Напоминание

"В гостях у Глинышка"

Автор: Васенёва Ирина Аркадьевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: г. Яранска Кировской области
Наименование материала: Проект для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "В гостях у Глинышка"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад

«Солнышко» г. Яранска Кировской области

Педагогический проект

« В гости к Глинышку»

Автор:

Васенёва Ирина Аркадьевна

воспитатель МКДОУ детского сада «Солнышко»

г.Яранска Кировской области

высшая квалификационная категория

стаж в должности 29 лет

г. Яранск, 2022 г.

«Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.Сухомлинский

Направленность проекта

Данный педагогический проект направлен на создание условий для поддержки

субъектности воспитанников детского сада, посредством знакомства с народной

игрушкой (Яранским Глинышком)

Использование регионального компонента в совместной с детьми деятельности помогает

в развитии продуктивной деятельности детей, способствует их эстетическому,

познавательному и социальному развитию.

Актуальность и социальная значимость проекта

Одна из главных задач современной системы образования – создание условий для

раскрытия потенциала каждого ребенка. В нормативных документах Российской

Федерации сформулирован социальный заказ для системы образования: воспитание

культурного, инициативного человека, готового самостоятельно принимать решения,

опираясь на свои знания в различных видах деятельности. Для того, чтобы развить все эти

качества в детях, можно использовать средства народной культуры: народные праздники,

игрушки, устное народное творчество.

В ходе бесед с детьми дошкольного возраста о народной игрушке было выявлено, что

дети проявляют к ней интерес, так как она яркая, нарядная, изображает знакомые детям

образы: птиц, животных, людей. Поход в музей города Яранска стал для детей настоящим

открытием. Дети увидели удивительные расписные, глиняные образы, сделанные руками

местных

умельцев,

особенно

привлек

их

внимание

образ

глиняного

мальчика

«Глинышка» о котором в музее рассказали много сказочных историй.

Изучение опыта работы разных авторов Д.И. Колдиной, Н.Б. Халезовой, А.А. Грибовской,

требований примерной образовательной программы «Детство» Т.И. Бабаевой, публикаций

в районных газетах «Отечество», «Народный вестник», журналах «Тайны Яранска»,

статей в интернете, нацелило мена на поиск новых форм, способов, методов и средств

обучения детей дошкольного возраста,

формирующих интерес и положительное

отношение к народным промыслам.

Обращение к отеческому наследию как нельзя лучше воспитывает в детях уважение к

людям, гордость за землю, на которой живёшь, поэтому дети должны знать и изучать

культуру своих предков.

Мои педагогические находки легли в основу построения проектной деятельности по

художественно – эстетическому развитию детей с учетом региональных традиций.

Проблема

Анализ мониторинга познавательного развития показал недостаточность или полное

отсутствие знаний о народном промысле.

Оценка развивающей предметно – пространственной среды группы выявила, что дети

проявляют интерес к народной игрушке, тем самым это позволит начать работу по

художественно-эстетическому воспитанию детей с учетом региональных традиций.

Анализ результатов мониторинга позволил выявить следующие проблемы:

- не в полной мере используются возможности РППС группы и детского сада для

знакомства детей с народной игрушкой Яранским Глинышком.

- низкая педагогическая грамотность и заинтересованность родителей в вопросах

приобщения детей к народной культуре.

Вся эта ситуация нацелила меня на поиск новых форм, способов и методов, которые

сформируют интерес к местным народным промыслам.

2

Цель проекта:

знакомство детей дошкольного возраста с народной игрушкой, создание условий для

развития детского творчества, художественного вкуса, посредством обучения лепки из

глины и пластилина.

Задачи:

1.

Способствовать формированию начальных представлений детей о народной

игрушке Яранском Глинышке.

2.

Развивать

творческие

способности

детей,

инициативность

путем

экспериментирования с глиной и пластилином.

3.

Создать необходимую для реализации проекта развивающую предметно-

пространственную среду в группе.

4.

Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, любовь

к родному краю.

5.

Повысить

педагогическую

грамотность

и

активность

сотрудничества

родителей в вопросах патриотического воспитания.

Принципы работы:

Системность и последовательность (беседы, рассматривание глиняных

игрушек, наблюдение, игры, чтение художественной литературы, народный жанр –

сказки, упражнения и др.)

Преемственность

(каждый

следующий

этап

базируется

на

уже

сформированном предыдущем)

Поддержка субъектности ребенка, учет его интересов и активности.

Здоровье сберегающий принцип (смена видов деятельности)

Направления работы:

1.Создание и обновление развивающей предметно- пространственной среды группы

(центр «В гости к Глинышку»);

2. Реализация программы кружка «В гости к Глинышку»;

3.Сотрудничество с семьями воспитанников;

4. Взаимодействие детского сада с другими учреждениями и социумом.

Ожидаемые результаты в ходе проектной деятельности:

1.

Создание развивающей предметно – пространственной среды в группе детского

сада, способствующей познавательному развитию детей дошкольного возраста.

2.

Разработка и реализация системы работы направленной на внедрение

регионального компонента в практику работы ДОО.

3.

Улучшение показателей познавательного развития детей дошкольного возраста

4.

Повышение педагогической грамотности и активности сотрудничества родителей в

вопросах патриотического воспитания.

5.

Будут созданы условия для проявления выразительных глиняных образов в

процессе создания и презентации творческого продукта.

6.

Дети научатся самостоятельно планировать свою деятельность, добиваться

результата, оценивать его.

7.

Повышение уровня освоения программы по художественно-эстетическому

развитию

8.

Разнообразные формы сотрудничества с семьей помогут повышению интереса

родителей к народным промыслам, тем самым повысится их активность.

9.

У детей сформируется положительное отношение к глиняному промыслу, как к

культурному наследию родного края.

3

Ресурсное обеспечение

Изобразительное, наглядное пособие: иллюстрации с изображением героя «Глинышка»,

глиняных игрушек и народного прикладного искусства.

Графические наглядные пособия: схемы, технологическая последовательность

изготовления глиняных игрушек. Мультимедийная презентация, использование

музыкальных произведений для осуществления задуманного в НОД.

Программа работы кружка составлена на основе перспективно – тематического

планирования по художественно – эстетическому развитию, сюда же входит план

взаимодействия с учреждениями культуры: музеем, библиотекой и домом детского

творчества.

Срок реализации проекта: сентябрь 2022 года – май 2023 года

Возраст детей: дети подготовительной группы (6-7 лет)

Тип проекта: творческий.

Поэтапное развитие проектной деятельности(этапы реализации проекта):

1-ый этап - подготовительный включал в себя работу с детьми и родителями.

Обсуждение темы, в ходе которой мы с детьми обсуждали, кто такой Глинышек, откуда

он взялся и где с ним можно познакомиться, где увидеть мастерство народных умельцев, а

именно создание игрушек из глины. Было принято решениепосетить городской музей, где

дети познакомились с творчеством местных умельцев,узнали кто такой Глинышек,

услышали рассказ о том, как его создавали. Дети заинтересовались глиняным

творчеством, их интерес и явился реализацией для создания совместных глиняных

образов.

Обогащение развивающей среды явилось одним из важных условий реализации

регионального компонента.В группе был оборудован центр для лепки, он включал в себя

различные материалы, способствующие индивидуальному или совместному решению

какой- то проблемы:

Цветные коробки с пластилином и глиной влекли к себе детей, хотелось отщипнуть

кусочек, поэкспериментировать с соленым тестом.

Различные схемы лепки разных образов, иллюстрации, фото с героем образа

Глинышка способствовали обсуждению с товарищами и педагогом новой

информации о своих способностях и приключениях глиняного мальчика в образе

мягкой игрушки, сделанной своими руками.

Коробки со стеками разной формы, разные оттиски, печати, доски для лепки,

природный и бросовый материал в ярких ведерках, все это осуществляло детский

замысел.Специальная подставка в виде лесенки, служила своеобразным подиумом,

на котором дети могли расположить свою поделку, продемонстрировать ее.

Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры:

фотоматериалы, открытки, иллюстрации, тематические папки, народные игрушки и

предметы прикладного искусства.

Художественная литература по народному фольклору (песенки, потешки, сказки).

Организация и создание мини – музея в детском саду «Горница» на подготовительном

этапе позволило познакомить детей с различными предметами старины и быта, там же

был выделен уголок Глинышка, где проходили выставки работ детей из глины и

пластилина.

Ценность мини - музея в том, что все экспонаты можно брать в руки, рассматривать,

переставлять. Задача воспитателя состоит в том, чтобы познакомить ребят с историей

развития того или иного художественного промысла, пробудить интерес к народному

искусству, подарить радость творчества.

4

В «Горнице» происходит знакомство детей с православными праздниками и традициями

русского народа, а так же проходят различные тематические выставки: «Дымково»,

«Гжель», «Из истории русского народного костюма», «Умелые руки» и др. Здесь же

размещаются поделки из глины и пластилина. Выставка открыта для всех, сюда могут

прийти и дети, и родители, а так же гости из других детских садов района.

2-й этап- основной. На этом этапе происходила реализация проекта.

Дети лепят фигуры не только птиц и животных, но и людей, а также сказочных

персонажей («Дымковская барышня», «Василиса прекрасная», «Конь-огонь») и др. В этом

возрасте дети сами могут выбирать тему, способы лепки, украшать изделия, поэтому

занятия по замыслу должны быть обязательно включены в перспективное планирование.

Они предоставляют простор для проявления творчества и инициативы, всё больше

занятия предусматривают коллективные работы («Страна динозавров», «Город мастеров»,

«В гостях у сказки»). Игрушки, вылепленные детьми, раз за разом пополняют уголок

творчества в группе. Дети могут использовать их в играх, а ещё как подарки и сувениры.

Занятия лепкой научили детей планировать свою деятельность, выполнять её, добиваться

результата, оценивать его, исправлять что-то по необходимости, ставить новые цели. Так,

постепенно, у детей пробуждалась положительная эмоциональная отзывчивость к образу

глиняного мальчика, а вместе с тем любовь и уважение к народному творчеству.

Действуя с пластилином и глиной,

дети узнавали, что пластилин универсальный

материал, а глина более полезный, потому что успокаивает. Лепка из глины была делом

трудоёмким, но творила чудеса! Рассматривая свои изделия, дети часто не верили, что они

так могут и гордились этим. Социальная значимость художественно-эстетического

развития состоит в совместной продуктивной деятельности, объединяет детей общей

целью, заданием, радостями, переживаниями за общее дело. Здесь имеет место

распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в этой деятельности,

ребенок познает азы социальных отношений, учится уступать желаниям сверстников или

убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата. Не

секрет, что социально значимая мотивация положительно воздействует, как на отношение

детей к продукту деятельности, так и на сами отношения, возникающие во время занятий.

3-й этап- заключительный. Подведение итогов по проектной деятельности.

Огромную

роль

в

осуществлении

замысла

оказало

сотрудничество

с

семьями

воспитанников.

Работа с глиной дело хлопотное, чтобы чему-то научить ребенка, нужно сделать это

вместе с ним и сделать несколько раз. Вот почему так необходимо в этом деле

родительское участие. Чтобы родители поддерживали постоянный интерес к совместному

творчеству, нужны не только беседы и консультации. Я приглашаю родителей на занятия,

организую совместные выставки, все это дает положительные результаты. Родителям все

чаще хочется организовать свободное время ребенка с пользой для него. Примером этому

служат совместные походы в городской музей, на выставки народно – прикладного

искусства, в частности глиняной игрушки, которые проходят в нашем городе. Опрос

показал, что 95% родителей увидели в этом огромную пользу для своего ребенка. Походы

пробудили интерес к совместному творчеству, тем самым способствовали организации

различных выставок на тему «Вместе с мамой и папой». Родители стали приносить в

группу совместные поделки, обменивались опытом, а дети счастливые дарили их друг

другу, все это настраивало на позитивные детско-родительские отношения.

Взаимодействие детского сада с другими учреждениями и социумом играют тоже

немаловажную роль. Благодаря походам в детскую библиотеку, дети узнавали всё новую

информацию о возрождении и воплощении в жизнь глиняного мальчика. Они узнавали,

что Глинышку посвящают сказки и серии анимационных фильмов. В детской библиотеке

дети познакомились с идеями автора и идейного вдохновителя социального проекта

5

«Бренд Глинышек» краеведа и историко-исследователя Вятского края – Кабанова Вадима

Борисовича.

В городском музее познакомились со «Сказочной картой России», с творчеством мастеров

глиняной игрушки Яранского района Нины Михайловны Колчиной, Людмилы

Николаевны Лутошкиной, Ираиды Владимировны Якушковой, дети увидели свистульки

из глины в виде забавных обликов зверюшек и птиц.

Побывали на выставке народной игрушки в районном

Доме детского творчества.

Благодаря совместным экскурсиям дети узнали об особенностях и традициях нашего края,

познакомились с искусством мастеров, получили первичные представления и сведения о

том, кто такой Глинышек и где его «Родина», в чём его уникальность.

Поэтому, благодаря экскурсиям было принято решение на общем совете организовать

выставку детских поделок из глины и пластилина «Вместе с мамой и папой», а так же

показать мастер-класс на тему «Корзинка с цветами в подарок маме».

На заключительном этапе дети более самостоятельно участвовали в проекте. Мне же

только приходилось поддерживать детскую инициативу. Работа предполагала обобщение

по широкому кругу интересов детей, способствовала осуществлению совместного

творческого опыта детей и родителей по теме, активно задействовала их знания о

способах изготовления, оформления разных поделок и материалов. Акцент делался на

проявление творчества тех видов деятельности, которые более интересно и более успешно

осваивались. Конечный результат порадовал всех участников проекта.

Критерии результативности проекта

1.

Удовлетворенность родителей по воспитанию детей народной культуре с учетом

региональных традиций.

2.

Положительная динамика познавательного развития детей: дети имеют первичные

представления о своей семье, родном крае (ближайшем социуме), природе

Кировской

области; проявляют заботу о своей

семье;

имеют первичные

представления об истории родного края; о людях, прославивших Яранский край;

могут рассказать о своем родном городе, назвать его; знают государственную

символику родного города; проявляют интерес к народному творчеству, узнают и

называют изделия народного промысла Кировской области, знают представителей

растительного и животного мира Кировской области; имеют представление о карте

родного края.

3.

Пополнение РППС группы новыми поделками детей из глины.

Перспективы реализации проекта:

Программа по художественно – эстетическому развитию предполагает изучение

традиционно – региональной культуры. Пребывание в социальной среде обогащает детей

жизненными впечатлениями, является эффективным средством развития творческих

способностей дошкольников.

Глиняная игрушка – это кладезь духовности и эстетики и мы должны воспитывать

подрастающее поколение нашего края на своих местных традициях.

В дальнейшем планирую принять участие с выступлением из опыта работы по данному

направлению на районных и окружных методических объединениях.

В случае положительного опыта по реализации регионального компонента «В гости к

Глинышку» система работы с глиной по художественно-эстетическому развитию может

быть внедрена и использована в других группах детского сада и города.

6