Напоминание

"Социальное партнёрство ДОУ с семьями воспитанников в условиях ФГОС"

Автор: Горская Татьяна Александровна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 426"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Социальное партнёрство ДОУ с семьями воспитанников в условиях ФГОС"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Горская Т.А.

заведующий МБДОУ «Детский сад № 426»

«Социальное партнёрство ДОУ с семьями воспитанников в условиях ФГОС».

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется

большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и

образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования

системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на

освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

В документах Министерства образования и науки Российской Федерации

рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных

условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с

родителями, социальными партнерами.

Современная модель социального партнёрства ДОУ и семей воспитанников

понимается, как процесс межличностного общения, результатом которого является

формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам

в воспитании ребёнка. В современном мире актуальны такие партнёрские отношения

между педагогами и родителями, которые позволят объединить усилия для воспитания

детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательские умения

родителей и повысить эффективность работы детского сада. Именно такие партнёрские

отношения позволяют выстроить систему взаимодействия: «РОДИТЕЛЬ - РЕБЁНОК -

ПЕДАГОГ».

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его

открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников,

помогающими ему решать образовательные задачи, на взаимовыгодных условиях. В новом

веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной

стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным,

гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с

другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями,

находя наиболее актуальные аргументы для добровольного привлечения их к

сотрудничеству.

Ребенок становится ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых -

эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми,

конструктивным. Несмотря на то, что сотрудничество предполагает более активное

участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит

локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие родителей в

конкретной деятельности. В процессе реализации данной модели сотрудничества

кардинально меняется отношение к «престижности родительства».

У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с

педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолевается

стереотип дистанцирования родителей от системы образования.

Выстраивая модель социального партнёрства: «РОДИТЕЛЬ-РЕБЁНОК-ПЕДАГОГ»,

педагоги детского сада ищут новые формы и методы взаимодействия с родителями.

Наряду с традиционными формами взаимодействия, педагоги ДОУ используют

современные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников.

Информирование родителей о ходе образовательной деятельности:

Дни открытых дверей

Родительские собрания

Групповые и индивидуальные консультации

Выставки детского творчества

Информационные стенды

Особой популярностью среди родителей пользуются дни открытых дверей. Вовремя,

которых родителям предоставляется возможность принять участие в образовательной

деятельности вместе с детьми: лепить, рисовать, заняться аппликацией, конструировать.

Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть

своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с

поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и

воспитательного воздействия на ребёнка.

В условиях модернизации и с целью большей заинтересованности родителей педагоги

ДОУ применяют новые формы проведения родительских собраний - круглый стол,

дискуссионный клуб, родительская гостиная, на которых родители имеют возможность

высказать свою точку зрения, принять активное участие в обсуждении вопросов и

проблем, обменяться опытом.

Образование родителей:

Клубы

Семинары

Мастер – классы

Консультации

Родительские собрания

Папки – передвижки

Памятки, буклеты, листовки

Важную роль во взаимодействии детского сада и родителей играет образование

родителей, которое помогает выстроить единую линию в образовании и развитии детей. С

этой целью в ДОУ проводятся тематические семинары для родителей «Первый раз в

детский сад», «Скоро в школу». Очевидно, что в ходе подготовки к семинару и в процессе

его проведения совершенствуется профессиональное мастерство педагогов, развивается

творчество, фантазия, навыки публичного выступления всех участников.

Особой популярностью у родителей пользуются индивидуальные консультации и

тренинги с психологом ДОУ. Они помогают родителям найти сначала подход к самому

себе, а потом и к своему ребёнку; найти точки соприкосновения со своим ребёнком,

принять его таким, какой он есть; понять, что на них возложена ответственность за

воспитание и развитие ребёнка; помочь ребёнку адаптироваться к социальной

действительности и понять, что он полноценный член своей семьи.

Не менее популярной формы взаимодействия с родителями являются папки –

передвижки, памятки, буклеты. Родители за небольшой период времени могут получить

полезную информацию, совет или рекомендацию.

Совместная деятельность:

Досуги, праздники, развлечения

Конкурсы, выставки

Проектная деятельность

Экскурсии

Дни добрых дел, акции

Одним из самых любимых видов совместной деятельности является участие

родителей в досугах, праздниках, развлечениях. Живое общение с мамой в образе Лисы,

Зайки, Клоуна или красавицы Осени приносит особое удовольствие детям, а родители,

погружаясь в сказочный мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их

желания и интересы.

Не меньший интерес вызывает у родителей составление детского портфолио, такие

разделы как: герб семьи, романтика путешествий, моя семья. Родители задумываются о

том, какие интересы их объединяют, чем удивительна и самобытна их семья, какую

огромную роль играет она в жизни ребенка, в становлении его личности.

Совместно с родителями организуются тематические выставки, фото коллажи.

Участвуя в них, родители раскрывают интересы и способности, о которых и сами не

подозревали. Основная цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских

отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к

близким.

Обратная связь:

Анкетирование, исследования

на сайте ДОУ:

Наш форум

Интернет – приёмная

Организация взаимодействия с семьей - работа сложная. Она не имеет готовых

технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением и

обоюдным желанием детей, родителей и педагогов работать в тесном контакте.

Взаимодействие детского сада и семьи создают условия для полноценного развития

личности ребёнка. У ребёнка развивается чувство защищенности, семейной сплочённости,

появляется интерес к истории своей семьи, приходит осознание себя как полноценного,

любимого члена семьи.

У родителей расширяются теоретические и практические знания в вопросах

воспитания детей, активизируются и обогащаются воспитательные умения, возникает

уверенность в собственных педагогических возможностях. Укрепляются семейные

ценности и традиции.

У педагогов устанавливаются партнёрские отношения с семьями воспитанников,

создаётся атмосфера взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности

взаимных интересов.

Семья есть величайшая ценность, созданная человечеством за всю историю своего

существования. Именно в ней формируется личность ребенка, поэтому каждый педагог

нашего детского сада делает все, чтобы родители воспитанников стали партнерами и

единомышленниками.