Напоминание

Сольфеджио - это легко и интересно!

Автор: Бехтерева Галина Борисовна
Должность: концертмейстер, педагог по сольфеджио
Учебное заведение: МОАУ ДО ДДТ "Вдохновение", Школа хорового и эстрадного пения
Населённый пункт: Киров
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сольфеджио - это легко и интересно!







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Сольфеджио – это легко и интересно!

Наши истинные учителя – опыт и чувство

.

Жан Жак Руссо

Учитель

-

человек, который может делать трудные вещи легкими

.

Ральф Уолдо Эмерсон

Нас сбивает с пути то, что мы упрямо держимся стародавних

мнений и с трудом отрываемся от них

.

Франческо Петрарка

Нет ничего в уме, чего бы не было раньше в ощущениях

.

Джон Локк

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою

мысль, а для того, чтобы будить чужую.

Василий Ключевский

Чем важнее и серьезнее предмет, тем веселее нужно рассуждать

о нем

.

Генрих Гейне

«Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»

Григорий Горин

«Три кита» успеха

Человечество – в большинстве своем – делится на две части: на тех, кто

не любит сольфеджио, и на тех, кто… не знает, что это такое. Увы, многие

из нас, музыкантов, не раз слышали такие высказывания про этот предмет:

«неинтересно», «скучно», а чаще всего – «трудно».

Меня всегда это удивляло… Быть может, потому, что в силу природных

данных особо трудно никогда не было. А быть может потому, что из четырех

преподавателей сольфеджио, встретившихся на моем образовательном

пути, двое были неординарными, творческими личностями, и нередко рамки

обычного урока расширялись до неведомых и порой даже экстремальных

границ…

Я убеждена, что любое дело, если к нему подойти творчески, перестает

быть скучным. И вот - услышав своё имя - всплывает на поверхность

первый из трёх моих «китов».

Творческий подход - главный принцип, который можно и нужно применять

в преподавании музыкальных дисциплин, и сольфеджио – в первую очередь.

Почему? Да потому что нет более многогранного и более многослойного

предмета, чем сольфеджио. Как раз поэтому трудным сделать его очень

легко – для этого особо и стараться не надо… Гораздо труднее сделать его

лёгким

.

Об этот мы и поговорим.

Итак, в чем же его уникальность?

Все виды музыкального слуха, координация, чувство ритма, устный

счёт, логическое и образное мышление, практически все виды памяти,

чистота интонирования, способность к индивидуальному и коллективному

творчеству – всё это развивается на уроках сольфеджио.

Как же это может быть неинтересно?!

А вот так, наверное:

Приходит группа 7, 8, 9 - летних потенциальных «гениев» на занятие…

- Сегодня мы изучаем… Пишем тему урока… А где тетрадь?

..

- Кто не сделал домашнее задание?.. Почему?..

- Построим гамму Ми-мажор… Сколько там знаков? На какой линеечке

нужно писать первый знак? Неправильно…. Кто выйдет и правильно

напишет этот знак?...........

...................................................................................

А диктанты… С каким стоном большинство детей встречают это задание!

И какими бездарными созданиями чувствует себя это большинство после

проверки диктанта и «страшной» оценки в дневнике…

Увы, всё это в той или иной мере существует в наших ДМШ. ДХШ, ДШИ

и пр… И абсолютно правы те ученики, которые после подобных уроков

начинают потихоньку ненавидеть это «заумное» и «нудное» сольфеджио.

Конечно, ТАК тоже можно чему-то научить. Но преподавать предмет

и знать, что он нелюбим…

Если начинающий преподаватель сольфеджио читает эти строки, то мой

первый совет – полюбите свой предмет так, чтобы заразить этой любовью

всех вокруг

.

Без этих энергетических «флюидов», идущих от вас, все

советы и подсказки извне вам вряд ли пригодятся

.

Второй «кит», на котором строится успешная работа педагога – это

смелость и уверенность в своих силах

.

Иначе говоря – авторский подход.

Сольфеджио находится на грани точной науки и интуитивной сферы, это

дает массу возможностей для экспериментирования и широкий простор для

поисков решений. Поэтому не стоит на все 100 % следовать по проторенным

дорогам, запрограммированным методистами-теоретиками 50 и более лет

назад. Дети чувствуют рутину как никто.

Преподаватели-стажисты, поставьте себя на место современного ребенка,

человека 21–го века. И вы сразу поймете, что если заставить его писать

полстраницы один и тот же скрипичный ключ, сольфеджио точно не станет

его любимым предметом. Интерес – ведь он поначалу есть у всех детей

.

Но этот интерес - как огонь в очаге – нужно всё время поддерживать.

Давайте посмотрим вокруг: что любят современные дети? Да всё что

угодно, но чтобы было - разнообразно, ярко, быстро. Последнее качество,

на первый взгляд неважное, я считаю очень важным. Медленный урок –

скучный урок. Даже если он идеален с методической точки зрения.

Термины «компьютерное сознание» и «клиповое мышление», хоть и

имеют негативный оттенок, но нам, взрослым, придется считаться с ними

и даже в чем-то менять себя, если мы хотим быть в хорошем контакте

с детьми 21-го века.

Третий «кит» - ориентация на сильного ученика.

Этот тезис может вызвать возражения. Но тем не менее я считаю так:

пусть лучше слабый ученик пропустит что-то мимо своей головы, чем

заскучает сильный. Схема такова: нетрудное задание – справляются все,

задание потруднее - справляется половина – «разбор полетов»,

разъяснение, помощь… А теперь вопрос для умников – кто догадается?

кто выполнит? Самый-самый «знайка» (а может

,

и не один) отвечает.

Радость победы… Но остальные дети тоже «в теме», они тоже пытались

найти решение. И увидели, что их товарищ, их ровесник смог – значит,

ничего невозможного здесь нет.

Соревновательный дух, как и элементы игры, всегда работают «ЗА»

и никогда «ПРОТИВ». Не нужно бояться, что у проигравших появится

комплекс неполноценности, ибо 100%-но бездарных детей нет. Кто-то

слухач, но лентяй, кто-то «всезнайка», но с «кривой» интонацией, кто-то

любой аккорд построит, но не простучит простейшего ритма. Этим и

ценно сольфеджио – это как огромный спортивный зал, где у каждого

есть свои любимые и… не очень любимые тренажеры.

Если сравнивать сольфеджио со школьными предметами, то - по моему

убеждению – оно должно больше походить на физкультуру, чем, скажем,

на урок русского (или иностранного) языка. В спорте как – Дальше! Выше!

Быстрее!.. В целом, это нам годится. Но давайте еще добавим к этому –

Вдумчивей! Аккуратнее! Точнее! – потому что своей конечной целью мы

всё же ставим и рекорды и награды, а воспитание Музыканта.

От общих рассуждений пора переходить к конкретным примерам….

Сейчас я назову

7 «золотых» правил

, которые выработались

у меня за более чем 30-летнюю практику преподавания сольфеджио –

сначала в хоровой студии, потом – в детской музыкальной школе,

сейчас

-

в школе хорового и эстрадного пения. Никого не хочу убедить

в их незыблемости и обязательности, но жизнь показала, что с ними

предмет сольфеджио может стать и интересным, и легким

.

Правило 1. Не задавать домашние задания. Особенно – в больших группах

.

- проверка домашнего задания крадет то благодатное время начала

урока, когда внимание и восприятие наилучшие;

- несделанное домашнее задание может стать причиной пропуска урока;

- проблемы с выполнением домашнего задания (ведь помощь родителей

почти всегда исключается) психологически «грузят» ребенка и нередко

вынуждают учителя начинать урок с негатива

.

Правило 2. Писать на уроке как можно меньше.

- почти все традиционные письменные формы работы (построение,

правила, диктанты) можно с успехом заменить другими – об этих формах

работы будет сказано отдельно.

- когда ребенок пишет, особенно младше

-

классник, он «деревенеет» -

не видит, не слышит, не чувствует, так как он ещё ПЛОХО пишет и весь

поглощен каллиграфией и подсчетом нотных линеек.

- по-моему, умение быстро и красиво писать ключи- ноты-знаки не очень

нужно (если не сказать - вообще не нужно) пианисту, певцу, артисту… Во

всяком случае, у юных музыкантов есть гораздо более полезные и более

интересные задачи.

Правило 3. Чередовать на занятии как можно больше форм работы.

Не бояться интенсивных нагрузок, не давать никому скучать.

- умственные нагрузки разряжать физическими;

- чаще привлекать к работе на уроке тело – ноги, руки, особенно пальцы;

- избегать застоя и монотонности в ходе урока.

Правило 4. Наглядных пособий много не бывает

.

- яркие, аккуратные, со вкусом сделанные наглядные пособия – половина

вашего успеха;

- часть пособий должна быть у учеников в собственности (подробнее о

наглядных пособиях будет сказано ниже)

.

Правило 5* (пометим этот пункт * как дискуссионный)

.

Не ставить оценок

.

Если у вашего руководства нет стойкой привязанности к оценкам

,

и вам

удастся освободить себя от этого «бремени», то вы сразу ощутите все плюсы

преподавания без оценок. Если это никак невозможно, есть компромиссный

вариант: ставить оценки только за четверть и за год. Лично я – если дети не

спрашивают – даже не озвучиваю им их оценки. Ибо не для оценок мы учим

и учимся. Что оценивать? Пожалуй, только рвение и желание учиться.

Оценивать же публично, кому сколько отпущено «божьего дара» - это

даже как-то неэтично.

Правило 6. Назову этот пункт - Взгляд из космоса.

Посмотрите сами и покажите своим ученикам, что сольфеджио – это

не темная кабинетная наука, доступная только зубрилкам и слухачам,

а целостный, живой и гармоничный мир. Более того – это часть нашего

огромного «космического» мира… Ищите связи, параллели, ассоциации -

и вы увидите, как их много.

- Кварта. Почему именно 4? Где еще в нашей жизни есть это «4» с корнем

«кварт»? Конечно, квартира! 4 стены!.. А еще? Квадрат (почти «кварт»!) – это

тоже 4 стороны, 4 угла… А кто знает, как называется четвертая часть года?

Да это же кварт-ал!..

Теперь будьте уверены – каждый в группе запомнит, сколько ступеней

в кварте и сколько участников в квартете.

- Почему сильные доли всегда чередуются со слабыми? Да так устроен

весь наш мир! Мяч упал вниз и тут же отлетел вверх… Приведите свои

примеры. Прилив и отлив? Правильно! Вдох и выдох? Отлично! Без этого

чередования нет жизни на земле. А музыка – это же часть жизни… И

она не может существовать без чередования сильных и слабых долей,

так как это - её дыхание…

Страшное слово «субдоминанта» перестанет пугать, если рассказать про

тропики и СУБтропики. И какой-нибудь «знайка» обязательно вспомнит про

субмарину, и все удивятся, узнав попутно, что марина – это море… И что

означает эта редкая приставка «суб»…

Почему? Откуда? Зачем? – провоцируйте детей на эти вопросы и будьте

готовы ответить на них. Чем больше «перегородок» вы сломаете в их

сознании, в их представлении о сольфеджио, тем меньше они будут

бояться его «закоулков» и «глубин»

.

Немало тем в программе сольфеджио дает простор для таких фантазий.

Ну

,

разве не похож музыкальный лад на систему планет? Те же законы

гравитации… А в ладу 4 пары ступеней, и в каждой паре неустойчивая

«липнет» к устойчивой – как два братца, где сильный опекает слабого,

и тот от него ни на шаг…

- А на что похожа «болгарская столбица»? На большой термометр!

А еще? Давайте представим, что это 8- этажный дом. Погуляем по его

этажам? (поем ступени). А если заглянуть туда? (II верхняя ступень).

Там чердак! А что тогда там? (VII нижняя ступень). Конечно, подвальчик!

Эти «чердачки» и «подвальчики» дети помнят много лет и почти

никогда потом не ошибаются, когда определяют их на слух.

- Сегодня жители сразу трех этажей (I, III и V) отмечают праздник, и их

соседи пошли к ним в гости. Давайте споем – кто к кому пошел в гости?

– так мы осваиваем разрешения неустойчивых ступеней в устойчивые.

Повторю: практически из любой темы урока можно сделать «историю».

Конечно, это относится прежде всего к работе в младших классах. Но

спросите у старшеклассников: чем похожи музыка и океан?

(рельеф дна,

толща воды с течениями и волна на поверхности – бас, гармония и мелодия)

Пусть поломают голову…

Правило 7. Позитив и юмор. Вера в успех и щедрая похвала за успех.

Важно поддерживать высокую самооценку в каждом, кто пришел на

ваш урок. Следует помнить, что, в отличие от общеобразовательной

школы, на музыкальные занятия дети ходят по желанию. Во всяком

случае, так должно быть.

Заметки на полях: Из всей группы учеников либо никто, либо

единицы станут продолжать музыкальное

образование. К ним в выпускном классе

нужно будет проявить особое внимание

и подтянуть, если это необходимо, все

слабые места. Но в своей статье я веду

речь не об этом «особом» случае, а о тех

десятках и сотнях детей, кто пришел в

музыкальные, хоровые школы и студии

для общего развития, для самореализации,

для возможности выступать на сцене,

для общения…

Пусть же предмет сольфеджио

будет для них добрым другом, верным

спутником, интересным собеседником,

а не «камнем преткновения».

Наглядные пособия - декорации урока

1.

«Болгарская столбица» - это поистине гениальное изобретение,

которому в недалеком будущем исполнится уже 100 лет… Большая,

яркая, грамотно сделанная - это ваша «правая рука» в работе. На

этом пособии зашифровано множество тем:

- мажор и минор в сравнении (я имею ввиду двустороннюю

столбицу – с изображением обоих ладов)

- тоны и полутоны

- устойчивые и неустойчивые ступени

- разрешения неустойчивых ступеней

- вводные ступени

- главные ступени

- виды минора/мажора

- трезвучия главных ступеней

- обращения трезвучий главных ступеней

Последние две темы потребовали некоторого дополнительного

оформления (цветные кружочки из самоклеящейся пленки, цвет

которых соответствуют нашим гармоническим карточкам – синий,

зеленый, красный)

.

При регулярной работе по «болгарской столбице» развивается

ладовый слух, без которого невозможно чистое интонирование.

Пропевание ступеней по «болгарской столбице» за педагогом или

самостоятельно (следуя за указкой) не только капитально «чистит

уши», но и налаживает те ценнейшие связи (зрение – мозг – слух –

голосовой аппарат), которые юного музыканта делают грамотным,

а его пение – осознанным.

2.

Картонная клавиатура

Фортепианные клавиши в натуральную величину (с певческим

диапазоном

-

от «соль» малой октавы до «ми-фа» второй октавы).

Клавиши нужно заламинировать в прозрачный полиэтилен, так как

они рассчитаны на весь курс обучения. Обычно их делают родители.

Это пособие – «правая рука» ваших учеников, оно облегчают им

как понимание теоретического материала, так и выполнение очень

многих практических задач: тоны-полутоны, гаммы, знаки альтерации,

построение интервалов и аккордов, обращения, устные диктанты…

Для забывчивых или очень занятых – прибежавших с соревнований

и олимпиад - учеников несколько запасных клавиатур всегда есть

в кабинете («подарки» от выпускников)

.

3.

Конверт с карточками (теория)

Это исключительно мое изобретение. Оно хорошо тем, что

в значительной степени заменяет собой всю детскую «писанину»,

а также исключает разброс теоретического материала по разным

тетрадям, листочкам, страничкам… Короче говоря, всё уложено

по полочкам, и всё всегда под рукой.

Еще плюс - ученики, пропустившие по каким-то причинам урок

с новым материалом, не должны его искать и переписывать…

Каждая карточка – это концентрированный микро-учебник на

заданную тему. Внешне она представляет собой продольную

половинку листа А4, согнутую пополам. Слева – название темы

и 5-6 вопросов по ней, справа – ответы. Таким образом, ответы

можно скрыть от глаз (например, при опросе), а можно открыть.

Карточки набираю как текстовый документ, распечатываю на листах

А4 (для каждой темы свой цвет фона), разрезаю, сгибаю. Дети

складывают их в обычный конверт и носят с собой на занятия.

Весь теоретический материал вполне можно разбить на 15-18

тем, например - «Гамма», «Лад», «Обращение интервалов» и т. д.

Просмотреть и повторить карточки в конце четверти, перед устным

зачетом – единственное домашнее задание, которое я даю.

Важно при составлении карточек выбирать самую суть и идти от

простого к сложному (последний пункт иногда помечаю - «вопрос

для умников»). Задача такого микро-учебника – чтобы ребенок

представил себе в уме и понял СХЕМУ, а кое-что заучил наизусть.

Остальное потом «нарастет» на практических занятиях.

4.

Карточки для гармонического анализа

Это картонные прямоугольники, с лицевой стороны покрытые цветной

самоклеящейся пленкой. (Раньше, когда такой пленки не было, приходилось

оклеивать картон цветной бумагой или красить гуашью). Тоника – синий

цвет, доминанта – красный и т. д.

Заметки на полях: Сложный для понимания и построения

ум. вв. септаккорд DD дети слышат

даже лучше, чем обычные Т, S и D

..

.

Поэтому уже в младших классах можно

смело включать его в гармонические

последовательности. (DD – оранжевый

цвет – как дважды-яркий)

.

5.

Ритмические карточки - на разные размеры

.

Тут нет предела фантазии. Чем старше группа, тем сложнее ритмы.

Непременное условие – стучать ритмические последовательности

обеими руками: левая – метр (ладонью), правая – ритм (нерабочим

концом ручки или карандаша).

Если проявить усердие или привлечь копировальную технику,

можно сделать очень много карточек, чтобы выдавать их хотя бы

один комплект на двоих и выкладывать на столе ритмические

диктанты.

6.

Карточки-модули

Для более успешного усвоения темы «Обращения трезвучия» я

сделала карточки из 2-х колод игральных карт (рубашкой вверх).

Карта целиком – кварта. Слегка урезанная карта из другой колоды

(другого цвета) – большая терция. Еще более короткая карта того же

цвета – малая терция. Пока ученики не научились вместе с устным

ответом выкладывать на столе макеты секст- и квартсекстаккордов,

путаница с терциями мешала идти вперед.

Это же пособие (но без кварт) помогает разобраться в строении

всех видов трезвучия

.

7.

«Живые» пособия, или проще говоря – руки.

Варианты применения:

-

одна рука (кисть горизонтальна, пальцы разомкнуты) – нотный стан

,

вторая – «пишет» на нем «ноты», можно показать таким образом

интервалы и даже аккорды…

-

определение музыкального размера на слух: сильные доли стучим

ладонями об стол, слабые – хлопаем в ладоши;

- при определении на слух интервала идеальным вариантом ответа

считаю поднятие нужного количества пальцев (секунда – 2,

квинт а - 5 и т. п.)

,

так как попутно повторяется количественный

состав интервала, а главное - отвечает вся группа, а не только

слухачи-выскочки.

Интервалы, имеющие лад, показываем по-разному: минор –

пальцы смотрят вниз, мажор – вверх

.

Гаммы показываем тоже «на пальцах»:

-

мажор – «жест восторга», большой палец одной руки

-

минор - пальцы собраны в щепотку - «капелька»

- гармонический минор – буква «Г» из большого и указательного

пальцев

- мелодический минор – буква «М»

- гармонический мажор - большой палец одной руки + буква «Г»

на другой руке

- целотонная гамма – ладонь с растопыренными пальцами

- хроматическая гамма – руки «здороваются», пальцы тесно

сплетены.

Заметки на полях: Хроматическую и целотонную гаммы

дети слышат уже в 5-6 лет. Не

говоря названия гамм и не вдаваясь

в подробности их устройства,

объяснить их характер и отличие

от других гамм совсем несложно.

Названия для этих гамм дети сами

придумывают (например, последний

по времени вариант у нас был -

«Змейка» и «Клякса»)

Направления гамм показываем с помощью направления пальцев

– вверх или вниз.

Дети постарше любят сами придумывать условные обозначения.

Но символы для квартсекстаккордов, септаккордов и пр. уж слишком

условны, мудрены и вовсе необязательны.

Преимущества интерактивного слухового анализа бесспорны:

Это:

- 100%-ное участие группы в процессе;

- попутное «немое» повторение теории;

- активизация ассоциативного и образного мышления;

- развитие реакции, координации, мелкой моторики.

Добавьте к этому здоровый дух соревнования и при этом

относительную тишину в кабинете…

«Классические» построения гамм, интервалов и аккордов в тетради

мы делаем нечасто, особенно в младших классах. Так как у

малышей ошибки неизбежны, и надо ценное время урока тратить

на поиски и исправления этих ошибок.

Мы строим часто, быстро и довольно много - но на картонных

клавишах. При этом педагог видит все ответы фронтально, и ошибки,

если возникают, исправляются мгновенно.

Перечисленные наглядные пособия я считаю обязательными для

полноценного усвоения материала. Полноценного – не только в

смысле объема, но и в смысле увлекательности, образности и - как

следствие – эффективности. Самый ленивый и самый слабый ученик

начинает работать в таких условиях, так как ему просто некуда деться

.

Список наглядных пособий может быть еще больше. ВременнЫе

и тем более материальные затраты на их изготовление – ничто по

сравнению с теми благами, которые они приносят. С ними легко,

с ними интересно, с ними весело преподавать и изучать сольфеджио.

Я владею компьютерной нотной программой и могу позволить

себе практически любое наглядное пособие в формате А4. Так, я

напечатала и разложила в файловую папку такие картинки – тоже,

естественно, на цветной бумаге и в очень крупном масштабе:

- порядок диезов/бемолей при ключе;

-

параллельные гаммы;

- виды музыкальных длительностей и соответствующих им пауз;

- виды синкоп (и вообще, всех тех ритмов, с которыми знакомимся);

- картинки с фантазийным нотным текстом «Найди и расшифруй

32 музыкальных термина»

,

причем в 2-х вариантах – для малышей

и для старших.

(Что может быть интересней, чем «найди и расшифруй»?!)

Фантазируйте, ищите новые формы, в том числе - и

в общении с учениками. Вот вы «ученый профессор»

и говорите заумную длинную фразу… А теперь, дети,

замените её одним словом!

..

А теперь вы – неуч,

первый раз в жизни пришедший на сольфеджио, и

спрашиваете у своих учеников: А что это за снеговик?

(трезвучие) А зачем эта черточка?.. А почему здесь

точка стоит справа от кружка, а здесь - сверху?

Аккорды от звука – тема большая и сложная. Но при этом всю её можно

схематично разместить на одной разноцветной карточке-аппликации, где

каждая деталь

,

выверенная до миллиметра, соответствует определенному

интервалу

,

и все 12 аккордов (это без обращений D

7

) просматриваются

,

как на рентгене. Эта карточка позволяет увидеть принцип построения

аккордов, их внутренние пропорции и отличие друг от друга.

В течение года-двух это пособие было перед глазами учеников, и

результат никуда от нас не делся

.

К концу 5-го класса группа - помимо

D

7

и традиционных 3-звучных аккордов - знала и определяла на слух и

малый минорный

,

и большой мажорный, и даже квартаккорд.

Если меня спросят, зачем в 5-м классе большой мажорный и малый

минорный, я отвечу: а затем, что в распеваниях на занятиях вокального

ансамбля и в партитурах некоторых песен эти аккорды уже встречались.

То есть детскими ушами этот материал был уже пройден, на сольфеджио

мы только разобрали – что из чего и как называется. Те, кто еще не уверен

в названиях, так и отвечают – это «РАДУГА»… а это «ЗОВИЁРА»…

Заметки на полях: Я рассматриваю предмет сольфеджио

как работу на результат. А результатом

деятельности нашей школы является

чистое и грамотное детское пение, в

значительной мере – пение многоголосное

.

Поэтому такие «мертвые» темы, как

«характерные интервалы» и некоторые

другие, я не включаю в программу старших

классов. Вместо них намного полезнее

открыть старшеклассникам новые

красоты в гармонии, позаниматься

подбором, сложным многоголосием и пр.

«Тренажеры» для развития практических навыков

Настройка, или Камертон внутри

Каждый урок начинаем одинаково – без помощи педагога поем ноту ЛЯ.

Конечно, у малышей сначала это будет кластер, потом – невнятный аккорд,

потом – интервал… А потом всё чаще – унисон. И к 3-4 классу группа уже

безошибочно поет ЛЯ (без настройки на ф-но). Этот простой «ритуал» не

только развивает абсолютный слух. Он мобилизует внимание и идеально

настраивает на занятие музыкой. Тут же от ноты ЛЯ начинаем строить и

пропевать «цепочки» интервалов, потом аккордов… Урок пошел!

Унисонным ЛЯ хорошо и заканчивать урок.

Заметки на полях: Из опыта «внеклассной работы»

.

Идет ученик по коридору или по улице…

- Здрасьте!.. - Здравствуй… Спой ЛЯ!

Секунду думает, поет… Исправляю или

хвалю. Мирно расходимся….

Старшие вечером сидят в Контакте….

Увижу в полночь кого-нибудь online

,

пишу: - Спой ЛЯ. Отвечает – Ля-я-я-я…

И – смайлик. Я развлекаюсь дальше:

- Неправильно! Разве не слышишь

,

что

низко? Пишет: - Ля-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я!!!

И уже – куча смайликов. - Вот теперь

правильно. Иди спать!

Слуховой анализ, или Чем труднее, тем веселее

Научились отгадывать интервалы? А теперь усложняем задачу:

- Внимание! Играю интервал отрывисто, очень коротко…

- А теперь играю интервал не в 1-й октаве…

- А теперь угадываем интервал с голоса…

- А теперь каждый загадывает и поет свой интервал…

- А теперь супер-задание! Играю интервал, а вы показываете ( на

(пальцах) его обращение…

Какая интенсивная работа начинается в голове! Не каждый взрослый

музыкант быстро сообразит такой ответ

.

- Отгадываем гаммы уже неплохо. Молодцы! А теперь внимание – вверх

одна гамма, а вниз другая…

Не сразу, но и это отработали.

- А теперь давайте попробуем 3 гаммы подряд!

Кто-то смог, кто-то нет

.

- А если четыре? Нет, четыре не будем. Четыре и я не смогу…

-

Лучше сделаем так. Я сегодня буду играть гаммы не от тоники. (???)

На самом деле это не так страшно, как кажется. Играю 8 звуков, но не

от 1-й, а от любой другой ступени, вверх и вниз. На VI ступени мажора

с радостью узнаем параллельный минор…

Естественно, будет легче, если у всех гамм при этом будет одна

тональность - в этом случае тоника «зацепится» внутренним слухом.

Позже, когда навык наработается, тональности можно менять.

Пение интервалов и аккордов, или Микро

-

песенки

Для более быстрого усвоения интервалов в младших классах мы поем

микро-песенки. Например – «Э-то квин

-

та» (на слог «квин» поем вершину

интервала). И так - все интервалы - фразочка на одном звуке с одной

вершиной, всегда приходящейся на ударный слог названия интервала.

Аналогичные попевки есть для тонов и полутонов:

«Э – то - тон» (до-ре-до)

«Э – то – по – лу - тон» (до-до-реb- реb

-

до)

Гармонизуем соответственно доминантой и трезвучием II низкой ступени.

Таким же образом - вниз. Например:

(до – сиb – до)

(до – до – си – си – до)

Гармонизуем нисходящий звук: тон – трезвучием VII (в мажоре - низкой)

ступени; полутон - доминантой.

Про тон поем четвертями, про полутон – восьмыми.

Такие же микро-песенки очень облегчают в 3-м классе (и старше)

интонирование аккордов. Пример: «Кварт-секст-ак-корд ма-жор-ный»,

ноты соответственно: до – до – до – фа – фа – ля – ля (удобнее петь в

вальсовом ритме - четвертями, при этом 4-я и 6-я ноты - половинные).

Если поем аккорд минорный – то наверху, конечно же, ля-бемоль.

Аналогично поем и секстаккорды, вверх и вниз. Главное – чтобы

ударный слог в словах «ма-жор-ный» и «ми-нор-ный» падал на III

ступень тональности аккорда, «делающую» лад

.

У трезвучий удобнее к III ступени привязывать слог «ма» или «ми».

Упражнение: от заданного звука спеть такой аккорд-песенку в нужном

ладу. Практика показала, что «песенкой» аккорд заучивается намного

быстрее, чем нотами, и это понятно - ведь «текст» у нее всегда один

и тот же, да и про знаки думать не надо…

Для вокально-интонационной работы это очень удобно.

Пение гамм, или «Американские горки»

Можно просто спеть гамму, а можно устроить такой экстремальный

«парад ритмов»

.

Итак, выбрали гамму - лад и вид, знаки не произносим:

- вверх поем четвертными нотами, а вниз – шестнадцатыми…

- а теперь вверх – четвертными с точкой, а вниз – триоли…

- а теперь вверх – синкопы, а вниз – пунктир..

Чтобы не путаться, можно показывать соответствующие ритмические

карточки

.

А можно и память потренировать

...

Поём и при этом все ритмы

стучим об стол обеими руками. Темп не меняем.

И опять в одном задании отрабатывается сразу несколько навыков.

Попробуйте - и вы убедитесь, что трудность задания только усиливает

интерес и желание всё сделать правильно.

Упражнения «Заполнение квинты» и «Регент»

Педагог играет на фортепиано чистые квинты на разной высоте. Задание –

в каждом случае спеть «недостающий» звук, чтобы получилось мажорное

(или минорное) трезвучие. Поем на произвольный слог.

Заметки на полях: В этом упражнении можно пойти

дальше и пробовать «заполнять»

сексту (или «дополнять» кварту) -

для получения квартсекстаккорда

или секстаккорда

.

В принципе

,

это упражнение

применимо для любого аккорда.

«Регент» - эффективное упражнение для развития слуха и для работы

обоих полушарий мозга.

Педагог играет ЛЯ первой октавы, а потом – неизвестное трезвучие

(устойчивое). Задача – отгадать, услышать, вычислить тональность этого

трезвучия. Понятно, что начинать надо с простого: D

-

dur, d

-

moll, A

-

dur,

а

-

moll… Потом – F

-

dur и fis

-

moll… А потом постепенно всё дальше и

дальше от стартового ЛЯ (дальше не пространственно, а по тональному

родству). Здесь уже без логики никак не обойтись. Разумеется, для

«абсолютников» это упражнение – повод расслабиться, но мы же

говорим не о них.

Картонные клавиши на столах – в помощь. Если ошибок много и не все

дети справляются, сядьте сами за парту, пусть кто-то из учеников играет

это задание, а вы отгадываете и при этом рассказываете всем ход своих

рассуждений. И ученикам хорошо, и вы почувствуете себя отличником…

Вспомните детство…

Чтение партитур, или От дуэта к квартету

Строим на доске (и в тетрадях, если время позволяет) последовательность

аккордов в тональности. Слушаем, как она звучит. Пропеваем горизонтали -

каждый голос отдельно. Далее группа делится на две части, третий голос

можно петь педагогу, а можно просто играть на ф-но. Меняемся ролями…

Следующий этап: группа поет самостоятельно в три голоса

.

Если трудно, помогаем гармонической поддержкой.

Следующий этап – строим аккорды 4-х - звучные (в 3-звучных аккордах

удваиваем один голос по правилам голосоведения), группа поет в три

голоса + педагог.

Далее – группа поет самостоятельно в 4 голоса, с поддержкой и без.

Конечно, все эти этапы охватывают по времени не один урок, а очень

длительный срок…. Как правило, это несколько лет.

В идеале мы должны придти к такому результату, при котором ученики

квартетом поют без сопровождения четырехголосную партитуру.

Для более стройного звучания можно петь аккорды не нотами, а на один

общий произвольный слог. Или на «а-а-а»… Или даже придумать слова…

Следующий, самый большой, раздел своей работы, я хочу посвятить

технике написания музыкального диктанта.

Музыкальный диктант в карнавале масок

Не секрет, что природной способностью писать диктанты обладает очень

малый процент учеников. Часто таких «везунчиков» в группе вообще нет.

Именно поэтому писать полноценные мелодические диктанты (даже

несложные) в младших классах вообще не имеет смысла, в средних -

разве что в качестве эксперимента и не на оценку… Даже в старших классах

педагог не вправе требовать от учеников хороших результатов в написании

диктанта, если в течение всех предшествующих лет он не учил их делать

это. А УЧИТЬ писать диктант вовсе не означает ДАВАТЬ писать диктант,

пусть даже на каждом уроке.

Музыкальный диктант – особый вид деятельности, который требует

от человека целого набора способностей – как чисто музыкальных, так

и интеллектуальных. Бесспорно, это самая трудная часть сольфеджио.

Наша задача - сделать эту трудность незаметной для ребенка, а процесс

её преодоления – интересным, разнообразным… и радостным.

Итак:

Гигантскую задачу дробим на множество заданий-алгоритмов

и отрабатываем их регулярно, начиная с подготовительного класса,

в самых разнообразных формах.

Я сейчас работаю с 1-м классом и 5-м . Расскажу об опыте работы

с обеими возрастными группами.

Упражнения для маленьких:

1.

Устные цифровые микро-диктанты

Настраиваемся на тональность, запоминаем тонику.

Договариваемся, что начинаем, например, с V ступени, заканчиваем

всегда на I ступени. Второй звук - отгадываем на слух. Ответ –

цифра (номер ступени)

.

Далее… Третий звук, как всегда, тоника. Отгадываем первые два.

И так постепенно увеличиваем количество неизвестных звуков.

Мелодические ходы – самые простые. Слишком трудно не должно

быть, чтобы у ребенка не появилась та фобия, что витает в умах

повзрослевших «врагов сольфеджио»

.

Такой диктант ученик вполне может сочинить и исполнить сам.

2.

«Повторялки»

Дети поют, повторяя за учителем, простые и удобные мотивчики

из 3-4-5 звуков с устойчивым завершением. Поют цифрами - ибо на

этом этапе нужно заложить в детский слух (и ум) все классические

ладовые тяготения. Это своего рода «кирпичики», из которых потом

будет строиться «здание» мелодий, и эти интонации будут уже

узнаваемы, понятны, а значит - более или менее доступны для

записи.

3.

Загадки-образы

Эта игра насколько полезна, настолько и увлекательна. Всё очень

просто. Играю такие ступени:

(справа от них написаны ответы)

I – I – I – I – I дятел

I – II – I – II – I волна

I – II - III - II – I горка

I – VII – VI – VII – I ямка

I – II – III – IV – V – IV – III – II – I гора

V – IV – III – II – I – II – III – IV – V яма

I – V – I мячик

I – V – I

(верхняя)

шарик

I – III – V и V – III – I

зайчик

Выбор ступеней - не принципиален

.

Главное – сохранение рисунка.

Уже к концу 1-го класса можно пробовать соединять по 2 и даже

по 3 элемента. Например: горка – волна – мячик. Как правило, дети

еще и придумывают историю после разгадки: мячик упал с горки

и угодил прямо в лужу…

4.

Простейшие ритмические диктанты

-

устные и письменные

.

Для самых маленьких есть устные слоговые диктанты. Слоги эти

хорошо известны:

четверть – ТА, восьмая – ТИ, шестнадцатые – ТИ-РИ-ТИ-РИ,

половинная – ТА

-

А…, целая – ТА – А – А

-

А…

5.

Короткие гармонические диктанты

Работа с цветными карточками (T, S

,

D

,

DD) – но это только если

группа продвинутая и если у вас много терпения…

Зато такой диктант можно легко превратить в физ. разминку.

Дети стоят и

,

слушая аккорды, «отвечают» своим телом:

Т (тоника) – стоим на месте

.

S – шаг в сторону

.

D – слегка присели

.

DD – присели чуть ниже (чем при D)

.

При этом смену лада можно показывать поднятием (мажор)

или опусканием (минор) вытянутых рук.

В средних и старших классах формы работы почти те же.

Плюс - новые. В приоритете -

1. Устные цифровые диктанты из 7-1

0

звуков (как правило, они рассчитаны

на 2-3 проигрывания). Повторю: цифровые – это значит

,

что нужно мыслить

и отвечать номерами ступеней.

2. Запись нотами хорошо знакомой мелодии (не играю её ни разу)

.

Пишут по памяти, пропевая и «подбирая» мелодию на картонных

клавишах. В чём тут секрет? А в том, что знакомая мелодия не может

вызвать ни страха, ни тоски, никаких других негативных чувств. Нужные

же нам навыки она вырабатывает не хуже, чем любая другая мелодия

.

Если дети в хоре или ансамбле дошли до многоголосия, то можно

замахнуться на двухголосный диктант

.

3. Двухголосный диктант

Для начала можно ограничиться только нижним голосом. Он должен

быть ритмически простым и интервально не близким к мелодии

.

Такой диктант может быть как письменным, так и устным. Если вы

сами будете сочинять его, можно в качестве второго голоса взять что-

нибудь знакомое – фразу из песни или даже разложенный - недавно

пройденный

-

аккорд… Стимул - кто первый расшифрует нижний голос?

4. Ритмические диктанты – устные и письменные

.

Заметки на полях: Нетрудным и длинным диктантам

я предпочитаю трудные и короткие.

А иногда – очень трудные и очень

короткие. На один такт. Навык при

этом нарабатывается, а усталость

и скука придти в класс не успевают.

5. Гармонические диктанты (T, S, D, DD, VI ступень, III ступень, гарм. S

в мажоре, мажорная S в миноре, кадансовый квартсекстаккорд, II низкая)

.

Благо – что выбор самоклеящихся пленок сейчас очень широк!

Выкладывать на столе яркие цветные карточки в пеструю гирлянду

любят и старшие ребята, и малыши. Конечно, ошибок в этом деле

бывает немало… Но тем радостнее для всех правильный ответ!

Важно, чтобы гармонические последовательности, которые вы играете

в качестве диктанта, были составлены грамотно, звучали естественно и

музыкально.

Заметки на полях: Очень полезно приводить на уроке реальные

примеры из жизни. Познакомились с прерванным

оборотом - и тут же можно показать такой

оборот в тех песнях, какие дети поют в хоре

(ансамбле) или слушают по TV или компьютеру.

Чем больше ниточек вы протягиваете от

сольфеджио к другим предметам или другим

сферам жизни ребенка, тем лучше.

Еще пример. Изучили синкопу, постучали…

Как закрепить этот навык и при этом получить

удовольствие? Расскажите детям, что

абсолютное большинство людей стучит под

ритмичную музыку сильные доли. Это хорошо

слышно в концертных залах, когда публика

аплодирует синхронно (исключение – джазовые

концерты с подготовленным слушателем).

Пусть дети на концерте или в театре попробуют

аплодировать наперекор залу – на слабые доли.

Им точно это понравится!

Хлопанье в ладоши равномерных синкоп под силу

6-ти и даже 5-летним малышам. Правда, такие

дети оказываются в трудной ситуации – ведь днем

в детском саду они хлопают сильные доли, а

вечером на наших занятиях – слабые… Зато если

вдруг кто-то из них уже сейчас почувствует и

поймет эту разницу, УРА – это наш человек…

Итак, по теме. После всего сказанного становится очевидным, что

стандартный 8-тактовый мелодический диктант, растянутый на пол-урока,

в группах обычных детей (не абсолютников) принесет больше вреда, чем

пользы. Фраза «Я не люблю писать диктанты» означает только одно –

«Я не умею писать диктанты». И подтекст у этой фразы тоже один – «Меня

не учили писать диктанты».

Методы работы, описанные в этом разделе, пришли в мою практику не

сразу, а в результате многолетних наблюдений. Я не могла понять, почему

некоторые талантливые и музыкальные дети не могут вообще писать

диктанты. Я видела, как им завышают оценки, чтобы не портить аттестат.

Какие порой простые, - если не сказать примитивные – мелодии дают

в качестве диктанта выпускникам, чтобы избежать двоек на экзамене…

Заметки на полях: Я пишу музыку, и все диктанты сочиняю

в буквальном смысле слова «на ходу»

(пока подхожу к фортепиано). 90 %

этих мелодий мы не записываем.

Поэтому у меня нет никакого на этот

счет «банка хранения», и нотное

приложение по этой теме я сделать

не могу. Но ведь данная работа и

не претендует на статус хрестоматии.

Это просто - «путевые заметки».

В масштабах жизни – некий итог…

Флаг… Факел… Эстафетная палочка…

Кто хочет – берите в руки. И – вперед.

Вернемся же к нашим диктантам... Все они короткие, зато за урок

их бывает 3-4 и даже больше. 5-й класс давно усвоил, что банального

набора нот при этом не будет, что им надо будет что-то «раскусить» -

или распознать новый аккорд, или какой-нибудь трудный скачок… Если

играю фразу с хроматизмом, обычно следует комментарий: «Кажется,

здесь есть изюм» (от слова «изюминка»), а самый «ушастый» добавит:

«Да здесь не просто изюм, а курага!» («Курагой» в этой группе прозвали

IV повышенную ступень – суть DD – за её оранжевый цвет)

.

Очень хорошо, если диктант в конце урока продолжает и закрепляет

собой ту тему, ту проблему, тот вопрос, который обсуждался в процессе

урока

.

Еще несколько интересных видов диктанта:

Диктант-ошибка

На доске записана мелодия, а на фортепиано она звучит немного иначе.

Задача – найти и исправить ошибку.

Блиц-диктант

Диктант вне ритма. Дети по очереди отгадывают и поют звук (ноту),

который играет педагог. В целом должна получиться законченная мелодия.

В идеале – звучащая без остановок.

Диктант-экспромт

- Запишите нотами ваше новое распевание (Я являюсь концертмейстером

у своих учеников, поэтому нахожусь в курсе их вокальных дел)

.

Еще варианты:

- Запишем мелодию из сотового телефона (конечно, она должна быть

пригодна для этого)

.

- Запишите ключевую интонацию из… (называю какой-нибудь эстрадный

хит)

Ритмический рисунок, если он труден, разбираем вместе.

Диктант-бонус

Супер-легкий диктант в необычном звучании: или в очень быстром

темпе, или на крайнем регистре фортепиано. Или в исполнении на

ксилофоне, дудочке, губной гармошке – что вам доступно.

Диктант-трансформер

Прослушали, разобрали несложную фразу, записали на доске, исправили

все ошибки. Спели.

- Кто хочет усложнить ритм?

(кто-нибудь выходит, меняет ритм - поем то, что получилось)

- Кто усложнит мелодию?

(аналогичные действия)

- Кто может дописать 2-й голос?

(с помощью педагога дописали, спели)

- А может, лад поменяем?

- А может, хроматизмом украсим?

..

Подведем итоги. Описанные мною формы и методы работы над

диктантом при грамотном и регулярном использовании гарантируют

отсутствие «неудов» на письменных экзаменах по сольфеджио, единичные

«тройки» и преобладание высоких оценок. Более того – они исключают

из лексикона учеников такие эпитеты как скучно

,

трудно

,

непонятно…

Естественно, у тех выпускников, кто будет продолжать музыкальное

образование, перед поступлением следует шлифовать навык стандартными

полноразмерными диктантами - уже, что называется

,

без «сладкого»

.

В заключение хочу сказать немного о роли эмоциональной окраски

при изучении гамм, интервалов и аккордов.

Эмоции и ассоциации как средства анимации

Сложные моменты в теории и тонкие слуховые нюансы бывают

понятны не всем детям. Эмоции же доступны каждому

.

Поэтому, если

есть проблемы с восприятием материала (да даже если нет проблем),

берем «палочку-выручалочку», делаем акцент на эмоциях и включаем

визуальный ряд…

Трезвучие – оно явно сидит на троне.

Секстаккорд – парит невесомо под потолком…

Квартсекстаккорд стоит на параде по стойке «смирно»

.

Уменьшенное трезвучие – мёрзнет и ёжится

.

Увеличенное – наоборот – растеклось, как лужа, или расплылось, как

облако…

Большой мажорный септаккорд блестит на солнце, сверкает… Море,

брызги, радуга…

Малый минорный – мягкий, спокойный

,

вечернее кафе, саксофон…

Большой минорный - мрак, пещера и сверху – тонкий лучик света…

Малый мажорный (он же D

7

)

-

понятен, прост, прям и упрям

.

(Ведь самый неинтересный - из четырех! Почему же именно (и только)

он включен в программу???). Хотя понятно… по рейтингу популярности.

Квартаккорд – старинный, «баховский», вот-вот разрешится в… мажор

.

Что еще осталось? Пара вводных

.

Это - пессимист и оптимист. Один - мрачный тип, хмурый, сутулый…

Потому что не ждет ничего хорошего и предвкушает минор (правда

,

иногда вопреки ожиданиям попадает в мажор – и тогда «оттаивает»).

Второй – бодрячок, всегда довольный жизнью, плечи расправлены,

с неизменной улыбкой на лице…

А как оживить гаммы?

У мелодического минора наверху - «петелька». И еще он «двухцветный»:

поэтому вверх его можно попеть с такими словами: «Вни - зу – тем

-

но,

ввер

-

ху – свет - ло»

.

Гармонический минор (мажор) – всегда с «изломом», с «надрывам»,

и поёт нам что-то на своем ломаном восточном языке…

Натуральный минор – «правильный», ровный, гладкий, однородный…

Целотонная гамма… Уже несколько поколений моих учеников узнают

ее по «укороченному» и «странному» 7-ступенному звучанию, которое

хорошо подходит для пропевания слов - «Це-ло-тон-на-я бы-ла».

Про хроматическую гамму сказать нечего, так как с ней проблем нет

.

Уточню: целотонную и хроматическую гаммы мы пока не строим и не

поем, только слушаем. Но слушаем сразу - чуть ли не с первых занятий.

Первые два года узнавать интервалы дети ходят в «зоопарк», где:

Прима – комарик

Секунда – крыска (очень злая или просто злая)

Терция – зайчик (мягкий, добрый - грустный или веселый)

Кварта – ворона («кар» похоже на «квар», да и слишком крикливы обе)

Квинта – медуза (пустота внутри… + статичные, медлительные, сонные…)

Секста – корова (добрая и большая – бывает грустной)

Септима – крокодил (злой и большой – бывает очень злой)

Октава – жираф (самый длинный)

Заметки на полях: Когда от «животных» переходим к

«нормальным» названиям, еще не было

случая, чтобы кто-нибудь из учеников

не спросил: а что там - после октавы?

И еще не было случая, чтобы я не

рассказала про нону. А почему нет?

9 пальцев поднять так же легко, как 8

.

Кому и этого мало, выпытывают

про дециму… Вот это уже предел -

так как пальцев больше нет.

Кто там еще? Тритон (в мелодическом исполнении) - вопрошает,

недоумевает… Малая терция вниз – кукует

.

Кварта вверх - играет на

трубе… Сексты все - поют песни… (примеры хрестоматийные).

А сколько образов и ассоциаций кроется в самом богатом «царстве»

музыкального мира - тональной гармонии!

..

Жаль, что в наших детских

музыкальных школах и студиях ученики не успевают дорасти до

возможности полноценного изучения этой темы. И, увы, не только из-за

возраста. Прежде всего – из-за программы. Подростки 14-15 лет зачем-то

строят и заучивают тритоны от «нужных» ступеней лада…Уходят, бедняги,

из выпускного класса - подальше от этих странно-страшных тритонов! -

так ни разу и не услышав, как светел минор на III ступени мажора…

Сольфеджио – богатейший по содержанию предмет. Золотой песок

в его недрах перемешан с обычным - строительным, и это вполне

естественно

.

Я хочу, я стараюсь разглядеть, поднять и отмыть от пыли

каждую «блестку»

.

Чего и всем желаю, причем – в любом своем деле.

. . .

Каким видится наш предмет нашим ученикам, их родителям, нашим

с вами коллегам – зависит только от нас.

Интенсивное,

интерактивное,

позитивное

сольфеджио.

Я голосую за него.

Галина Борисовна Бехтерева, г. Киров.