Напоминание

Педагогическая копилка из опыта учителя химии

Авторы: Волкова Ольга Викторовна, Яцева Галина Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ Урывская СОШ
Населённый пункт: Село Урыв-Покровка
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическая копилка из опыта учителя химии







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Педагогическая копилка учителя химии.

Учитель

одна

из

профессий,

требующая

постоянного

совершенствования и

самообразования.

В современном мире учитель

является и воспитателем, и режиссёром, и наставником, и навигатором,

помогает обучающимся найти правильный путь в жизни, определиться с

выбором будущей профессии. А всё начинается с уроков в школе, где

учитель старается увлечь своих учеников интересной подачей изучаемого

материала. При этом учитель химии, как и любой другой, ставит перед собой

следующие задачи:

1.

Развитие

личности

учащихся

посредством

реализации

учебного

и

воспитательного потенциала предмета «химия».

2.

Использование новых технологий, элементов технологий, способствующих

повышению мотивации учащихся в овладении химии на разных ступенях

обучения.

3.

Создание благоприятных условий для развития личности.

Чтобы реализовать поставленные задачи, современный учитель должен знать

и уметь применять современные технологии, например, такую технологию, как

педагогика сотрудничества.

Данная технология предполагает в работе

равноправный союз с учащимися. Важно учитывать то, что каждый ребёнок

имеет право на свою точку зрения. Важно выслушать мнение каждого ученика.

Чтобы выявить способности и наклонности обучающихся в той или иной

области, уместно использовать на уроках метод проектов. Этот метод создаёт

благоприятные условия для проявления творческого потенциала учащихся.

Технология

педагогической

диагностики

способствует

выявлению

потенциальных возможностей учащихся.

Очень важной является технология создания благоприятной атмосферы на

уроке.

Конечно же, нельзя забывать о здоровьесберегающих технологиях.

Работа учителя предполагает

использование приемов развивающего

обучения,

исследовательского

метода

обучения,

личностно

ориентированного, инновационных технологий. Под исследовательской

деятельностью учащихся

понимается такая форма организации учебно-

воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой,

исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных

областях науки, техники, искусства. Исследовательская деятельность – это

всегда творческая деятельность. Благодаря такой деятельности учащиеся

вырабатывают умения выявлять проблему, собирать нужную информацию,

наблюдать, проводить эксперимент, анализировать и обобщать. Такая работа

проводится на элективных курсах, частично (как отдельный элемент) – на

уроках (например, проведение лабораторного опыта).

На уроках химии важно применять дифференцированный подход в

обучении. Класс делится на группы по разным значимым признакам: темп

усвоения материала и по уровню знаний.

Чтобы выявить эти признаки необходимо провести диагностику

учащихся: тестирование, проверочные работы, самостоятельные работы,

работы по карточкам. На основании диагностики класс делится на группы,

для каждой группы разрабатываются индивидуальные задания. Система

оценивания заданий ступенчатая:

2 несложных задания на узнавание,

воспроизведение фактов, понятий и определений – выставляется оценка 3.

Например,

1) выпишите простые вещества из данного перечня;

2) выпишите в два столбика простые и сложные вещества;

3) дайте определение следующим понятиям: тело, вещества, свойства

веществ;

4) соотнесите химический знак с его названием

Ca железо

S азот

Fe кальций

O сера

N кислород

3 задания средней сложности, требующие мыслительных действий: анализ,

сравнение и деление, классификация по разным признакам, выявление

причинно-следственных связей, задание на обобщение материала и решение

несложных типовых задач – выставляется оценка 4.

Например,

1) объясните, в чем состоит сходство атомов металлов I группы главной

подгруппы, а в чем заключается различие в строении их атомов;

2) дайте классификацию химической реакции по всем известным вам

признакам.

4 – 5 заданий, которые требуют выполнения сложных мыслительных

действий, на обоснование темы, на доказательство (объясни, почему …;

докажи, что…; приведи пример …) – выставляется оценка 5.

Например,

1)

объясни,

почему

металлы

первой

группы

главной

подгруппы

проявляют сильные восстановительные свойства.

Применение

таких

уроков

на

практике

способствует

заинтересованности

в

предмете,

они

дают

возможность

проявить

способности, быть активным участником учебного процесса, не бояться

высказать свое мнение.

С целью закрепления знаний на уроках используются

опорные

конспекты, схемы, алгоритмы, обобщающие таблицы.

Обучающиеся

показывают высокий уровень знаний по предмету. В дальнейшем многие из

них выбирают профессии, связанные с наукой «химия».

Профессионализм учителя заключается не только в том, чтобы

заинтересовать обучающихся в своем предмете, но и в том, чтобы каждому

участнику образовательного процесса было психологически комфортно в

школе, на уроке. Высоких достижений учеников можно достичь тогда, когда

в классе между учителем и учеником есть доверие, взаимное уважение и

открытость.