Напоминание

Развитие неречевых функций, необходимых для овладения грамотой, у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Сухорукова Елена Петровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ №26 "Журавушка"
Населённый пункт: Междуреченск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие неречевых функций, необходимых для овладения грамотой, у детей старшего дошкольного возраста







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие неречевых функций, необходимых для овладения грамотой, у

детей старшего дошкольного возраста

Развитие невербальных и вербальных психических процессов

взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их развитие происходит одновременно

и отражаются друг на друге. Безусловно, успешное овладение письмом в

большей мере зависит от сформированности всех сторон устной речи:

звукопроизношения,

фонематического

восприятия,

анализа

и

синтеза,

словаря и грамматического строя речи.

Но становление этого навыка тесно связано и с формированием ряда

других неречевых предпосылок. К ним относятся мелкая и общая моторика

рук, различные виды восприятия и взаимодействия анализаторов: зрительно

пространственного,

слухо

пространственного

гнозиса,

сомато

пространственных

отношений,

развитие

сукцессивных

способностей

ребенка, наглядно – образного мышления. Сюда входит и зрительно –

моторная координация, которая является основой становления любых

произвольных движений, но особое значение приобретает при формировании

графо – моторного навыка письма у детей. Эта предпосылка представляет

собой

базисное

функциональное

образование,

которое

способствует

развитию моторного навыка письма.

Как вид деятельности письмо включает три основные операции:

символическое

обозначение

звуков

речи,

т.е.

фонем;

моделирование

звуковой структуры слова с помощью графических символов и графо –

моторные операции. Каждая из них является как бы самостоятельным

навыком

(подсистемой)

и

имеет

соответствующее

психологическое

обеспечение.

1.

Навык

символизации,

т.е.

буквенного

обозначения

фонем,

формируется на основе развивающихся у ребенка способностей к

символизации

более

широкого

плана:

символической

игры,

изобразительной деятельности и другого. Кроме того, необходимой его

предпосылкой

является

достаточная

зрелость

фонематического

восприятия и языкового сознания.

2.

Моделирование

звуковой

структуры слова

с

помощью

букв.

Реализация данного навыка на начальной стадии обучения грамоте

происходит в два этапа: сначала выполняется установление временной

последовательности фонем, из которых слово состоит, а затем

производится трансформация временной последовательности фонем в

пространственную последовательность букв. Именно второй процесс

протекает у ребенка практически параллельно с фонематическим

анализом и графо – моторными операциями записи букв. Это требует

довольно

сложной

координации

перечисленных

сенсомоторных

процессов и, что особенно важно, оптимальной концентрации и

распределения внимания во время их протекания.

Есть еще один важный навык, который влияет на трудности

осуществления данной операции. Как фонематический анализ, так и

буквенная запись слов являются сукцессивными процессами. Если

способность к удержанию в кратковременной памяти временной

последовательности звуков или символов у ребенка нарушена, это

неизбежно сказывается на овладении письмом.

3.

Графо - моторные навыки являются конечным эффективным звеном

в цепочке операций, составляющих письмо. Они могут оказывать

влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в

целом. Например, наличие затруднений в изображении букв иногда

настолько загружает внимание ребенка, что дезорганизует и все

предшествующие

операции.

Их

формирование

в

онтогенезе

претерпевает значительную эволюцию одновременно с развитием

изобразительной деятельности. Важнейшей функцией, от которой этот

процесс зависит, является зрительно – моторная координация. На

протяжении значительной части дошкольного детства регуляция

изобразительных

движений

осуществляется

преимущественно

на

основе двигательного анализатора.

Особенность письма как комплексного навыка заключается в том,

что оно требует интеграции и координации всех трех перечисленных

операций. Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность,

которая требует определенной степени зрелости многих психических

функций ребенка.