Вокальная работа
VI1 Проверка, как усвоен новый материал.Защита кластеров
А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего
урокаТЕСТ. (см. приложение) слайд22
VII1 Рефлексия: У: Наш урок подошел к концу. вы были сегодня
историками, музыкантами, искусствоведами, и именно вы были
ЛЕТОПИСЦАМИ нашего урока!!!
6
слайд24 Посмотрите, пожалуйста, еще раз на портреты гениальных
людей ХХ века. Один из них – композитор, другой – кинорежиссёр,
третий – художник. Что их объединяет? Говоря о святом князе
Александре Невском, мы с вами увидели, что его образ не забыт.
Художник Павел Корин воплотил его в картине, режиссер Сергей
Эйзенштейн – в художественном фильме, а композитор Сергей
Прокофьев в музыкальном произведении – кантате.
Как вы думаете мы достигли поставленной задачи нашего урока?
Довольны ли вы своей работой? Музыкальные нотки ноты наклей
на нотный стан слайд23
Считаю, что он достиг поставленных целей Д/З: слайд24
За работу на уроке я ставлю всем отличные оценки
Спасибо всем за работу.
7