Напоминание

"Социальная адаптация учащихся – основное направление воспитательной работы специальной (коррекционной) школы – интернат VIII вида"

Автор: Желткова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБСКОУ школа-интернат 8 вида
Населённый пункт: с.Соколка, Бугульминский район, РТ
Наименование материала: Доклад
Тема: "Социальная адаптация учащихся – основное направление воспитательной работы специальной (коррекционной) школы – интернат VIII вида"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Сокольская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида Доклад «Социальная адаптация учащихся – основное направление воспитательной работы специальной (коррекционной) школы – интернат VIII вида». Ноябрь, 2015 год. Воспитатель 1 группы: Желткова Т.В.
В настоящее время во всем мире большое внимание уделяется вопросам воспитания и обучения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Основной задачей обучения и воспитания учащихся с недостатками интеллектуального развития является социальная адаптация их в обществе и подготовка их к самостоятельному труду. На первый план выступают такие конкретные задачи, как сообщение учащимся определенной системы знаний и формирование профессионально – трудовых навыков и умений, воспитание ряда нравственных, личных качеств. Воспитательная работа ведется по следующим разделам: 1. Нравственное и духовное воспитание. 2. Интеллектуальное воспитание. 3. Гражданско – патриотическое воспитание. 4. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству. 5. Здоровьесберегающее воспитание. 6. Культуротворческое и эстетическое воспитание. 7. Воспитание семейных ценностей. 8. Правовое воспитание и культура безопасности. 9. Формирование коммуникативной культуры. 10. Экологическое воспитание. Работа по социальной адаптации должна начинаться с первых шагов пребывания детей в школе. В 1-4 классах – это своего рода подготовительный этап, который дает детям определённый объем знаний и умений, необходимых им в жизни, способствует
расширению общего кругозора, формирует культурные потребности, морально-эстетические нормы поведения. Все разделы воспитания, если смотреть на них с точки зрения возможности социальной адаптации учащихся, имеют определенные резервы. Например, знакомство с художественными произведениями могут внести свою лепту, способствуя расширению социально-бытовых знаний у учащихся. Преобладающее число текстов посвящено морально-этическим вопросам и труду, различным профессиям(сказки «Три сестры», «Три поросенка»). В старших классах целесообразно практиковать по различным темам, связанными с вопросами жизни и быта людей, развивать диалогическую речь, используя жизненно-практические ситуации на воспитательных мероприятиях и вне их.
Основные направления

работы интерната по социальной адаптации

следующие:
«Безопасность жизни»: Дети усваивают при изучении правила поведения на дорогах и при ДТП, они учатся как вести себя в близи открытых водоемов, на льду зимой, при сигналах «Пожар». Организуем встречи с людьми этих профессии. «Жилые помещения»: Дети осваивают приемы ухода за жилищем, создание уюта. В этом направлении ведется большая работа. Постоянно действует конкурс на лучшую спальню. «Культура поведения»:
Дети учатся правилам культурного общения со знакомыми и незнакомыми людьми, правилами поведения в общественных местах, им сообщаем знания о семье и семейных отношениях. «Одежда и обувь»: Эта тема формирует у детей привычку носить удобную, чистую обувь, одежду, правильно ухаживать за ними. Учим детей пришивать пуговицы, стирать и гладить вещи. Даем навыки по уходу и хранением обуви. «Отдых и досуг»: Воспитание у детей умения интересно организовать свободное время. «Ориентировка в окружающем» Умение ориентироваться в школьном и внешкольном пространстве. Умение пользоваться транспортом, приобретать необходимые товары, обращаться в организации обслуживающие население. В освоение этого направления большое значение мы придаем экскурсиям. «Охрана здоровья» Привитие детям привычки соблюдать личную гигиену, режимные моменты, своевременно принимать меры, уберегающие от распространения инфекционных болезней. Проводятся беседы совместно с медсестрой о личной гигиене, о половом воспитании, венерических заболеваниях, о СПИДе. «Питание» Умение сервировать стол, убирать стол после приема пищи, ухаживать за посудой, соблюдать правила поведения за столом.
Большую работу проводим по привитию культуры поведения в столовой, при приеме пищи. «Природа» Большое внимание уделяем экскурсиям, проводятся беседы о сезонных изменениях в природе. Изучаем животный и растительный мир. Учим ухаживать за растениями. Заботиться о животных и птицах. «Наша Родина» Большое внимание уделяем экскурсиям, проводятся беседы о сезонных изменениях в природе. Изучаем животный и растительный мир. Учим ухаживать за растениями. Заботиться о животных и птицах. Формы работы по направлениям различны: - групповые, - индивидуальные. Главное, чтобы каждый ребенок овладел жизненно необходимыми знаниями и умениями – познавательными, коммуникативными, нравственными, эстетическим, трудовыми. В систему воспитательных занятий входят разнообразные виды практической деятельности, которые формируют знания и умения, помогающие воспитанникам находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, уметь объяснить свои действия, умение находить выходы из жизненных ситуаций. Проблема социальной адаптации с недостаточно развитым интеллектом, особенно сирот и оставшихся без попечения
родителей, приобрела большую остроту. Если вести правильную работу в школе с учащимися с недостатками интеллектуального развития, то почти полностью можно их социально реабилитировать и подготовить к дальнейшей жизни.
В этом и состоит задача коррекционной школы.
Литература: «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», Издательство «Школьная пресса» №4, 2006 г.