Автор: Сухорукова Елена Петровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ №26 "Журавушка"
Населённый пункт: Междуреченск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие неречевых функций, необходимых для овладения грамотой, у детей старшего дошкольного возраста
Развитие неречевых функций, необходимых для овладения грамотой, у
детей старшего дошкольного возраста
Развитие невербальных и вербальных психических процессов
взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их развитие происходит одновременно
и отражаются друг на друге. Безусловно, успешное овладение письмом в
большей мере зависит от сформированности всех сторон устной речи:
звукопроизношения,
фонематического
восприятия,
анализа
и
синтеза,
словаря и грамматического строя речи.
Но становление этого навыка тесно связано и с формированием ряда
других неречевых предпосылок. К ним относятся мелкая и общая моторика
рук, различные виды восприятия и взаимодействия анализаторов: зрительно
–
пространственного,
слухо
–
пространственного
гнозиса,
сомато
–
пространственных
отношений,
развитие
сукцессивных
способностей
ребенка, наглядно – образного мышления. Сюда входит и зрительно –
моторная координация, которая является основой становления любых
произвольных движений, но особое значение приобретает при формировании
графо – моторного навыка письма у детей. Эта предпосылка представляет
собой
базисное
функциональное
образование,
которое
способствует
развитию моторного навыка письма.
Как вид деятельности письмо включает три основные операции:
символическое
обозначение
звуков
речи,
т.е.
фонем;
моделирование
звуковой структуры слова с помощью графических символов и графо –
моторные операции. Каждая из них является как бы самостоятельным
навыком
(подсистемой)
и
имеет
соответствующее
психологическое
обеспечение.
1.
Навык
символизации,
т.е.
буквенного
обозначения
фонем,
формируется на основе развивающихся у ребенка способностей к
символизации
более
широкого
плана:
символической
игры,
изобразительной деятельности и другого. Кроме того, необходимой его
предпосылкой
является
достаточная
зрелость
фонематического
восприятия и языкового сознания.
2.
Моделирование
звуковой
структуры слова
с
помощью
букв.
Реализация данного навыка на начальной стадии обучения грамоте
происходит в два этапа: сначала выполняется установление временной
последовательности фонем, из которых слово состоит, а затем
производится трансформация временной последовательности фонем в
пространственную последовательность букв. Именно второй процесс
протекает у ребенка практически параллельно с фонематическим
анализом и графо – моторными операциями записи букв. Это требует
довольно
сложной
координации
перечисленных
сенсомоторных
процессов и, что особенно важно, оптимальной концентрации и
распределения внимания во время их протекания.
Есть еще один важный навык, который влияет на трудности
осуществления данной операции. Как фонематический анализ, так и
буквенная запись слов являются сукцессивными процессами. Если
способность к удержанию в кратковременной памяти временной
последовательности звуков или символов у ребенка нарушена, это
неизбежно сказывается на овладении письмом.
3.
Графо - моторные навыки являются конечным эффективным звеном
в цепочке операций, составляющих письмо. Они могут оказывать
влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в
целом. Например, наличие затруднений в изображении букв иногда
настолько загружает внимание ребенка, что дезорганизует и все
предшествующие
операции.
Их
формирование
в
онтогенезе
претерпевает значительную эволюцию одновременно с развитием
изобразительной деятельности. Важнейшей функцией, от которой этот
процесс зависит, является зрительно – моторная координация. На
протяжении значительной части дошкольного детства регуляция
изобразительных
движений
осуществляется
преимущественно
на
основе двигательного анализатора.
Особенность письма как комплексного навыка заключается в том,
что оно требует интеграции и координации всех трех перечисленных
операций. Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность,
которая требует определенной степени зрелости многих психических
функций ребенка.