Напоминание

"Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста"

Автор: Анисимова Анна Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 6
Населённый пункт: Краснодарский край Павловский район станица Новолеушковская
Наименование материала: Статья
Тема: "Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего

дошкольного возраста»

«Учите

ребёнка

каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам - он

будет долго и напрасно мучиться, но

свяжите

двадцать

таких

слов

с

картинками, и он усвоит на лету»

К.Д. Ушинский.

Наблюдая

за

детьми

в

группе,

я

отметила

для

себя,

что

всё чаще наблюдается ограниченное запоминание у детей. Т.е. образная,

богатая описаниями запоминание у детей – встречается редко. Дети не могут

сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них

событии или художественном произведении, не могут одновременно

заметить не только предметы, явления, но и главное: связь между ними.

Таким образом, можно сделать вывод, что у воспитанников недостаточное

устойчивое

внимание,

сниженная

память,

слабая

продуктивность

запоминания. Передо мной стояла задача, выбрать новые инновационные

методы и приемы дляразвитие памяти детей младшего дошкольного

возраста. И, конечно же, я обратилась к интернету, перечитав много

литературы и пересмотрев многие вебинары, я познакомилась и подружилась

с эйдетикой.

Эйдетика («эйдос» в переводе с греческого – «образ, фотографическая

память») - особый характер памяти преимущественно на зрительные

впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить живой образ

воспринятого ранее предмета или явления. В этот образ также входят образы

восприятия (слуховые, тактильные, двигательные, вкусовые, обонятельные).

Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря

которым ребенок может быстрее, качественнее запоминать материал,

сохранить его и легко воспроизвести. Эйдетика лучший помощник в

обучении детей. Дети мыслят «формами, звуками, красками и ощущениями».

Эта возрастная закономерность требует, чтобы мышление маленького

ребенка развивалось среди природы, чтобы он одновременно видел, слышал,

переживал и думал. В основе всех методов в эйдетике лежат ассоциации.

Любой предмет представляется, сравнивается. Когда ребенок еще не говорит,

родители с ним разговаривают и показывают ему все. Ребенок запоминает

сказанное слово, также быстро, как он запоминает картинки и образы, если

говорить это слово много раз, произнося его и указывая на предмет, который

это слово обозначает, то ребенок, когда начнет говорить, он не просто

говорит слова, он четко понимает, о чем идет речь. В мозге ребенка

складывается следующая логическая схема: звук смысл графический образ.

Следовательно,

если

дети

мыслят

образно,

нам

необходимо

этим

пользоваться в их обучении. Эйдетика метод, развивающая внимательность,

мышление, она придает эмоциональную окраску познанию. Благодаря

одновременности видения, слухового восприятия, переживания и мышления

в

сознании ребенка

формируется то,

что

в

психологии

называется

эмоциональной памятью. По возможности надо стараться учить детей

мыслить у первоисточника мышления, среди природы и труда.

Принцип Эйдотехники заключается в следующем: любую информацию

можно представить в виде ассоциативных образов, которые очень быстро

запоминаются и с такой же легкостью могут потом воспроизводиться.

Методика запоминания на основе эйдетики изменяет весь подход к

запоминанию информации. Эффективность приемов эйдотехники основан на

том факте, что дети познают окружающий их мир с помощью наглядно-

образного

мышления.

Этот

способ

заучивания

можно

спутать

с

демонстрацией обычных иллюстраций, но это совершенно не верно.

Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха,

помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и

слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.

Вся работа велась в трех направлениях:

1.Изучение методической литературы.

2. Работа с детьми.

Использование эйдетики как метода развития памяти у детей, открыл

для меня огромные возможности для творчества и в образовательной

деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт

возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с

использованием эйдетики всегда проходили интересно не только для детей,

но и для меня. Дети обучались в интересной игровой форме, без умственных

и эмоциональных перегрузок.

- это «Лото ассоциации». Здесь дети работали над ассоциативными

картинками или игрушками-героев сказок. Давала детям задание по

ассоциации составить рассказ или сказку. Дети работали в группе, а также

индивидуально.

- «Запомни движение» Детям показывался на экране различные движения в

сопровождении

музыки.

Дети

должны

были

запомнить

движение

и

повторить далее самостоятельно.

- «Запомни слова». В данном занятии создавала картотеку с картинками Дети

хорошо запоминают то, что нарисовано. Ведь это не придуманный, а

реальный (пусть и на бумаге) образ. Поэтому так часто метод ассоциативного

рисунка применяется в заучивании стихотворений и скороговорок.

-«Что изменилось» В данном занятии поставила на стол несколько

предметов, среди которых будут шарики, кубики. Попросила ребенка назвать

каждую фигуру и постараться запомнить их расположение. После этого

переставила фигуры. Задача малыша — угадать, где какая фигура находится,

как изменился расположение фигур.

- «Что исчезло»

- «Что так звучит» Игра проводилась с применением музыкальных

инструментов и аудио записей голосов животных. Дети должны угадать что

так звучит и это чей голос.

Стимулировала детей к использованию разнообразных способов

выполнения

заданий

на

занятии

без

боязни

ошибиться,

получить

неправильный ответ. Применяла задания, позволяющие ребенку самому

выбирать тип, вид и форму материала. Создавала педагогические ситуации

общения,

позволяющие

каждому

ребенку

проявлять

инициативу,

самостоятельность, избирательность к способам работы. Проводила с детьми

рефлексию занятия (обсуждать с детьми в конце занятия не только того, что

мы узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы

хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому).

Подведение итогов самообразования

1. Углублен уровень теоретических и практических знаний;

У детей:

1. развит интерес, мотивация к изучению нового и неизвестного в

окружающем мире; значительно расширился кругозор;

2. сформировано целостное восприятие окружающего мира в соответствии с

возрастом;

3. некоторые дети проявляют самостоятельность при использовании схем,

мнемотаблиц;

4.

значительно

обогатился

словарный

запас;

повысился

уровень

запоминания; сформированы навыки связной речи, адекватные возрасту;

5. повысился уровень в области развития у детей основных психических

процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления.

Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей

педагогической деятельности. Я продолжу работу по данной теме и надеюсь,

что это поможет детям в дальнейшем (например, в школе).