Напоминание

Проектная деятельность как средство формирования информационной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Буреева Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Московская СОШ им. А.П.Кыштымова" СПДО детский сад "Зоренька"
Населённый пункт: Усть -Абаканский район, село Московское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проектная деятельность как средство формирования информационной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Буреева Елена Сергеевна

Воспитатель МБОУ «Московская СОШ им. А.П.Кыштымова»

СПДО детский сад «Зоренька»

Проектная деятельность как средство формирования информационной

компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Метод проектов возник ещё в 20-е годы прошлого столетия а США. Его называли

методом

проблем

и

связывали

с

идеями

гуманистического

направления

в

философии и образовании.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект»,

его прагматическая направленность на результат, который можно получить при

решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот

результат

можно

увидеть,

осмыслить,

применить

в

реальной

практической

деятельности.

Чтобы

добиться

такого

результата,

необходимо

научить

детей

самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели

знания

из

разных

областей,

умения

прогнозировать

результаты

о

возможные

последствия

разных

вариантов

решения,

умения

устанавливать

причинно-

следственные

связи.

Метод

проектов

всегда

предполагает

решение

какой-то

проблемы.

Результаты

выполненных

проектов

должны

быть,

что

называется,

«осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное её решение,

если практическая – конкретный результат, готовый к использованию в реальной

жизни. Если говорить о методе проекта как о педагогической технологии, то эта

технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных

методов, творческих по самой своей сути.

Информатизация общества, выдвинувшая ряд новых требований к уроню

развития

всех

сторон

личности

человека,

не

могла

не

затронуть

и

систему

образования. Результаты исследования показали, что у детей дошкольного возраста

наблюдается

повышенная

потребность

к

восприятию

информации,

освоению

способов её приобретения.

Следовательно, важнейшей проблемой стал поиск средств, направленных на

формирование

у

ребёнка

умений

находить,

дифференцировать

нужную

информацию,

понимать

её

смысл

и

значение,

использовать

её

для

решения

разнообразных задач.

Информационная

компетентность

у

дошкольников

это

совокупность

определённых умений таких как:

1.Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы

искусства, и т.д.)

2.Умение делать выводы из полученной информации.

3.Умение

понимать

необходимость

той

или

иной

информации

для

своей

деятельности

4. Умение задавать вопросы на интересующую тему.

Н.Е. и А.Н.Веракса выделяют три основных вида проектной деятельности

дошкольников: творческую, исследовательскую, нормативную. Каждый из видов

проектов обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами

реализации. При этом каждый из перечисленных видов проектной деятельности

имеет следующие общие особенности:

-проектная

деятельность

разворачивается

в

проблемной

ситуации,

которая

не

может быть решена прямым действием;

-участники проектной деятельности должны быть мотивированы.

Качественный анализ показал, что дети не стремятся к поиску информации,

используя

различные

источники.

Многие

не

показали

заинтересованности

в

поисках информации и не принимали условий заданий. При определении темы

проектов, я руководствовалась результатам личных наблюдений, входе которых был

отмечен

интерес

детей

к

той

или

иной

проблеме.

В

рамках

каждого

проекта

осуществлялась работа по формированию умений информационной компетенции в

комплексе.

Одним из проектов стал

«Мир животных – рыбы»

тема

Программное

содержание

Пути

достижения

цели

оснащение

Преемствен-

ность

Д.сад - семья

Рыбы.

- р а с ш и р я т ь

и

систематизировать

знания детей о классе

рыб,

учить

называть

признаки

сходства

и

различия;

-развивать

ум е н и е

находить

причинно

следственные

связи;

вызвать

интерес

к

жизни рыб и желание

больше узнать о них.

-загадки,

вопросы,

направленные

на

уточнение

знаний,

рассматривани

е

иллюстраций;

-д\и

«Где

чей

дом»

( м е с то

о б и т а н и я

р е к а ,

м о р е ,

аквариум),

«Узнай

рыбу

по описанию»,

«Как

появляется

рыбка»

иллюстрации

разных видов

рыб;

- к н и г и

и з

серии

«Живая

природа»,

энциклопеди

и

-рассматривание

рыбок в аквариуме

( д о м а

и л и

в

магазине);

-просмотр

мультфильма

«В

поисках «Немо»

Классиф

икация

рыб.

уточнить знания детей

о

к л а с с е

р ы б

( н а з в а н и е ,

м е с т о

обитания, питание)

-развивать

ум е н и е

находить

причинно

следственные связи;

- воспитывать желание

- б е с е д а

о

строении,

п и т а н и и

и

размножении

рыб;

-

рассматривани

е аквариумных

иллюстрации

разных видов

рыб;

энциклопеди

и.

-подбор

м а т е р и а л о в

о

р ы б а х

и з

журналов,

к н и г,

использование

интернет ресурсов;

-просмотр

т е л е п е р е д а ч

о

у х а ж и в а т ь

з а

аквариумными

рыбками.

рыб;

-

д/и

«Назови

рыбу и её дом»

-вопросы,

направленные

на закрепление

знаний.

рыбах.

Результат: создание композиции «Морское дно»

В процессе обсуждения дети постоянно задавали интересующие их вопросы, сами

или с небольшой помощью взрослого в виде наводящих вопросов приходили к

выводу.

Библиографический список:

1.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для

педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5-7 лет.-Москва: Мозаика

– Синтез, 2008.

2. Ховякова А. Метод проектов как технология формирования

информационной компетенции ребёнка дошкольного возраста // Детский сад от А

до Я.-2010.-№2.-С.144-150.

3. Агуреева Т.Н. История возникновения метода проектов в педагогике.

Справочник старшего воспитателя. - № 9, 2009.-С.30-32.