Автор: Саввина Зинаида Трофимовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Майинская СОШ им. Ф.Г. Охлопкова"
Населённый пункт: с. Майя Мегино-Кангаласского района
Наименование материала: урок
Тема: Подробное изложение. Текст "Как волки учат своих детей"6а класс.
Урок по развитию речи в 6 классе с использованием приемов РКМЧП.(развитие
критич.мышления на уроках письма и чтения)
Тема урока: Подробное изложение. Текст «Как волки учат своих детей» (6а класс).
Цели
Методы и приемы
УУД
Образовательная: обучение
учащихся запоминанию текста и
подробному его изложению.
Развивающая: развитие
критического мышления, речи,
памяти.
Воспитательная: воспитание
личностных качеств:
толерантности, инициативности,
ответственности.
1.Анализ заголовка.
2.Прогнозирование.
3.Чтение с остановками.
4.Мозговой штурм.
5.Трехчастный дневник.
6.Рефлексия.
Развитие логического
мышления.
Умение выделять главное,
активно воспринимать текст.
Умение систематизировать.
Коммуникативные умения.
Рефлексивные умения.
Ход урока:
1 этап-активизация каждого ученика.
Работа с названием текста (1 слайд)
1.-В названии содержатся слова ВОЛКИ УЧАТ.( Название текста читается не полностью).
Какие ассоциации возникают у вас с этими словами , запишите в тетрадях.
(Разговор, узнавание, беседа ).
Задайте вопросы:
-Кого учат волки?
-Чему учат?
-Что необычного в этом?
2.-Что отражено в названии текста? (Тема)
3.На доске записаны ключевые слова и выражения, спрогнозируйте по ним сюжетную канву:
(
пастух, кричал, волк, молодой волк, ягненок)( 2 слайд)
Индивидуальная работа, прослушивание и обсуждение нескольких вариантов работ.
2 этап– осмысление текста.
Прослушайте 1 часть текста, подтвердилась ли ваша версия?
(3 слайд)
Я шел по дороге и услыхал крик. Кричал мальчик–пастух. Я увидел волков. Молодой волк нес на
спине ягненка, а зубами держал его за ногу. Другой волк бежал рядом с ним.
Заполнение дневника:
Запишем глаголы из первой части:
Шел, услышал, кричал, увидел, нес, держал, бежал.
Составим словосочетания: услышал крик, кричал пастух, увидел волков, нес на спине, держал
зубами, бежал рядом…
Составьте с этими словосочетаниями предложения.
Кто? Что?
Ключевые слова
Толкование
Мальчик- пастух, молодой
волк, старый волк, ягненок
Шел, услышал,кричал, увидел,
нес, держал, бежал
Мальчик увидел, как волки несут
ягненка
-Что произошло дальше? (Прослушивание версий).
Ключевые слова на доске: прибежали, мужики, выхватил ягненка, скрылись из глаз..
-Кто скрылся из глаз?
Версии учащихся.
Прослушайте 2 часть. (4 слайд)
Как только я увидел волков, вместе с пастухом побежал за ними. На наш крик прибежали
мужики с собаками.
Как только старый волк увидел собак и народ, он подбежал к молодому, выхватил у него
ягненка, перекинул себе на спину. Оба волка побежали скорее и скрылись из глаз.
Ключевое выражение на доске: подбежал к молодому, выхватил у него.
Объясните действие волка. Почему он это сделал,
(работа в паре). Прослушивание ответов.
Запишем глаголы из второй части:
Прибежали, увидел, подбежал, выхватил, перекинул, скрылись
Составим словосочетания: на крик прибежали, увидел людей, подбежал к волчонку, выхватил
ягненка, перекинул на спину, скрылись из глаз…
Составьте предложения.
Кто? Что?
Ключевые слова
Толкование
Мужики, волк, волчонок
подбежал к молодому,
выхватил у него.
Старый волк помогает
молодому
Прослушайте 3 часть текста. (5 слайд)
Мальчик рассказал, как это было. Из оврага выскочил большой волк, схватил ягненка и понес.
Выбежал волчонок и бросился к ягненку. Старый отдал нести ягненка молодому волку, а
сам побежал рядом.
Когда пришла беда, старый оставил учение и сам взял ягненка.
-откуда появились волки?
Запишем глаголы из третьей части:
Из оврага, схватил, выбежал волчонок, отдал, нести, пришла беда
Заполнение дневника
Кто? Что?
Ключевые слова
Толкование
Рассказ,
овраг,беда,мальчик-пастух,
волки
Из оврага, схватил, выбежал
волчонок, отдал, нести, пришла
беда
Старый волк учил молодого
охоте
(Работа в паре, группе). Прослушивание версий.
Подумайте, как можно озаглавить текст, чтобы передать основную мысль?
Прослушать версии: Уроки волка. Обучение волков охоте.
Прослушайте текст еще раз, составьте план текста.
1.Крик мальчика-пастуха
2.Помощь старого волка
3.Рассказ мальчика.
Перескажите текст
- напишите изложение близкое к тексту.
Работа с черновым и чистовым вариантами.
3 этап - рефлексия. Заполнение листа.
Вопрос
Да
Нет
1.Понравилось ли вам
анализировать текст с остановками?
2.Помогло ли в запоминании текста
заполнение дневника?
3.Активно ли вы работали в группе?
Приложение
Как волки учат своих детей
Я шел по дороге и услыхал крик. Кричал мальчик–пастух. Я увидел волков. Молодой волк
нес на спине ягненка, а зубами держал его за ногу. Другой волк бежал рядом с ним.
Как только я увидел волков, вместе с пастухом побежал за ними. На наш крик прибежали
мужики с собаками.
Как только старый волк увидел собак и народ, он подбежал к молодому, выхватил у него
ягненка, перекинул себе на спину. Оба волка побежали скорее и скрылись из глаз.
Мальчик рассказал, как это было. Из оврага выскочил большой волк, схватил ягненка и
понес.
Выбежал волчонок и бросился к ягненку. Старый отдал нести ягненка молодому волку, а
сам побежал рядом.
Когда пришла беда, старый оставил учение и сам взял ягненка. (Л.Толстой)