Автор: Белозерова Марина Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Детский дом-школа № 95"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: История российского флага
История российского флага.
Цели: воспитание интереса к истории и культуре родной страны; фор-
мирование элементарных представлений об истории флагов, об истоках
происхождения Государственного флага России; развитие представлений о
символическом значении цветов российского флага.
У государственных символов есть своя история. Сегодня мы поговорим
с вами о российском флаге.
Когда-то давным-давно флаги не были похожи на современные. Они на-
зывались стяги. Учитель поясняет детям, что в древнерусском языке слово
«стяг» означало «шест», «палка». К длинному шесту прикрепляли пучки
травы, веток, конский хвост или фигурки животных. Позднее появились
стяги с полотнищами из ткани, окрашенной в яркие цвета. Косой клин из
красивой, плотной и прочной материи прикрепляли к древку. Чаще всего
стяги были ярко-красного или темно-красною цвета. Ткани использовали
д о р о г и е ,
ш е л к о в ы е ,
и х
п р и в о з и л и
и з
далеких, заморских стран купцы. Наверху, над полотнищем, появилось же-
лезное навершие — острожник. Древнерусский стяг имел те же составные
части, что и современные флаги, — древко, полотнище и навершие. Стяги
взметались ветром, придавали уверенность и мужество ратникам.
Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для
защиты родной земли, своего села или города. В те времена даже счет вой-
ску вели по количеству стягов, которые объединяли определенное количе-
ство воинов. Часть войска называлась стягом. Захватить неприятельский
стяг означало победить противника, поэтому возле него происходили са-
мые ожесточенные бои. Лучшие, самые умелые воины — княжеская дру-
жина — защищали стяг, а стяговниками выбирали богатырей.
Шло время, постепенно размеры полотнищ увеличивались. На них ста-
ли вышивать или рисовать красками изображения христианских святых.
Священное изображение называли знамением. Так появилось слово знамя.
Старинные знамена имели огромные размеры и были богато украшены.
Лики святых, звезды и кресты блестели золотом и серебром.
В наши дни в современном русском языке используется и слово стяг, и
слово знамя. Они имеют почти то же значение, что и слово флаг. Чаще
всего мы употребляем слово знамя, когда хотим сказать, что этот флаг су-
ществует в единственном экземпляре, например, в армии — это знамена
полков. Как и во времена былинных богатырей, к военным знаменам отно-
сятся очень бережно. Боевое знамя воинской части — это символ защиты
Родины, воинской чести, доблести и славы. Потеря полкового знамени
означает и поражение, и то, что сам полк прекратил свое существование,
поэтому солдаты и офицеры защищают знамя воинской части иногда даже
ценою своей жизни.
Во время царствования государя Алексея Михайловича появилось но-
вое знамя. Поверх бело-сине-красного полотнища был нашит золотой дву-
главый орел. Это знамя уже напоминало современный Государственный
флаг России. Знамена воинских полков в то время имели различные цвета
— зеленые, желтые, белые, синие. Довольно часто для полковых знамен
использовали сочетание белого, синего и красного. Издревле они счита-
лись цветами Москвы, государства, которое возникло в результате объеди-
нения земель вокруг этого города, вокруг столицы.
Царь Алексей Михайлович стремился, чтобы в стране были мир и
благополучие, развивалась торговля. По его приказу в подмосковном селе
Дединово, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Главный и
самый большой корабль назвали гордо — «Орел». На его борту разместили
двадцать две пушки. Военный корабль был необходим для защиты торго-
вых судов, плавающих по реке Волге и Каспийскому морю. А для военного
корабля потребовался опознавательный знак — знамя, флаг. Простой рису-
нок бело-сине-красного знамени с золотым нашивным орлом в центре поз-
волял иностранным морякам с других судов издалека увидеть его и понять,
что этот корабль принадлежит российскому государству, российскому фло-
ту.
♦Зачем
нужен
стране
флаг?
(Объединять
жителей
страны,
быть отличительным знаком государству.)
♦Отличается ли назначение стяга от главного назначения современных
фл а го в ?
( Н е т,
с тя г и
тоже
б ы л и
н уж н ы
д л я
то го ,
ч т о б ы
объединять людей.)
♦Где мы можем увидеть флаг нашей страны, изображение государ-
ственного флага? (Изображение флага можно увидеть на автомобилях,
самолетах, кораблях. Мы можем увидеть флаги в праздничный день на
у л и ц а х ,
н а
с т а д и о н е
в о
в р е м я
с п о р т и в н ы х
состязаний.)
♦Подумайте и ответьте, что означают цвета флага — белый, синий,
красный?
О
чем
они
могут
рассказать?
(Белый
—
снег,
березы,
чистота,
синий
—
небо,
моря
и
реки,
красный
—
огонь,
солнце,
цветы,
ягоды.
Они
могут
рассказать
о
красоте
природы
нашей
страны.)
Учитель обобщает ответы детей, поясняет, что белый, синий и красный
— цвета, которые издревле почитались на Руси.
Мы говорим синее море, белый свет, употребляем слово «красный» в
значении «красивый».
♦В каких словосочетаниях мы используем слово «красный» в значении
«красивый»?
(Весна-красна,
красная
девица,
красно
солнышко.
Даже
главная площадь в Москве носит название Красной.)
Учитель помогает ребятам сделать вывод о том, что белый, синий и
красный — это цвета, которые отвечают народным представлениям о кра-
соте окружающего мира, добре и справедливости. Они неслучайно стали
цветами Государственного флага России.
Очень давно, во времена царя Алексея Михайловича в расположении
полос флага видели строение мира. Белая и синяя полосы означали небо-
свод, красная полоса под ним — мир живой природы, людей, растений и
животных. И в те времена, и сейчас цвету придается особый смысл. Учи-
тель объясняет, что на флагах разных стран белый цвет символизирует мир
и чистоту совести, синий — небо, верность и правду, красный — огонь, от-
вагу, любовь.
В мире много флагов, составленных из сочетания белого, синего и крас-
ного цветов.
♦Назовите,
какие
страны
имеют
флаги,
составленные
из
сочетания
этих цветов? (Франция, Великобритания, США и др.)
Есть и такие флаги, которые очень похожи на российский. Флаги Слова-
кии и Словении имеют тот же порядок расположения полос — белая, си-
няя, красная. Рисунок флага читается сверху вниз и справа налево. Отлича-
ются флаги Словакии и Словении от российского тем, что на них помеще-
ны изображения гербов этих стран.
♦Как вы думаете, почему у многих стран, и таких разных, рисунок
флагов составлен из сочетания белого, синего и красного цветов? (Эти
цвета красивые, они являются символами очень важных нравственных ка-
честв.)
У людей, живущих в разных странах мира, много общего — культура,
представления о добре и красоте. Нужно обязательно изучать историю и
культуру своей страны, чтобы хорошо знать и понимать их особенности,
уметь рассказать о них. Важно также знакомиться с культурой народов
других стран, учиться уважать ее. Это поможет всем нам, людям, живущим
на планете Земля, лучше понимать друг друга, отстаивать мир, проти-
востоять войнам и вооруженным конфликтам.