Автор: Шишкунова Ольга Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №7 "Родничок"
Населённый пункт: г. Почеп Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родительское собрание "Навстречу школе"
Родительское собрание «Навстречу школе»
Подготовка детей к школе — актуальная проблема для родителей, чьи
дети посещают подготовительную группу детского сада. У многих
родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу.
И не случайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко
меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение
в обществе. Поэтому важно дать возможность родителям приобрести
уверенность и понять особенности поведения ребенка в данной
ситуации.
Цель собрания-тренинга — помочь родителям достойно пройти
период начала обучения ребенка в школе, обрести уверенность и снять
тревожность при переходе его из детского сада в начальную школу.
Дата проведения: апрель.
Примечание. В течение года проводится три собрания, посвященных
подготовке детей к школе. Первое собрание в сентябре в виде
теоретического семинара, на котором педагог-психолог рассказывает
о психофизическом развитии детей 6–7 лет, их возможностях, кризисе 7
лет. Второе — в феврале после предварительной диагностики на
сформированность учебной мотивации, уровень тревожности
и самооценки, где в виде мастер-класса специалист показывает формы
общения с детьми, имеющими нежелательные особенности
личностного развития. Третье собрание в форме тренинга в апреле.
Ведущий: педагог-психолог.
Количество участников: 15–20.
Длительность тренинга: 1 час 20 минут.
Оборудование: бейджики, карандаши, листочки зеленого, синего
и желтого цветов, нарисованный кувшин на каждого участника,
аудиозапись спокойной классической музыки, интерактивная доска,
презентация.
Подготовка к собранию-тренингу: проводить в помещении, где есть
интерактивная доска с соответствующей аппаратурой, оформить
приглашения с указанием цели тренинга, зал оформить рисунками
детей о школе, подготовить стендовые рекомендации, высказывания,
стулья расставить в форме полукруга.
Перед началом тренинга встретить родителей с улыбкой, предложить
им раздеться, посмотреть выставку рисунков, стенды. В ходе
проведения тренинга дать понять родителям, что психолог —
единомышленник, а не «прокурор». Родитель должен уйти с тренинга
с ощущением, что он со всеми трудностями справится и будет помогать
ребенку в период адаптации к школе. Нельзя критиковать не совсем
приемлемые ответы, допустимо корректно направлять родителя
соответственно теме, мягко убеждая его в правоте ваших суждений,
но так, чтобы родитель принял правильное решение сам.
Ожидаемые результаты:
улучшается понимание своего ребенка
и взаимоотношений с ним в период подготовки его к школе; происходит снятие
тревожности у родителей в период перехода ребенка на новый уровень развития;
приобретается навык свободного, доверительного общения в кругу заинтересованных
людей; совершенствуется компетентность родителей в вопросах готовности детей
к обучению в школе.
Рекомендации по ведению собрания-тренинга:
• следить за временем, чтобы закончить занятие (упражнение)
своевременно;
• избегать длительной дискуссии по общим вопросам или возвращения
к вопросам, оставленным на потом;
• задавать ряд острых, коротких вопросов, пусть все участники
по очереди дадут ответ;
• оставить под конец игрового занятия какую-нибудь важную
информацию или предложить нужный раздаточный материал;
• получить от участников обратную связь (например, какие эмоции
и чувства они испытывают в данный момент);
• напомнить по окончании, чего удалось достичь;
• поблагодарить всех за сотрудничество в достижении целей тренинга.
Ход собрания-тренинга
Во время приветствия необходимо озвучить цель мероприятия. Затем
желательно провести серию игр на сближение и снятие напряжения
у родителей, а также на активизацию их внимания. Это позволит
вызвать у них эмоциональную установку на доверительное общение,
наладить контакт.
1. Вступительное слово. Приветствие
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые мамы, папы, бабушки! Вот
и наступил вечер. Вас пригласили сегодня вновь поговорить о ваших
детях, пожить их жизнью. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу
и подумайте: «Хорошо, что я нашла (нашел) время прийти сюда и могу
провести час с людьми, у которых есть дочки и сыночки, такие же, как
у меня. Осталось чуть меньше месяца, и дети уйдут от нас, а осенью
они станут школьниками. Новые проблемы, новые успехи. И извечный
вопрос: «Как будет учиться мой ребенок? Готов ли он к школе?».
Сегодня мы поговорим об этом. Но прежде, пожалуйста, на листочках,
лежащих перед вами, напишите свое имя и прикрепите на грудь. Итак,
начинаем с приветствия. Я предлагаю поприветствовать друг друга
громкими хлопками, которые будем передавать по кругу.
Примечание. Начало тренинга представляет наибольшую трудность,
но в то же время оно исключительно значимо, ибо это тот момент, когда
восприятие слушателей свежее и на них сравнительно легко произвести
впечатление. Если полагаться на случайность, то, возможно, будут
слишком серьезные последствия, — начало тренинга следует
тщательно готовить заранее.
2. Упражнение-разминка «Лимон»
Цели: снятие физического и психического напряжения, мотивирование
на предстоящую работу.
Ведущий: Чтобы снять напряжение рабочего дня, выполним простое
упражнение.
Представьте, что в вашей левой руке находится целый лимон. Как
можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок.
Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете.
А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда
рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его.
Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Прекрасно.
Вы прилагаете все силы. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь.
Не правда ли, насколько лучше чувствуют себя ваши рука и ладонь,
когда они расслаблены? И снова возьмите лимон левой рукой
и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте
ни единой капельки. Сжимайте все сильнее. Прекрасно. Теперь
расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки. (Повторить
весь процесс для правой руки.)
Желаю вам хорошего настроения на предстоящий час нашего общения
и на весь последующий вечер!
3. Упражнение «Беспокойство»
Цель: способствовать выявлению степени беспокойства родителей
по поводу предстоящего поступления ребенка в школу и причин,
вызывающих его.
Ведущий: У вас на столе лежат цветные карточки. Поднимите карточку
такого цвета, которая отражает степень вашего беспокойства в связи
с приближающейся школьной жизнью ребенка: карточка синего цвета —
сильное беспокойство; карточка желтого цвета — проявляется иногда;
карточка зеленого цвета — отсутствует вообще.
Вопросы для анализа:
Скажите, пожалуйста, в чем причина вашего беспокойства?
В чем вы видите проблему вашего беспокойства?
От кого или от чего зависит улучшение вашего самочувствия?
Очень часто родители стесняются выражать свои личные
проблемы вербально, поэтому важно помочь высказаться. В этом
случае хорошо использовать социо-игровой прием. «Посмотрите,
что у вас лежит на столе? Верно, карточки. И они разного цвета.
А почему, я расскажу». Родители дают ответы, анализируя свое
состояние.
Вывод: Не всегда есть время проанализировать свое состояние. Сейчас
вы подумали, провели определенную работу над собой. Первый шаг
к положительному решению того, что вызывает беспокойство или
почему его совсем нет. Все изменения зависят только от нас. Иметь
хорошего ученика — мечта каждого родителя.
4. Упражнение «Наши фразы»
Цели: развивать способность к анализу своих слов и действий,
стимулировать на применение правильных оборотов речи для
активизации у детей желаемых поступков при подготовке к обучению.
Ведущий: У вас на карточках написаны фразы, которые довольно часто
употребляют родители школьников, а также окружающие ребенка
взрослые.
Прочитайте их и прокомментируйте:
«Вот пойдешь в школу, там тебе…»
«Ты, наверное, будешь двоечником…»
«Коля, ты мне обещаешь в школе не драться, не бегать, а вести
себя тихо и спокойно?»
«Только попробуй мне сделать ошибки в диктанте!»
Провожая ребенка из дома, не следует читать нотации, угрожать,
ругать, а лучше всего доверительно, с любовью и верой сказать ему:
«Я очень жду тебя, встретимся вечером, за ужином. Я уверена,
ты справишься, ты молодчина!»
Проигрывание фраз позволяет родителям более открыто
комментировать написанное, так как это не касается именно их,
но в ходе обсуждения каждый берет то, в чем у него проблема.
Конечно, ошибочные представления присутствуют, например
фраза «Коля, ты мне обещаешь…».
Одна мама считала, что надо обязательно настраивать ребенка
на обещание не драться, но в ходе полилога мнение поменяла. Если
ребенок пообещает, он должен выполнить, а обстоятельства могут быть
разными. Привыкнув обещать и не выполнять, ребенок потеряет смысл
обещания. Нельзя заставлять или просить детей дать обещание вести
себя хорошо или перестать вести себя плохо. Когда ребенок дает
обещание «с чужих слов», он как бы выписывает чек в тот банк, где
у него нет счета.
Примечание. Упражнение является эффективным, так как заставляет
задуматься о положительных и отрицательных моментах воспитания
детей.
5. Мини-лекция «Школьные трудности»
Каждое собрание должно содержать теоретическую часть (мини-
лекцию), которая дается родителям с целью вооружения знаниями
в определенном вопросе дошкольной педагогики и практики.
Выступление для участников тренинга должно стать приятным,
понятным, надо пытаться поразить их глубиной содержания
и неожиданным подходом. В ходе выступления хорошо привлекать
участников к полилогу, опираясь на их знания, используя технику
повторения, дополнения.
Цель: способствовать компетентности родителей в вопросах
подготовки детей к обучению в школе.
Ведущий: Школьные трудности у ребенка могут возникнуть, как
ни странно, от самых безобидных на наш взгляд стереотипов.
Причина школьных неудач может крыться в психологической
незрелости ребенка, в слепой любви со стороны родителей к своему
ребенку.
Так что же такое термин «психологическая готовность», как вы его
понимаете и важна ли психологическая готовность при поступлении
ребенка в школу?
Психологическая готовность включает в себя несколько аспектов.
Это прежде всего желание ребенка идти в школу, мотивация
обучения, желание получать знания. Умение слушать и выполнять
задания учителя, даже если они неинтересны.
Результаты обследования показали, что 14 детей этой группы имеют
учебную мотивацию, т. е. они хотят учиться, готовы слушать учителя,
выполнять домашние задания, носить форму, если таковая будет. У 5
детей игровая мотивация — дети еще не наигрались. И у 6 —
пограничная мотивация. Есть предпосылки учебной мотивации,
но настолько же является ведущей и игровая.
Это и определенный запас знаний об окружающем мире, о себе,
а так же уровень развития памяти, внимания, мышления, речи.
При всем этом не менее важно умение ребенка управлять собой, своей
двигательной активностью, что очень необходимо при 35–40 минутных
уроках. Это волевой аспект психологической готовности к школе, т.
е. ребенок должен приложить усилия воли для того, чтобы учиться.
Работоспособность детей современности невысокая. Быстрая
утомляемость снижает внимание, скорость выполнения заданий. Тесты
показали, что в основном дети данного возраста имеют средний
уровень работоспособности.
И, наконец, эмоциональный аспект психологической готовности —
это умение правильно реагировать на оценки и замечания учителя,
стремление к общению со сверстниками и взрослыми. Часто дети
не могут различить эмоциональное состояние людей. В основном
дошкольники различают состояние радости, злости, страха.
Затруднения вызывают такие чувства, как удивление, горе, интерес.
Поэтому, если ваш ребенок собирается в школу, без вашей
родительской поддержки и помощи никак не обойтись, даже если
он «лучше всех», даже если он уверен в себе, а вы уверены в нем.
Необходимо также читать книги детям, обсуждать содержание, отвечать
на вопросы по тексту, пересказывать короткие сюжеты. Любой учитель
начальной школы уверенно назовет детей своего класса, которым
читали и читают вслух книжки. У этих ребят хорошо развита речь, они
и сами будут любить читать.
Дети увлечены современными техническими средствами. Нельзя, как
это не банально, смотреть телевизор более 30 минут. При просмотре
нет развития мышления, затормаживается эмоциональная сфера
человека.
Ребенок постепенно становиться потребителем информации без
стремления к собственной умственной работе, без навыков
самостоятельной переработки информации, без познавательной
активности.
Бывает, что визуально ребенок кажется очень любознательным,
а на деле наоборот. И совершенно неактивный ребенок может
иметь высокий уровень любознательности. Это зависит от того,
насколько сами взрослые стремятся к познанию, стимулируют
познавательную активность своих детей, приобщая к книгам,
познавательным передачам.
Компьютерные игры и игровые приставки тренируют в основном
скорость реакции ребенка на определенные стимулы, немного
тренируют внимание, но при продолжительной игре появляется
нарастающее утомление и, как следствие, нервное истощение.
Не забывайте о том, что дети должны много и с интересом играть.
Недоигравший первоклассник чаще всего к учебе относится как к игре:
«хочу — делаю, хочу — нет».
Впереди лето, возможность оздоровить ребенка и, если необходимо,
закрепить то, что он недостаточно усвоил. Ведь никто никогда
не ставил на последнее место этот фактор готовности. Здоровье
ребенка — залог его успешного обучения.
Нашу встречу я хочу закончить словами Л. Венгера: «Быть готовым
к школе уже сегодня — не значить уметь читать, писать, считать. Быть
готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться».
6. Рефлексия
Ведущий: Перед вами силуэт кувшина. Это кувшин знаний,
он заполнен тем, что вы узнали сегодня. Отметьте уровень ваших
новых впечатлений, чувств, знаний линией и разукрасьте содержимое
кувшина.
Какое у вас сейчас настроение, что вы чувствуете? Какие упражнения
вам запомнились, что заставило вас задуматься? Считаете ли вы эти
упражнения полезными? Какие открытия вы сделали?
Анализируя мнение родителей, можно сделать вывод, насколько
актуально было для них родительское собрание, совершило ли оно
переворот в их сознании, разбудило ли огромный воспитательный
потенциал и желание помочь своему ребенку.