Напоминание

Природные зоны Земли

Автор: Николаева Надежда Александровна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ "Старотимошкинская средняя общеобразовательная школа" Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан
Населённый пункт: село Старое Тимошкино
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Природные зоны Земли







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Технологическая карта

урока биологии в 5 классе

учителя биологии Николаевой Надежды Александровны

Тема

Природные зоны Земли

Тип урока

изучение нового материала

Форма урока

урок-«путешествие»; комбинированный с использованием электронного приложения, презентации

Методы обучения

1) проблемный 2) частично поисковый 3) интерактивный

Цель

Формирование знаний о природных зонах нашей планеты, их обитателей

Задачи

1.

Изучить природные зоны Земли;

2.

Сравнить условия обитания в различных природных зонах;

3.

Воспитывать бережное отношение к природе родного края;

4.

Развивать у детей эстетическое отношение к объектам живой природы.

Основное содержание темы,

термины и понятия

Природные зоны земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины-степи и

саванны, пустыни, влажные тропические леса.

Планируемые результаты

Личностные

- иметь представления о

животном и растительном мире

природных зон

- проявлять чувство

ответственности за состояние

окружающей среды

Метапредметные

- создать условия для формирования коммуникативных универсальных

действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение

договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую

точку зрения);

- создать условия для формирования регулятивных универсальных действий

(развивать умение ставить цель, осуществлять оценку результативности);

- создать условия для формирования познавательных универсальных

действий (заполняют таблицу «характеристика природных зон Земли»,

работают с физической картой)

Предметные

- научиться называть

природные зоны нашей

планеты;

-уметь сравнивать условия

обитания в различных

природных зонах.

Универсальные учебные действия

Личностные

- самоопределение

Регулятивные

- целеполагание

Познавательные

- умение структурировать знания

Коммуникативные

- планирование учебного

- смыслообразование, -

нравственно-эстетическое

оценивание;

- прогнозирование

- планирование,

-самостоятельное принятие решений

- самооценка

- самоконтроль

- поиск и выделение необходимой

информации,

-логика изложения,

-умение делать выводы;

- анализ

сотрудничества с учителем и

сверстниками

- умение вести диалог

- сотрудничество в поиске

информации,

-умение работать в группе,

- учебное сотрудничество с

учителем и сверстниками,

-взаимоконтроль;

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

География, литература, русский

язык, экология

глобус, географическая карта полушарий, картины с изображением животных

и растений разных природных зон, учебник Н.И.Сонина «Биология». 5 класс.

М.: Дрофа, 2014г.

технологические карты, включающие алгоритм работы ученика, карточки со

словарными словами.

фронтальная -

индивидуальная –

в группе -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап.

Цель деятельности

УУД

1. Мотивация, целеполагание

Учитель:

Про что эта загадка?

Почему тут все разными цветами

Ответы учащихся: природные зоны

Молодцы!

Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Ответы учащихся «природные зоны Земли»

Учитель: Какую же цель мы ставим на этом уроке?

Цель: узнать, какие бывают природные зоны Земли; познакомиться с

разнообразием животного и растительного мира разных природных зон.

Личностные

-самоопределение,

регулятивные -целеполагание.

коммуникативные-

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками.

коммуникативные- умение

вести диалог

Проблема

Меняется ли с севера на юг растительный и животный мир материка, или он

везде одинаков?

регулятивные –

прогнозирование

На столе передо мной

Закрутился шар земной

Арктика, экватор, полюс,

Уместил всю землю (Глобус)

- Вы любите путешествовать?

Ответы детей.

- Отправляемся в путешествие по природным зонам. Каждая группа

отправится в свою природную зону. Выберите вид транспорта, на котором

отправитесь в путешествие.

- Приглашаю вас садиться поудобнее (дети садятся на стулья). Начинаем

наше путешествие! Для того, чтобы приступить к изучению нового

материала, мы повторим знания прошлой темы.

II этап

Цель деятельности

УУД

2. 1 Повторение

2.2 Актуализация знаний

1 этап. Повторение

Впиши в схему названия материков и приведи примеры животных и

растений, обитающих на них.

Примеры растений и животных

Проверяем и ставим оценку.

Сегодня мы вновь отправимся в путешествие и нам необходимы знания

определенных терминов, давайте проверим их?

познавательные - умение

структурировать знания.

материки

2 этап:

установи соответствие между термином и его объяснением

А)Природная зона

Б)Растительный мир

В)Климат

Г)Животный мир

Д)Погода

1)средний многолетний режим

погоды, характерный для данной

местности в силу её

географического положения

2) состояние нижнего слоя

атмосферы в данное время в данной

местности

3) царство растений

4)царство диких животных

5)участок земной поверхности с

определённым климатом, почвой,

растительным и животным миром

Проверка- итог. Оценка.

III этап

Цель деятельности

УУД

3.Формирование новых знаний.

Отправляемся в путешествие

3 этап Экспедиция «Особенности природных зон Земли» - Работа в

группах.

Цель: используя учебник самостоятельно изучить особенности климата

основных зон, познакомиться с характерными растениями и животными.

Природные зоны:

1 группа – тундра

познавательные - поиск и

выделение необходимой

информации, логика

изложения, умение делать

выводы; коммуникативные-

сотрудничество в поиске

информации, умение работать

в группе, умение вести диалог

регулятивные – планирование,

прогнозирование,

самостоятельное принятия

Электронное приложение

«Природные зоны России»

Физминутка

2 группа - тайга

3 группа - широколиственные леса

4 группа - степь и саваны

5 группа – пустыни и полупустыни

6 группа – влажные экваториальные леса

Отчёт групп. Все заполняют таблицу в рабочую тетрадь

Характеристика природных зон

Название

природной

зоны

Особенности

климата

растения

животные

Вопрос: 1. меняется ли климат от полюсов к экватору?

2. Зависит ли распространение природных зон от распределения тепла и

влаги?

А теперь дружно отправимся на прогулку.

Динамическая разминка с движениями

Я по природным зонам иду,

Замечаю на ходу.

Как из моря буйных трав,

Шею вытянул жираф.

Справа львица пробежала,

Слева зебра проскакала,

А большой огромный слон

Нам ребята шлет поклон.

Мы немножечко размялись,

По Саванне прогулялись.

4 этап. Исследовательская работа по физической карте

1.

Открой стр. 118-119 учебника и найди физическую карту полушарий.

решений.

2.

Внимательно рассмотри ее .

3.

Найди

линию

экватора,

которая

делит

Землю

на

два

полушария

-южное и северное.

4.

Найди две линии от экватора - Северный и Южный тропики – между

ними находится влажный тропический лес- «легкие» нашей планеты.

5.

Посмотри, каким цветом обозначаются все природные зоны.

6.

Найди на карте нашу страну-Россию и ответь, какие природные зоны

у нее есть?

7.

Напишите их названия.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

__________________________________________________

8.

Проверь ответ у соседа и поставь ему баллы.

9.

Выполни задание № 179 в рабочей тетради

IV этап

Цель деятельности

УУД

4.Первичное закрепление

материала.

5.

Завершающее закрепление

Путешествие наше подходит к завершению. И мы подводим итоги.

1. Назовите природные зоны Земли, с которыми мы сегодня познакомились

(тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины-

степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса).

2. От чего зависит их распространение на планете? (от климата, в большей

степени от неравномерного распределения тепла и влаги).

3. Связана ли жизнь животных и растений с окружающей средой? Приведите

примеры.

5 этап Закрепление.

Личностные: смысловое

образование, нравственно-

эстетическое оценивание;

Познавательные – анализ,

вывод

Коммуникативные – учебное

сотрудничество с учителем и

сверстниками,

взаимоконтроль, умение вести

диалог;

Регулятивные – самооценка,

Карточка с заданием, определить, какая природная зона описана.

(Рабочая тетрадь № 182, 183)

1.Лето короткое и холодное, зима длинная и суровая. Растительный покров

низкий и редкий, в основном мхи и лишайники. Круглый год можно встретить

песца, лемминга, северного оленя. Весной прилетают гуси, утки и лебеди.

Природная зона_____________________________

2.Самые распространённые деревья - ель, сосна, на востоке лиственница.

Далее встречается берёза, дуб, осина, ольха. Животный мир очень богатый:

бурый медведь, рысь, лось, белка, соболь, бурундук.

Природная зона______________________________

3.Почти вся распахана человеком, имеются пастбища для скота. Основные

обитатели - суслики, мыши, хомяки. Антилопа-сайгак, журавль-красавка,

стрепет - все они занесены в Красную книгу. Растения: ковыль, белая полынь,

тюльпаны.

Природная зона______________________________

4. Там очень жарко и выпадает мало осадков. Животные приспособились к

этим условиям, впадают в спячку или ведут ночной образ жизни. Это

различные змеи, скорпионы. Среди растений встречаются верблюжья

колючка, кактусы, саксаул.

Природная зона_______________________________

6 этап Работа в парах «Я хочу домой» Выполните задание: соотнесите

растения и животных с природными зонами, в которых они обитают.

Слон, где живет?....

1.Слон

1. пустыня

самоконтроль

2. Дуб

3. скорпион

4. Орхидея

5. карликовая береза

6. соболь

2. широколиственный лес

3. влажный тропический лес

4. тайга

5. тундра

6. травянистая равнина

Ответ:

V этап. Рефлексивная деятельность

Сегодня каждый из вас успешно справился с заданием. Какими словами вы бы закончили сегодняшнее путешествие? Необходимо

подвести каждого из учащихся к проблеме охраны природы. А я бы сказала главные слова. Земля - наш общий дом, и мы должны ее

беречь! (На доске рисунки ребят на тему «Наш дом – Земля) Д/З: напишите список не менее пяти охраняемых животных или растений,

отметив природную зону в которой они обитают. Используйте интернет.

Сегодня урок:

Я:

- Трудный - лёгкий

- интересный – не интересный

- полезный – ненужный

- старался – ленился

- был внимателен на уроке – был невнимателен

- урок усвоил – не усвоил

- узнал новое – все знал (ничего не узнал нового)

- моя поставленная цель достигнута – не достигнута

- трудности были – не были

1

2

3

4

5

6