Автор: Сковородкина Татьядона Сергеевна
Должность: студент специального дефектологического образования, профиль - логопедия
Учебное заведение: "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого" Институт непрерывного педагогического образования
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: доклад
Тема: Особенности формирования связной речи у детей с моторной алалией
С каждым годом увеличивается количество детей с тяжелыми речевыми
нарушениями.
Многие
из
них
страдают
моторной
алалией,
которая
обусловлена
структурными
патологическими
поражениями
речедвигательных участков головного мозга. Мой доклад рассматривает
особенности развития речи в дошкольный период развития у детей с
моторной алалией. Эта тема является крайне актуальной. Исследования
специфики речевого развития дошкольников с алалией позволяют правильно
выстраивать логопедическую работу с ними.
Ключевые слова: дети, дошкольники, логопедия, нарушения речи, языковое
расстройство,
моторная
алалия,
патология,
речевое
воспитание,
логопедическая работа.
К логопедам все чаще обращаются родители детей с тяжелыми формами
недоразвития речи. Такие малыши в определенной степени владеют
структурным построением и грамматикой фразовой речи, но не могут
соединить несколько предложений в связное сообщение. Это связано со
структурной сложностью самого контекста речи и сложностью операций,
которые требуются ребенку-алалику, чтобы выстроить связное сообщение.
Связной речью называется смысловое целое, в которое входят связанные
друг с другом законченные отрезки с общим содержанием.
Невозможно
достичь
целей
речевого
развития
ребенка
дошкольного
возраста, если не научить его связной речи. Именно она включает в себя все
результаты дошкольника в освоении родного языка, касающиеся звукового,
грамматического
строя,
словарного
запаса.
Главным
периодом
в
формировании восприятия и воспроизведении связной речи, овладении
навыками обсуждения, рассуждения, обдумывания высказывания является
старший дошкольный возраст.
Речевое воспитание нацелено, в первую очередь, на то, чтобы ребенок
познакомился с правилами и нормами родного языка, научился правильно
применять их с учетом конкретной ситуации, развил свои коммуникативные
способности.
Главной задачей речевого воспитания дошкольников становится обучение
связной
речи,
ведь
основы
формирования
связного
высказывания
закладываются именно в дошкольный период развития.
Из-за того, что в последнее время увеличивается количество детей с
речевыми нарушениями, на центральные роли выходит задача развития
связной монологической и диалогической речи дошкольников. Детей
необходимо учить связному высказыванию своих суждений, развернутому
ответу на вопросы, полному и грамматически правильному выстраиванию
предложений. У ребенка должны быть навыки рассказа о событии, описания
явлений и предметов. Предложения в детском рассказе должны быть связаны
между собой по логике и последовательности изложения. Без этого
невозможно как дальнейшее обучение ребенка в школе, так всестороннее
развитие его личности.
Проблемы
с
экологией,
c
социальным
окружением
и
воспитанием,
наследственные
заболевания
приводят
к
патологиям
речи.
Речевые
нарушения у детей проявляются по-разному. Иногда страдает лишь
произносительная сторона речи. Встречаются и случаи, когда нарушаются
все компоненты языка. Такие патологии носят название общего недоразвития
речи (ОНР). ОНР часто вытекает из моторной алалии, которая входит в
группу тяжелых речевых нарушений.
Работа над связной речью особенно актуальна при коррекционном обучении
детей-речевиков.
Алалики испытывают проблемы с формированием всех компонентов
лексической и фонетической сторон речи. Из-за данной патологии многие
дети не могут в достаточной степени овладеть языком, иногда оставаясь
практически не говорящими даже к моменту поступления в школу.
Все вышесказанное позволяет считать данную проблему актуальной. В связи
с этим нами была сформулирована тема исследования: «Развитие связной
речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией».
Алалию определяют по-разному. Вот только несколько определений:
Алалия – недостаточное развитие или отсутствие речи. К нему
приводят структурного патологического поражения отдельных участков
коры головного мозга, отвечающих за речь. Причем эти поражения могут
возникать как на внутриутробном этапе развития ребенка, так и в раннем
возрасте.
Алалия – это расстройство, при котором ребенку сложно усвоить
единицы языка и научиться использовать их в речи. При такой патологии
есть проблемы с формированием речевого высказывания на всех уровнях:
лексическом, фонетическом, фонематическом и грамматическом.
Алалия – это патология речи. При первичном нарушении языковой
функции
не
выявляются
нарушения
коммуникации.
У
ребенка
есть
адекватная мимика и жесты, направленный взгляд, возгласы для привлечения
внимания окружающих.
Под
алалией
поднимают
комплексное
недоразвитие
всех
составляющих речи – фонетического, фонематического, лексического и
грамматического компонентов. Помимо речевых расстройств у алаликов
отмечаются сенсорные, психопатологические, двигательные проблемы.
Алалию разделяют на моторную, сенсомоторную и сенсорную. Тип
расстройства зависит от пораженных участков головного мозга.
Детальнее рассмотрим алалию моторную. Под данным термином понимают
системное нарушение развития активной речи. Оно проявляется проблемами
в
формировании
языковых
операций
и
процессе
создания
речевого
высказывания. В то же время сенсомоторные и смысловые операции
остаются относительно сохранными.
Моторная алалия возникает в силу нарушений в речевом и двигательном
анализаторах. Чужую речь ребенок понимает, но при этом сам не
разговаривает.
Механизм любого нарушения речи является патологией структуры и
функций языковой системы. Существуют разные аспекты его изучения.
В.А. Ковшиков разделяет подходы к выявлению природы моторной алалии
на 3 группы:
психологические – алалия возникает у ребенка из-за недостаточной
сформированности
памяти,
внимания,
мышления
и
сниженной
психологической активности;
сенсомоторные – алалия развивается в силу нарушения сенсомоторных
функций (слухового восприятия, движений и действия);
языковые
–
алалия
становится
причиной
несформированности
процесса
восприятия
речи,
а
значит
и
формирования
языковых
высказываний.
Несмотря на наличие патологий вербальной речи дети с алалией способны
воспроизводить основные и некоторые оттеночные виды интонации. Они
хорошо владеют навыками звукоподражания, часто употребляют мимико-
жестикуляторную речь как автономно, так и вместе с вербальными речевыми
инструментами.
Небезосновательным
кажется
подход
к
алалии
как
к
языковому
расстройству, характеризующемуся деформацией структуры и функций
языка и не зависящему от патологий неязыковых форм деятельности. Если
придерживаться такого понимания алалии, логопедическая работа с детьми
должна, в первую очередь, формировать языковой механизм.
Также важно отметить, что в последние годы были достигнуты немалые
успехи в изучении алалии. Они связаны с тем, что исследователи стали
походить к проблеме комплексно.