Автор: Усманова Эльмира Расыховна
Должность: учитель истории и обшествознания
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №18 с татарским языком обучения- "Галэм"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках истории.
Тема: Функциональная грамотность
Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках истории.
«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все
постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения
максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений». Лингвист и психолог Алексей
Алексеевич Леонтьев.
Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть
достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека
решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на
основе преимущественно полученных знаний.
Владеть функциональной грамотностью — обязанность педагога, все нормативные
показатели выстроены с учетом этой компетенции. Важнейшая задача школы связана с
необходимостью построения процесса образования в логике формирования
функциональной грамотности обучающихся по шести направлениям:
математическая грамотность;
читательская грамотность;
естественнонаучная грамотность;
финансовая грамотность;
креативное мышление;
глобальные компетенции.
Выделяют пять способов развития навыков функциональной грамотности.
Критично мыслить: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными
данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений.
Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее
обоснование, кто ее выдает и зачем, какой главный посыл.
Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения,
создавать текст с учетом разных позиций – своей, слушателя (читателя), автора.
Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, учиться понятно для собеседников выражать
свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров,
участвовать в конференциях и форумах.
Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии
науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать
экспертные точки зрения.
Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный
план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.
На уроках истории чаще всего формируются следующие виды функциональной
грамотности:
1) читательская грамотность – способность к пониманию и осмыслению письменных
текстов, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества;
2) математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль
математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в
настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и
мыслящему гражданину;
3) естественно-научная грамотность – способность использовать естественно-научные
знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть
исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов,
основанных
на
наблюдениях
и
экспериментах,
необходимых
для
понимания
окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а
также для принятия соответствующих решений.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская.
В
современном
обществе
умение
работать
с
информацией
становится
обязательным условием успешности.
Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из
нескольких составляющих:
1. Процесс овладения исторической грамотностью: учащиеся определяют временные
рамки изучаемого периода,
соотносят даты
с
веками,
показывают на карте
территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному
аппарату, анализируют роль личности в истории.
2. Процесс обучения - усвоение исторических знаний происходит поэтапно, «от простого
к сложному».
3. Процесс образования – учащиеся владеют общим уровнем исторической культуры,
знакомы с историческими ценностями и стандартами современной цивилизации.
Функциональная грамотность прежде всего, как ученик освоил теоретический
материал, и как он может применить его на практике.
Это возможно, если:
1.
В
учебном
процессе
в
целом
осуществляется
активизация
познавательной
мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке.
2. Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе непрерывно.
3. Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных
дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умение четко
выразить свою мысль).
4. Ученик научен работать с текстом, анализирует его и может дополнять. Умеет найти
нужную информацию в источниках.
5. Умеет полученную информацию соотнести с исторической действительностью.
Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории:
Пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся
возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те
или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события,
расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую
эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
Познавательные
игры,
викторины,
уроки-дебаты, которые
развивают
навыки
сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой
зрения в дискуссиях;
Исторические диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что
формирует письменную грамотность учащихся;
Изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет
учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические
ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
Чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных
и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским
позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны
примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли
оценивает.
Исследовательские работы в форме презентаций,
рефератов,
социологических
опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с
родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая
себя новыми знаниями, очередной раз, убеждаясь в том, какими нравственными
качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали).
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения
конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном
чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического
чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков,
таблиц);
Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают
широчайшими возможностями для использования их в целях формирования
функциональной грамотности учащихся.