Автор: Васенёва Ирина Аркадьевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: г. Яранска Кировской области
Наименование материала: Проект для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "В гостях у Глинышка"
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Солнышко» г. Яранска Кировской области
Педагогический проект
« В гости к Глинышку»
Автор:
Васенёва Ирина Аркадьевна
воспитатель МКДОУ детского сада «Солнышко»
г.Яранска Кировской области
высшая квалификационная категория
стаж в должности 29 лет
г. Яранск, 2022 г.
«Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.Сухомлинский
Направленность проекта
Данный педагогический проект направлен на создание условий для поддержки
субъектности воспитанников детского сада, посредством знакомства с народной
игрушкой (Яранским Глинышком)
Использование регионального компонента в совместной с детьми деятельности помогает
в развитии продуктивной деятельности детей, способствует их эстетическому,
познавательному и социальному развитию.
Актуальность и социальная значимость проекта
Одна из главных задач современной системы образования – создание условий для
раскрытия потенциала каждого ребенка. В нормативных документах Российской
Федерации сформулирован социальный заказ для системы образования: воспитание
культурного, инициативного человека, готового самостоятельно принимать решения,
опираясь на свои знания в различных видах деятельности. Для того, чтобы развить все эти
качества в детях, можно использовать средства народной культуры: народные праздники,
игрушки, устное народное творчество.
В ходе бесед с детьми дошкольного возраста о народной игрушке было выявлено, что
дети проявляют к ней интерес, так как она яркая, нарядная, изображает знакомые детям
образы: птиц, животных, людей. Поход в музей города Яранска стал для детей настоящим
открытием. Дети увидели удивительные расписные, глиняные образы, сделанные руками
местных
умельцев,
особенно
привлек
их
внимание
образ
глиняного
мальчика
«Глинышка» о котором в музее рассказали много сказочных историй.
Изучение опыта работы разных авторов Д.И. Колдиной, Н.Б. Халезовой, А.А. Грибовской,
требований примерной образовательной программы «Детство» Т.И. Бабаевой, публикаций
в районных газетах «Отечество», «Народный вестник», журналах «Тайны Яранска»,
статей в интернете, нацелило мена на поиск новых форм, способов, методов и средств
обучения детей дошкольного возраста,
формирующих интерес и положительное
отношение к народным промыслам.
Обращение к отеческому наследию как нельзя лучше воспитывает в детях уважение к
людям, гордость за землю, на которой живёшь, поэтому дети должны знать и изучать
культуру своих предков.
Мои педагогические находки легли в основу построения проектной деятельности по
художественно – эстетическому развитию детей с учетом региональных традиций.
Проблема
Анализ мониторинга познавательного развития показал недостаточность или полное
отсутствие знаний о народном промысле.
Оценка развивающей предметно – пространственной среды группы выявила, что дети
проявляют интерес к народной игрушке, тем самым это позволит начать работу по
художественно-эстетическому воспитанию детей с учетом региональных традиций.
Анализ результатов мониторинга позволил выявить следующие проблемы:
- не в полной мере используются возможности РППС группы и детского сада для
знакомства детей с народной игрушкой Яранским Глинышком.
- низкая педагогическая грамотность и заинтересованность родителей в вопросах
приобщения детей к народной культуре.
Вся эта ситуация нацелила меня на поиск новых форм, способов и методов, которые
сформируют интерес к местным народным промыслам.
2
Цель проекта:
знакомство детей дошкольного возраста с народной игрушкой, создание условий для
развития детского творчества, художественного вкуса, посредством обучения лепки из
глины и пластилина.
Задачи:
1.
Способствовать формированию начальных представлений детей о народной
игрушке Яранском Глинышке.
2.
Развивать
творческие
способности
детей,
инициативность
путем
экспериментирования с глиной и пластилином.
3.
Создать необходимую для реализации проекта развивающую предметно-
пространственную среду в группе.
4.
Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, любовь
к родному краю.
5.
Повысить
педагогическую
грамотность
и
активность
сотрудничества
родителей в вопросах патриотического воспитания.
Принципы работы:
Системность и последовательность (беседы, рассматривание глиняных
игрушек, наблюдение, игры, чтение художественной литературы, народный жанр –
сказки, упражнения и др.)
Преемственность
(каждый
следующий
этап
базируется
на
уже
сформированном предыдущем)
Поддержка субъектности ребенка, учет его интересов и активности.
Здоровье сберегающий принцип (смена видов деятельности)
Направления работы:
1.Создание и обновление развивающей предметно- пространственной среды группы
(центр «В гости к Глинышку»);
2. Реализация программы кружка «В гости к Глинышку»;
3.Сотрудничество с семьями воспитанников;
4. Взаимодействие детского сада с другими учреждениями и социумом.
Ожидаемые результаты в ходе проектной деятельности:
1.
Создание развивающей предметно – пространственной среды в группе детского
сада, способствующей познавательному развитию детей дошкольного возраста.
2.
Разработка и реализация системы работы направленной на внедрение
регионального компонента в практику работы ДОО.
3.
Улучшение показателей познавательного развития детей дошкольного возраста
4.
Повышение педагогической грамотности и активности сотрудничества родителей в
вопросах патриотического воспитания.
5.
Будут созданы условия для проявления выразительных глиняных образов в
процессе создания и презентации творческого продукта.
6.
Дети научатся самостоятельно планировать свою деятельность, добиваться
результата, оценивать его.
7.
Повышение уровня освоения программы по художественно-эстетическому
развитию
8.
Разнообразные формы сотрудничества с семьей помогут повышению интереса
родителей к народным промыслам, тем самым повысится их активность.
9.
У детей сформируется положительное отношение к глиняному промыслу, как к
культурному наследию родного края.
3
Ресурсное обеспечение
Изобразительное, наглядное пособие: иллюстрации с изображением героя «Глинышка»,
глиняных игрушек и народного прикладного искусства.
Графические наглядные пособия: схемы, технологическая последовательность
изготовления глиняных игрушек. Мультимедийная презентация, использование
музыкальных произведений для осуществления задуманного в НОД.
Программа работы кружка составлена на основе перспективно – тематического
планирования по художественно – эстетическому развитию, сюда же входит план
взаимодействия с учреждениями культуры: музеем, библиотекой и домом детского
творчества.
Срок реализации проекта: сентябрь 2022 года – май 2023 года
Возраст детей: дети подготовительной группы (6-7 лет)
Тип проекта: творческий.
Поэтапное развитие проектной деятельности(этапы реализации проекта):
1-ый этап - подготовительный включал в себя работу с детьми и родителями.
Обсуждение темы, в ходе которой мы с детьми обсуждали, кто такой Глинышек, откуда
он взялся и где с ним можно познакомиться, где увидеть мастерство народных умельцев, а
именно создание игрушек из глины. Было принято решениепосетить городской музей, где
дети познакомились с творчеством местных умельцев,узнали кто такой Глинышек,
услышали рассказ о том, как его создавали. Дети заинтересовались глиняным
творчеством, их интерес и явился реализацией для создания совместных глиняных
образов.
Обогащение развивающей среды явилось одним из важных условий реализации
регионального компонента.В группе был оборудован центр для лепки, он включал в себя
различные материалы, способствующие индивидуальному или совместному решению
какой- то проблемы:
Цветные коробки с пластилином и глиной влекли к себе детей, хотелось отщипнуть
кусочек, поэкспериментировать с соленым тестом.
Различные схемы лепки разных образов, иллюстрации, фото с героем образа
Глинышка способствовали обсуждению с товарищами и педагогом новой
информации о своих способностях и приключениях глиняного мальчика в образе
мягкой игрушки, сделанной своими руками.
Коробки со стеками разной формы, разные оттиски, печати, доски для лепки,
природный и бросовый материал в ярких ведерках, все это осуществляло детский
замысел.Специальная подставка в виде лесенки, служила своеобразным подиумом,
на котором дети могли расположить свою поделку, продемонстрировать ее.
Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры:
фотоматериалы, открытки, иллюстрации, тематические папки, народные игрушки и
предметы прикладного искусства.
Художественная литература по народному фольклору (песенки, потешки, сказки).
Организация и создание мини – музея в детском саду «Горница» на подготовительном
этапе позволило познакомить детей с различными предметами старины и быта, там же
был выделен уголок Глинышка, где проходили выставки работ детей из глины и
пластилина.
Ценность мини - музея в том, что все экспонаты можно брать в руки, рассматривать,
переставлять. Задача воспитателя состоит в том, чтобы познакомить ребят с историей
развития того или иного художественного промысла, пробудить интерес к народному
искусству, подарить радость творчества.
4
В «Горнице» происходит знакомство детей с православными праздниками и традициями
русского народа, а так же проходят различные тематические выставки: «Дымково»,
«Гжель», «Из истории русского народного костюма», «Умелые руки» и др. Здесь же
размещаются поделки из глины и пластилина. Выставка открыта для всех, сюда могут
прийти и дети, и родители, а так же гости из других детских садов района.
2-й этап- основной. На этом этапе происходила реализация проекта.
Дети лепят фигуры не только птиц и животных, но и людей, а также сказочных
персонажей («Дымковская барышня», «Василиса прекрасная», «Конь-огонь») и др. В этом
возрасте дети сами могут выбирать тему, способы лепки, украшать изделия, поэтому
занятия по замыслу должны быть обязательно включены в перспективное планирование.
Они предоставляют простор для проявления творчества и инициативы, всё больше
занятия предусматривают коллективные работы («Страна динозавров», «Город мастеров»,
«В гостях у сказки»). Игрушки, вылепленные детьми, раз за разом пополняют уголок
творчества в группе. Дети могут использовать их в играх, а ещё как подарки и сувениры.
Занятия лепкой научили детей планировать свою деятельность, выполнять её, добиваться
результата, оценивать его, исправлять что-то по необходимости, ставить новые цели. Так,
постепенно, у детей пробуждалась положительная эмоциональная отзывчивость к образу
глиняного мальчика, а вместе с тем любовь и уважение к народному творчеству.
Действуя с пластилином и глиной,
дети узнавали, что пластилин универсальный
материал, а глина более полезный, потому что успокаивает. Лепка из глины была делом
трудоёмким, но творила чудеса! Рассматривая свои изделия, дети часто не верили, что они
так могут и гордились этим. Социальная значимость художественно-эстетического
развития состоит в совместной продуктивной деятельности, объединяет детей общей
целью, заданием, радостями, переживаниями за общее дело. Здесь имеет место
распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в этой деятельности,
ребенок познает азы социальных отношений, учится уступать желаниям сверстников или
убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата. Не
секрет, что социально значимая мотивация положительно воздействует, как на отношение
детей к продукту деятельности, так и на сами отношения, возникающие во время занятий.
3-й этап- заключительный. Подведение итогов по проектной деятельности.
Огромную
роль
в
осуществлении
замысла
оказало
сотрудничество
с
семьями
воспитанников.
Работа с глиной дело хлопотное, чтобы чему-то научить ребенка, нужно сделать это
вместе с ним и сделать несколько раз. Вот почему так необходимо в этом деле
родительское участие. Чтобы родители поддерживали постоянный интерес к совместному
творчеству, нужны не только беседы и консультации. Я приглашаю родителей на занятия,
организую совместные выставки, все это дает положительные результаты. Родителям все
чаще хочется организовать свободное время ребенка с пользой для него. Примером этому
служат совместные походы в городской музей, на выставки народно – прикладного
искусства, в частности глиняной игрушки, которые проходят в нашем городе. Опрос
показал, что 95% родителей увидели в этом огромную пользу для своего ребенка. Походы
пробудили интерес к совместному творчеству, тем самым способствовали организации
различных выставок на тему «Вместе с мамой и папой». Родители стали приносить в
группу совместные поделки, обменивались опытом, а дети счастливые дарили их друг
другу, все это настраивало на позитивные детско-родительские отношения.
Взаимодействие детского сада с другими учреждениями и социумом играют тоже
немаловажную роль. Благодаря походам в детскую библиотеку, дети узнавали всё новую
информацию о возрождении и воплощении в жизнь глиняного мальчика. Они узнавали,
что Глинышку посвящают сказки и серии анимационных фильмов. В детской библиотеке
дети познакомились с идеями автора и идейного вдохновителя социального проекта
5
«Бренд Глинышек» краеведа и историко-исследователя Вятского края – Кабанова Вадима
Борисовича.
В городском музее познакомились со «Сказочной картой России», с творчеством мастеров
глиняной игрушки Яранского района Нины Михайловны Колчиной, Людмилы
Николаевны Лутошкиной, Ираиды Владимировны Якушковой, дети увидели свистульки
из глины в виде забавных обликов зверюшек и птиц.
Побывали на выставке народной игрушки в районном
Доме детского творчества.
Благодаря совместным экскурсиям дети узнали об особенностях и традициях нашего края,
познакомились с искусством мастеров, получили первичные представления и сведения о
том, кто такой Глинышек и где его «Родина», в чём его уникальность.
Поэтому, благодаря экскурсиям было принято решение на общем совете организовать
выставку детских поделок из глины и пластилина «Вместе с мамой и папой», а так же
показать мастер-класс на тему «Корзинка с цветами в подарок маме».
На заключительном этапе дети более самостоятельно участвовали в проекте. Мне же
только приходилось поддерживать детскую инициативу. Работа предполагала обобщение
по широкому кругу интересов детей, способствовала осуществлению совместного
творческого опыта детей и родителей по теме, активно задействовала их знания о
способах изготовления, оформления разных поделок и материалов. Акцент делался на
проявление творчества тех видов деятельности, которые более интересно и более успешно
осваивались. Конечный результат порадовал всех участников проекта.
Критерии результативности проекта
1.
Удовлетворенность родителей по воспитанию детей народной культуре с учетом
региональных традиций.
2.
Положительная динамика познавательного развития детей: дети имеют первичные
представления о своей семье, родном крае (ближайшем социуме), природе
Кировской
области; проявляют заботу о своей
семье;
имеют первичные
представления об истории родного края; о людях, прославивших Яранский край;
могут рассказать о своем родном городе, назвать его; знают государственную
символику родного города; проявляют интерес к народному творчеству, узнают и
называют изделия народного промысла Кировской области, знают представителей
растительного и животного мира Кировской области; имеют представление о карте
родного края.
3.
Пополнение РППС группы новыми поделками детей из глины.
Перспективы реализации проекта:
Программа по художественно – эстетическому развитию предполагает изучение
традиционно – региональной культуры. Пребывание в социальной среде обогащает детей
жизненными впечатлениями, является эффективным средством развития творческих
способностей дошкольников.
Глиняная игрушка – это кладезь духовности и эстетики и мы должны воспитывать
подрастающее поколение нашего края на своих местных традициях.
В дальнейшем планирую принять участие с выступлением из опыта работы по данному
направлению на районных и окружных методических объединениях.
В случае положительного опыта по реализации регионального компонента «В гости к
Глинышку» система работы с глиной по художественно-эстетическому развитию может
быть внедрена и использована в других группах детского сада и города.
6