Напоминание

Факторы становления аддиктивного поведения.

Автор: Моисеева Надежда Кузьминична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Полярная звезда"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область, ул. Скоростная, 43
Наименование материала: статья
Тема: Факторы становления аддиктивного поведения.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Факторы становления аддиктивного поведения.

Моисеева Надежда Кузьминична,воспитатель

МКУ Социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних "Полярная звезда"(г.Новокузнецк,

Кемеровская обл.)

Проблема зависимого аддиктивного поведения в

современном мире оказалась едва ли не самой

трудноразрешимой из всех стоящих перед

человечеством.Состояние нашего общества отражается

на молодом поколении: дефицит духовности,

неопределенность будущего, отсутствие должного

внимания со стороны родителей, всё это возводит

проблемы детства и молодежи в ранг самых тяжёлых.

Гибнут красивые традиции, манеры, меняются вкусы

далеко не в лучшую сторону. Стремительно меняется

привычная среда и формируется новая обстановка, не

имеющая чётких ориентиров, способствующая развитию

и усилению страхов перед реальностью. Большинство

людей имеют травмирующий опыт зависимости, начиная

от сладостей, желания погрузиться в грохот тяжёлого

рока и заканчивая никотиновой, алкогольной и

наркотической. Аддиктивное поведение - наиболее

разрушительный вид зависимого поведения

Понятие и виды аддиктивного поведения.

Аддиктивное поведение- одна из форм деструктивного

поведения, которая выражается в стремлении к уходу

от реальности путем изменения своего психического

состояния посредством приема некоторых веществ или

постоянной фиксации внимания на определенных

предметах или видах деятельности, что

сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Степень тяжести аддиктивного поведения может быть

различной - от практически нормального поведения до

тяжелых форм зависимости, сопровождающихся

соматической и психической патологиями.

Суть аддиктивного поведения заключается в том, что

стремясь уйти от реальности, люди пытаются

искусственным путем изменить свое психическое

состояние, что дает им иллюзию безопасности,

восстановления равновесия.

Разрушительный характер аддикции проявляется в том,

что в этом процессе устанавливаются эмоциональные

отношения, связи не с другими людьми, а с

неодушевленными предметами или явлениями.

Эмоциональные отношения с

людьми теряют свою

значимость, становятся поверхностными.

Взаимодействие с неодушевленными веществами,

предметами и видами деятельности всегда

предсказуемо, эффект достижения комфорта почти

всегда гарантирован. Неодушевленными предметами

легко манипулировать, поэтому растет уверенность в

способности контролировать ситуацию. Манипулятивный

стиль переносится в сферу межличностных контактов.

Наличие аддиктивного поведения указывает на

нарушение адаптации к изменившимся условиям микро

- и макросреды.

Типы аддиктивного поведения

- алкоголизм, наркомания, токсикомания,

табакокурение (химическая аддикция);

- азартные игры, компьютерная аддикция;

сексуальная аддикция;

- нарушение пищевого поведения;

- полное погружение в какой-то вид деятельности с

игнорированием жизненно важных обязанностей и

проблем и д.р.

Аддикции к еде. О пищевой аддикции речь идет тогда,

когда еда используется не как средство утоления

голода, когда компонент получения удовольствия от

приема пищи, способом отвлечения от чего-то. Таким

образом, с одной стороны происходит уход от

неприятностей, а с другой стороны фиксация на

приятных вкусовых ощущениях.

Азартные игры отличаются характерными признаками:

постоянной вовлеченностью, увеличением

времени,проводимого в ситуации игры; неспособностью

вовремя прекратить игру; физическими

недомоганиями,снижением способности сопротивляться

роковому пристрастию. Наряду с этим может

происходить злоупотребление алкоголем,

наркотическими веществами, в целях стимуляции

активности и обострения ощущений.

Сексуальное аддиктивное поведение характеризуется

сверхценным отношением к сексу, восприятием лиц, к

которым возникают сексуальные влечения, не как

личностей,а как сексуальных объектов. Формы

проявления различны: донжуанизм (стремление как

можно с большим числом), привязанность к

порнопродукции и различные виды извращения.

Для человека и общества не все эти виды

аддиктивного поведения равнозначны по последствиям.

Роль семьи в формировании аддиктивного

поведения

Основным источником аддиктивного поведения

подростков является семья. Корни аддиктивных

механизмов, к какой бы форме аддикции они не

приводили, находятся в детстве, в особенностях

воспитания. Дома, в родительской среде ребенок

учится языку межличностных контактов и

эмоциональных отношений. Если ребенок не находит у

родителей поддержки,эмоционального тепла,

испытывает чувство психологической незащищенности,

то это чувство незащищенности, недоверия

переносится на большой окружающей его мир, на

людей, с которыми ему приходится встречаться в

жизни, что и заставляет его искать комфортного

состояния посредством приема веществ, фиксации на

определенных активностях и предметах. Диагностика и

лечение аддикций вне семейного окружения

неэффективны и бессмысленны. При этом верно и

обратное – наличие аддиктивной личности в семье

(неважно,ребёнка или взрослого) вызывает

постепенную её деградацию и переход в деструктивную

категорию.

Для деструктивных семей характерны:

Особые способы самовыражения, основанные на

компенсации своих отрицательных эмоций на членах

семьи или самоутверждение за их счёт.

Специфические способы решения проблем, возникающих

в процессе жизнедеятельности и общения.

Обязательно наличие зависимостей и созависимостей,

при которых любые проблемы,болезни, напряжение

приводят к разрушению хрупкого равновесия в

отношениях членов семьи.

Установлена взаимосвязь наличия зависимостей или

созависимости у родителей и аддиктивного поведения

у их детей. Эта связь может проявляться даже через

поколение, приводя к развитию зависимостей у внуков

людей с алкоголизмом или наркоманией. У многих

людей с зависимостями они развились как последствия

созависимости у них или их родителей.

Формированию почвы для развития аддиктивного

поведения подростков способствуют следующие типы

дисфункциональных семей:

Неполная семья.

Аморальная семья, для которой характерны

алкоголизация, сексуальная распущенность или

насилие.

Криминогенная семья, члены которой имеют судимости

или связаны с криминальным миром.

Псевдоблагополучные семьи, которые не имеют видимых

дефектов в структуре и зависимостей, однако в такой

семье используются неприемлемые способы воспитания.

Проблемные семьи, в которых происходят постоянные

конфликты.

Семейные проблемы становятся особенно явными по

достижении ребёнком подросткового возраста.

Требования и правила, установленные родителями,

вызывают протест и стремление уйти из-под опеки.

Обретение самостоятельности, избавление от контроля

родителей являются одними из ведущих целей

подростков. Психология аддиктивного поведения

утверждает, что в процессе «бегства» из семьи место

родителей занимает группа

авторитетных сверстников. Эта группа становится

новым источником жизненных правил, норм поведения,

нравственных ориентиров и жизненных целей.

Профилактические меры.

Профилактика аддиктивного поведения будет тем более

эффективной, чем раньше ее начать. Раннее

предупреждение развития аддикции включает в себя,

прежде всего, диагностический этап, который должен

проводиться в образовательных учреждениях с целью

выявления детей со склонностью к аддиктивному

поведению. Также первичная профилактика

подразумевает предупреждение вовлечения детей и

подростков в любые формы зависимостей. Сюда также

относится и информирование о возможных последствиях

зависимостей методах борьбы со стрессом и

технологиях общения. Специалисты отмечают важность

для современного общества популяризации иных видов

досуга, например, спортивных секций.

Следующий этап реабилитации-коррекционный,

направлен на исправление уже имеющихся вредных

привычек и зависимостей. Этой задачей должен

заниматься квалифицированный психолог. При этом

профилактические занятия могут быть как

индивидуальными, так и групповыми. В качестве

групповых техник особенно эффективны тренинги

личностного роста, предполагающие коррекцию

отдельных особенностей личности и поведения.

Литература:

1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция

отклоняющегося поведения школьников.-Изд-во

"Магистр", 1997.-96с.

2. Вайнер Э.Н. Профилактика вредных привычек у

подростков., общ. ред.сер. Н.В. Семина.-М.:Чистые

пруды,2010.

3. Верной Джонсон. Как заставить наркомана или

алкоголика лечиться.-М.,2000.-128с.

4. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его

профилактика.-М.: Изд-во Моск. псих.-соц.ин-

та,Воронеж: НПО МОДЕК,2002.

5. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и

наркоманию у подростков.-М.: Издательский центр

"Академия",1999.-144с.

6. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия

адиктивного поведения у подростков.-М.:

Фолиум,1996.-70с.

7. Короленко Ц.П. Работоголизм-респектабельная

форма аддиктивного поведения.//Обозр. психиат. и

мед. психол..-1993.-№4.

8. Назарова Е.Н. Основы здорового образа жизни:

учебник для студ. высш.проф. образования/Е.Н.

Назарова, Ю.Д. Жилов.-3-е изд.,испр.-М.:Академия,

2013.-256с.