Напоминание

Особенности формирования связной речи у детей с моторной алалией

Автор: Сковородкина Татьядона Сергеевна
Должность: студент специального дефектологического образования, профиль - логопедия
Учебное заведение: "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого" Институт непрерывного педагогического образования
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: доклад
Тема: Особенности формирования связной речи у детей с моторной алалией







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

С каждым годом увеличивается количество детей с тяжелыми речевыми

нарушениями.

Многие

из

них

страдают

моторной

алалией,

которая

обусловлена

структурными

патологическими

поражениями

речедвигательных участков головного мозга. Мой доклад рассматривает

особенности развития речи в дошкольный период развития у детей с

моторной алалией. Эта тема является крайне актуальной. Исследования

специфики речевого развития дошкольников с алалией позволяют правильно

выстраивать логопедическую работу с ними.

Ключевые слова: дети, дошкольники, логопедия, нарушения речи, языковое

расстройство,

моторная

алалия,

патология,

речевое

воспитание,

логопедическая работа.

К логопедам все чаще обращаются родители детей с тяжелыми формами

недоразвития речи. Такие малыши в определенной степени владеют

структурным построением и грамматикой фразовой речи, но не могут

соединить несколько предложений в связное сообщение. Это связано со

структурной сложностью самого контекста речи и сложностью операций,

которые требуются ребенку-алалику, чтобы выстроить связное сообщение.

Связной речью называется смысловое целое, в которое входят связанные

друг с другом законченные отрезки с общим содержанием.

Невозможно

достичь

целей

речевого

развития

ребенка

дошкольного

возраста, если не научить его связной речи. Именно она включает в себя все

результаты дошкольника в освоении родного языка, касающиеся звукового,

грамматического

строя,

словарного

запаса.

Главным

периодом

в

формировании восприятия и воспроизведении связной речи, овладении

навыками обсуждения, рассуждения, обдумывания высказывания является

старший дошкольный возраст.

Речевое воспитание нацелено, в первую очередь, на то, чтобы ребенок

познакомился с правилами и нормами родного языка, научился правильно

применять их с учетом конкретной ситуации, развил свои коммуникативные

способности.

Главной задачей речевого воспитания дошкольников становится обучение

связной

речи,

ведь

основы

формирования

связного

высказывания

закладываются именно в дошкольный период развития.

Из-за того, что в последнее время увеличивается количество детей с

речевыми нарушениями, на центральные роли выходит задача развития

связной монологической и диалогической речи дошкольников. Детей

необходимо учить связному высказыванию своих суждений, развернутому

ответу на вопросы, полному и грамматически правильному выстраиванию

предложений. У ребенка должны быть навыки рассказа о событии, описания

явлений и предметов. Предложения в детском рассказе должны быть связаны

между собой по логике и последовательности изложения. Без этого

невозможно как дальнейшее обучение ребенка в школе, так всестороннее

развитие его личности.

Проблемы

с

экологией,

c

социальным

окружением

и

воспитанием,

наследственные

заболевания

приводят

к

патологиям

речи.

Речевые

нарушения у детей проявляются по-разному. Иногда страдает лишь

произносительная сторона речи. Встречаются и случаи, когда нарушаются

все компоненты языка. Такие патологии носят название общего недоразвития

речи (ОНР). ОНР часто вытекает из моторной алалии, которая входит в

группу тяжелых речевых нарушений.

Работа над связной речью особенно актуальна при коррекционном обучении

детей-речевиков.

Алалики испытывают проблемы с формированием всех компонентов

лексической и фонетической сторон речи. Из-за данной патологии многие

дети не могут в достаточной степени овладеть языком, иногда оставаясь

практически не говорящими даже к моменту поступления в школу.

Все вышесказанное позволяет считать данную проблему актуальной. В связи

с этим нами была сформулирована тема исследования: «Развитие связной

речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией».

Алалию определяют по-разному. Вот только несколько определений:

Алалия – недостаточное развитие или отсутствие речи. К нему

приводят структурного патологического поражения отдельных участков

коры головного мозга, отвечающих за речь. Причем эти поражения могут

возникать как на внутриутробном этапе развития ребенка, так и в раннем

возрасте.

Алалия – это расстройство, при котором ребенку сложно усвоить

единицы языка и научиться использовать их в речи. При такой патологии

есть проблемы с формированием речевого высказывания на всех уровнях:

лексическом, фонетическом, фонематическом и грамматическом.

Алалия – это патология речи. При первичном нарушении языковой

функции

не

выявляются

нарушения

коммуникации.

У

ребенка

есть

адекватная мимика и жесты, направленный взгляд, возгласы для привлечения

внимания окружающих.

Под

алалией

поднимают

комплексное

недоразвитие

всех

составляющих речи – фонетического, фонематического, лексического и

грамматического компонентов. Помимо речевых расстройств у алаликов

отмечаются сенсорные, психопатологические, двигательные проблемы.

Алалию разделяют на моторную, сенсомоторную и сенсорную. Тип

расстройства зависит от пораженных участков головного мозга.

Детальнее рассмотрим алалию моторную. Под данным термином понимают

системное нарушение развития активной речи. Оно проявляется проблемами

в

формировании

языковых

операций

и

процессе

создания

речевого

высказывания. В то же время сенсомоторные и смысловые операции

остаются относительно сохранными.

Моторная алалия возникает в силу нарушений в речевом и двигательном

анализаторах. Чужую речь ребенок понимает, но при этом сам не

разговаривает.

Механизм любого нарушения речи является патологией структуры и

функций языковой системы. Существуют разные аспекты его изучения.

В.А. Ковшиков разделяет подходы к выявлению природы моторной алалии

на 3 группы:

психологические – алалия возникает у ребенка из-за недостаточной

сформированности

памяти,

внимания,

мышления

и

сниженной

психологической активности;

сенсомоторные – алалия развивается в силу нарушения сенсомоторных

функций (слухового восприятия, движений и действия);

языковые

алалия

становится

причиной

несформированности

процесса

восприятия

речи,

а

значит

и

формирования

языковых

высказываний.

Несмотря на наличие патологий вербальной речи дети с алалией способны

воспроизводить основные и некоторые оттеночные виды интонации. Они

хорошо владеют навыками звукоподражания, часто употребляют мимико-

жестикуляторную речь как автономно, так и вместе с вербальными речевыми

инструментами.

Небезосновательным

кажется

подход

к

алалии

как

к

языковому

расстройству, характеризующемуся деформацией структуры и функций

языка и не зависящему от патологий неязыковых форм деятельности. Если

придерживаться такого понимания алалии, логопедическая работа с детьми

должна, в первую очередь, формировать языковой механизм.

Также важно отметить, что в последние годы были достигнуты немалые

успехи в изучении алалии. Они связаны с тем, что исследователи стали

походить к проблеме комплексно.