Авторы: Филатова Татьяна Ивановна, Бычкова Галина Васильевна
Должность: воспитатель, старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 35"
Населённый пункт: город Саров, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста с помощью методики работы с именами признаков"
«Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста с помощью
методики работы с именами признаков»
Воспитатель Филатова Т.И.
Традиционно, основной задачей взаимодействия с детьми 4-го г.ж. является
лишь поощрение попыток рассказать об изображённом на картинке или игрушке.
В то же время
ТРИЗ-технология, в частности, методика
работы с именами
признаков, позволяет наряду с обогащением и активизацией словаря овладеть
способом составления рассказа по предметной картинке или о предмете.
Вообще процесс познания у человека сводится к выявлению признаков
объекта. Необходимо разделять ИМЯ и ЗНАЧЕНИЕ признака. Имя признака – это
обобщающее слово (например, цвет), а значений этого признака много – белый,
красный, синий.
Прежде, чем составить план-подсказку из опорных картинок-схем для
составления рассказа, необходимо освоить эти самые картинки-схемы. Работа
строится по определённому алгоритму. Традиционно, мы сначала обучали детей
различению значений признака: красный, синий, жёлтый, а потом, как бы, само
собой формировалось обобщающее понятие – ЦВЕТ.
Новые подходы рекомендуют сразу вносить ИМЯ ПРИЗНАКА – например,
ФОРМА, а потом примерно в течение недели набирать его значения в качестве
многообразия вариантов проявления этого признака – например, круглый,
квадратный, прямоугольный.
Присвоить признаки помогают разные дидактические игры. В основном они
преследуют цель: развитие классификационных умений по какому-либо признаку.
Дидактическое пособие «морфодорожка», как вариант кругов Луллия тоже
позволяет присвоивать признаки, в частности, ЦВЕТ, ФОРМА . Присвоенный
признак схематизируется. Детям раннего возраста картинка-схема предлагается
воспитателем.
Символы признаков вставляются в «Волщебный домик», куда приходят
разные предметы и картинки, с которыми мы играем. Необходимо стремиться к
тому, чтобы дети поняли, что картинка-схема хочет о чём-то спросить предмет, а
именно: «Какой он по форме?.. цвету.., размеру»
Когда детьми присвоен необходимый набор признаков, можно
«приглашать» предметы в домик и рассказывать про них.
Посмотрим, каким образом это происходит.
Предлагаем вариант составления рассказа цепочкой, в данном случае
каждый ребёнок вовлечён в деятельность. Договариваемся так, говорит тот, у кого
в руках предмет.
На данный момент нами присвоено 7 признаков, дети легко подбирают
значения к ним, с помощью взрослого составляют рассказ о предмете. Конечно,
мы будем продолжать эту работу. Увеличивая количество признаков, будет
распространяться текст описательного рассказа, а дети постепенно
самостоятельно будут характеризовать предметы.
В своей работе мы использовали следующую литературу, авторы этих
пособий предлагают технологические карты работы с именами признаков, есть
чёткие рекомендации : с каким признаком и с какого возраста необходимо
знакомить детей, предлагаются примерные дидактически
е игры
.