Напоминание

"Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста с помощью методики работы с именами признаков"

Авторы: Филатова Татьяна Ивановна, Бычкова Галина Васильевна
Должность: воспитатель, старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 35"
Населённый пункт: город Саров, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста с помощью методики работы с именами признаков"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста с помощью

методики работы с именами признаков»

Воспитатель Филатова Т.И.

Традиционно, основной задачей взаимодействия с детьми 4-го г.ж. является

лишь поощрение попыток рассказать об изображённом на картинке или игрушке.

В то же время

ТРИЗ-технология, в частности, методика

работы с именами

признаков, позволяет наряду с обогащением и активизацией словаря овладеть

способом составления рассказа по предметной картинке или о предмете.

Вообще процесс познания у человека сводится к выявлению признаков

объекта. Необходимо разделять ИМЯ и ЗНАЧЕНИЕ признака. Имя признака – это

обобщающее слово (например, цвет), а значений этого признака много – белый,

красный, синий.

Прежде, чем составить план-подсказку из опорных картинок-схем для

составления рассказа, необходимо освоить эти самые картинки-схемы. Работа

строится по определённому алгоритму. Традиционно, мы сначала обучали детей

различению значений признака: красный, синий, жёлтый, а потом, как бы, само

собой формировалось обобщающее понятие – ЦВЕТ.

Новые подходы рекомендуют сразу вносить ИМЯ ПРИЗНАКА – например,

ФОРМА, а потом примерно в течение недели набирать его значения в качестве

многообразия вариантов проявления этого признака – например, круглый,

квадратный, прямоугольный.

Присвоить признаки помогают разные дидактические игры. В основном они

преследуют цель: развитие классификационных умений по какому-либо признаку.

Дидактическое пособие «морфодорожка», как вариант кругов Луллия тоже

позволяет присвоивать признаки, в частности, ЦВЕТ, ФОРМА . Присвоенный

признак схематизируется. Детям раннего возраста картинка-схема предлагается

воспитателем.

Символы признаков вставляются в «Волщебный домик», куда приходят

разные предметы и картинки, с которыми мы играем. Необходимо стремиться к

тому, чтобы дети поняли, что картинка-схема хочет о чём-то спросить предмет, а

именно: «Какой он по форме?.. цвету.., размеру»

Когда детьми присвоен необходимый набор признаков, можно

«приглашать» предметы в домик и рассказывать про них.

Посмотрим, каким образом это происходит.

Предлагаем вариант составления рассказа цепочкой, в данном случае

каждый ребёнок вовлечён в деятельность. Договариваемся так, говорит тот, у кого

в руках предмет.

На данный момент нами присвоено 7 признаков, дети легко подбирают

значения к ним, с помощью взрослого составляют рассказ о предмете. Конечно,

мы будем продолжать эту работу. Увеличивая количество признаков, будет

распространяться текст описательного рассказа, а дети постепенно

самостоятельно будут характеризовать предметы.

В своей работе мы использовали следующую литературу, авторы этих

пособий предлагают технологические карты работы с именами признаков, есть

чёткие рекомендации : с каким признаком и с какого возраста необходимо

знакомить детей, предлагаются примерные дидактически

е игры

.