Автор: Горская Татьяна Александровна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 426"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Социальное партнёрство ДОУ с семьями воспитанников в условиях ФГОС"
Горская Т.А.
заведующий МБДОУ «Детский сад № 426»
«Социальное партнёрство ДОУ с семьями воспитанников в условиях ФГОС».
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется
большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и
образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования
системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на
освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
В документах Министерства образования и науки Российской Федерации
рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных
условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с
родителями, социальными партнерами.
Современная модель социального партнёрства ДОУ и семей воспитанников
понимается, как процесс межличностного общения, результатом которого является
формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам
в воспитании ребёнка. В современном мире актуальны такие партнёрские отношения
между педагогами и родителями, которые позволят объединить усилия для воспитания
детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательские умения
родителей и повысить эффективность работы детского сада. Именно такие партнёрские
отношения позволяют выстроить систему взаимодействия: «РОДИТЕЛЬ - РЕБЁНОК -
ПЕДАГОГ».
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его
открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников,
помогающими ему решать образовательные задачи, на взаимовыгодных условиях. В новом
веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной
стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным,
гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с
другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями,
находя наиболее актуальные аргументы для добровольного привлечения их к
сотрудничеству.
Ребенок становится ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых -
эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми,
конструктивным. Несмотря на то, что сотрудничество предполагает более активное
участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит
локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие родителей в
конкретной деятельности. В процессе реализации данной модели сотрудничества
кардинально меняется отношение к «престижности родительства».
У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с
педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолевается
стереотип дистанцирования родителей от системы образования.
Выстраивая модель социального партнёрства: «РОДИТЕЛЬ-РЕБЁНОК-ПЕДАГОГ»,
педагоги детского сада ищут новые формы и методы взаимодействия с родителями.
Наряду с традиционными формами взаимодействия, педагоги ДОУ используют
современные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников.
Информирование родителей о ходе образовательной деятельности:
Дни открытых дверей
Родительские собрания
Групповые и индивидуальные консультации
Выставки детского творчества
Информационные стенды
Особой популярностью среди родителей пользуются дни открытых дверей. Вовремя,
которых родителям предоставляется возможность принять участие в образовательной
деятельности вместе с детьми: лепить, рисовать, заняться аппликацией, конструировать.
Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть
своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с
поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и
воспитательного воздействия на ребёнка.
В условиях модернизации и с целью большей заинтересованности родителей педагоги
ДОУ применяют новые формы проведения родительских собраний - круглый стол,
дискуссионный клуб, родительская гостиная, на которых родители имеют возможность
высказать свою точку зрения, принять активное участие в обсуждении вопросов и
проблем, обменяться опытом.
Образование родителей:
Клубы
Семинары
Мастер – классы
Консультации
Родительские собрания
Папки – передвижки
Памятки, буклеты, листовки
Важную роль во взаимодействии детского сада и родителей играет образование
родителей, которое помогает выстроить единую линию в образовании и развитии детей. С
этой целью в ДОУ проводятся тематические семинары для родителей «Первый раз в
детский сад», «Скоро в школу». Очевидно, что в ходе подготовки к семинару и в процессе
его проведения совершенствуется профессиональное мастерство педагогов, развивается
творчество, фантазия, навыки публичного выступления всех участников.
Особой популярностью у родителей пользуются индивидуальные консультации и
тренинги с психологом ДОУ. Они помогают родителям найти сначала подход к самому
себе, а потом и к своему ребёнку; найти точки соприкосновения со своим ребёнком,
принять его таким, какой он есть; понять, что на них возложена ответственность за
воспитание и развитие ребёнка; помочь ребёнку адаптироваться к социальной
действительности и понять, что он полноценный член своей семьи.
Не менее популярной формы взаимодействия с родителями являются папки –
передвижки, памятки, буклеты. Родители за небольшой период времени могут получить
полезную информацию, совет или рекомендацию.
Совместная деятельность:
Досуги, праздники, развлечения
Конкурсы, выставки
Проектная деятельность
Экскурсии
Дни добрых дел, акции
Одним из самых любимых видов совместной деятельности является участие
родителей в досугах, праздниках, развлечениях. Живое общение с мамой в образе Лисы,
Зайки, Клоуна или красавицы Осени приносит особое удовольствие детям, а родители,
погружаясь в сказочный мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их
желания и интересы.
Не меньший интерес вызывает у родителей составление детского портфолио, такие
разделы как: герб семьи, романтика путешествий, моя семья. Родители задумываются о
том, какие интересы их объединяют, чем удивительна и самобытна их семья, какую
огромную роль играет она в жизни ребенка, в становлении его личности.
Совместно с родителями организуются тематические выставки, фото коллажи.
Участвуя в них, родители раскрывают интересы и способности, о которых и сами не
подозревали. Основная цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских
отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к
близким.
Обратная связь:
Анкетирование, исследования
на сайте ДОУ:
Наш форум
Интернет – приёмная
Организация взаимодействия с семьей - работа сложная. Она не имеет готовых
технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением и
обоюдным желанием детей, родителей и педагогов работать в тесном контакте.
Взаимодействие детского сада и семьи создают условия для полноценного развития
личности ребёнка. У ребёнка развивается чувство защищенности, семейной сплочённости,
появляется интерес к истории своей семьи, приходит осознание себя как полноценного,
любимого члена семьи.
У родителей расширяются теоретические и практические знания в вопросах
воспитания детей, активизируются и обогащаются воспитательные умения, возникает
уверенность в собственных педагогических возможностях. Укрепляются семейные
ценности и традиции.
У педагогов устанавливаются партнёрские отношения с семьями воспитанников,
создаётся атмосфера взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности
взаимных интересов.
Семья есть величайшая ценность, созданная человечеством за всю историю своего
существования. Именно в ней формируется личность ребенка, поэтому каждый педагог
нашего детского сада делает все, чтобы родители воспитанников стали партнерами и
единомышленниками.