Автор: Австриевских Инесса Валентиновна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ ЦО №56
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Героям Отечественной войны 1812 года посвящается!
ОТ АВТОРА
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! УЧИТЕЛЯ! РОДИТЕЛИ! УЧЕНИКИ!
Представленная мною методическая разработка внеклассного мероприятия по музыкальному
воспитанию школьников адресована учителям музыки общеобразовательных школ,
педагогам учреждений дополнительного образования, родителям и всем заинтересованным
лицам, деятельность которых связана с воспитанием подрастающего поколения. Эта
разработка не просто плод моих фантазий, а вполне апробированный материал с
использованием регионального компонента.
Школьные годы – время интенсивного непрерывного образования и развития личности,
время действий, пробы и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира.
Каждый день, каждый час в школе удивителен и неповторим. Здесь дети растут, умнеют,
становятся лучше. Надо только помочь им в этом. Необходимо интересно, занимательно, с
выдумкой организовать образовательный процесс детей, как в урочное, так и во внеурочное
время.
С чего начинается личность? Как она формируется? Эти вопросы волнуют всех, кто
неравнодушен к судьбе молодого поколения. Именно приобщение к прекрасному
воспитывает в наших детях нужные качества. Они становятся выше нравственно.
Праздники и вечера – это прекрасные формы организации внеклассной музыкальной
деятельности детей, в которых успешно осуществляется приобщение учащихся к
определенным культурным традициям, художественным ценностям музыкального искусства,
воспитывается тонкость чувств, благородство и способность восхищения красотой.
Толковый словарь дает несколько объяснений слова «праздник». Есть и такое: день
радости и торжества по поводу чего-нибудь. И действительно, рядом со словом «праздник» в
сознании человека стоит слово «радость». Именно праздники и вечера способствуют
радостному мироощущению детей, способствуют созданию эмоционально приподнятого
морально-психологического климата в школе, приносят положительные эмоции, которые
помогают ребенку чувствовать себя комфортно, и раскрепощено в коллективе.
Формы проведения праздников могут быть различны: концерт, музыкальная гостиная,
музыкально-литературная композиция, вечер и т.д.
Весьма ценным моментом является приобщение всего коллектива образовательного
учреждения, педагогов дополнительного образования, родителей к подготовке и
непосредственному проведению мероприятия. Это поможет наладить контакт друг с другом,
и будет благоприятствовать повышению воспитательного процесса.
Хочется надеяться, что предлагаемое мероприятие будет востребовано, запомнится
детям, расширит их кругозор, подарит им заряд положительных эмоций, оставит в душе
неизгладимые впечатления.
СЦЕНАРИЙ
литературно-музыкальной композиции
«Героям Отечественной войны 1812 года посвящается!»
Цель: повышение
интереса к истории России и сохранение исторической памяти среди
подрастающего поколения.
На сцене воссоздана обстановка бального зала или гостиной эпохи России 19 века.
На авансцене располагается скамейка.
Звучит отрывок из Торжественной увертюры «1812 год»
ми бемоль мажор, соч. 49 П.И. Чайковского.
На фоне музыки голоса за сценой читают текст.
1 чтец: Скажите мне, найдется ли средь вас,
Тот человек, чтоб был к былому равнодушен.
2 чтец: Кому б прославленных дедов наших дела
Не бередили трепетную душу,
3 чтец: Когда под мраком ночи во дворцах
Истории разыгрывались драмы
Когда отважный русский наш солдат
Громил французов в Бородинской битве.
4 чтец: Как знать, возможно, даже среди нас
Сидят герои будущих творений.
Быть может, позже, наши имена
Останутся в истории нетленны.
5 чтец: Ну, а сегодня приглашаем мы
К тем временам далеким прикоснуться.
И вглубь веков, преграды не страшась,
Всем вместе окунуться.
Звучит марш Радецкого. Парами выходят участники в платьях 19 века, делают поклон и
занимают свои места на сцене.
На авансцену выходят мальчик и воспитатель. Они высвечиваются прожектором.
Мальчик: Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были схватки боевые,
Да, говорят, еще – какие?
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина?
Дядя: Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля
Не отдали б Москвы!
Мальчик тянет воспитателя за руку к скамейке.
Мальчик: Ах, дядечка, дружочек мой!
Прошу тебя из уваженья,
Ты сядь-ка рядышком со мной
И расскажи про то сраженье.
Герои присаживаются на скамейку.
Дядя: Ну, что ж, коль хочешь удивиться,
А старику врать не пристало,
Рассказ мой будет о народе нашем,
Что смело так с французом воевал.
Прожектором высвечивается сцена.
Чтецы произносят текст вставая со своих мест.
2 чтец: XIX век…1812 год,..
Чем удивит? Что принесет?
3 чтец: В тот год решил Наполеон все страны подчинить…
4 чтец: И вот готовится к войне…
Чтецы присаживаются на места.
Звучит тревожная музыка.
В центр сцены выходит Наполеон, высвечивается прожектором.
Наполеон: Через пять лет я буду господином мира. Остается одна Россия,
но я раздавлю ее… Если я возьму Киев, я возьму Россию за но-
ги, если я овладею Петербургом, я возьму за голову, заняв
Москву, я поражу ее в сердце.
Наполеон уходит. Прожектор освещает всю сцену.
5 чтец: Россия – мирная страна,
Войне никто не рад:
Дворяне все на бал спешат,
Все, впрочем, как всегда!
Звучит мелодия вальса. Пары танцуют. Воссоздается атмосфера бала.
После окончания танца прожектор высвечивает скамейку на авансцене.
Дядя: В ночь на 12 июня 1812 года армия императора Франции Наполеон в
количестве 630 тысяч человек через реку Неман перешла границу и
вторглась в пределы России.
Свет прожектора переходит на сцену. Действующие лица между собой ведут разговор.
1 чтец: Русский император Александр I издал Манифест.
2 чтец: Попросил народ свой, ради чести,
В силу кровной мести,
Отстоять Отчизну,
Отстоять страну!
3 чтец: И Кутузова направил,
Чтоб войска он все возглавил.
Так ответил на войну.
4 чтец: Нас войной не запугаешь,
Дух славянский не задавишь!
5 чтец: Вспомним, братцы, россов славу
И пойдем врагов разить!
1 чтец: Защитим свою державу:
2 чтец: Лучше смерть – чем в рабстве жить!
3 чтец: Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою за Родину свою!
Звучит вступление русской народной солдатской песни «Солдатушки, бравы
ребятушки!»
Участники (мальчики) маршируя выходят на авансцену.
В это время звучат выкрики.
1 чтец: Братцы, Грудью послужите!
2 чтец: Гряньте бодро на врага!
3 чтец: И вселенной докажите,…
4 чтец: Сколько Русь Вам дорога!
Участники поют русскую народную солдатскую песню «Солдатушки, бравы ребятушки!»
Прожектор высвечивает скамейку на авансцене.
Дядя: Никогда прежде не знала Россия такого пробуждения нации, эта война
Была первой, получившей имя Отечественной.
Высвечивается сцена. Разговор между дамами.
1 дама: Да, кстати, только о войне стихи в альбом устали мы писать.
2 дама: Нам в стороне стоять нельзя,
Смотрите, что скажу вам я:
Умею спицами вязать,
Свяжу для армии носки.
3 дама: А я свяжу жилет.
1 дама: А я сошью кисет.
2 дама: А если нужно, я пойду работать в лазарет.
3 дама: А, кстати, спойте нам, графиня, без смущенья!
Приятен голос вас и полон вдохновенья!
На середину сцены выходит дама (солистка) и исполняет романс «Героям войны –
Генералам двенадцатого года – посвящается!» (на слова М. Цветаевой).
После исполнения романса возвращается на свое место.
1 чтец: Сражались русские войска отважно и удало,
За Родину, Отчизну-мать их полегло немало!
2 чтец: И Полоцк пал, и Орша, Минск
Пока силен француз.
3 чтец: Смоленск оставлен. Это так.
Но мы с тобою, Русь!
4 чтец: Мы долго молча отступали
Досадно было, боя ждали…
5 чтец: Что ж мы? На зимние квартиры?
1 чтец: Не смеют, что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?
Прожектор высвечивает скамейку на авансцене.
Дядя: 3 сентября русская армия отступила к деревне Бородино. Дальше
отступать было нельзя – позади Москва! 7 сентября Кутузов решает дать
генеральное сражение. Русские войска дали клятву верности - стоять
насмерть. Это было крупнейшее сражение Отечественной войны 1812
года.
Высвечивается сцена.
1 чтец: Вам не видать таких сражений!
Носились знамена как тени,
В дыму огонь блестел.
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
2 чтец: Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
3 чтец: Земля тряслась как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий,
Слились в протяжный вой.
Прожектор высвечивает скамейку на авансцене.
Дядя: Поле сражения было пропитано кровью на три вершка. Французы были
поражены стойкостью русских. Бородинская битва разрушила мечту
Наполеона о захвате России одним ударом.
Мальчик: Отчего в Бородино дрались так храбро?
Дядя: От того, сударь, что тогда никто не ссылался и не надеялся на других. А
всякий сам себе говорил: «Хоть все беги, а я буду стоять! Хоть все
сдавайся, а я умру, но не сдамся!»
Мальчик: А сколько же людей погибло во время Бородинского сражения?
Дядя: 45 тысяч солдат осталось на поле брани.
Мальчик: А что же было дальше?
Дядя: Перед Кутузовым встал вопрос: предпринимать ли новое сражение и не
допускать неприятеля в Москву или же оставить город без боя?
Высвечивается сцена, на которой воссоздана обстановка военного совета.
1 чтец: Плохи, плохи наши дела. Нехорошо, когда армия отступает. Непри-
вычно для русских солдат этакое.
2 чтец: Может, в наступление, в бой?
Кутузов: Да ведь силы наши пока слабы. Армию сберегать надо. Отступать
надо.
3 чтец: Нет, нельзя этого делать. Француз услышит, что тогда?
4 чтец: Но ведь позор – оставить Москву! Слишком опасно!
Кутузов: С потерей Москвы еще не потеряна Россия! Да, это выход!
1 чтец: Так что же, опять отступление?
Кутузов: Кто сказал отступление? (
Торжественно
) Сие есть военный маневр!
Прожектор высвечивает скамейку на авансцене.
Дядя: 8 сентября Кутузов приказывает отступить на Можайск, с твердым намере-
нием – сохранить армию. Жители в спешке покидали город.
Мальчик: А что в это время делал Наполеон?
Дядя: А в это время Наполеон на Поклонной горе ждал ключи от города.
Высвечивается сцена.
2 чтец: Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
3 чтец: Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
4 чтец: Горит Москва, но не сдается!
И над врагом огнем смеется!
Под стремительную музыку исполняется танец огня.
Высвечивается авансцена.
Дядя: На борьбу с захватчиками вышли сотни партизанских отрядов. К ним
также присоединились небольшие отряды армии. Одним из них командо-
вал офицер русской армии Денис Давыдов. Наполеон прозвал его «Черным
дьяволом».
Участниками исполняется песня «Давным-давно» из к/ф «Гусарская баллада» (муз. Т.
Хренникова, сл. Г. Гладкова).
Высвечивается авансцена.
Дядя: Отступая, армия Наполеона таяла на глазах.
Мальчик: И что же Наполеон не сразу понял, что с Россией войну проиграл?
Дядя: Да, Россия – это сила!
Он тайком во Францию бежал!
Высвечивается вся сцена. Действующие лица выходят на авансцену произнося текст.
2 чтец: Ни одного вооруженного неприятеля не осталось в России.
3 чтец: И настал день
Все вместе: Победы!
Звенят праздничные колокола.
2 чтец: Гремят истории колокола, взывая к памяти моей…
4 чтец: Они гремят, в них отзвук прежних дней,
Намек, подсказка, предостереженья,
5 чтец: Кто помнит, тот беспамятных сильней!
Звон колоколов усиливается.
Поклон участников.