Напоминание

"Адвент-календарь как способ развития естественнонаучной функциональной грамотности"

Автор: Богданова Евгения Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 48 "Дельфинёнок"
Населённый пункт: города Димитровграда Ульяновской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Адвент-календарь как способ развития естественнонаучной функциональной грамотности"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 48 «Дельфинёнок» города Димитровграда Ульяновской области»

Данные педагога (ФИО, должность)

1. Богданова Евгения Сергеевна, воспитатель

Название (тема) практики «Адвент-календарь как способ развития естественнонаучной

функциональной грамотности»

Актуальность.

Функциональная грамотность как средство развития предпосылок к учебной

деятельности дошкольников ставит перед воспитателем задачу находить новые технологии и

идеи для оптимизации образовательной и воспитательной работы.

Мы, подбирая для себя универсальную технологию помнили, что дети познают

окружающий мир через игру, поэтому хотелось, чтобы в основе технологии была игра. На

помощь нам пришёл адвент-календарь! Адвент (от лат. adventus - пришествие) - время

ожидания.

Это

один

из

замечательных

способов

раскрасить

ожидание

праздника

радостными, познавательными и полезными событиями. Почему адвент-календарь?

Для детей адвент-календарь это игра, направленная на развитие познавательной

деятельности в любой из пяти образовательных областей, на развитие самостоятельности и

умения применить свои знания на практике. Для нас, как педагогов, это одна из игровых

технологий,

с

помощью

которой

можно

развивать

предпосылки

функциональной

грамотности. С помощью адвент-календаря можно заранее продумать методы и приемы,

составить гибкий план ознакомления с любой лексической темой календарного плана.

Мы решили использовать технологию адвент-календарь как основу развития одного

из направлений функциональной грамотности-естественнонаучного. Календарь содержит

тематические

дни,

которые

заканчиваются

каким-либо

событием

или

итоговым

мероприятием. Использование с детьми адвент-календаря это возможность наполнить чем-

то запоминающимся и необычным каждую смену времен года, знакомить с экологическими

праздниками круглый год, развивать интерес к значимым событиям.

Содержание практики

Наш адвент-календарь изготовлен в форме большой книги, открывая которую можно

увидеть, двенадцать ячеек-кармашков. Число дней адвент-книги зависит от выбранной темы

и может длиться от трех дней до 12 дней до знаменательного события, количество дней

выбирается воспитателем. В каждом кармашке спрятано игровое задание или сюрприз,

связанное с изучаемой темой. Адвент-книга предполагает свои правила: один день - одно

задание. Задания добавляются ежедневно, рассматриваются с детьми на утреннем круге.

Наполнителями кармашек могут быть маленькие игрушки, наклейки или картинка с

заданием, которое выполнить необходимо именно в этот день. Задания необходимо

подбирать с учетом возраста, возможностей и интереса детей, при этом разной

направленности. В процессе использования адвент-книги позволяет решать неограниченное

количество образовательных и воспитательных задач, причем сделать это ненавязчиво, в

игровой, занимательной форме.

Наш алгоритм работы с использованием адвент-книги состоит из трех этапов. Все

этапы

содержат

три

основные

компетенции

(задачи)

воспитанников

в

области

естественнонаучной грамотности. Примерное планирование представлено в Таблице № 1.

1.Подготовительный

этап

включает

первую

компетенцию:

умение

объяснять

природные явления, давать им описание, объяснение.

На этом этапе, за несколько дней до какого-либо экологического праздника или

события, мы планируем работу с детьми , подбираем задания или готовим небольшие

сюрпризы.

2.Практический этап включает вторую компетенцию : умение отвечать на вопросы и

понимание особенностей естественнонаучного исследования.

На этом этапе начинается знакомство детей с игровыми заданиями по теме значимого

события. через разные виды детской деятельности. В нашей адвент-книге обязательно

содержится 4 вида, которые могут дать объяснения какому-либо природному явлению или

событию: -Чтение художественной литературы

-Познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование

-Продуктивная деятельность

-Игровая деятельность: развивающие игры (словесные, настольные,

интерактивные и т.д.). подвижные игры.

3 Событийный этап

включает третью компетенцию:

обработать все собранные

данные.На этом этапе подводятся итоги изученного детьми и начинается естественно-

научное объяснение экологического события в форме экологического праздника или

итогового мероприятия.

Таблица № 1 Планирование экологического праздника «День зимующих птиц»

Дата

Адвент-

книга

Сюрприз в

кармашке

книги

Цель

материал

Краткое описание

10.01.

2023

День

первый

Перо

птицы

Закреплять

представления

о

птицах,

о значении

перьев в жизни птиц

через познавательно-

исследовательскую

деятельность

и

побуждать

детей

к

выполнению

элементарных опытов

Набор

для

исследования:

перья маховые

и

пуховые,

камни,

молнии,

проволока,

микроскоп

Почему

птиц

называют пернатыми.

Проводим опыты и

эксперименты

с

перьями.

11.01.

2023

день

второй

Семечки,

картинка

птичьи

следы

Развивать

у

детей

интерес

и

наблюдательность,

умение

определять

птиц по их следам

Картинки-

правила

кормления

птиц.

Интерактивная

игра

«Чем

кормить

птиц?».

Игровая

ситуация

«Как и чем кормить

птиц?».

Интерактивная

игра

«Чем

покормить

птиц?»

Посещение

«Птичьей

столовой»

12.01.

2023

День

третий

Книжка-

малышка о

птицах

Цель:

Закрепление

знаний о птицах через

художественную

литературу.

Загадки

про

птиц.

Стихотворени

е «Покормите

птиц зимой!»

Посещение

библиотеки

ДОУ.

Чтение книг по теме

«ПТИЦЫ».

13.01.

2023

Событие

«День

зимующи

х птиц»

Календарь

с

отмеченной

датой

Цель: узнать почему

празднуют

День

зимующих птиц?

Картинки

зимующих

птиц

Игрушка-

ворон

Шапочки

для

подвижной

игры

Соленое тесто

Формочки

«птичка»

Гуашь, кисти

Цель этого праздника

привлечь внимания к

тому, что зимой

птицам, не улетевшим

в теплые края трудно

найти себе

пропитание. История

праздника связана с

автором

стихотворения

"Покормите птиц

зимой" Александром

Яшиным и писателем

Евгением Носовым.

Адвент-книгу можно использовать в организации образовательной деятельности как

основу структуры НОД. Желание детей открыть тайны в кармашках служит мотивацией к

выполнению заданий, а открывая их один за одним, можно построить всё образовательное

мероприятие. Открывая последний кармашек в конце занятия, можно провести рефлексию.

Развивая функциональную грамотность естественнонаучной направленности важно в

экологических

мероприятиях,

не

столько

воспроизведение

знакомых

произведений,

стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в

переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей,

умению находить решения из проблемных ситуаций. С помощью адвен-книги решаются и

воспитательные

задачи:

воспитание

экологической

культуры

дошкольников,

основ

экологически правильного поведения и нравственных качеств.

Один из способов ознакомления с экологическими событиями, привлечения

внимания к существующим на сегодняшний день экологическим проблемам, является

экологический календарь. Наш экологический календарь содержит следующие события:

15 января – день зимующих птиц в России

1 марта – день кошек в России

22 марта – День равноденствия (жаворонок)

1 апреля – Всемирный день птиц

22 апреля – Всемирный день Земли

14 мая – день посадки деревьев в России

5 июня – Всемирный день окружающей среды

4 октября – Всемирный день животных

12 ноября – Синичкин день

30 ноября – День домашних животных

4 декабря – День угощения птиц и белок

Наша практика использование может использоваться со второй младшей группы. Адвент –

книга— это

универсальный

инструмент для

организации

совместной

деятельности

деятельности с детьми в форме игры (сюрпризные моменты несут большой эмоциональный

заряд, стимулируют развитие творческой фантазии, удовлетворяют жажду открытия

окружающего мира), для работы с родителями, так и для реализации любых педагогических

задач воспитателя, будь то воспитательные, образовательные или развивающие. Дети учатся

быть

инициативными

в

выборе

интересующего

их

вида

деятельности,

проявляют

самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации и

гармоническому развитию личности. Все эти качества и есть основа функциональной

грамотности!

Список литературы

1.Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - Москва: Просвещение,

1980. – 224 с.

2.Виноградова Н

.

Ф. Воспитателю о работе с семьей. – Москва: Просвещение, 1989. – 173 с.

3.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. –

Москва: Просвещение, 1978. – 168 с.

4.Гакровская М.М. Уголок природы в детском саду. – Москва: Просвещение, 1989. – 156 с.

5.Лучин М.В. Детям о природе. – Москва: Просвещение, 1989. – 183 с.

6.Нидон К. Растения и животные. Руководство для натуралиста. – Москва: Просвещение,

1991. – 118 с.

7.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – Москва: ОЛМА-

пресс, 2000. – 237 с.