Напоминание

История российского флага

Автор: Белозерова Марина Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Детский дом-школа № 95"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: История российского флага







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

История российского флага.

Цели: воспитание интереса к истории и культуре родной страны; фор-

мирование элементарных представлений об истории флагов, об истоках

происхождения Государственного флага России; развитие представлений о

символическом значении цветов российского флага.

У государственных символов есть своя история. Сегодня мы поговорим

с вами о российском флаге.

Когда-то давным-давно флаги не были похожи на современные. Они на-

зывались стяги. Учитель поясняет детям, что в древнерусском языке слово

«стяг» означало «шест», «палка». К длинному шесту прикрепляли пучки

травы, веток, конский хвост или фигурки животных. Позднее появились

стяги с полотнищами из ткани, окрашенной в яркие цвета. Косой клин из

красивой, плотной и прочной материи прикрепляли к древку. Чаще всего

стяги были ярко-красного или темно-красною цвета. Ткани использовали

д о р о г и е ,

ш е л к о в ы е ,

и х

п р и в о з и л и

и з

далеких, заморских стран купцы. Наверху, над полотнищем, появилось же-

лезное навершие — острожник. Древнерусский стяг имел те же составные

части, что и современные флаги, — древко, полотнище и навершие. Стяги

взметались ветром, придавали уверенность и мужество ратникам.

Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для

защиты родной земли, своего села или города. В те времена даже счет вой-

ску вели по количеству стягов, которые объединяли определенное количе-

ство воинов. Часть войска называлась стягом. Захватить неприятельский

стяг означало победить противника, поэтому возле него происходили са-

мые ожесточенные бои. Лучшие, самые умелые воины — княжеская дру-

жина — защищали стяг, а стяговниками выбирали богатырей.

Шло время, постепенно размеры полотнищ увеличивались. На них ста-

ли вышивать или рисовать красками изображения христианских святых.

Священное изображение называли знамением. Так появилось слово знамя.

Старинные знамена имели огромные размеры и были богато украшены.

Лики святых, звезды и кресты блестели золотом и серебром.

В наши дни в современном русском языке используется и слово стяг, и

слово знамя. Они имеют почти то же значение, что и слово флаг. Чаще

всего мы употребляем слово знамя, когда хотим сказать, что этот флаг су-

ществует в единственном экземпляре, например, в армии — это знамена

полков. Как и во времена былинных богатырей, к военным знаменам отно-

сятся очень бережно. Боевое знамя воинской части — это символ защиты

Родины, воинской чести, доблести и славы. Потеря полкового знамени

означает и поражение, и то, что сам полк прекратил свое существование,

поэтому солдаты и офицеры защищают знамя воинской части иногда даже

ценою своей жизни.

Во время царствования государя Алексея Михайловича появилось но-

вое знамя. Поверх бело-сине-красного полотнища был нашит золотой дву-

главый орел. Это знамя уже напоминало современный Государственный

флаг России. Знамена воинских полков в то время имели различные цвета

— зеленые, желтые, белые, синие. Довольно часто для полковых знамен

использовали сочетание белого, синего и красного. Издревле они счита-

лись цветами Москвы, государства, которое возникло в результате объеди-

нения земель вокруг этого города, вокруг столицы.

Царь Алексей Михайлович стремился, чтобы в стране были мир и

благополучие, развивалась торговля. По его приказу в подмосковном селе

Дединово, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Главный и

самый большой корабль назвали гордо — «Орел». На его борту разместили

двадцать две пушки. Военный корабль был необходим для защиты торго-

вых судов, плавающих по реке Волге и Каспийскому морю. А для военного

корабля потребовался опознавательный знак — знамя, флаг. Простой рису-

нок бело-сине-красного знамени с золотым нашивным орлом в центре поз-

волял иностранным морякам с других судов издалека увидеть его и понять,

что этот корабль принадлежит российскому государству, российскому фло-

ту.

♦Зачем

нужен

стране

флаг?

(Объединять

жителей

страны,

быть отличительным знаком государству.)

♦Отличается ли назначение стяга от главного назначения современных

фл а го в ?

( Н е т,

с тя г и

тоже

б ы л и

н уж н ы

д л я

то го ,

ч т о б ы

объединять людей.)

♦Где мы можем увидеть флаг нашей страны, изображение государ-

ственного флага? (Изображение флага можно увидеть на автомобилях,

самолетах, кораблях. Мы можем увидеть флаги в праздничный день на

у л и ц а х ,

н а

с т а д и о н е

в о

в р е м я

с п о р т и в н ы х

состязаний.)

♦Подумайте и ответьте, что означают цвета флага — белый, синий,

красный?

О

чем

они

могут

рассказать?

(Белый

снег,

березы,

чистота,

синий

небо,

моря

и

реки,

красный

огонь,

солнце,

цветы,

ягоды.

Они

могут

рассказать

о

красоте

природы

нашей

страны.)

Учитель обобщает ответы детей, поясняет, что белый, синий и красный

— цвета, которые издревле почитались на Руси.

Мы говорим синее море, белый свет, употребляем слово «красный» в

значении «красивый».

♦В каких словосочетаниях мы используем слово «красный» в значении

«красивый»?

(Весна-красна,

красная

девица,

красно

солнышко.

Даже

главная площадь в Москве носит название Красной.)

Учитель помогает ребятам сделать вывод о том, что белый, синий и

красный — это цвета, которые отвечают народным представлениям о кра-

соте окружающего мира, добре и справедливости. Они неслучайно стали

цветами Государственного флага России.

Очень давно, во времена царя Алексея Михайловича в расположении

полос флага видели строение мира. Белая и синяя полосы означали небо-

свод, красная полоса под ним — мир живой природы, людей, растений и

животных. И в те времена, и сейчас цвету придается особый смысл. Учи-

тель объясняет, что на флагах разных стран белый цвет символизирует мир

и чистоту совести, синий — небо, верность и правду, красный — огонь, от-

вагу, любовь.

В мире много флагов, составленных из сочетания белого, синего и крас-

ного цветов.

♦Назовите,

какие

страны

имеют

флаги,

составленные

из

сочетания

этих цветов? (Франция, Великобритания, США и др.)

Есть и такие флаги, которые очень похожи на российский. Флаги Слова-

кии и Словении имеют тот же порядок расположения полос — белая, си-

няя, красная. Рисунок флага читается сверху вниз и справа налево. Отлича-

ются флаги Словакии и Словении от российского тем, что на них помеще-

ны изображения гербов этих стран.

♦Как вы думаете, почему у многих стран, и таких разных, рисунок

флагов составлен из сочетания белого, синего и красного цветов? (Эти

цвета красивые, они являются символами очень важных нравственных ка-

честв.)

У людей, живущих в разных странах мира, много общего — культура,

представления о добре и красоте. Нужно обязательно изучать историю и

культуру своей страны, чтобы хорошо знать и понимать их особенности,

уметь рассказать о них. Важно также знакомиться с культурой народов

других стран, учиться уважать ее. Это поможет всем нам, людям, живущим

на планете Земля, лучше понимать друг друга, отстаивать мир, проти-

востоять войнам и вооруженным конфликтам.