Автор: Анисимова Анна Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 6
Населённый пункт: Краснодарский край Павловский район станица Новолеушковская
Наименование материала: Статья
Тема: "Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста"
«Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего
дошкольного возраста»
«Учите
ребёнка
каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам - он
будет долго и напрасно мучиться, но
свяжите
двадцать
таких
слов
с
картинками, и он усвоит на лету»
К.Д. Ушинский.
Наблюдая
за
детьми
в
группе,
я
отметила
для
себя,
что
всё чаще наблюдается ограниченное запоминание у детей. Т.е. образная,
богатая описаниями запоминание у детей – встречается редко. Дети не могут
сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них
событии или художественном произведении, не могут одновременно
заметить не только предметы, явления, но и главное: связь между ними.
Таким образом, можно сделать вывод, что у воспитанников недостаточное
устойчивое
внимание,
сниженная
память,
слабая
продуктивность
запоминания. Передо мной стояла задача, выбрать новые инновационные
методы и приемы дляразвитие памяти детей младшего дошкольного
возраста. И, конечно же, я обратилась к интернету, перечитав много
литературы и пересмотрев многие вебинары, я познакомилась и подружилась
с эйдетикой.
Эйдетика («эйдос» в переводе с греческого – «образ, фотографическая
память») - особый характер памяти преимущественно на зрительные
впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить живой образ
воспринятого ранее предмета или явления. В этот образ также входят образы
восприятия (слуховые, тактильные, двигательные, вкусовые, обонятельные).
Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря
которым ребенок может быстрее, качественнее запоминать материал,
сохранить его и легко воспроизвести. Эйдетика лучший помощник в
обучении детей. Дети мыслят «формами, звуками, красками и ощущениями».
Эта возрастная закономерность требует, чтобы мышление маленького
ребенка развивалось среди природы, чтобы он одновременно видел, слышал,
переживал и думал. В основе всех методов в эйдетике лежат ассоциации.
Любой предмет представляется, сравнивается. Когда ребенок еще не говорит,
родители с ним разговаривают и показывают ему все. Ребенок запоминает
сказанное слово, также быстро, как он запоминает картинки и образы, если
говорить это слово много раз, произнося его и указывая на предмет, который
это слово обозначает, то ребенок, когда начнет говорить, он не просто
говорит слова, он четко понимает, о чем идет речь. В мозге ребенка
складывается следующая логическая схема: звук смысл графический образ.
Следовательно,
если
дети
мыслят
образно,
нам
необходимо
этим
пользоваться в их обучении. Эйдетика метод, развивающая внимательность,
мышление, она придает эмоциональную окраску познанию. Благодаря
одновременности видения, слухового восприятия, переживания и мышления
в
сознании ребенка
формируется то,
что
в
психологии
называется
эмоциональной памятью. По возможности надо стараться учить детей
мыслить у первоисточника мышления, среди природы и труда.
Принцип Эйдотехники заключается в следующем: любую информацию
можно представить в виде ассоциативных образов, которые очень быстро
запоминаются и с такой же легкостью могут потом воспроизводиться.
Методика запоминания на основе эйдетики изменяет весь подход к
запоминанию информации. Эффективность приемов эйдотехники основан на
том факте, что дети познают окружающий их мир с помощью наглядно-
образного
мышления.
Этот
способ
заучивания
можно
спутать
с
демонстрацией обычных иллюстраций, но это совершенно не верно.
Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха,
помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и
слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.
Вся работа велась в трех направлениях:
1.Изучение методической литературы.
2. Работа с детьми.
Использование эйдетики как метода развития памяти у детей, открыл
для меня огромные возможности для творчества и в образовательной
деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт
возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с
использованием эйдетики всегда проходили интересно не только для детей,
но и для меня. Дети обучались в интересной игровой форме, без умственных
и эмоциональных перегрузок.
- это «Лото ассоциации». Здесь дети работали над ассоциативными
картинками или игрушками-героев сказок. Давала детям задание по
ассоциации составить рассказ или сказку. Дети работали в группе, а также
индивидуально.
- «Запомни движение» Детям показывался на экране различные движения в
сопровождении
музыки.
Дети
должны
были
запомнить
движение
и
повторить далее самостоятельно.
- «Запомни слова». В данном занятии создавала картотеку с картинками Дети
хорошо запоминают то, что нарисовано. Ведь это не придуманный, а
реальный (пусть и на бумаге) образ. Поэтому так часто метод ассоциативного
рисунка применяется в заучивании стихотворений и скороговорок.
-«Что изменилось» В данном занятии поставила на стол несколько
предметов, среди которых будут шарики, кубики. Попросила ребенка назвать
каждую фигуру и постараться запомнить их расположение. После этого
переставила фигуры. Задача малыша — угадать, где какая фигура находится,
как изменился расположение фигур.
- «Что исчезло»
- «Что так звучит» Игра проводилась с применением музыкальных
инструментов и аудио записей голосов животных. Дети должны угадать что
так звучит и это чей голос.
Стимулировала детей к использованию разнообразных способов
выполнения
заданий
на
занятии
без
боязни
ошибиться,
получить
неправильный ответ. Применяла задания, позволяющие ребенку самому
выбирать тип, вид и форму материала. Создавала педагогические ситуации
общения,
позволяющие
каждому
ребенку
проявлять
инициативу,
самостоятельность, избирательность к способам работы. Проводила с детьми
рефлексию занятия (обсуждать с детьми в конце занятия не только того, что
мы узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы
хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому).
Подведение итогов самообразования
1. Углублен уровень теоретических и практических знаний;
У детей:
1. развит интерес, мотивация к изучению нового и неизвестного в
окружающем мире; значительно расширился кругозор;
2. сформировано целостное восприятие окружающего мира в соответствии с
возрастом;
3. некоторые дети проявляют самостоятельность при использовании схем,
мнемотаблиц;
4.
значительно
обогатился
словарный
запас;
повысился
уровень
запоминания; сформированы навыки связной речи, адекватные возрасту;
5. повысился уровень в области развития у детей основных психических
процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления.
Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей
педагогической деятельности. Я продолжу работу по данной теме и надеюсь,
что это поможет детям в дальнейшем (например, в школе).