Напоминание

Функциональная грамотность

Автор: Усманова Эльмира Расыховна
Должность: учитель истории и обшествознания
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №18 с татарским языком обучения- "Галэм"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках истории.
Тема: Функциональная грамотность







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках истории.

«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все

постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения

максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой

деятельности, общения и социальных отношений». Лингвист и психолог Алексей

Алексеевич Леонтьев.

Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть

достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека

решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на

основе преимущественно полученных знаний.

Владеть функциональной грамотностью — обязанность педагога, все нормативные

показатели выстроены с учетом этой компетенции. Важнейшая задача школы связана с

необходимостью построения процесса образования в логике формирования

функциональной грамотности обучающихся по шести направлениям:

математическая грамотность;

читательская грамотность;

естественнонаучная грамотность;

финансовая грамотность;

креативное мышление;

глобальные компетенции.

Выделяют пять способов развития навыков функциональной грамотности.

Критично мыслить: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными

данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений.

Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее

обоснование, кто ее выдает и зачем, какой главный посыл.

Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения,

создавать текст с учетом разных позиций – своей, слушателя (читателя), автора.

Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.

Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, учиться понятно для собеседников выражать

свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров,

участвовать в конференциях и форумах.

Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии

науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать

экспертные точки зрения.

Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный

план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.

На уроках истории чаще всего формируются следующие виды функциональной

грамотности:

1) читательская грамотность – способность к пониманию и осмыслению письменных

текстов, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества;

2) математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль

математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные

математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в

настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и

мыслящему гражданину;

3) естественно-научная грамотность – способность использовать естественно-научные

знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть

исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов,

основанных

на

наблюдениях

и

экспериментах,

необходимых

для

понимания

окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а

также для принятия соответствующих решений.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская.

В

современном

обществе

умение

работать

с

информацией

становится

обязательным условием успешности.

Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из

нескольких составляющих:

1. Процесс овладения исторической грамотностью: учащиеся определяют временные

рамки изучаемого периода,

соотносят даты

с

веками,

показывают на карте

территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному

аппарату, анализируют роль личности в истории.

2. Процесс обучения - усвоение исторических знаний происходит поэтапно, «от простого

к сложному».

3. Процесс образования – учащиеся владеют общим уровнем исторической культуры,

знакомы с историческими ценностями и стандартами современной цивилизации.

Функциональная грамотность прежде всего, как ученик освоил теоретический

материал, и как он может применить его на практике.

Это возможно, если:

1.

В

учебном

процессе

в

целом

осуществляется

активизация

познавательной

мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке.

2. Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе непрерывно.

3. Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных

дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умение четко

выразить свою мысль).

4. Ученик научен работать с текстом, анализирует его и может дополнять. Умеет найти

нужную информацию в источниках.

5. Умеет полученную информацию соотнести с исторической действительностью.

Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории:

Пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся

возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те

или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события,

расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую

эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;

Познавательные

игры,

викторины,

уроки-дебаты, которые

развивают

навыки

сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой

зрения в дискуссиях;

Исторические диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что

формирует письменную грамотность учащихся;

Изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет

учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические

ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;

Чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных

и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским

позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны

примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли

оценивает.

Исследовательские работы в форме презентаций,

рефератов,

социологических

опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с

родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая

себя новыми знаниями, очередной раз, убеждаясь в том, какими нравственными

качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали).

Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения

конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном

чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического

чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков,

таблиц);

Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают

широчайшими возможностями для использования их в целях формирования

функциональной грамотности учащихся.