Напоминание

"Портфолио проекта "Непоседы ТВ"

Авторы: Коковина Наталья Анатольевна, Плоских Юлия Александровна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №8
Населённый пункт: г. Сухой Лог, Свердловская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Портфолио проекта "Непоседы ТВ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №8

ПОРТФОЛИО

ПРОЕКТА

«НЕПОСЕДЫ - ТВ»

Разработчики:

Плоских Ю.А.

Коковина Н.А.

г. Сухой Лог

2021г.

1

СОДЕРЖАНИЕ

1. Характеристика проекта.............................................................

3

1.1. Актуальность.........................................................................

3

1.2. Паспорт проекта....................................................................

4

1.3. Цели и задачи проекта.........................................................

5

1.4. Обеспечение проектной деятельности..............................

5

1.5. Участники проекта...............................................................

6

1.6. Планируемый результат......................................................

6

2. Практическая часть проекта......................................................

6

2.1. Этапы работы и план реализации проекта.......................

7

2.2. Итоги реализации проекта...................................................

Приложение.........................................................................................

2

1. Характеристика проекта

1.1.Актуальность

Развитие речи дошкольников никогда не теряет своей актуальности для

дошкольного образования. Но в настоящее время и педагоги, и родители всё чаще

с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в

общении с окружающими, особенно со сверстниками. Не секрет, что проблемы

межличностного общения для ребёнка начинаются в основном в семье. Нежелание

общаться (вечная занятость родителей, усталость, нехватка времени), неумение

общаться (родители не знают о чём разговаривать с ребёнком, не хотят отвечать на

их бесконечные «почему?».). Проще занять ребенка просмотром мультфильмов

или разрешить поиграть в компьютерные игры. Постепенно новомодные гаджеты

заменяют детям живое общение со сверстниками. Всё это отрицательно влияет на

деятельность, душевное состояние, а, следовательно, и на полноценное и развитие

ребенка.

Функции речи в жизни дошкольников, многообразны. В первую очередь речь –

это средство общения. Именно формирование функций речи побуждает ребёнка к

овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению

диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого

общения. Выделяются две основные сферы общения дошкольника – со взрослыми

и со сверстниками. Дети испытывают насущную потребность делиться своими

впечатлениями на разные темы из своего личного опыта, охотно откликаются на

предложение рассказать о каких – либо событиях, у них есть желание расспросить

сверстников или взрослых о чём-нибудь. Но в то же время у них не хватает

терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. Дети не

могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют задавать вопросы,

не могут по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже

стесняются ответить соответствующим образом, обходятся односложными

ответами. Развитие диалога – это двусторонний процесс, когда собеседники

общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу.

Проблема развития диалогической речи остаётся одной из актуальных проблем

теории и практики развития речи дошкольного возраста, так как речь возникает и

развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием

формирования личности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте

стоит задача развития ребёнка, которое позволит сделать более эффективным

процесс обучения и воспитания. В задачах образовательной области «Речевое

развитие» помимо традиционных речевых задач (словарной работы, развития

грамматического строя и связной речи), особое внимание следует обратить на

развитие диалогической речи и развитие речевого творчества. Подобные

приоритеты расставлены не случайно.

1. Речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно

взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, ребёнок должен владеть свободно

3

диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства

общения.

2. Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребёнка,

формирование творческой активности и самостоятельности. Задача развития

речевого творчества у дошкольников – формирование позиции активного

участника в речевом взаимодействии.

Диагностика показывает, что часть дошкольников овладели лишь самыми

простыми формами диалога со сверстниками: не умеют формулировать вопрос,

нет навыков рассуждения, диалог не выстроен, каждый ребёнок говорит о своём,

не слышит собеседника. Именно поэтому нас заинтересовала эта тема.

Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – это научить их

пользоваться диалогом как средством общения. Но не нужно упрощать и сводить

задачи обучения диалогу лишь к освоению вопросно-ответной формы. Дети

должны овладеть целым рядом умений: беседовать на разные темы, поддерживать

разговор, выражать своё мнение, активно вступать в контакт с собеседником и

реагировать быстро на реплики, уметь общаться в паре и группе из нескольких

человек, использовать при общении мимику и жесты.

Всеми этими умениями ребёнок овладевает, во-первых, в повседневном

общении, а во-вторых, в ходе специального обучения способам ведения диалога.

Это может происходить и в ООД, и в совместной деятельности, и через работу с

родителями.

Помимо традиционных методов развития связной диалогической речи мы в

своей работе по этому направлению решили использовать и другие интересные

приёмы. Активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы

диктует педагогам выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Новое время требует перестроения образовательного процесса с применением

компьютерных технологий, технических средств обучения. Внедрение в работу

детского сада новых информационных технологий открывает возможность

усовершенствования образовательного процесса, что позволяет вплотную подойти

к разработке информационно –образовательной среды. Изучив и проанализировав

методическую литературу, интернет-ресурсы, освещающие вопросы развития

диалогической речи дошкольников мы предположили, что организация детского

телевидения с участием детей старшего дошкольного возраста, вызовет речевую

активность дошкольников, послужит хорошей мотивацией для построения

самостоятельных высказываний, суждений, формулирования вопросов.

1.2. Паспорт проекта

Тип проекта: информационно — практико — творческий.

Сроки проекта: сентябрь 2021г. - апрель 2022г. (долгосрочный).

Место проведения: МАДОУ №8, г.Сухой Лог.

Участники проекта: родители и воспитанники старшей группы №11 (5-6

лет); воспитатели старшей группы №11; педагог дополнительного

образования.

4

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное

развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое

развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Объект исследования: развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Открытость проекта: предполагает социальные контакты.

Практическая реализация проекта: план проектной деятельности.

Проблема: недостаточность развития связных форм речи дошкольников.

Гипотеза: Если разрабатывать и создавать цикл телевизионных передач

(еженедельный видео дайджест), то это будет способствовать развитию всех

компонентов речи детей старшего дошкольного возраста.

1.3. Цели и задачи проекта

Цель: Развитие всех компонентов речи дошкольников через создание

детского телевидения «Непоседы ТВ» в течении учебного года.

Задачи:

• расширить знания детей о телевидении;

• дать представление об особенностях телевизионных профессий;

• обогащать словарь детей;

• развивать диалогическую, монологическую и связную речь;

• развивать творческую активность;

• развивать умение распределять роли в сюжетных играх, правильно строить сюжет;

• воспитывать социальные отношения в игре.

1.4. Обеспечение проектной деятельности

Методическое:

1.

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду: Старшая группа». – М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 144 с.

2.

Гербова В.В., Губанова Н.Ф., Дыбина О.В. «Примерное комплексно-

тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Старшая

группа». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г. – 176 с.

3.

Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Старшая группа». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.

4.

Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в воспитательно-образовательной

работе детского сада. Для занятий с детьми 2 – 7 лет». – М.: МОЗАИКА –

СИНТЕЗ, 2015г. – 160 с.

5.

Лыкова И.А, Васюкова Н.Е. «Интеграция искусств в детском саду.

Изодеятельность и детская литература». – М.: Издательский дом «Карапуз», ТЦ

«Сфера», 2009. – 144 с.

6.

Разумовская О.К. «Знай и умей. Игры для детей 3- 7 лет». – М.: ТЦ Сфера,

2017г. – 64 с.

5

7.

Саулина Т.Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения:

Для занятий с детьми 3 – 7 лет». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112с.

8.

Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая

группа». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 112 с.

9.

Шорыгина Т.А. «Беседы о телевидении». - М.: МОЗАМКА-СИНТЕЗ, 2021. -

64с.

Материально-техническое:

- «Кукла — Непоседа», телевизор (макет), фотоаппарат с функцией видеокамеры,

микрофон, атрибуты для телепередач;

-оборудование для художественной деятельности: бумага; цветные

карандаши; кисти; краски; цветная бумага и картон; лоскутки ткани; нитки;

ножницы; клей; нитки; раскраски; соленое тесто; пластилин; файлы А – 5;

глина; перманентные маркеры;

-оборудование для музыкальной и театрализованой деятельности:

(музыкальные инструменты и маски, ширмы, куклы).

Технологии:

«доска успеха»;

«скрам-доска»;

«календарь ожиданий» («адвент-календарь»).

1.5. Участники проекта

Предполагаемое распределение ролей в проектной деятельности:

Воспитатели,

педагог дополнительного

образования

Воспитанники

Родители

Организуют ООД,

совместную продуктивную

деятельность,

образовательную

деятельность в режимных

моментах, консультирование

родителей, оформление

паспорта проекта.

Принимают участие в

познавательной,

продуктивной,

образовательной

деятельности в режимных

моментах.

Совместно с детьми

принимают участие в

познавательной,

продуктивной,

образовательной

деятельности.

1.6. Планируемый результат

В результате реализации проекта:

расширены знания детей о телевидении;

даны представления об особенностях телевизионных профессий;

обогащен словарь детей;

6

более развита диалогическая, монологическая и связная речь;

более развита творческая активность;

развито умение распределять роли в сюжетных играх.

2. Практическая часть проекта

(см. приложения)

2.1. Этапы работы и план реализации проекта

Информационно-аналитический (подготовительный)

Дата

Мероприятия

Участники

Ожидаемый

результат

01.09. -

15.09.

2021г.

Выбор материала по теме проекта.

Изучение литературы.

Воспитатели

Педагог

дополнительного

образования

Создание базы

для реализации

проекта

16.09. -

30.09.

2021г.

Обоснование актуальности темы, мотивация ёё

выбора. Определение целей и задач проекта.

Составление плана основного этапа проекта.

Создание условий для реализации проекта.

Воспитатели

Педагог

дополнительного

образования

Разработана

стратегия

решения

возникших

проблем

Творческий (основной)

Сроки

Мероприятия, формы работы

Участники

Октябрь

2021г.

1. Экскурсия на Сухоложское телевидение («СЛог - ТВ»).

2.

Изготовление «Уголка успеха».

3. Консультация для родителей «Что такое дайджест?».

4. Драматизация произведения «Спор овощей».

5. Изготовление «Скрам - доски».

6. Изготовление «Календаря ожидания».

7. Изготовление «Куклы - Говорушки».

8. Изготовление «микрофона» для интервью.

9. Изготовление «Телевизора» для съёмок.

10. Беседа с детьми «Что такое телевидение».

Воспитатели

Педагог доп. обр.

Родители

Дети

Ноябрь

2021г.

1. Выпуск видео дайджеста.

2. Обратная связь от родителей («Непоседа идет в гости»).

3. Экскурсия в библиотеку.

4. Консультация для родителей «Развитие речи детей 5-6 лет».

5. Экскурсия на «Слог ТВ» (Тема: «Интервью»).

6. Создание альбома «Профессии на ТВ».

7. Изготовление книжек-малышек «Чистоговорки».

8. Мини-музей «Фотоаппараты».

9. Конкурс чтецов ко Дню матери.

Воспитатели

Педагог доп.обр.

Родители

Дети

7

10. Художественное творчество «Театр - на пластиковых

ложках».

11. Беседа с детьми «Что такое театр».

12.Приобретение методической литературы Т.А..Шорыгина

«Беседы о телевидении».

13. Художественное творчество «Театр - из конусов».

Декабрь

2021г.

1. Выпуск видео дайджеста.

2. Обратная связь от родителей («Непоседа идет в гости»).

3. Изготовление книжек-малышек «Скороговорки».

4. Изготовление костюмов и масок для драматизации.

5.Экскурсия в краеведческий музей.

6. Консультация для родителей «Роль детской журналистики в

развитии личности дошкольника».

7. Беседа с детьми «Интервью» (картотека).

8. Конкурс чтецов к Новогому году «Новогодняя сказка».

Воспитатели

Педагог доп. обр.

Родители

Дети

Январь

2022г.

1. Выпуск видео дайджеста.

2. Обратная связь от родителей («Непоседа идет в гости»).

3. Консультация для родителей «Как занять ребёнка дома в

выходные дни».

4. Изготовление вязаных героев для настольного театра.

5. Драматизация сказки на видео «Рукавичка» / «Зимовье

зверей» (для детей других групп).

6. Интервью – отзыв по сказке «Рукавичка» / «Зимовье зверей».

7.

Беседа с детьми «Как я провёл выходные дни».

Воспитатели

Педагог доп. обр.

Родители

Дети

Февраль

2022г.

1. Выпуск видео дайджеста.

2. Обратная связь от родителей («Непоседа идет в гости»).

3. Экскурсия в краеведческий музей.

4. Конкурс чтецов «День Защитника Отечества».

5. Мастер- класс для родителей по изготовлению «Куклы -

Говорушки» на руку из носка/гольфа.

6. Консультация для родителей «Как научить ребенка

пересказыванию».

7. Беседа с детьми «Что такое пересказ».

8. Встреча с «интересными людьми» (интервью у дедушек).

Воспитатели

Педагог доп. обр.

Родители

Дети

Март

2022г.

1. Выпуск видео дайджеста.

2. Обратная связь от родителей («Непоседа идет в гости»).

3. Экскурсия в библиотеку.

4. Консультация для родителей «Приобщайте ребенка к

чтению».

5. Беседа с детьми «Лучший диктор телевидения».

6. Конкурс чтецов «8 Марта».

7. Встреча с «интересными людьми» (интервью у бабушек).

8. Драматизация сказки «Теремок».

Воспитатели

Педагог доп. обр.

Родители

Дети

Апрель

1. Выпуск видео дайджеста.

Воспитатели

8

2022г.

2. Обратная связь от родителей («Непоседа идет в гости»).

3. Экскурсия в библиотеку.

4. Создание мини - музея «Театры».

5. Консультация для родителей «Полный гид по Тик - Току».

6. Беседа с детьми «Под хиты Тик Ток».

7. Фоторепортаж «Космос».

8. Оформление видеотеки проекта «Непоседа - ТВ».

Педагог доп. обр.

Родители

Дети

2.2. Итоги реализации проекта

С сентября 2021г. была начата реализация проекта детского телевидения

«Непоседы -ТВ» и закончена в апреле 2022г. Проект дал возможность:

привлекать внимание взрослых и детей к интересным общественным явлениям.

Многие родители откликнулись и активно принимали участие в мероприятиях.

Педагогами были созданы все условия для реализации проекта. В процессе

работы над проектом родители и дети, педагог стали одной командой.

Достигнутые результаты позволяют сделать вывод, что в результате

мероприятий, которые были проведены, был получен положительный результат.

Дети стали ярко проявлять выраженный интерес к детскому телевидению.

На момент окончания проекта нами получены следующие результаты:

У детей сформированы:

расширены знания детей о телевидении;

даны представления об особенностях телевизионных профессий;

обогащен словарь детей;

более развита диалогическая, монологическая и связная речь;

более развита творческая активность;

развито умение распределять роли в сюжетных играх;

реализация творческих возможностей не только детей, но и их родителей,

т.е. участие в конкурсном движении.

У родителей:

- повышен уровень педагогической культуры в вопросах по развитию речи у

детей дошкольного возраста; -

расширены знания и умения по детскому телевидению; -

развит интерес к семейным традициям;

9

- сформированы элементарные знания о детском телевидение;

- отзывы родителей о проведенных мероприятиях.

У педагогов :

- взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса (педагог

дополнительного образования, инструктор по физическому воспитанию,

музыкальный руководитель, родители (законные представители);

- создана предметно – пространственная развивающая среда (ППРС);

- наработан консультативно – практический материал для родителей и педагогов

по данной теме;

- налажено взаимодействие с библиотекой и краеведческим музеем города, с

телевидением «Слог - ТВ»;

- оформлены сюжетно-ролевые игры;

- оформлен уголок по детскому телевидению (телевизор, микрофон, камера,

интерактивная кукла);

- оформлен театрализованный уголок / уголок драматизации;

- созданы картотеки:

*консультации для родителей;

*беседы для детей по детскому телевидению;

*хороводные игры / русские народные игры;

*ООД по детскому телевидению;

оформлены альбомы:

* «Телевидение»;

* «Профессии на телевидение»;

участие в конкурсном движении;

наставничество (обмен опытом);

оформлена видеотека выпусков новостей «Непоседа — ТВ»,

«Непоседа идет в гости к ребятам»;

пополнена методическая база.

Заключение

10

Продуманная целенаправленная педагогическая работа, включающая

специально подобранные занятия, повысила уровень развития знаний детей о

профессии телевидение, так как подобранный комплекс занятий доступен по

содержанию для детей данного возраста, нагляден и разнообразен по оформлению.

Проект «Непоседы - ТВ» был взят не случайно. В результате опросов было

выявлено, что большинство детей проявляет интерес к средствам массовой

информации, а именно к телевидению.

Играя в телевизионные игры, дети раскрепощаются, представляя себя

артистами, журналистами, телеведущими, режиссерами, операторами. Развиваются

их творческие способности, монологическая и диалогическая речь, обогащается

словарный запас, выполняются определённые функции: игровой, воспитательной,

образовательной, познавательной деятельности. Тем, более, что для развития

личности ребенка в современном обществе очень важно быть социально

адаптированным, раскрепощенным в общении, уметь отстаивать свою позицию.

Новизна проекта:

Инновация состоит в том, что мы ввели интервьюирование, это метод, позволяет

максимально использовать возможности каждого ребенка. Эффективность данного

метода как сильного, но ненавязчивого педагогического средства усиливается за

счет того, что в распоряжении педагога и детей нашей группы есть оборудование,

которое позволяет создавать и транслировать видеоролики. Применение

технических средств, стимулирует детей, укрепляет чувство ответственности за

свою роль, вдохновляет работать на результат. Ребенок осознает, что не только он

видит себя со стороны, но и другие люди (родители, дети) его видят и слышат.

11