Напоминание

проект "Рыбы"

Авторы: Земцова Анна Александровна, Шабанова Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ"Детский сад №67"Ивушка"
Населённый пункт: г.Подольск, Московская обл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект "Рыбы"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Информационно-творческий проект «Рыбы. Что нужно им для жизни»

для старшей группы

Название проекта: «Рыбы. Что нужно им для жизни»

Руководители проекта: воспитатели старшей группы «Ручеек»

Земцова А.А., Шабанова Л.И.

Учебный предмет: ознакомление с окружающим, развитие речи,

художественная деятельность.

Возраст детей, на которых рассчитан проект:

дети старшей группы 5-6 лет.

Состав проектной группы: дети, родители, педагоги старшей

группы «Ручеек».

Тип проекта: информационно-творческий, краткосрочный (2 недели).

Программное содержание:

Формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах,

живущих в воде.

Формирование знаний у детей о характерном строении рыб: форма тела,

плавники, жабры и т.д. Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять,

что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой,

и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство.

Воспитывать интерес к природе.

Актуальность проекта: Писатель натуралист Николай Сладков писал о

рыбах: «На земле около 200 тысяч видов разных рыб, больше чем лягушек,

тритонов, жаб, саламандр, змей, ящериц, всех птиц и всех зверей, вместе

взятых! Рыбы — дети воды: где вода, там и рыбы. Каких только рыб нет!».

Дети узнают, что тело всех рыб покрыто чешуёй, как кольчугой. Рыбья чешуя

растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт, а зимой

почти не растёт. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько

рыбе зим и сколько лет.

Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Жабры нужны для

дыхания. Хвостовой плавник-весло движет рыбу в воде. Хищника не видно

ещё и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение — «боками!».

Дети очень редко бывают возле каких-либо водоемов и практически не

имеют возможности наблюдать рыб в их естественной среде. Поэтому я

решила разработать проект для детей средней группы.

Цель: обобщить и расширить знания о рыбах.

Задачи проекта:

Формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах,

живущих в воде.

Формирование знаний у детей о характерном строении рыб: форма тела,

плавники, жабры и т.д.

Поддерживать любознательность, активность и самостоятельность детей.

Необходимое оборудование:

• иллюстрации, фотографии.

• компьютер, презентации.

• для творчества: краски, пластилин, цветная бумага, клей.

• фотоаппарат, магнитофон.

• литературные произведения о разных видах рыб.

• атрибуты для С. Р. игры «Рыбаки»

Планируемый результат:

У детей формируется представление о разнообразии обитателей водоемов.

Закрепляются знания детей о внешнем виде рыбы, способах ее передвижения

и способах защиты от врагов.

Реализуются потребности детей в продуктивных видах деятельности.

Создание в группе условий для формирования первоначальных навыков

экологической культуры.

Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.

Планируемые продукты проекта:

• Презентация альбома «Рыбы нашего округа»

• Художественное творчество:

Аппликация «Аквариум».

Рисование «Рыбки»(нетрадиционное рисование – восковые мелки и

акварель).

Коллективная работа «Пруд»

Распределение работы по этапам проекта:

этапы

сроки

содержание

1.Организационный

1 неделя

Создание условий для реализации

проекта.

Подбор иллюстративного и аудио-

видео материала по теме.

этапы

сроки

содержание

Введение родителей в проект.

2.Исследовательский

1 неделя

Знакомство с материалами проекта.

Поиск решения проблемы.

Организация работы через виды

деятельности

3.Презентационный.

1 неделя

Презентация проекта через выставку

детских работ,фотовыставку.

Объём и содержание работы:

направление

деятельности

содержание

деятельности

ресурсы

исполните

ли

сроки

реализ

ации

Чтение

произведений

Г.Х.Андерсен

"Русалочка"

Стихи и

загадки о

рыбах и

жителях

подводного

мира.

Рассматриван

ие

иллюстраций

и

чтение энцик

лопедии

"Морские

обитатели"

книга

воспитате

ль

1

неделя

Беседы и

НОД

"Кто такие

рыбы"

«Какие

бывают

рыбы»

"Как спят

рыбы?"

«Чем рыбы

дышат?»

НОД -Рыбы

Эксперимент

альная

деятельность

:

«вода и

презентация

конспект

воспитате

ль

1-2

неделя

воздух»,

«соль»

Просмотр

мультиплика

ционных

фильмов

«В поисках

Немо"

"Сказка о

рыбаке и

рыбке"

мультипликац

ионный

фильм

воспитате

ль,дети

в

течени

и

проект

а

Игры

подвижные:

"Караси и

щука".

"Море

волнуется"

"Ручеёк"

Теарализован

ные:

"Учись

плавать"

"Истории

рыбок"

Словесные

"Отгадай

загадку"

"Чьи детки"

Дидактическ

ие:

"Четвёртый

лишний"

"Составь

картинку"

методическая

литература

интернет-

источники

воспитате

ль,дети

в

течени

и

проект

а

Художествен

ное

творчество

Аппликация

«Аквариум».

Рисование «

Рыбки»

(нетрадицио

нное

рисование –

восковые

мелки и

акварель).

Коллективна

я работа

Цветная

бумага, клей,

ножницы

Краски,

мелки

восковые,

альбом

Цветная

бумага, клей,

ножницы

воспитате

ль, дети

2

неделя

«Пруд»

Информацио

нный

материал для

родителей

Вовлечение

родителей в

совместную

познавательн

ую,

творческую

деятельность

(поездка

родителей с

детьми в

дельфинарий

и

океанариум)

и

оформление

фотовыставк

и

"Увлекательн

ый мир рыб"

Консультация

Фотоаппарат,

компьютер,

принтер

родители,

дети,

воспитате

ль

в

течени

и

проект

а

Итог проекта:

Пополнилась развивающая среда группы.

Результаты художественного творчества - выставка работ.

Созданы условия для игр с водой с использованием природного материала и

фигурок водных обитателей.

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в

старшей группе

«Воздух и вода нужны нам всегда »

Цель:

Ознакомление с понятиями «воздух, вода» и их свойствами.

Задачи:

Образовательные: Расширить представления детей о воздухе.

Продемонстрировать с помощью экспериментов такие его свойства, как

способность двигаться, легкость, отсутствие формы и цвета, создавать ветер

и заполнять всё пространство.

Развивающие: Развивать мыслительную активность, познавательный

интерес, логическое мышление, память, внимание.

Активизировать речь детей.

Воспитательные: Воспитывать положительное отношение к неживой

природе. Стремление исследовать её любыми доступными способами.

Ход занятия:

Воспитатель:

Наш дом родной, наш общий дом,

Земля, где мы с тобой живем.

А если в космос мы взлетим,

То из окна ракеты

Увидишь шар там голубой

Любимую планету.

(Показ глобуса, рассматривание его вместе с детьми.)

Воспитатель: Вот так выглядит наша планета из космоса. Это – глобус,

уменьшенная копия нашей планеты.

Посмотрите внимательно, что изображено на глобусе.

(зеленые – континенты, голубые –океаны, моря, реки, желтые – горы и

пустыни).

Ответьте, чего больше на нашей планете: суши или воды? (ответы детей)

Правильно, воды. Вода необходима всему живому на планете.

Но есть еще кое-то, чего нет на глобусе, но без чего не возможна жизнь. Как

вы думаете, что это? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о

воздухе.

Воспитатель: Воздух есть везде и на воде и на суше, наша планета Земля

окружена толстым слоем воздуха. Эта оболочка называется атмосфера.

Воспитатель: Кто знает, что такое воздух? (ответы детей)

Воздух – это то, чем дышим мы. На нашей планете без воздуха жизнь была

бы невозможна. Если мы можем без воды несколько дней прожить, то без

воздуха прожить нельзя и 10 минут. Мы постоянно с вами дышим, даже когда

спим, хотя этого замечем. А кто ещё кроме человека дышит? (ответы детей).

Правильно, животные и растения дышат, им тоже необходим воздух, как и

людям. Положите на грудную клетку руку, сделайте вдох. Что происходит?

(поднялась грудная клетка). Что происходит в это время с легкими? (они

наполняются воздухом). Что происходит с грудной клеткой при выдохе? (она

опускается). А что с нашими легкими происходит? (выходит из них воздух).

Делаем вывод: легкие, при вдохе наполняются воздухом и расширяются, а

при выдохе сжимаются. А можем мы вообще не дышать (ответы детей)

Воспитатель: А как узнать, есть ли вокруг нас воздух? (ответы детей: мы

его почувствовать должны) Воспитатель: Подуем на ладошку, что чувствуем

мы? (холод) Помашите веером на себя? Что почувствовали мы сейчас?

(ветер)

Воспитатель: Значит, для того чтобы почувствовать воздух, нужно привести

в движение его. Так что же в природе происходит тогда, когда воздух

движется? (ответы детей: ветер).

Воспитатель: можем ли увидеть воздух мы? (ответы детей: нет, он

невидим).

Воспитатель: Давайте проверим это с вами.

Воспитатель: Дети, вы сейчас находитесь в научной лаборатории. Скажите,

чем в лабораториях занимаются (ответы детей: проводят разные опыты,

экспериментируют ).

Воспитатель: Как называются люди, которые проводят опыты? Они

называют исследователями. Вы хотите стать исследователями? (ответы детей:

да)

Опыт №1 «Воздушные вихри»

Нам для опыта понадобится стакан, трубочка для коктейля и из бумажной

салфетки маленькие шарики. Чтобы образовалась «буря», положите шарики в

стакан, туда опустите трубочку, ладонями закройте поверхность стакана и

подуйте в трубочки. Бумажные шарики в воздушном вихре закружатся.

Делаем вывод: из этого следует, что движение воздуха образует ветер,

который может передвигать предметы.

Воспитатель: А для чего необходим нам воздух? (ответы детей: дышать).

Воспитатель: А сейчас предлагаю убедиться в том, что мы дышим на самом

деле воздухом.

Опыт № 2 «Дыхание»

Возьмём воздушный шарик. Когда его мы надуваем, он наполняется

воздухом. Когда это с нашими лёгкими происходит? (При вдохе). Выпускаем

из шарика воздух, он уменьшается. Когда это с лёгкими происходит? (При

выдохе).

Воспитатель: А мы не дышать можем? (Нет).

Делаем вывод: жизни без дыхания нет.

Воспитатель: Наше здоровье зависит не только от того, как мы дышим, но и

от того, чем мы дышим. Что же служит источником загрязнения воздуха?

(Ответы детей).

Воспитатель: Все мы должны о своём здоровье заботиться. Что можем мы

сделать, чтобы был чистым воздух? Правильно, сажать больше деревьев,

разбивать цветники.

Воспитатель: Совершать научные открытия нелёгкое дело, поэтому в

лабораториях иногда бывают для отдыха перерывы. Неплохо бы и нам

немножко отдохнуть. Как наши учёные считают? Давайте выйдем из-за

лабораторных столов и немного разомнемся.

Физкультминутка

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и кусты ( руки вверх, наклоны)

Вправо – влево, влево - вправо

Клонятся цветы и травы ( руки на пояс, наклоны)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг ( ходьба)

Вот закончилась игра,

Заниматься нам пора (садятся)

Молодцы, присаживаемся на свои места.

Воспитатель: как вы думаете, ребята, где можно воздух встретить? (ответы

детей) Давайте проверим это.

Опыт № 3 «Сухой из воды»

Воспитатель: Посмотрите, что находиться внутри стакана? (ответы детей:

он пуст). Вы уверенны, что он пуст? Смотрите внимательно! Воспитатель

ровно и плавно погружает стакан вверх дном в тазик с водой.

Воспитатель: Что происходит? Входит ли в стакан вода? (ответы детей)

Воспитатель: Что мешает ей заполнить стакан, он ведь пуст?

Может в стакане невидимка спрятался? Давайте погрузим глубже его и

немножко наклоним в сторону (с бульканьем воздух в виде пузырей

поднимается вверх, и исчезают на поверхности).

Воспитатель: Что это? Кто в стакане прятался? (ответы детей)

Воспитатель: На самом деле, он был воздухом наполнен, это он

препятствовал воде попасть в стакан, а когда наклонили его, воздух

беспрепятственно выбрался наружу и поднялся вверх пузырьками. Воздух

вышел, и водой заполнился стакан.

Опыт №4 «Как поймать воздух».

Воспитатель: Возьмите целлофановые пакеты со стола и попробуйте воздух

поймать.

Закрутите пакеты. Что с пакетами произошло? Что находится в них? Какой

он? Вы видите его (ответы детей)?

Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите острую палочку и аккуратно

мешочек проколите. Поднесите к лицу его и руками нажмите на него. Что

чувствуете вы?

Воспитатель: Правильно, воздух увидеть нельзя, но можно его

почувствовать. Воздух бесцветный, он прозрачный.

Опыт №5 «Воздух помогает рыбам плавать».

Воспитатель: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так

называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух –

газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха

быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку.

Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться

пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так

много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и

воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она

снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет

продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому

же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.

Вывод: Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы. Рыбы

плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.

Из всего увиденного следует:

1. Воздух – невидимка. Мы не видим воздух, но не можем без него обойтись.

Двигаясь, воздух, образует ветер.

2. Воздух запаха не имеет. В каждом помещении по – разному пахнет. В

парикмахерской, аптеке, в столовой и магазине разные запахи, а сам воздух

запаха не имеет.

3. Мы воздухом дышим, жизни нет без воздуха. Он часть природы. Воздухом

дышат все живое: люди, растения и животные.

4. Воздух везде есть.

5. Воздух бесцветный - у него нет цвета , но мы может почувствовать его,

воздух – прозрачный, сквозь него все окружающее видно.

Уважаемые исследователи! Проведенные вами опыты показали, что такое

воздух и доказали, что происходит с ним в разных ситуациях. За ваши

исследования и открытия я хочу вам присвоить звание «юный

исследователь».

Желаю вам в дальнейшем продолжать экспериментировать, делать открытия

и узнавать много интересного и нового. Спасибо!

Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей

группе

«Обыкновенная необыкновенная соль»

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.

Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств,

называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность,

познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и

делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность

в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от

экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Методы и приемы:

- практические: опыты с солью;

- наглядные: презентации, иллюстрации, наблюдение;

- словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, загадки,

объяснение, обсуждение, анализ работы.

Предварительная работа:

рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение

художественной литературы о соли, загадывание загадок.

Оборудование:

тарелочки с солью, увеличительные стекла, сырые куриные яйца, ложечки,

одноразовые стаканчики, салфетки, мешочки с солью, паралоном, песком и

камушками.

Приветствие:

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём,

И к гостям здороваться пойдём!

Поудобнее садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную

лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто

работает в лабораториях? (ученые).

Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты. А вот с

каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать.

Загадывается загадка про соль:

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус, не вкусна:

Но в пищу – каждому нужна.

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Воспитатель:

Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем.

Соль - полезное ископаемое, природный элемент. В молотом виде она

представляет собой мелкие кристаллы белого цвета (показ иллюстрации).

Производится соль в разных видах: поваренная, йодированная,

морская (показать виды соли). Соль бывает разная: мелкая и крупная. Она

белого цвета. Имеет соленый вкус. Не имеет запаха.

Воспитатель:

-Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и

почему? (Ответы детей).

Воспитатель:

Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые

качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к

заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и

мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет

тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была

дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым

человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно-

хлебавши». К соли относились уважительно.

Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.

Без соли, без хлеба худо беседа.

Пуд соли вместе съесть.

Пальчиковая гимнастика «Солим капусту».

Мы капусту рубим- рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём- мнём,

(мнут капусту)

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём,

(сгибание и разгибание кистей рук).

Воспитатель предлагает детям из 4 мешочков с разными веществами (соль,

песок, синтепон, камешки) на ощупь найти мешочек с солью.

А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и

запоминайте.

Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а

другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а

другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось

переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с

грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл

реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и

доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только

один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только

он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.

Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче?

(поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а

который нес соль, ему было тяжело.

Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью?

(она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А

теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем

какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась).

Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).

Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится

соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (соленую). А теперь давайте

подумаем, можем ли мы из соленой воды добыть соль. (ответы детей). Я

наливаю немного соленой воды в ложку и выпариваю её. Что вы видите на

стенках ложки (Белый налет). Это и есть наша соль. Даю попробовать.

Вот мы и провели первый наш опыт.

Педагог приглашает детей в лабораторию, чтобы провести другие опыты с

солью.

(Для начала ребята вспоминают правила поведения в ней).

Опыт № 2. «Плавающее яйцо».

Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на

дно. В другой банке навели крепкий соленый раствор, опустили туда наше

яйцо. Оно стало плавать по поверхности.

Вывод: в пресной воде яйцо тонет, а в соленой нет. Именно из-за соли легче

плавать в морской воде, чем в речной, а в мертвом море нельзя утонуть.

Опыт 3: « Незамерзающая соль»

Мы заморозили воду, образовался лед. Наш лед мы покрасили гуашевыми

красками, которая поможет проследить за таяньем. Посыпали сверху солью.

Лед начал таять издавая треск. Появились дорожки – туннели, по которым

растеклась краска. Таким образом, мы увидели, что соль ускоряет таянье

льда, в результате которого лед превращается в воду.

Именно из-за соли северные моря не покрываются льдом полностью.

Опыт 4 – приготовим насыщенный солевой раствор. Возьмем лист цветной

бумаги (лучше черный), кисть и попробуем что-нибудь нарисовать этим

раствором. Если оставляем рисунок на ночь в теплом месте, то утром наш

рисунок проявится. Мы немного ускорим процесс – высушим рисунок феном.

Опыт №5. «Акварель+ соль».

Воспитатель знакомит детей с техникой рисования «акварель+ соль»,

предлагает нарисовать аквариум (голубой краской рисуем воду). Как только

вы закончите рисовать, сразу же хорошенько «посолите» весь лист. Вы

увидите, какое чудо сотворит соль с вашим рисунком.

Дети рисуют, в завершении - посыпают солью весь лист.

Для закрепления материала воспитатель проводит игру «Что мы знаем о

соли».

(Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли).

Конспект непосредственно- образовательной деятельности

по теме: «Обитатели воды – рыбы»

(старшая группа)

Составила:

Воспитатель

Земцова Анна Александровна

Примерная образовательная программа «От рождения до школы»

Возрастная группа: старшая

Тема в соответствии с комплексно-тематическим планированием: Рыбы

Тема НОД: «Обитатели воды – рыбы»

Цель: создать условия для первоначального представления и обогатить

кругозор детей об обитателях воды.

Задачи:

- Формировать представления детей о внешних особенностях рыб, местах

обитания, выделять признаки различия и сходства между рыбами.

- Развивать умения анализировать и делать вывод, выражать в речи.

- Развивать словарный запас.

- Воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир.

Активизация словаря: Гидрофон.

Виды деятельности: двигательная, коммуникативная, позновательно –

исследовательская.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадок,

беседа, экспериментирование, объяснение, физминутка.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме, емкость с

водой, салфетки на каждого ребенка,

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Здравствуй, Солнце!

Здравствуй, Земля!

Здравствуй, планета Земля!

Здравствуй, наша большая семья!

Дети руки поднимают вверх

Руками над головой описать большой

круг

Плавно опустить руки на ковер

Описать большой круг над головой,

все ребята берутся за руки и

поднимают их вверх

- Ребята, прислушайтесь! Что это за

шум?

- Правильно это море шумит.

-Большая часть нашей планеты покрыта

морями, океанами, озерами и реками.

Именно поэтому если посмотреть на нее

из космоса она выглядит голубой. В

морях, океанах, озерах и реках обитает

множество существ: от мелких

планктонов до огромных китов.

- Отгадайте загадки!

У родителей и деток

Вся одежда из монеток

Кто это?

В воде жива,

На суше мертва.

- Ребята как вы уже догадались, мы с

вами будем говорить о…..

Дети садятся на стульчики.

Дети слушают шум морского прибоя.

Ответы детей.

Дети отгадывают (рыба)

Дети отгадывают (рыба)

Ответы детей (о рыбах)

Дидактическая игра «Кто, где

живет?»

- Ребята как вы думаете, если рыба

живет в реке – это рыба ….

Если рыба живет в озере – это рыба ….

Если рыба живет в море – это рыба ….

Если рыба живет в аквариуме – это рыба

….

Речная

Озерная

Морская

Аквариумная

II.Основная часть

-Давайте рассмотрим разных рыб.

Детьми рассматривают картинки с

- Рыбы покрыты чешуей и

передвигаются в воде с помощью

плавников. А хвост, как руль, помогает

рыбе поворачивать влево – вправо.

- А есть ли у рыб шея?

- Верно, нет шеи. Голова сразу

переходит в туловище. Поэтому рыба

поворачивается всем корпусом и не

всегда видит корм. Рыбы вырастают из

мальков, а мальки вылупляются из

икринок, которые взрослые рыбки

выбрасывают в воду.

А как рыбы дышат?

Как и люди рыбы дышат кислородом, но

поглощают его из воды (мы уже знаем,

что в воде есть воздух), они заглатывают

воду ртом, которая потом вытекает из

специального отверстия,

расположенного по бокам головы

называемые жабрами, с их помощью

рыбы дышат. Жабры поглощают

кислород содержащийся в воде.

изображением рыб.

Дети отвечают.

Давайте рассмотрим форму рыб.

- Что у них общего?

- Их тело напоминает капельку.

Попробуем узнать почему природа

создала их такими.

Эксперимент.

- Предлагаю вам поэкспериментировать,

подходите к столу.

- Ребята давайте представим, что это у

нас водоем, а наши руки рыбки. Сейчас

мы с вами по очереди опустим руки в

воду ребром с сомкнутыми пальцами и

поводим, а теперь тоже самое –

открытой ладошкой.

- В каком случае рука легче идет сквозь

воду?

- Теперь сами объясните, почему рыбы

имеют такую форму?

Дети отвечают

Дети подходят к столу.

В

емкости

вода

дети

по

очереди

проводят рукой поставленной на ребро

с сомкнутыми пальцами, в воде. Затем,

тоже самое - открытой ладошкой.

Ответы детей (в первом.)

Дети высказывают свои

предположения.

А что еще помогает рыбам плавать?

Мы уже знаем. Что у рыб есть

воздушный мешок, который позволяет

им не тонуть.

Ответы детей

Динамическая пауза

-Рыбки отличные пловцы. А вы умеете

плавать. Давайте немного поплаваем.

Рыбки весело резвятся

В чистой, тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Дети выполняют действия по тексту.

Произвольно машут руками, двигают

ногами.

Присели, подпрыгнули головки к

коленям- «спрятались», поднялись,

выполняют плавательные движения

руками.

Чем, кроме формы тела похожи рыбы?

Скажите, а чем отличаются речные и

морские рыбы?

А что им помогает плавать.

Из экспериментов мы знаем, что

соленая вода более плотная и помогает

держатся ближе к поверхности.

Живут в воде.

Размерами. Морские бывают очень

большими по размеру.

Большой воздушный мешок и сама

вода.

Ребята, посмотрите, речные и

морские рыбке все перемешались, их

необходимо срочно разделить по своим

домам. Вы мне поможете?

(Разложить речных и морских

рыб на картинки река и море).

- Ребята как вы думаете, рыбы говорят?

- В народе говорят ”нем как рыба”,что

не совсем верно, во-первых потому что

рыбы все-таки издают звуки, а во-

вторых человеческое ухо их просто не

слышит. Если человек не слышит, это не

значит, что рыбы молчат. Ученые

изобрели прибор, который может под

водой слышать и записывать звуки. Этот

прибор называется гидрофон. Они

исследовали подводный мир и доказали,

что рыбы умеют «говорить» друг с

другом. Рыбы используют самые разные

звуки, напоминают визги, скрипы,

хрюканье, кудахтанье, урчание и даже

пение птичек.

- Давайте послушаем голос рыбы

«ворчун».

Дети садятся на стульчики.

Ответы детей.

Дидактическая игра

«Собери рыбку»

(На

столе

карта

план,

отдельные

Дети рассматривают карточки.

Дети выполняют задание.

части: плавники, голова, хвост, икринки.

Дети

берут

картинки

и

отвечают

на

вопросы:

чья

это

голова?

Это

рыбья

голова и т.д.)

III. Заключительная часть.

- Чем рыбы отличаются от зверей?

- Рыба живое существо?

- Почему вы так думаете?

- Рыбы такие разные, так не похожи

друг на друга. Почему же их называют

одним словом – рыбы?

Дети отвечают (они живут под водой).

Дети высказывают предположения

(как всякое существо она дышит,

растет, у нее появляются дети)

Дети называют общие признаки рыб

(все они живут в воде, имеют голову,

туловище, хвост, плавники; на голове

рот, глаза и жабры.

Конспект итогового занятия в старшей группе «Рыбки в пруду»

Тема занятия: «Изготовление коллективной работы «Рыбки в пруду» в

технике оригами».

Тип занятия: Овладение новыми знаниями.

Цель: Организация досуговой деятельности. Развитие и коррекция

познавательной деятельности детей. Воспитание интереса к бумажному

творчеству.

Расширение коммуникативных способностей.

Задачи:

Коррекционно-развивающие: Совершенствовать мелкую моторику рук,

точные движения пальцев, развивать глазомер, концентрацию внимания,

пространственное воображение.

Обучающие: Учить детей складывать игрушки по типу оригами. Закрепить

знания детьми основных геометрических понятий (угол, сторона, квадрат,

треугольник). Формировать представления о рыбах.

Воспитательные: Продолжать воспитывать у детей интерес к природе,

бережное отношение к ней. Воспитывать экологическую грамотность

учащихся.

Учить соревноваться.

Форма занятия: Аудиторная.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой.

Дидактические средства: Сказка «История одной реки». Слайды с

изображением рыб.

Образец поделки. Пооперационные карты (схема сборки). Квадраты из

цветной бумаги. Удочки для игры.

Магнитофон, компьютер, диск с фоновой музыкой.

Использованная литература: Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. – М.:

«Айрис Пресс», 1997.

Ступак Е. Оригами. Игры и конкурсы.- М.: «Айрис Пресс»,2008.

Материалы интернет сайтов

Этапы занятия.

Организационный этап. (5 мин.)

Цели и задачи этапа: настрой детей на занятие, создание психологического

настроя на учебную деятельность и активация внимания.

- Здравствуйте ребята. Давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за

руки и повторяйте за мной:

Доброе утро. И всем улыбнулись,

Справа и слева друзьям поклонились.

Будем дружить, помогать всем всегда-

Вы согласны? Ответьте мне «да!»

Воспитатель: Ребята, тему нашего занятия вы узнаете, отгадав загадку.

В воде Она живет.

Нет клюва, А клюет.

Вильнёт хвостом Туда-сюда —

И нет её, И нет следа.

Изучение нового материала и повторение пройденного (20 мин.)

(теоретическая часть занятия).

Цели и задачи этапа: . Развивать мышление, наблюдательность,

память. Воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе.

Основные методы стимулирования учебной активности учащихся: Чтение

сказки, беседа с применением средств наглядности.

Основной критерий определения уровня внимания и интереса учащихся к

изучаемому материалу: комментарии детей, высказывания.

-Сегодня у нас необычное занятие, мы не только будем складывать фигурку

рыбки, но и поговорим о проблеме, которая волнует умы и взрослых людей -

о проблеме экологии нашего края, а именно о загрязнении наших рек. Ребята,

назовите мне рыб, которые обитаю в наших водоемах.

- Сейчас мы посмотрим рыб, которых вы назвали, и попробуем узнать их.

(Показ картинок).

- Мы с вами посмотрели и назвали несколько видов рыб, которые водятся в

наших водоемах.

- Рыбам, которые живут в реках, озерах и других водоемах нужны хорошие

условия, и прежде всего чистая вода. Я вам расскажу историю одной реки.

История одной реки

- Жила - была голубая речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень

веселой и любила, когда к ней приходили гости. «Посмотрите, какая я чистая,

прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и

птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я

буду вам рада», говорила Речка. Однажды в гости к ней пришли мама, папа и

мальчик Костя. Они стали отдыхать, загорать и купаться.

Папа развел костер, потом наловил много - много рыбы. Мама нарвала букет

красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить.

Костя вытащил из воды много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые

разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он

поймал лягушку и раздавил ее, потому что не любил лягушек. И еще он

наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом.

Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в

речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила

чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка

посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

- Ребята, скажите, какой была Речка до прихода семьи? Опишите ее. (Ответы

детей).

- Почему она посерела и погрустнела после того, как мама, папа и Костя

отдохнули на берегу рек? (Ответы детей).

- А что надо сделать, чтобы река была чистой? Что нельзя делать, чтобы не

навредить ей? (ответы детей).

Физминутка «Рыбка».

Рыбка плавает в водице, (

руки прижаты к телу, ладошки сложены вместе)

Рыбке весело играть (

плавные движения руками

),

Рыбка, рыбка, озорница, (

грозят пальчиком

)

Мы хотим тебя поймать

(«закидываем удочку»)

Рыбка спинку изогнула (

наклонились)

Крошку хлебную взяла,

захватывают ладошками крошку»)

Рыбка хвостиком махнула, (

сложили ладошки за спину и подвигали «хвостиком

»).

Быстро-быстро уплыла.

Закрепление нового материала (20 мин.)

(практическая часть занятия).

Цели и задачи этапа: Продолжать учить детей читать и анализировать

схемы, самостоятельно или с помощью педагога. Научить учащихся

складывать по данной схеме. Совершенствовать трудовые навыки,

формировать культуру труда.

Основные методы: Анализ схемы складывания, вопросы к детям, просьба

прокомментировать свои практические действия

– Прежде чем приступить к работе, давайте поговорим о правилах

безопасной работы на занятии с клеем.

Правила безопасности при работе с клеем.

Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза.

Если вдруг клей все же попадет в глаза, срочно вымойте руки и промойте

глаза теплой водой.

После работы клей плотно закройте, уберите.

Обязательно вымойте руки и кисточку.

– Не забывайте правило: помогать друг другу, соблюдать чистоту на парте.

Анализ образца.

- Какой формы туловище рыбки? (Треугольной)

- Какого цвета могут быть рыбки? (Могут быть разноцветными)

- Какой формы камешки? (Круглой и овальной)

- Какого они цвета? (Коричневого)

Пальчиковая гимнастика.

«Вот помощники мои».

Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни

: Выбрасывают пальцы из кулаков

Так и эдак, эдак-так

- Не обидятся никак.

Поворачивают руки ладонями вверх-вниз

Можешь пальцы сосчитать:

Шевелят растопыренными пальцами

Один, два, три, четыре, пять.

Собирают пальцы поочередно в кулак

Один, два, три, четыре, пять.

Выбрасывают пальцы поочередно из кулака

Десять пальцев, пара рук

- Вот твое богатство, друг

. Пожимают руки

-Но, а сейчас мы с вами приступим к изготовлению поделки «Рыбка»

Показ способов выполнения работы.

Педагог предлагает детям выбрать листы цветной бумаги.

Демонстрирует пооперационную карту и разбирает с детьми поэтапное

складывание рыбки.

Дети приступают к работе, опираясь на схему складывания и наглядный

показ педагога.

(Поэтапное выполнение поделки.)

(Звучит фоновая музыка)

Оценка работы.

Анализируя работы детей, педагог обращает внимание на аккуратность в

изготовление поделки.

- Прежде чем мы поместим наших рыбок в пруд, давайте поиграем с ними.

Игра «Рыболовы».

К прищепкам на веревках прикрепляются бумажные рыбки. По сигналу

участники начинают наматывать на катушку веревку.

Тот, кто сделает быстрее, получает приз.

После игры дети приклеивают рыбок в «пруд».

– Хорошо нашим рыбкам в пруду?

– Когда рыбкам бывает плохо в воде?

С помощью, какой техники мы с вами сегодня делали поделку?

Плавниками водят рыбы

Воду чистую мутят.

Пообедают -спасибо

Никому не говорят.

Так живут они веками.

И куда не бросишь взгляд,-

Рыбы только плавниками

Благодарно шевелят.

Почему такие рыбы?

Да во рту у них вода!

И сказать они спасибо не сумеют никогда.

На этом наше занятие окончено.

Уборка рабочих мест.