Автор: Миняева Наталья Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР №123
Населённый пункт: г.Тюмень Тюменская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Интегрированное открытое логопедиское занятие на тему "Космос" в подготовительной группе
Конспект открытого логопедического занятия по
лексической теме «Космос» в подготовительной
группе
Логопед: Ребята, а вы слышали о фильме вызов, он снят
в открытом космосе? Сегодня мы попробуем полететь в
космос. Но для начала скажите мне: кто летает в
космос? (космонавты) Верно. А какими должны быть
космонавты? (сильными, смелыми, храбрыми,
внимательными, осторожными…) А кто был первым
космонавтом? (Юрий Гагарин) Молодцы! Какой
праздник мы отмечаем 12 апреля? (День
Космонавтики).
Для того что бы отправиться в космическое
путешествие, нам необходимо подготовить язычок,
пальчики.
1.Артикуляционная гимнастика «Язычок наш
космонавт».
Сосчитать непросто
В темном небе звезды
(уколы языком в небо)
Чтоб их ближе рассмотреть,
Нужно в космос полететь.
(язык тянется к носу)
Язычок летит в ракете,
(упражнение «Иголочка» Удержать в таком
положении под счёт от 1 до 5 -10.)
Видит яркую комету.
(упражнение «Горка» Удержать в таком положении
под счёт от 1 до 5 -10.)
У кометы длинный хвост.
(упражнение «Расческа»)
Рядом великан Юпитер
(надуть щеки Удержать в таком положении под счёт
от 1 до 5 -10.)
Язычок его увидел
(язык упирается поочередно в левую и правую щеки)
Вокруг шара облетел
(облизать губы круговым движением)
И на землю прилетел!
2. Пальчиковая гимнастика «Космонавт» .
В тёмном небе звёзды светят, (сжимаем и разжимаем
кулачки)
Космонавт летит в ракете. (Ладони сомкнуты над
головой)
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит. (одна рука раскрытые пальцы,
другая рука пальцы полукругом месяц)
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря. (загибают по одному пальцу)
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной. (ладони изображают
шар)
3. Воздушная струя «Ракета»
4. Ребята, а хотели бы вы превратиться в настоящих
космонавтов и отправиться в космос? (ответы детей).
Посмотрите, у вас на столах лежат части от ракеты.
Давайте попробуем собрать ракету, на которой мы
отправимся в наш полет( дети собирают ракету).
В, космонавт, летит, ракете. Космонавт летит
в ракете.
Звёзды, светят, яркие, небе, на. На небе светят
яркие звёзды.
Луна, это, Земля, спутник. Луна – это спутник
земли.
Корабль, на, летит, космический, Луна. Космический
корабль летит на Луну.
Мы, Земля, живем, планета, на. Мы живём на
планете Земля.
К запуску ракеты приготовиться! ( Вытягивает руки
вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы
подняты вверх)
Дети. Есть, приготовиться! (повторяют его
движения)
Логопед: Включить контакты! (Соединяет большие
пальцы рук).
Д.: Есть, включить контакты!
Логопед: Завести мотор!
Д.: Есть, завести мотор! (Круговые движение
кулачками один вокруг другого и произносят звук
«р», в это время логопед начинает обратный отсчет).
Все: 5,4,3,2,1 , ПУСК! (сомкнутые руки вверх).
5.Ребята, смотрите, кто это?(Ответы детей).
Это Инопланетянин. И мне кажется, у него для нас
есть какие-то новости (появляется загадочное письмо)
«Ребята, на моей планете случилась беда- куда-то
исчезли все жители. И если нам не спасти мою
планету, то мне негде будет жить и я погибну.»
Логопед: Ребята, мы поможем Инопланетянину?
(ответы детей). Но для этого нам нужно выполнить
несколько заданий. Вы готовы?(ответы детей)
Игра с «мячом-метеоритом».
Внимание! Опасность ! Мы в зоне метеоритов!
Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны
включить противометеоритную защиту и
отбросить метеориты. Дети встают в круг.
Я буду называть один предмет и бросать
метеорит, а вы будете называть много предметов и
отбрасывать метеорит назад.
Слова: звезда, космонавт, спутник, комета,
планета, луна.
Входим в зону турбулентности. Занять свои места!
(дети садятся). Из центра управления полетами мне
сообщили, что на нашем космическом корабле
возникла перегрузка. Поэтому нам срочно нужно
избавиться от всего лишнего. Держите равновесие,
когда услышите лишнее слово хлопните в ладоши.
Упражнение «Четвертый лишний»
Солнце, Луна, звезда, лампа
Марс, Земля, стол, Сатурн
Ракета, спутник, луноход, самолет
Комета, звезда, млечный путь, лампочка
6. Физкультминутка
Вы сегодня космонавты.
Чтоб отправиться в полёт,
Надо сильным быть и ловким.
Начинаем тренировку:
Штангу с пола поднимаем,
Крепко держим и бросаем.
Быстро бегаем, потом
Приседаем и встаём.
Теперь отправимся на Марс,
Звёзды, в гости ждите нас
7. Подвижная игра «Космонавты»
На полу раскладывают обручи-ракеты (обручей
меньше чем детей в парх). Встать в обруч могут
не более 2 человека. Дети взявшись за пуки идут
по кругу и говорят слова : Ждут нас быстрые
ракеты для прогулок по планетам. На какую
захотим на такую полетим. Но в игре один
секрет – опоздавшим места нет! Вставать
парой спинами и выпрямится.
8. Мы пролетаем мимо незнакомой планеты. И
будем рассматривать животных которые здесь
живут.
Ребята, а вы знаете, что животные тоже летали в
космос? (ответы детей)
Рассказ о первых животных в космосе:
Чтобы узнать, с чем человеку придется столкнуться в
космосе, ученые отправляли на «разведку» животных.
Это были собаки, кролики, мыши, даже
микробы. Собаки более умные животные, чем мыши, но
не все собаки подходили для испытаний. Собак
отбирали по размеру, проводили с ними тренировки,
приучали их к шуму, тряске. Больше всех подошли
обычные дворняги. Первая собака Лайка в 1957 году
была отправлена в космос. За ней наблюдали, но на
Землю она не вернулась. Потом летали в космос Белка и
Стрелка. В 1960 году 19 августа их запустили в космос
на прототипе космического корабля »Восток». Они
пробыли в космосе более суток и благополучно
вернулись обратно. Так ученые доказали, что полет в
космос возможен.
9. Рассмотрите внимательно животное, которое
живёт здесь. Его части тела напоминают
известных нам животных. Давайте составим
предложения об этом невиданном звере, которые
будут начинаться так: “У этого животного…”
Логопед с помощью инструмента “лупа”
выделяет нужную часть тела.
Дети. У этого животного крокодилий хвост.
У этого животного птичьи лапы.
У этого животного поросячий нос.
У этого животного верблюжьи горбы.
У этого животного лошадиные копыта.
10. Кроссворд
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
Ответ: Космонавт
Оно — небесное светило,
Дано, чтобы светло нам было.
Солнце
Хвост ярким пламенем горит,
Она по воздуху летит,
Прощай любимая планета,
На марс везёт меня…(Ракета)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля)
---
Так манит всегда она,
Спутник близкий наш –Луна.
Но уже не сказка- быль-
Он оставил след, где пыль.
Кратер там любой пройдёт!
Это, дети-……. (луноход)