Автор: Скорова Наталья Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с 122 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г.Новосибирска
Наименование материала: конспект образовательной деятельности по речевому развитию
Тема: "Прогулка с Зайчонком"
муниципальное дошкольное образовательное учреждение города
Новосибирска «Детский сад № 122 «Золотая рыбка»
Конспект образовательной деятельности по речевому
развитию по теме:
«Прогулка с Зайчонком»
Составила учитель-логопед
первой квалификационной
категории
Скорова Наталья
Александровна
Образовательные задачи.
-Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, повадках,
образе жизни в зимний период.
-Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные»
(животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, белка, ёж, лось, рысь, барсук,
рога, копыта, мех, шкура, подшёрсток, лапа, берлога, нора, дупло, логово,
лёжка; дикий, хищное, травоядное, голодный, злой, осторожный, пугливый;
менять, линять, спать, добывать, охотиться).
-Совершенствование
грамматического
строя
речи
(употребление
существительных с суффиксами -онок, -енок).
-Развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком,
определение места звука в слове).
-Совершенствование слоговой структуры слова.
Развивающие задачи.
Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия, и внимания,
артикуляционной, общей моторики, координации речи с движением, навыков
ориентировки на плоскости.
Воспитательные задачи.
1.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности.
2.Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование.
Мольберт, плоскостные изображения диких животных наших лесов и их
детёнышей; картинки на звуки «У», «А».
Предварительная работа.
Просмотр видеоряда с изображениями диких животных наших лесов и
их детёнышей; беседа о жизни диких животных зимой.
Прослушивание CD с записью голосов диких животных.
Чтение рассказов Е.Чарушина из книги «Моя первая зоология»,
рассказов И.Соколова-Микитова из книги «Год в лесу».
Разучивание пальчиковой гимнастики «Белка».
Ход занятия
1.Организационный момент.
Дети сидят полукругом на ковре.
Логопед загадывает загадки о диких животных:
-Рыжая плутовка.
Хитрая, ловкая.
Хвост пушистый. Мех золотистый.
В лесу живёт. В деревне кур крадёт. (Лиса)
-День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые торчком. (Волк)
-По снегу бежит-петляет.
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно. (Заяц)
-Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки-ни одной. (Ёж)
-Я скачу туда-сюда
По деревьям ловко.
Не пустует никогда
У меня кладовка. (Белка)
-Ходит летом косолапо,
А зимой сосёт он лапу. (Медведь)
Дети отгадывают загадки.
Логопед:
-Медведь, лиса, ёж, белка, заяц, волк- как называют этих животных?
Почему?
Дети:
-Дикие. Они живут в лесу. Сами добывают себе пищу. Заботятся о своих
детёнышах.
Логопед:
-Да. Мы сегодня будем говорить о диких животных, которые живут в нашем
сибирском лесу. Эти животные по-разному готовятся к зиме. Расскажите, как
медведь готовится к зиме?
Дети:
-Он нагуливает жир, делает себе берлогу, спит в ней всю зиму до весны. У
медведя осенью отрастает густой, тёплый подшёрсток, который помогает ему
не замерзать.
Логопед:
-Какие животные, так же как и медведь, впадают в спячку?
Дети:
-Ёж, барсук.
Логопед:
-А как зимует ёж?
Дети:
-Осенью ёж делает себе нору, прносит туда траву, листья. Когда наступает
холод, впадает в спячку. Ёж спит, свернувшись в клубок.
Логопед:
-Как белка готовится к зиме?
Дети:
-У белки отрастает подшёрсток. Она меняет цвет своей шерсти на серую,
чтобы быть незаметной. Осенью белка делает запасы: прячет орехи, ягоды,
грибы, утепляет своё дупло.
Логопед:
-О каких диких животных мы не сказали? Как проводят зиму эти животные?
Раздаётся шорох за дверью.
Логопед:
-Дети, что это за шорох? Давайте я посмотрю.
Логопед открывает дверь. За дверью сидит зайчонок.
-Ребята, смотрите, кто к нам пришёл. Здравствуй, зайчонок. Как, ты попал
сюда?
Зайчонок:
-Здравствуйте, дети. Я убегал от лисы и забежал к вам, чтобы спрятаться от
неё. Вы мне поможете спрятаться от её?
Логопед:
-Конечно, мы поможем тебе, зайчонок. А мы с детьми говорим о диких
животных. Как они подготовились к зиме, как зимуют.
Зайчонок:
-А обо мне вы уже говорили?
Дети:
-Ещё не успели. Заяц меняет серую шубку на белую, подшёрсток помогает не
замёрзнуть в холод. Ест заяц веточки, кору дерева.
Зайчонок:
-Молодцы, ребята. Вы много знаете о подготовке диких животных к зиме, о
зимовке.
Логопед:
-Дети, давайте с Зайчонком поиграем в игру «Кто где живёт?»
2.
Игра «Кто где живёт?»
Логопед предлагает вспомнить, как называются жилища разных диких
животных. Показывает иллюстрацию животного, дети находят его жилище
среди выставленных на доске иллюстраций и размещают рядом.
Логопед:
-Дети, вы назвали все жилища диких животных, нигде не ошиблись. Хорошо.
Зайчонок:
-Что-то я соскучился по своей маме-зайчихе, по своей семье.
Логопед:
-А мы знаем игру «Семейки». Хочешь с нами в неё поиграть?
Зайчонок:
-Конечно, хочу.
3.
Игра «Семейки». (Мама-папа-детёныш-детёныши;
лиса-лис-лисёнок-лисята)
(ёж, медведь, белка, волк, рысь, лиса, лось)
Логопед:
-Дети, молодцы. Вы все семейки знаете. Зайчонок, а мы можем ещё поиграть
в игру «Один-много».
4.
Игра «Один-много» (употребление имен существительных в
родительном падеже)
(зайчата, лисята, ежи, хвосты, норы, лапы, хвосты, рыси, деревья, леса,
медведи, волчата, волчицы, грибы)
Зайчонок:
-Какая интересная игра. А давайте ещё поиграем.
Логопед:
-Конечно, Зайчонок, поиграем. Игра называется «Скажи какой (-ая)?»
5.
Игра «Скажи какой (какая)?» (подбор слов-определений к имени
существительному)
(медведь- какой? - большой, крупный, лохматый, хищный, косолапый, бурый
(коричневый), …;
(зайчонок, лиса, оленёнок, волк, белка, рысь)
Логопед:
-Вы много слов подобрали к названиям диких животных.
Зайчонок:
-Я тоже хочу поиграть с вами. Давайте поиграем в мою игру.
Дети:
-Поиграем.
6.
Игра «Подскажи словечко»
*Без тропинок, без дорог
Серый катится клубок.
Он в иголках острых сплошь,
Потому что это... (ёж).
*Свежий мох искал весь день
И жевал его … (олень).
*Дуб могучий, крона в тучах.
В кроне жёлуди видны.
Ведь не зря к нему приходят
Ранним утром … (кабаны).
*В серой шубке ходит летом.
В белую зимой одет он.
Вон петляет по лужайке.
Догодались? Это … (зайка).
Логопед:
-Какая интересная у тебя игра Зайчонок. Ребятам очень понравилось
подставлять слово в конце предложения. Тут и про тебя есть предложение.
Предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Маленький кролик»
7.Физкультминутка «Маленький кролик»
Маленький кролик, Скачут по кругу, сделав «ушки»
из
пушистенький кролик ладоней и двигая ими вперёд-
назад.
Всех нас смеяться заставил Останавливаются, держатся за
до колик: животики.
Прыгал за белкой, за уткой скакал, Сначала прыгают на прямых
ногах
потом- вприсядку.
Лапкой тюльпан поднимал, Останавливаются, поднимают
как бокал. воображаемый бокал к лицу.
Ах, как смешно его уши торчали! Делают «ушки» из ладоней.
Мы хохотали, души в нём не чая, Опять держатся за животы.
Но, на опушке заметив лису, Смотрят из-под руки.
Он подмигнул нам и скрылся в лесу. Подмигивают, разбегаются.
Логопед:
-Мы хорошо отдохнули, а теперь предлагаю поиграть в игру «Что я говорю?»
8. Игра «Что я говорю?»
По беззвучной артикуляции дети узнают, какой звук произносит логопед-
звуки «А», «У»
Логопед:
-Дети, давайте расскажем Зайчонку про артикуляцию звуков «А», «У», дадим
характеристику звукам, назовём слова, которые начинаются на эти звуки.
Ответы детей:
-Звуки «А», «У»-гласные, поются, во рту нет прграды, у звука «А»-рот
широко открыт, у звука «У»-губы вытянуты вперёд «трубочкой», у этих
звуков разное положение губ, слова на звук «А»-азбука, аист, арбуз, астра,
альбом, апельсин, ананас, абрикос...; слова на звук «У»-утка, утюг, ухо, усы,
учитель, улица, ухо, утро...
Зайчонок:
-А я даже не знал, что есть гласные звуки и их можно долго тянуть, петь.
Логопед:
-Предлагаю поиграть в игру «Живые звуки».
9.
Игра «Живые звуки»
Логопед проводит анализ сочетаний: ау, уа. Перед началом игры детям
раздаются картинки со звуками «А», «У».
Логопед произносит:
-«АУ».
Дети отвечают на вопросы:
-Сколько звуков вы услышали?
-Какой первый звук, какой второй?
Дети выходят и становятся так, чтобы получилось «АУ».
Логопед спрашивает:
-Что надо сделать, чтобы получилось «УА».
Дети меняются местами.
Логопед:
-Очень хорошо, молодцы. У меня для вас есть ещё одна игра.
10.Игра «Раздели слова на слоги»
Логопед называет слова на звуки «А», «У», дети делят их на слоги (хлопками,
выбрасывают на пальцах).
Зайчонок:
-Какие интересные у вас игры. Мне очень понравилось у вас в детском саду,
но мне пора домой в лес. Меня уже давно ждёт моя мама.
Логопед:
-Нам с тобой так-же понравилосьобщаться и играть. Приходи к нам ещё.
Будем ждать. До свидания.
11.Окончание занятия.
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им
было особенно интересно делать.