"Социальная адаптация учащихся – основное направление воспитательной работы специальной (коррекционной) школы – интернат VIII вида"
Автор: Желткова Татьяна Владимировна Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБСКОУ школа-интернат 8 вида
Населённый пункт: с.Соколка, Бугульминский район, РТ
Наименование материала: Доклад
Тема: "Социальная адаптация учащихся – основное направление воспитательной работы специальной (коррекционной) школы – интернат VIII вида"
Сокольская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида
Доклад
«Социальная адаптация учащихся –
основное направление воспитательной
работы специальной (коррекционной)
школы – интернат VIII вида».
Ноябрь, 2015 год.
Воспитатель 1 группы: Желткова Т.В.
В настоящее время во всем мире большое внимание уделяется
вопросам воспитания и обучения детей с выраженными
интеллектуальными нарушениями.
Основной задачей обучения и воспитания учащихся с недостатками
интеллектуального развития является социальная адаптация их в
обществе и подготовка их к
самостоятельному труду. На первый план выступают такие
конкретные задачи, как сообщение учащимся определенной системы
знаний и формирование
профессионально – трудовых навыков и умений,
воспитание ряда нравственных, личных
качеств.
Воспитательная работа ведется по следующим разделам:
1.
Нравственное и духовное воспитание.
2.
Интеллектуальное воспитание.
3.
Гражданско – патриотическое воспитание.
4.
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
5.
Здоровьесберегающее воспитание.
6.
Культуротворческое и эстетическое воспитание.
7.
Воспитание семейных ценностей.
8.
Правовое воспитание и культура безопасности.
9.
Формирование коммуникативной культуры.
10.
Экологическое воспитание.
Работа по социальной адаптации должна начинаться с первых
шагов пребывания детей в школе. В 1-4 классах – это своего рода
подготовительный этап, который дает детям определённый объем
знаний и умений, необходимых им в жизни, способствует
расширению общего кругозора, формирует культурные потребности,
морально-эстетические нормы поведения.
Все разделы воспитания, если смотреть на них с точки зрения
возможности социальной адаптации учащихся, имеют определенные
резервы. Например, знакомство с художественными произведениями
могут внести свою лепту, способствуя расширению социально-бытовых
знаний у учащихся.
Преобладающее число текстов посвящено морально-этическим
вопросам и труду, различным профессиям(сказки «Три сестры»,
«Три поросенка»). В старших классах целесообразно практиковать по
различным темам, связанными с вопросами жизни и быта людей,
развивать диалогическую речь, используя
жизненно-практические ситуации на воспитательных мероприятиях и
вне их.
Основные направления
работы интерната по социальной адаптации
следующие:
«Безопасность жизни»:
Дети усваивают при изучении правила поведения на дорогах и при
ДТП, они учатся как вести себя в близи открытых водоемов, на льду
зимой, при сигналах «Пожар». Организуем встречи с людьми этих
профессии.
«Жилые помещения»:
Дети осваивают приемы ухода за жилищем, создание уюта. В этом
направлении ведется большая работа. Постоянно действует конкурс
на лучшую спальню.
«Культура поведения»:
Дети учатся правилам культурного общения со знакомыми и
незнакомыми людьми, правилами поведения в общественных местах,
им сообщаем знания о семье и семейных отношениях.
«Одежда и обувь»:
Эта тема формирует у детей привычку носить удобную, чистую
обувь, одежду, правильно ухаживать за ними. Учим детей пришивать
пуговицы, стирать и гладить вещи. Даем навыки по уходу и
хранением обуви.
«Отдых и досуг»:
Воспитание у детей умения интересно организовать свободное время.
«Ориентировка в окружающем»
Умение ориентироваться в школьном и внешкольном пространстве.
Умение пользоваться транспортом, приобретать необходимые
товары, обращаться в организации обслуживающие население.
В освоение этого направления большое значение мы придаем
экскурсиям.
«Охрана здоровья»
Привитие детям привычки соблюдать личную гигиену, режимные
моменты, своевременно принимать меры, уберегающие от
распространения инфекционных болезней. Проводятся беседы
совместно с медсестрой о личной гигиене, о половом воспитании,
венерических заболеваниях, о СПИДе.
«Питание»
Умение сервировать стол, убирать стол после приема пищи,
ухаживать за посудой, соблюдать правила поведения за столом.
Большую работу проводим по привитию культуры поведения в
столовой, при приеме пищи.
«Природа»
Большое внимание уделяем экскурсиям, проводятся беседы о сезонных
изменениях в природе. Изучаем животный и растительный мир. Учим
ухаживать за растениями. Заботиться о животных и птицах.
«Наша Родина»
Большое внимание уделяем экскурсиям, проводятся беседы о сезонных
изменениях в природе. Изучаем животный и растительный мир. Учим
ухаживать за растениями. Заботиться о животных и птицах.
Формы работы по направлениям различны:
-
групповые,
-
индивидуальные.
Главное, чтобы каждый ребенок овладел жизненно необходимыми
знаниями и умениями – познавательными, коммуникативными,
нравственными, эстетическим, трудовыми.
В систему воспитательных занятий входят разнообразные виды
практической деятельности, которые формируют знания и
умения, помогающие воспитанникам находить контакт с
окружающими людьми, переносить в реальную обстановку
усвоенное, уметь объяснить свои действия, умение находить выходы
из жизненных ситуаций.
Проблема социальной адаптации с недостаточно развитым
интеллектом, особенно сирот и оставшихся без попечения
родителей, приобрела большую остроту. Если вести правильную
работу в школе с учащимися с недостатками интеллектуального
развития, то почти полностью можно их социально
реабилитировать и подготовить к дальнейшей жизни.
В этом и состоит задача коррекционной школы.
Литература:
«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», Издательство
«Школьная пресса» №4, 2006 г.