Автор: Ефимова Алла Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Сказка"
Населённый пункт: п.Правохеттинский, Надымский район, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Технология проектной деятельности как средство формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» п.Правохеттинский Надымского района
(МДОУ «Детский сад «Сказка»)
ул. Газовиков д.27, п.Правохеттинский, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный
округ, 629745, Тел./факс: 8(3499)51-44-53; 51-44-42;
ОКПО 78191975, ОГРН 1058900415804, ИНН/КПП 8903024631/890301001
«Технология проектной деятельности как средство формирования
представлений дошкольников о мире труда и профессий»
(из опыта работы воспитателя Ефимовой А.П.)
2019
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость
ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь
приносила удовлетворение? Профессия человеку нужна не сама по себе. Она необходима
ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным
обществом и получать от него признание. Она нужна в первую очередь для того, чтобы
создать свой имидж, отражающий уникальность человека, достичь определенного
социального статуса. Человек существует не ради самого себя, а для того, чтобы
состояться, быть самостоятельным.
В наши дни профессий стало очень много. Их уже несколько тысяч. И все время
появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться
в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только
дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий
взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их
профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации
подрастающего поколения в окружающем мире.
Однако сам ребенок реализовать себя может не всегда. Осознать значимость
труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о
труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь
взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители,
воспитатели, педагоги).
Часто родители, спрашивают: в каком возрасте лучше ориентировать детей на выбор
будущей профессии? Практика работы с дошкольниками показывает, что начинать
раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада. Профессиональная
ориентация, как педагогическая категория означает процесс ознакомления детей с
различными профессиями и видами труда и оказание помощи в выборе своей будущей
профессии в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.
Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать
о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто дети
выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются
династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. Поэтому,
основное направление в работе с детьми дошкольного возраста
ориентировано на: выявление на ранних ступенях развития способностей
детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение
реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников.
Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне
основанием для разработки данного проекта: «Профессии наших родителей».
Разрабатывая проект я руководствовалась основной общеобразовательной
программой дошкольного образовании, опиралась на следующие нормативно-пр авовые
документы:
Конституция Российской Федерации;
Конвенция ООН о правах ребёнка;
Закон РФ "Об образовании",
Федерально-государственный образовательный стандарт"(Приказ
№1155 от 17 октября 2013год.)
Высокую значимость трудового воспитания в становлении личности
отмечало большинство выдающихся педагогов прошлого, как западных (Я.
А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и др.), так и отечественных (П.
П. Блонский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский К. Д. Ушинский, С. Т.
Шацкий и др.).
Современные ученые-педагоги исследовали различные стороны трудового
воспитания. Теория и практика трудового обучения и воспитания
основывается на трудах П. Р. Атутова, Ю. К. Бабанского, М. И. Махмутова, В.А. Полякова,
Н. Н. Чистякова, Ю. Л. Холтунцева и др. Развивающие
возможности труда рассмотрены в работах И. Ф. Иващенко, М. И. Смирнова,
И. Д. Чернышенко и др. Психологическая подготовка к труду исследовалась
Б. Г. Ананьевым, И. Ф. Иващенко, Н. Д. Левитовым, Э. А. Фарапоновой и др.
Содержание, средства трудового воспитания изучались А. Я. Журкиной, И. И.Зарецкой, В.
В. Сериковым и др. О необходимости мотивации детского труда писали Л. И Божович, Т.
В. Драгунова, А. Г. Ковалев, И. С. Кон, Н. С. Лейтес, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн,
Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин, Н. И. Юдашин и др.
Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость
приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда,
замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся
приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют
активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них
формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.
Особое значение Н. К. Крупская придавала объединению детей в труде,
указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, — это зачатки
коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы
ребенка».
Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей,
особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой.
Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем
окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них
представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на
конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную
значимость. Воспитатель рассказывает детям, каким должен быть
трудолюбивый человек (он трудится старательно, доводит работу до конца),
что значит хорошо трудиться, заботиться об окружающих, читает им
произведения о труде, в которых ярко, эмоционально раскрывается его
значение и красота. Формируя у детей уважение к трудящемуся человеку,
желание быть похожим на него, педагог воспитывает у них бережное
отношение к результатам труда.
Организация работы строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны и
реализуются в единстве:
Цель проекта: расширить и обогатить знания детей о многообразии
профессий взрослых, используя для этого разные формы работы.
Задачи проекта:
для детей (расширять у детей представления о разнообразии
профессий на основе ситуативно-имитационного моделирования,
представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия,
результат); сформировать отчетливые представления о роли современной
техники в трудовой деятельности человека; познакомить с историей создания
механизмов, облегчающих труд человека; расширить представления об
эволюции предметов, изменении профессии в связи с этим.).
для педагогов (Обеспечить психологическое благополучие и здоровье
детей; развивать коммуникативные навыки; развивать связную речь;
активизировать и актуализировать словарь; сформировать познавательный
интерес к профессиям, востребованным в нашем поселке; создавать игровую
мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;
развивать игровую деятельность детей, формировать навыки сотрудничества,
взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности).
для родителей (обеспечить психологический комфорт детей и
родителей; приобщить родителей к совместной трудовой и проектной деятельности в
детском саду и дома).
для социальных партнёров: (привлечь работников детского сада и
работников других организаций нашего поселка к взаимодействию с детьми, закрепление
представлений о необходимости и значении труда взрослых людей, расширение и
уточнение представлений о профессиях людей, работающих в нашем поселке).
Вид проекта: исследовательский, информационный, творческий, групповой,
долгосрочный.
При подготовке проекта были учтены возможные риски
Риски
Минимизация
Отказ ребенка от активного
участия в занятии (стеснение,
отсутствие доводов, отсутствие
подготовленного материала…)
Таким детям нужно позволить
быть слушателями, не
принуждать к высказыванию.
Как показывает опыт, в
дальнейшем такие дети могут
стать наиболее активными
участниками образовательного
процесса.
Возможны осуждения и насмешки
над недостатками в речи.
Для разрешения ситуации
проводятся беседы с детьми и
индивидуальная работа.
Негативный опыт
превращается в стимул для
дальнейшего развития. Для
каждого ребенка применяются
разные методы разрешения
ситуации.
Возможно, не желание родителей
принимать участие в совместном
творчестве с ребенком и
деятельности по проекту.
Занятия выстраиваются так,
чтобы такие дети, так же имели
возможности для активного
участие в совместной
деятельности. Занятия и работа
по ознакомлению детей с
профессиями предполагает
участие детей, не требующее
подготовки.
Проект состоял из трех этапов, на которых решались определенные задачи через
различные виды деятельности.
Формы реализации проекта
Эффективной формой работы с детьми является использование
информационно – коммуникационных технологий – компьютерных программ с
познавательными заданиями и проблемными ситуациями, видеофильмы.
Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных
профессиях имеет огромное значение, так как информационно -
коммуникативные средства – это то, что требует современная модель
обучения на современном этапе образования.
Составлен план сотрудничества с семьей по направлениям:
Информационно-аналитическое (выявление интересов, потребностей,
запросов родителей).
Познавательное (ознакомление с психологическими, возрастными
особенностями детей).
Наглядно-информационное.
Досуговое.
Составлен план совместной деятельности с межведомственными
организациями. (КДЦ, Правохеттинского ЛПУ МГ, МОУ «Правохеттинская СОШ»).
Представлен инструментарий для оценивания качества и уровня
образованности детей дошкольного возраста по формированию у детей
дошкольного возраста представления о труде взрослых.
Ресурсы для реализации проекта
1. Создание необходимой материально – технической базы и развивающей
предметной среды (картинный материал, видео материал, магнитофон,
кукольный театр, костюмы).
2. Работа с сотрудниками ДОУ ( учителем-логопедом, совместная работа с
воспитателями).
3. Работа с детьми (СРИ, дидактические игры, заучивание стихотворений
и т.д), закрепление и совершенствование полученных знаний и навыков
в коммуникативной деятельности).
4. Работа с родителями (помощь родителей в подборе того или иного
костюма, рассказ о своей профессии, оформление презентаций, папок-передвижек, газет,
лепбуков).
В ходе реализации проекта значительно пополнилась предметно-развивающая среда
группы.
Это –
- атрибуты к играм, сделанные своими руками, дидактические игры,
- картотека подвижных игр,
- картотека дидактических игр,
- картотека стихотворений и загадок о профессиях,
- картотека пословиц и поговорок о труде,
- подборка художественной литературы по ознакомлению разных профессий,
Теперь мы можем сказать и о результатах реализации проекта.
С воспитанниками:
- у детей сформировано понятие «профессия» – это дело, работа, основной род занятий;
- они знают названия многих профессий, узнают по картинкам, называют трудовые
действия, орудия труда, особенности профессиональной одежды людей разных
профессий;
- знают и называют профессии своих родителей;
- понимают значение труда людей разных профессий;
- значительно расширился и обогатился активный словарь детей за счёт введения новых
слов, связанных с этой темой;
- воспитанники стали более самостоятельны, активны, любознательны;
- с удовольствием рассматривают созданные, тематические альбомы с рисунками,
энциклопедии, книги по теме;
- играют в сюжетно-ролевые, дидактические игры.
Родители, принимающие участие в проектной деятельности:
- стали более открытыми, интересуются делами группы;
- получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду,
но и принять активное участие в жизни группы;
- смогли реализовать свои творческие способности.
В ходе работы над проектом пополнился наш педагогический опыт.
Применение проектной технологии в работе с детьми дает большие возможности для
развития у детей познавательной активности, творчества, самостоятельности. Для
педагогов даёт возможность реализовывать свои замыслы, строить перспективы для
дальнейшей работы.
Вывод: Формирование представлений дошкольников о мире труда и
профессий представляет собой необходимый процесс, которым управляет
педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения.
Формирование представлений о мире труда и профессий у детей
осуществляется путем познания учащимися о трудовой жизни людей, о
разнообразии мира профессий взрослых, и сопровождается формированием
таких качеств личности как трудолюбие, честность, ответственность.
Возрастные особенности дошкольника, которые состоят в эмоциональности,
любознательности, особой восприимчивости, способствуют формированию
представлений о мире труда и профессий.
По окончании реализации проекта «Профессии наших родителей» результаты его
реализации были представлены педагогам МДОУ «Детский сад «Сказка» п.
Правохеттинский, были размещены на интернет сайте ДОУ, участие в интернет
конкурсах с продуктами проекта, имеются дипломы победителей .