Напоминание

Технология проектной деятельности как средство формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий

Автор: Ефимова Алла Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Сказка"
Населённый пункт: п.Правохеттинский, Надымский район, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Технология проектной деятельности как средство формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» п.Правохеттинский Надымского района

(МДОУ «Детский сад «Сказка»)

ул. Газовиков д.27, п.Правохеттинский, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный

округ, 629745, Тел./факс: 8(3499)51-44-53; 51-44-42;

ОКПО 78191975, ОГРН 1058900415804, ИНН/КПП 8903024631/890301001

«Технология проектной деятельности как средство формирования

представлений дошкольников о мире труда и профессий»

(из опыта работы воспитателя Ефимовой А.П.)

2019

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость

ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь

приносила удовлетворение? Профессия человеку нужна не сама по себе. Она необходима

ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным

обществом и получать от него признание. Она нужна в первую очередь для того, чтобы

создать свой имидж, отражающий уникальность человека, достичь определенного

социального статуса. Человек существует не ради самого себя, а для того, чтобы

состояться, быть самостоятельным.

В наши дни профессий стало очень много. Их уже несколько тысяч. И все время

появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться

в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только

дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий

взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их

профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации

подрастающего поколения в окружающем мире.

Однако сам ребенок реализовать себя может не всегда. Осознать значимость

труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о

труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь

взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители,

воспитатели, педагоги).

Часто родители, спрашивают: в каком возрасте лучше ориентировать детей на выбор

будущей профессии? Практика работы с дошкольниками показывает, что начинать

раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада. Профессиональная

ориентация, как педагогическая категория означает процесс ознакомления детей с

различными профессиями и видами труда и оказание помощи в выборе своей будущей

профессии в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.

Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать

о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто дети

выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются

династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. Поэтому,

основное направление в работе с детьми дошкольного возраста

ориентировано на: выявление на ранних ступенях развития способностей

детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение

реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников.

Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне

основанием для разработки данного проекта: «Профессии наших родителей».

Разрабатывая проект я руководствовалась основной общеобразовательной

программой дошкольного образовании, опиралась на следующие нормативно-пр авовые

документы:

Конституция Российской Федерации;

Конвенция ООН о правах ребёнка;

Закон РФ "Об образовании",

Федерально-государственный образовательный стандарт"(Приказ

№1155 от 17 октября 2013год.)

Высокую значимость трудового воспитания в становлении личности

отмечало большинство выдающихся педагогов прошлого, как западных (Я.

А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и др.), так и отечественных (П.

П. Блонский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский К. Д. Ушинский, С. Т.

Шацкий и др.).

Современные ученые-педагоги исследовали различные стороны трудового

воспитания. Теория и практика трудового обучения и воспитания

основывается на трудах П. Р. Атутова, Ю. К. Бабанского, М. И. Махмутова, В.А. Полякова,

Н. Н. Чистякова, Ю. Л. Холтунцева и др. Развивающие

возможности труда рассмотрены в работах И. Ф. Иващенко, М. И. Смирнова,

И. Д. Чернышенко и др. Психологическая подготовка к труду исследовалась

Б. Г. Ананьевым, И. Ф. Иващенко, Н. Д. Левитовым, Э. А. Фарапоновой и др.

Содержание, средства трудового воспитания изучались А. Я. Журкиной, И. И.Зарецкой, В.

В. Сериковым и др. О необходимости мотивации детского труда писали Л. И Божович, Т.

В. Драгунова, А. Г. Ковалев, И. С. Кон, Н. С. Лейтес, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн,

Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин, Н. И. Юдашин и др.

Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость

приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда,

замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся

приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют

активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них

формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.

Особое значение Н. К. Крупская придавала объединению детей в труде,

указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, — это зачатки

коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы

ребенка».

Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей,

особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой.

Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем

окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них

представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на

конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную

значимость. Воспитатель рассказывает детям, каким должен быть

трудолюбивый человек (он трудится старательно, доводит работу до конца),

что значит хорошо трудиться, заботиться об окружающих, читает им

произведения о труде, в которых ярко, эмоционально раскрывается его

значение и красота. Формируя у детей уважение к трудящемуся человеку,

желание быть похожим на него, педагог воспитывает у них бережное

отношение к результатам труда.

Организация работы строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны и

реализуются в единстве:

Цель проекта: расширить и обогатить знания детей о многообразии

профессий взрослых, используя для этого разные формы работы.

Задачи проекта:



для детей (расширять у детей представления о разнообразии

профессий на основе ситуативно-имитационного моделирования,

представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия,

результат); сформировать отчетливые представления о роли современной

техники в трудовой деятельности человека; познакомить с историей создания

механизмов, облегчающих труд человека; расширить представления об

эволюции предметов, изменении профессии в связи с этим.).



для педагогов (Обеспечить психологическое благополучие и здоровье

детей; развивать коммуникативные навыки; развивать связную речь;

активизировать и актуализировать словарь; сформировать познавательный

интерес к профессиям, востребованным в нашем поселке; создавать игровую

мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;

развивать игровую деятельность детей, формировать навыки сотрудничества,

взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности).



для родителей (обеспечить психологический комфорт детей и

родителей; приобщить родителей к совместной трудовой и проектной деятельности в

детском саду и дома).



для социальных партнёров: (привлечь работников детского сада и

работников других организаций нашего поселка к взаимодействию с детьми, закрепление

представлений о необходимости и значении труда взрослых людей, расширение и

уточнение представлений о профессиях людей, работающих в нашем поселке).

Вид проекта: исследовательский, информационный, творческий, групповой,

долгосрочный.

При подготовке проекта были учтены возможные риски

Риски

Минимизация

Отказ ребенка от активного

участия в занятии (стеснение,

отсутствие доводов, отсутствие

подготовленного материала…)

Таким детям нужно позволить

быть слушателями, не

принуждать к высказыванию.

Как показывает опыт, в

дальнейшем такие дети могут

стать наиболее активными

участниками образовательного

процесса.

Возможны осуждения и насмешки

над недостатками в речи.

Для разрешения ситуации

проводятся беседы с детьми и

индивидуальная работа.

Негативный опыт

превращается в стимул для

дальнейшего развития. Для

каждого ребенка применяются

разные методы разрешения

ситуации.

Возможно, не желание родителей

принимать участие в совместном

творчестве с ребенком и

деятельности по проекту.

Занятия выстраиваются так,

чтобы такие дети, так же имели

возможности для активного

участие в совместной

деятельности. Занятия и работа

по ознакомлению детей с

профессиями предполагает

участие детей, не требующее

подготовки.

Проект состоял из трех этапов, на которых решались определенные задачи через

различные виды деятельности.

Формы реализации проекта

Эффективной формой работы с детьми является использование

информационно – коммуникационных технологий – компьютерных программ с

познавательными заданиями и проблемными ситуациями, видеофильмы.

Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных

профессиях имеет огромное значение, так как информационно -

коммуникативные средства – это то, что требует современная модель

обучения на современном этапе образования.

Составлен план сотрудничества с семьей по направлениям:



Информационно-аналитическое (выявление интересов, потребностей,

запросов родителей).



Познавательное (ознакомление с психологическими, возрастными

особенностями детей).



Наглядно-информационное.



Досуговое.

Составлен план совместной деятельности с межведомственными

организациями. (КДЦ, Правохеттинского ЛПУ МГ, МОУ «Правохеттинская СОШ»).

Представлен инструментарий для оценивания качества и уровня

образованности детей дошкольного возраста по формированию у детей

дошкольного возраста представления о труде взрослых.

Ресурсы для реализации проекта

1. Создание необходимой материально – технической базы и развивающей

предметной среды (картинный материал, видео материал, магнитофон,

кукольный театр, костюмы).

2. Работа с сотрудниками ДОУ ( учителем-логопедом, совместная работа с

воспитателями).

3. Работа с детьми (СРИ, дидактические игры, заучивание стихотворений

и т.д), закрепление и совершенствование полученных знаний и навыков

в коммуникативной деятельности).

4. Работа с родителями (помощь родителей в подборе того или иного

костюма, рассказ о своей профессии, оформление презентаций, папок-передвижек, газет,

лепбуков).

В ходе реализации проекта значительно пополнилась предметно-развивающая среда

группы.

Это –

- атрибуты к играм, сделанные своими руками, дидактические игры,

- картотека подвижных игр,

- картотека дидактических игр,

- картотека стихотворений и загадок о профессиях,

- картотека пословиц и поговорок о труде,

- подборка художественной литературы по ознакомлению разных профессий,

Теперь мы можем сказать и о результатах реализации проекта.

С воспитанниками:

- у детей сформировано понятие «профессия» – это дело, работа, основной род занятий;

- они знают названия многих профессий, узнают по картинкам, называют трудовые

действия, орудия труда, особенности профессиональной одежды людей разных

профессий;

- знают и называют профессии своих родителей;

- понимают значение труда людей разных профессий;

- значительно расширился и обогатился активный словарь детей за счёт введения новых

слов, связанных с этой темой;

- воспитанники стали более самостоятельны, активны, любознательны;

- с удовольствием рассматривают созданные, тематические альбомы с рисунками,

энциклопедии, книги по теме;

- играют в сюжетно-ролевые, дидактические игры.

Родители, принимающие участие в проектной деятельности:

- стали более открытыми, интересуются делами группы;

- получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду,

но и принять активное участие в жизни группы;

- смогли реализовать свои творческие способности.

В ходе работы над проектом пополнился наш педагогический опыт.

Применение проектной технологии в работе с детьми дает большие возможности для

развития у детей познавательной активности, творчества, самостоятельности. Для

педагогов даёт возможность реализовывать свои замыслы, строить перспективы для

дальнейшей работы.

Вывод: Формирование представлений дошкольников о мире труда и

профессий представляет собой необходимый процесс, которым управляет

педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения.

Формирование представлений о мире труда и профессий у детей

осуществляется путем познания учащимися о трудовой жизни людей, о

разнообразии мира профессий взрослых, и сопровождается формированием

таких качеств личности как трудолюбие, честность, ответственность.

Возрастные особенности дошкольника, которые состоят в эмоциональности,

любознательности, особой восприимчивости, способствуют формированию

представлений о мире труда и профессий.

По окончании реализации проекта «Профессии наших родителей» результаты его

реализации были представлены педагогам МДОУ «Детский сад «Сказка» п.

Правохеттинский, были размещены на интернет сайте ДОУ, участие в интернет

конкурсах с продуктами проекта, имеются дипломы победителей .