Напоминание

"Прогулка с Зайчонком"

Автор: Скорова Наталья Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с 122 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г.Новосибирска
Наименование материала: конспект образовательной деятельности по речевому развитию
Тема: "Прогулка с Зайчонком"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

муниципальное дошкольное образовательное учреждение города

Новосибирска «Детский сад № 122 «Золотая рыбка»

Конспект образовательной деятельности по речевому

развитию по теме:

«Прогулка с Зайчонком»

Составила учитель-логопед

первой квалификационной

категории

Скорова Наталья

Александровна

Образовательные задачи.

-Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, повадках,

образе жизни в зимний период.

-Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные»

(животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, белка, ёж, лось, рысь, барсук,

рога, копыта, мех, шкура, подшёрсток, лапа, берлога, нора, дупло, логово,

лёжка; дикий, хищное, травоядное, голодный, злой, осторожный, пугливый;

менять, линять, спать, добывать, охотиться).

-Совершенствование

грамматического

строя

речи

(употребление

существительных с суффиксами -онок, -енок).

-Развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком,

определение места звука в слове).

-Совершенствование слоговой структуры слова.

Развивающие задачи.

Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия, и внимания,

артикуляционной, общей моторики, координации речи с движением, навыков

ориентировки на плоскости.

Воспитательные задачи.

1.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,

доброжелательности.

2.Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование.

Мольберт, плоскостные изображения диких животных наших лесов и их

детёнышей; картинки на звуки «У», «А».

Предварительная работа.

Просмотр видеоряда с изображениями диких животных наших лесов и

их детёнышей; беседа о жизни диких животных зимой.

Прослушивание CD с записью голосов диких животных.

Чтение рассказов Е.Чарушина из книги «Моя первая зоология»,

рассказов И.Соколова-Микитова из книги «Год в лесу».

Разучивание пальчиковой гимнастики «Белка».

Ход занятия

1.Организационный момент.

Дети сидят полукругом на ковре.

Логопед загадывает загадки о диких животных:

-Рыжая плутовка.

Хитрая, ловкая.

Хвост пушистый. Мех золотистый.

В лесу живёт. В деревне кур крадёт. (Лиса)

-День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком. (Волк)

-По снегу бежит-петляет.

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно. (Заяц)

-Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки-ни одной. (Ёж)

-Я скачу туда-сюда

По деревьям ловко.

Не пустует никогда

У меня кладовка. (Белка)

-Ходит летом косолапо,

А зимой сосёт он лапу. (Медведь)

Дети отгадывают загадки.

Логопед:

-Медведь, лиса, ёж, белка, заяц, волк- как называют этих животных?

Почему?

Дети:

-Дикие. Они живут в лесу. Сами добывают себе пищу. Заботятся о своих

детёнышах.

Логопед:

-Да. Мы сегодня будем говорить о диких животных, которые живут в нашем

сибирском лесу. Эти животные по-разному готовятся к зиме. Расскажите, как

медведь готовится к зиме?

Дети:

-Он нагуливает жир, делает себе берлогу, спит в ней всю зиму до весны. У

медведя осенью отрастает густой, тёплый подшёрсток, который помогает ему

не замерзать.

Логопед:

-Какие животные, так же как и медведь, впадают в спячку?

Дети:

-Ёж, барсук.

Логопед:

-А как зимует ёж?

Дети:

-Осенью ёж делает себе нору, прносит туда траву, листья. Когда наступает

холод, впадает в спячку. Ёж спит, свернувшись в клубок.

Логопед:

-Как белка готовится к зиме?

Дети:

-У белки отрастает подшёрсток. Она меняет цвет своей шерсти на серую,

чтобы быть незаметной. Осенью белка делает запасы: прячет орехи, ягоды,

грибы, утепляет своё дупло.

Логопед:

-О каких диких животных мы не сказали? Как проводят зиму эти животные?

Раздаётся шорох за дверью.

Логопед:

-Дети, что это за шорох? Давайте я посмотрю.

Логопед открывает дверь. За дверью сидит зайчонок.

-Ребята, смотрите, кто к нам пришёл. Здравствуй, зайчонок. Как, ты попал

сюда?

Зайчонок:

-Здравствуйте, дети. Я убегал от лисы и забежал к вам, чтобы спрятаться от

неё. Вы мне поможете спрятаться от её?

Логопед:

-Конечно, мы поможем тебе, зайчонок. А мы с детьми говорим о диких

животных. Как они подготовились к зиме, как зимуют.

Зайчонок:

-А обо мне вы уже говорили?

Дети:

-Ещё не успели. Заяц меняет серую шубку на белую, подшёрсток помогает не

замёрзнуть в холод. Ест заяц веточки, кору дерева.

Зайчонок:

-Молодцы, ребята. Вы много знаете о подготовке диких животных к зиме, о

зимовке.

Логопед:

-Дети, давайте с Зайчонком поиграем в игру «Кто где живёт?»

2.

Игра «Кто где живёт?»

Логопед предлагает вспомнить, как называются жилища разных диких

животных. Показывает иллюстрацию животного, дети находят его жилище

среди выставленных на доске иллюстраций и размещают рядом.

Логопед:

-Дети, вы назвали все жилища диких животных, нигде не ошиблись. Хорошо.

Зайчонок:

-Что-то я соскучился по своей маме-зайчихе, по своей семье.

Логопед:

-А мы знаем игру «Семейки». Хочешь с нами в неё поиграть?

Зайчонок:

-Конечно, хочу.

3.

Игра «Семейки». (Мама-папа-детёныш-детёныши;

лиса-лис-лисёнок-лисята)

(ёж, медведь, белка, волк, рысь, лиса, лось)

Логопед:

-Дети, молодцы. Вы все семейки знаете. Зайчонок, а мы можем ещё поиграть

в игру «Один-много».

4.

Игра «Один-много» (употребление имен существительных в

родительном падеже)

(зайчата, лисята, ежи, хвосты, норы, лапы, хвосты, рыси, деревья, леса,

медведи, волчата, волчицы, грибы)

Зайчонок:

-Какая интересная игра. А давайте ещё поиграем.

Логопед:

-Конечно, Зайчонок, поиграем. Игра называется «Скажи какой (-ая)?»

5.

Игра «Скажи какой (какая)?» (подбор слов-определений к имени

существительному)

(медведь- какой? - большой, крупный, лохматый, хищный, косолапый, бурый

(коричневый), …;

(зайчонок, лиса, оленёнок, волк, белка, рысь)

Логопед:

-Вы много слов подобрали к названиям диких животных.

Зайчонок:

-Я тоже хочу поиграть с вами. Давайте поиграем в мою игру.

Дети:

-Поиграем.

6.

Игра «Подскажи словечко»

*Без тропинок, без дорог

Серый катится клубок.

Он в иголках острых сплошь,

Потому что это... (ёж).

*Свежий мох искал весь день

И жевал его … (олень).

*Дуб могучий, крона в тучах.

В кроне жёлуди видны.

Ведь не зря к нему приходят

Ранним утром … (кабаны).

*В серой шубке ходит летом.

В белую зимой одет он.

Вон петляет по лужайке.

Догодались? Это … (зайка).

Логопед:

-Какая интересная у тебя игра Зайчонок. Ребятам очень понравилось

подставлять слово в конце предложения. Тут и про тебя есть предложение.

Предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Маленький кролик»

7.Физкультминутка «Маленький кролик»

Маленький кролик, Скачут по кругу, сделав «ушки»

из

пушистенький кролик ладоней и двигая ими вперёд-

назад.

Всех нас смеяться заставил Останавливаются, держатся за

до колик: животики.

Прыгал за белкой, за уткой скакал, Сначала прыгают на прямых

ногах

потом- вприсядку.

Лапкой тюльпан поднимал, Останавливаются, поднимают

как бокал. воображаемый бокал к лицу.

Ах, как смешно его уши торчали! Делают «ушки» из ладоней.

Мы хохотали, души в нём не чая, Опять держатся за животы.

Но, на опушке заметив лису, Смотрят из-под руки.

Он подмигнул нам и скрылся в лесу. Подмигивают, разбегаются.

Логопед:

-Мы хорошо отдохнули, а теперь предлагаю поиграть в игру «Что я говорю?»

8. Игра «Что я говорю?»

По беззвучной артикуляции дети узнают, какой звук произносит логопед-

звуки «А», «У»

Логопед:

-Дети, давайте расскажем Зайчонку про артикуляцию звуков «А», «У», дадим

характеристику звукам, назовём слова, которые начинаются на эти звуки.

Ответы детей:

-Звуки «А», «У»-гласные, поются, во рту нет прграды, у звука «А»-рот

широко открыт, у звука «У»-губы вытянуты вперёд «трубочкой», у этих

звуков разное положение губ, слова на звук «А»-азбука, аист, арбуз, астра,

альбом, апельсин, ананас, абрикос...; слова на звук «У»-утка, утюг, ухо, усы,

учитель, улица, ухо, утро...

Зайчонок:

-А я даже не знал, что есть гласные звуки и их можно долго тянуть, петь.

Логопед:

-Предлагаю поиграть в игру «Живые звуки».

9.

Игра «Живые звуки»

Логопед проводит анализ сочетаний: ау, уа. Перед началом игры детям

раздаются картинки со звуками «А», «У».

Логопед произносит:

-«АУ».

Дети отвечают на вопросы:

-Сколько звуков вы услышали?

-Какой первый звук, какой второй?

Дети выходят и становятся так, чтобы получилось «АУ».

Логопед спрашивает:

-Что надо сделать, чтобы получилось «УА».

Дети меняются местами.

Логопед:

-Очень хорошо, молодцы. У меня для вас есть ещё одна игра.

10.Игра «Раздели слова на слоги»

Логопед называет слова на звуки «А», «У», дети делят их на слоги (хлопками,

выбрасывают на пальцах).

Зайчонок:

-Какие интересные у вас игры. Мне очень понравилось у вас в детском саду,

но мне пора домой в лес. Меня уже давно ждёт моя мама.

Логопед:

-Нам с тобой так-же понравилосьобщаться и играть. Приходи к нам ещё.

Будем ждать. До свидания.

11.Окончание занятия.

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им

было особенно интересно делать.