Автор: Богданова Евгения Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 48 "Дельфинёнок"
Населённый пункт: города Димитровграда Ульяновской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Адвент-календарь как способ развития естественнонаучной функциональной грамотности"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 48 «Дельфинёнок» города Димитровграда Ульяновской области»
Данные педагога (ФИО, должность)
1. Богданова Евгения Сергеевна, воспитатель
Название (тема) практики «Адвент-календарь как способ развития естественнонаучной
функциональной грамотности»
Актуальность.
Функциональная грамотность как средство развития предпосылок к учебной
деятельности дошкольников ставит перед воспитателем задачу находить новые технологии и
идеи для оптимизации образовательной и воспитательной работы.
Мы, подбирая для себя универсальную технологию помнили, что дети познают
окружающий мир через игру, поэтому хотелось, чтобы в основе технологии была игра. На
помощь нам пришёл адвент-календарь! Адвент (от лат. adventus - пришествие) - время
ожидания.
Это
один
из
замечательных
способов
раскрасить
ожидание
праздника
радостными, познавательными и полезными событиями. Почему адвент-календарь?
Для детей адвент-календарь это игра, направленная на развитие познавательной
деятельности в любой из пяти образовательных областей, на развитие самостоятельности и
умения применить свои знания на практике. Для нас, как педагогов, это одна из игровых
технологий,
с
помощью
которой
можно
развивать
предпосылки
функциональной
грамотности. С помощью адвент-календаря можно заранее продумать методы и приемы,
составить гибкий план ознакомления с любой лексической темой календарного плана.
Мы решили использовать технологию адвент-календарь как основу развития одного
из направлений функциональной грамотности-естественнонаучного. Календарь содержит
тематические
дни,
которые
заканчиваются
каким-либо
событием
или
итоговым
мероприятием. Использование с детьми адвент-календаря это возможность наполнить чем-
то запоминающимся и необычным каждую смену времен года, знакомить с экологическими
праздниками круглый год, развивать интерес к значимым событиям.
Содержание практики
Наш адвент-календарь изготовлен в форме большой книги, открывая которую можно
увидеть, двенадцать ячеек-кармашков. Число дней адвент-книги зависит от выбранной темы
и может длиться от трех дней до 12 дней до знаменательного события, количество дней
выбирается воспитателем. В каждом кармашке спрятано игровое задание или сюрприз,
связанное с изучаемой темой. Адвент-книга предполагает свои правила: один день - одно
задание. Задания добавляются ежедневно, рассматриваются с детьми на утреннем круге.
Наполнителями кармашек могут быть маленькие игрушки, наклейки или картинка с
заданием, которое выполнить необходимо именно в этот день. Задания необходимо
подбирать с учетом возраста, возможностей и интереса детей, при этом разной
направленности. В процессе использования адвент-книги позволяет решать неограниченное
количество образовательных и воспитательных задач, причем сделать это ненавязчиво, в
игровой, занимательной форме.
Наш алгоритм работы с использованием адвент-книги состоит из трех этапов. Все
этапы
содержат
три
основные
компетенции
(задачи)
воспитанников
в
области
естественнонаучной грамотности. Примерное планирование представлено в Таблице № 1.
1.Подготовительный
этап
включает
первую
компетенцию:
умение
объяснять
природные явления, давать им описание, объяснение.
На этом этапе, за несколько дней до какого-либо экологического праздника или
события, мы планируем работу с детьми , подбираем задания или готовим небольшие
сюрпризы.
2.Практический этап включает вторую компетенцию : умение отвечать на вопросы и
понимание особенностей естественнонаучного исследования.
На этом этапе начинается знакомство детей с игровыми заданиями по теме значимого
события. через разные виды детской деятельности. В нашей адвент-книге обязательно
содержится 4 вида, которые могут дать объяснения какому-либо природному явлению или
событию: -Чтение художественной литературы
-Познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование
-Продуктивная деятельность
-Игровая деятельность: развивающие игры (словесные, настольные,
интерактивные и т.д.). подвижные игры.
3 Событийный этап
включает третью компетенцию:
обработать все собранные
данные.На этом этапе подводятся итоги изученного детьми и начинается естественно-
научное объяснение экологического события в форме экологического праздника или
итогового мероприятия.
Таблица № 1 Планирование экологического праздника «День зимующих птиц»
Дата
Адвент-
книга
Сюрприз в
кармашке
книги
Цель
материал
Краткое описание
10.01.
2023
День
первый
Перо
птицы
Закреплять
представления
о
птицах,
о значении
перьев в жизни птиц
через познавательно-
исследовательскую
деятельность
и
побуждать
детей
к
выполнению
элементарных опытов
Набор
для
исследования:
перья маховые
и
пуховые,
камни,
молнии,
проволока,
микроскоп
Почему
птиц
называют пернатыми.
Проводим опыты и
эксперименты
с
перьями.
11.01.
2023
день
второй
Семечки,
картинка
птичьи
следы
Развивать
у
детей
интерес
и
наблюдательность,
умение
определять
птиц по их следам
Картинки-
правила
кормления
птиц.
Интерактивная
игра
«Чем
кормить
птиц?».
Игровая
ситуация
«Как и чем кормить
птиц?».
Интерактивная
игра
«Чем
покормить
птиц?»
Посещение
«Птичьей
столовой»
12.01.
2023
День
третий
Книжка-
малышка о
птицах
Цель:
Закрепление
знаний о птицах через
художественную
литературу.
Загадки
про
птиц.
Стихотворени
е «Покормите
птиц зимой!»
Посещение
библиотеки
ДОУ.
Чтение книг по теме
«ПТИЦЫ».
13.01.
2023
Событие
«День
зимующи
х птиц»
Календарь
с
отмеченной
датой
Цель: узнать почему
празднуют
День
зимующих птиц?
Картинки
зимующих
птиц
Игрушка-
ворон
Шапочки
для
подвижной
игры
Соленое тесто
Формочки
«птичка»
Гуашь, кисти
Цель этого праздника
привлечь внимания к
тому, что зимой
птицам, не улетевшим
в теплые края трудно
найти себе
пропитание. История
праздника связана с
автором
стихотворения
"Покормите птиц
зимой" Александром
Яшиным и писателем
Евгением Носовым.
Адвент-книгу можно использовать в организации образовательной деятельности как
основу структуры НОД. Желание детей открыть тайны в кармашках служит мотивацией к
выполнению заданий, а открывая их один за одним, можно построить всё образовательное
мероприятие. Открывая последний кармашек в конце занятия, можно провести рефлексию.
Развивая функциональную грамотность естественнонаучной направленности важно в
экологических
мероприятиях,
не
столько
воспроизведение
знакомых
произведений,
стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в
переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей,
умению находить решения из проблемных ситуаций. С помощью адвен-книги решаются и
воспитательные
задачи:
воспитание
экологической
культуры
дошкольников,
основ
экологически правильного поведения и нравственных качеств.
Один из способов ознакомления с экологическими событиями, привлечения
внимания к существующим на сегодняшний день экологическим проблемам, является
экологический календарь. Наш экологический календарь содержит следующие события:
15 января – день зимующих птиц в России
1 марта – день кошек в России
22 марта – День равноденствия (жаворонок)
1 апреля – Всемирный день птиц
22 апреля – Всемирный день Земли
14 мая – день посадки деревьев в России
5 июня – Всемирный день окружающей среды
4 октября – Всемирный день животных
12 ноября – Синичкин день
30 ноября – День домашних животных
4 декабря – День угощения птиц и белок
Наша практика использование может использоваться со второй младшей группы. Адвент –
книга— это
универсальный
инструмент для
организации
совместной
деятельности
деятельности с детьми в форме игры (сюрпризные моменты несут большой эмоциональный
заряд, стимулируют развитие творческой фантазии, удовлетворяют жажду открытия
окружающего мира), для работы с родителями, так и для реализации любых педагогических
задач воспитателя, будь то воспитательные, образовательные или развивающие. Дети учатся
быть
инициативными
в
выборе
интересующего
их
вида
деятельности,
проявляют
самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации и
гармоническому развитию личности. Все эти качества и есть основа функциональной
грамотности!
Список литературы
1.Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - Москва: Просвещение,
1980. – 224 с.
2.Виноградова Н
.
Ф. Воспитателю о работе с семьей. – Москва: Просвещение, 1989. – 173 с.
3.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. –
Москва: Просвещение, 1978. – 168 с.
4.Гакровская М.М. Уголок природы в детском саду. – Москва: Просвещение, 1989. – 156 с.
5.Лучин М.В. Детям о природе. – Москва: Просвещение, 1989. – 183 с.
6.Нидон К. Растения и животные. Руководство для натуралиста. – Москва: Просвещение,
1991. – 118 с.
7.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – Москва: ОЛМА-
пресс, 2000. – 237 с.