Автор: Потемкова Оксана Рамиловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1 "Школа-Сколково Тамбов"
Населённый пункт: Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие читательской грамотности на уроках английского языка"
«Актуальные проблемы педагогики.»
Автор: Потемкова Оксана Рамиловна
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме
одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей
и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Детская одаренность – это самое интересное и загадочное явление природы.
Она по традиции занимает одно из главных мест в современном мире.
Проблемы ее диагностики и развития волнуют психологов и педагогов на
протяжении многих столетий. Интерес к ней в наше время очень высокий,
что легко может быть мотивированно общественными потребностями.
Современная личностно-ориентированная направленность связана с выходом
на первый план важности личностного развития и самореализации человека.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся
достижениям в любой социально значимой сфере человеческой
деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует
рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл
утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности,
которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в
которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из
них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а
также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов,
психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.
Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует
комплексного изучения психофизиологического, дифференциально-
психологического и социально-психологического.
Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена,
строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на
достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст – период
становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в
психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и
зрелость самого явления – одаренности. Их интенсивность или, напротив,
остановка определяют динамику развития одаренности.
Целью данной работы являются изучение организации работы с одаренными
детьми. Из этой цели вытекают следующие задачи:
изучение научно-методической и психолого-педагогической
литературы по данной проблеме;
создание системы целенаправленного выявления одарённых и
способных детей;
развитие способностей талантливых детей в урочной и внеурочной
деятельности.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей
является важной задачей в повышении качества образования в России. А
2
также создание условий, которые бы осуществляли реализацию их
эвентуальных возможностей. Однако недостаточный психолого-
педагогический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, и не
желание многих родителей развивать своего ребенка, приводит к
неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности.
Некоторые школы для одаренных детей ставят своей целью повышение
познавательной мотивации ребенка. Многие считают главным ответить на
вопрос «Как работать с одаренными детьми?» Чаще всего занятия с
одаренными детьми сводятся к обычной интенсификации деятельности или к
углубленному изучению материала. В работе хотелось бы рассмотреть
наиболее перспективные и современные методы и формы работы с
одаренными детьми.
Одаренность как феномен по-прежнему остается загадкой для большинства
членов общества. Для широкой общественности наиболее важными
проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько,
прежде всего, их реальные жизненные проявления, способы выявления,
развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня - это
забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.
Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные
психологи. Известны крупные исследования в области психологии
творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф.
Баррона, К. Тейлора. На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума их
последователями была разработана методика обучения одаренных детей.
Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно. (“Одаренные дети:
психолого-педагогические исследования и практика”).
Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М.
в работе “Концепция творческой одаренности” и др., Шумакова Н.Б. в ряде
своих работ, Чистякова Г.Д. в статье “Творческая одаренность в развитии
познавательных структур”, Юркевич В.С. в “Проблемах диагноза и прогноза
одаренности в работе практического психолога".
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей
составляет одну из главных проблем совершенствования системы
образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи
взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в
силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке
их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к
сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить.
Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно
принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений,
окриков и это может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно
воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная
3
загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к
творчеству, создавать обстановку для этого.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для
современного российского общества. Сегодня появляется все больше статей,
публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, они всего лишь
капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и
родителей одаренных детей в наше время. Каждый педагог сталкивается на
уроках с проблемой включённости в урок всех учащихся. И я задавала себе
вопросы - как оживить урок, поддержать интерес к предмету. Эти вопросы
волнуют меня и сейчас, поэтому и передо мной встала задача изучить опыт
методистов и проанализировать формы и методы, используемые мною для
работы с одаренными детьми.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более
высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких
видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренность – это качественное своеобразное сочетание способностей,
обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Совместное действие
способностей, представляющих определенную структуру, позволяет
компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет
преимущественного развития других.
– общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие
широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;
- совокупность задатков, природных данных, характеристика степени
выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;
- талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в
деятельности.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень,
качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда
результат сложного взаимодействия наследственности
(природных задатков)
и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой,
учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и
роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в
основе формирования и реализации индивидуального дарования.
4
Большинство психологов рассматривает креативность (творческий
потенциал) человека как один из важнейших и в известной мере независимый
фактор одаренности. Американский психолог П.Торренс определил
креативность как процесс, который порождается сильной потребностью
человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности
и дефицита информации. Этот процесс включает поиск и определение
проблемы, выдвижение и проверку гипотез о путях ее решения, поиск и
обоснование решений. Главную роль при этом играет дивергентное (идущее
в разных направлениях) мышление, способное приводить к неожиданным
выводам, в отличие от конвергентного, последовательного мышления,
причем креативность обязательно предполагает интеллектуальное развитие
человека выше среднего уровня, поскольку лишь такой уровень может
обеспечить основу для творческой продуктивности. Кроме того, в
многочисленных исследованиях была продемонстрирована важная роль
мотивационно-личностных особенностей и условий социального окружения
одаренных детей в реализации их потенциала. Согласно концепци Дж.
Рензулли, развитие одаренности основано на взаимосвязи трех конструктов:
интеллекта выше среднего уровня, креативности и приверженности к задаче.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы
одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской
одаренности. Существуют две крайние точки зрения: “все дети являются
одаренными” - “одаренные дети встречаются крайне редко”. Указанная
альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная
одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим
детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует незначительная
часть детей.
Тот или другой ребенок может проявить особую успешность в достаточно
широком спектре деятельностей. Более того, даже в одном и том же виде
деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования
применительно к разным ее аспектам. Существует множество видов и форм
одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно
пластичны на разных этапах его возрастного развития.
Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности,
имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок,
увлеченный техникой, дома строит свои модели, но к школьной либо
социально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции,
студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок
увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их
педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной
деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным
им самим формам деятельности.
В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида
одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни)
5
соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их
усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога.
В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности
являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание,
повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. могут
привести к снижению показателей успешности ребенка (несмотря на
потенциально высокий уровень его способностей).
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более
или менее очевидном виде. Анализируя особенности поведения ребенка,
педагог, психолог и родители должны делать своего рода “допуск” на
недостаточное знание о действительных возможностях ребенка, понимая при
этом, что существуют одаренные дети, чью одаренность они пока не смогли
увидеть.
Принципы работы с одаренными детьми
Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана
обучения учащихся).
Принцип опережающего обучения.
Принцип комфортности в любой деятельности.
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации
способностей учащихся.
Возрастание роли внеурочной деятельности.
Принцип развивающего обучения.
o
Внедрение новых педагогических технологий в образовательный
процесс
Одаренных детей необходимо выявлять в начальных классах. В начальной
школе учитель видит ребенка с различных сторон, как в урочной, так и во
внеурочной деятельности (в этом во многом и заключается особенность
начальной ступени обучения).
Дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое - это важный шаг,
для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть. А, увидев, не потерять и
пытаться развивать, направлять в нужное русло.
Система работы с одаренными детьми
Учитель – уникальная профессия. Это, скорее, не профессия. Это образ
жизни, целый мир. Мир, который растит, воспитывает и учит детей «великой
русской речи».
6
Главным вопросом для каждого учителя, на мой взгляд, должен стать вопрос:
«Зачем я иду на урок?»
Зачем Я иду на урок? Чтобы с «помощью» Пушкина, Толстого, Чехова,
вместе с моими любознательными учениками делать открытия, искать
ответы на вечные вопросы: «Что такое добро и зло? В чем смысл
человеческой жизни?» Я понимаю, что желание читать, думать, размышлять
о прочитанном вместе с ребятами, учить их выражать чувства и мысли
правильно, аргументировано, «ваять» из них Личность, способную
сочувствовать и переживать, - все это не просто моя работа – это мой образ
жизни!
Принципы моей педагогической деятельности в работе с одарёнными и
способными детьми.
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей
для развития личности
принцип возрастания роли внеурочной деятельности
принцип индивидуализации и дифференциации обучения
принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии педагога
принцип свободы выбора учащимися дополнительных
образовательных услуг, помощи, наставничества
Направления, формы и методы работы с одарёнными детьми.
В качестве основных направлений работы с одарёнными детьми выделяю: а)
систему преемственных связей среды и методов развития детей в начальных
классов;
б) создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей в
начальной школе; в) систему дополнительного образования,
предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся
индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей
одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и
развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.
Работу с одарёнными и способными детьми начинаю с их выявления с
момента поступления их в 1-ый класс. Этот процесс осуществлялся на основе
наблюдений, изучения психологических особенностей речи, памяти,
мышления, внимания, воображения. Кроме того, использую анкетирование и
тестирование учащихся и их родителей. Основная задача на этом этапе –
собрать разнообразную информацию об учащемся.
Этапы работы
Русский язык и литературное чтение как учебные предметы являются
основой школьного филологического образования, считаются одними из
7
важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся, необходимых для успешной
социализации и самореализации личности. Русский язык и литературное
чтение как учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы с
талантливыми, одаренными детьми. Однако в школе работа в данном
направлении осложняется тем, что часов для индивидуальной работы с
такими детьми нет. Поэтому приходиться самому учителю изыскивать время,
методы и формы этой работы.
Для начала задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться.
Как это сделать?
Выявление одаренных детей
Выявление и развитие одаренных и талантливых детей сегодня является
одним из ключевых приоритетов государственной политики в сфере
образования, причем эта деятельность связана с решением задачи развития
человеческого потенциала страны, которая становится одной из ключевых в
условиях происходящих социальноэкономических изменений в государстве,
а также приоритетностью инновационных форм развития производства,
общества, личности. Система выявления и сопровождения одарённых детей
сегодня представляет собой деятельность, организованную через предметно-
ориентированные процедуры работы со знанием одарённого ребёнка, а не с
его личностными и околопрофессиональными способностями и
потенциалом.
Мощным современным средством диагностики одаренности являются тесты,
направленные на оценку интеллекта и креативности. Применение тестов,
однако, предполагает профессиональную психологическую подготовку. В
некоторых тестах, подобных тесту Д.Векслера, необходима оценка ответов
обследуемых в баллах, что требует существенного опыта практической
работы. В других случаях (например, при компьютеризированных тестах)
оценка ответов производится автоматически, однако все равно остается
проблема интерпретации результатов, которая может быть грамотно
произведена лишь квалифицированным психологом. Выводы тестирования
должны быть соотнесены с результатами наблюдения поведения ученика в
классе, мнением родителей и т.д. Также и выбор того или иного теста или
батареи тестов для обследования школьника зависит от задач тестирования и
всего контекста школьной ситуации. Результаты тестирование, особенно
маленьких детей, зависят от ситуации тестирования, мотивации ребенка,
умения тестирующего установить контакт.
Выделяются следующие этапы выявления одаренных детей:
8
1-й этап работы – диагностический - предполагает открытие, констатацию в
развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить
от родителей.
2-ой этап – уточнение выявленных способностей ребенка.
На этом этапе осуществляю сбор дополнительной информации от родителей
для уточнения выявленной одаренности ребенка.
3-ий этап - создание условий для развития одаренных детей: проведение
развивающей работы с ребенком в кружке, во внеурочной деятельности. На
этом этапе, на основании анализа выявленной одаренности ребенка, заявки
родителей о развитии одаренности их ребенка, администрация школы
создает условия для развития одаренных детей: открывает кружки, проводит
предметные олимпиады. При этом использует внутренние ресурсы,
преподавателей школы
4-й этап - анализ промежуточных результатов сопровождения развития
одаренного ребенка. На этом этапе провожу диагностику успешности
развития одаренности ребенка и корректировку его индивидуальных
способностей
Формы обучения одаренных детей
Могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:
1) обучение индивидуальное или в малых группах по программам
творческого развития в определенной области;
2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме
наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый,
деятель науки или культуры, специалист высокого класса);
3) очно-заочные школы;
4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
6) детские научно-практические конференции и семинары.
3. Формы обучения в условиях школ, ориентированных на работу с
одаренными детьми
Если целесообразность обучения детей со специальными видами
одаренности в специальных школах и классах не подвергается сомнениям, то
вопрос о необходимости создания специальных классов и школ для обучения
детей с общей (умственной) одаренностью продолжает оставаться предметом
острых дискуссий. При принятии решения о создании особых школ и классов
следует исходить из анализа опыта зарубежной и отечественной практики
раздельного обучения одаренных детей.
9
Учебные программы, ориентированные на обучение одаренных детей с
общей (умственной) одаренностью (и некоторыми видами специальной
одаренности, например, лингвистической, математической и т.д.), должны
отвечать целому ряду специфических требований. Эти требования
сформулированы с учетом выделения наиболее общих психологических
особенностей интеллектуально одаренных детей, а также целей обучения,
предъявляемых обществом к этой категории детей. Следует подчеркнуть, что
именно на этих детей, в первую очередь, общество возлагает надежду на
решение актуальных проблем современной цивилизации.
Программы обучения для интеллектуально одаренных детей должны:
1) включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет
учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их
повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес
к будущему;
2) использовать в обучении междисциплинарный подход на основе
интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это
позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и
углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению
разнородных явлений и поиску решений на “стыке” разных типов знаний;
3) предполагать изучение проблем “открытого типа”, позволяющих
учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения,
проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы
исследовательской работы;
4) в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять
углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;
5) поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
6) обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения
содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их
корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся
потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
7) предусматривать наличие и свободное использование разнообразных
источников и способов получения информации (в том числе через
компьютерные сети);
8) включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного
материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым
оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации
полевых исследований, создания “рабочих мест” при лабораториях, музеях и
т.п.;
9) обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью
содержательных критериев, формировать у них навыки публичного
10
обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного
творчества;
10) способствовать развитию самопознания, а также пониманию
индивидуальных особенностей других людей;
11) включать элементы индивидуализированной психологической поддержки
и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каждого
одаренного ребенка.
Одним из важнейших условий эффективного обучения детей с разными
типами одаренности является разработка таких учебных программ, которые
бы в максимальной мере соответствовали качественной специфике
конкретного типа одаренности и учитывали внутренние психологические
закономерности его формирования.
Можно выделить четыре стратегии обучения, которые могут применяться в
разных комбинациях. Каждая стратегия позволяет в разной степени учесть
требования к учебным программам для одаренных детей.
1. Ускорение. Это стратегия позволяет учесть потребности и возможности
определенной категории детей, отличающихся высоким темпом развития.
Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по
отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному учебному
содержанию. Примером такой формы обучения могут быть летние и зимние
лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие
прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным
программам для одаренных детей с разными видами одаренности.
2. Углубление. Данный тип стратегии обучения эффективен по отношению к
детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес по отношению к
той или иной конкретной области знания или области деятельности. При
этом предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин или областей
знания.
Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем.
Во-первых, далеко не все дети с умственной одаренностью достаточно рано
проявляют интерес к какой-то одной сфере знаний или деятельности, их
интересы носят широкий характер. Во-вторых, углубленное изучение
отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может
способствовать “насильственной” или слишком ранней специализации,
наносящий ущерб общему развитию ребенка. Эти недостатки во многом
снимаются при обучении по обогащенным программам.
3. Обогащение. Соответствующая стратегия обучения ориентирована на
качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения
традиционных тем за счет установления связей с другими темами,
проблемами или дисциплинами. Кроме того, обогащенная программа
предполагает обучение детей разнообразным способам и приемам работы.
11
Такое обучение может осуществляться в рамках традиционного
образовательного процесса, а также через погружение учащихся в
исследовательские проекты, использование специальных интеллектуальных
тренингов по развитию тех или иных способностей и т.д. Отечественные
варианты инновационного обучения могут рассматриваться как примеры
обогащенных программ.
4. Проблематизация. Этот тип стратегии обучения предполагает
стимулирование личностного развития учащихся. Фокус обучения в этом
случае - использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся
сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что
способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению
различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как
правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные,
общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных
программ, либо существуют в виде специальных тренинговых внеучебных
программ.
Важно иметь в виду, что две последние стратегии обучения являются
наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть особенности
одаренных детей, поэтому должны быть в той или иной мере использованы
как при ускоренном, так и при углубленном вариантах построения учебных
программ.
Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть, что, бесспорно,
каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое
образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для
него уровня развития. Поэтому проблема дифференциации обучения
актуальна для всех детей и тем более для детей одаренных.
Следует принимать во внимание то обстоятельство,
что дифференциация обучения имеет две формы. Первая - дифференциация
на основе раздельного обучения одаренных детей (в виде их отбора для
обучения в нетиповой школе либо селекции при распределении в классы с
разными учебными программами). Вторая - дифференциация на
основе смешанного обучения одаренных детей в обычном классе
общеобразовательной школы (в виде разноуровнего обучения,
индивидуальных образовательных программ, подключения режима
тьюторства и т.д.). Первую форму дифференциации можно условно
обозначить как “внешнюю”, вторую – как “внутреннюю”.
Каждая форма дифференциации имеет свои плюсы и минусы. Так, обучение
одаренных детей в особых классах или школах, ориентированных на работу с
одаренными детьми, может обернуться серьезными проблемами в силу
изменчивости проявлений одаренности в детском возрасте. Положение
усугубляет нарушение естественного хода процесса социализации,
атмосфера элитарности и клеймо “обреченности на успех”. В свою очередь,
12
практика обучения одаренных детей в обычных школах показывает, что при
неучете специфики этих детей они могут понести невосполнимые потери в
своем развитии и психологическом благополучии.
Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и
эффективной является работа с одаренными детьми на основе “внутренней”
дифференциации. По мере повышения качества образовательного процесса в
массовой школе, роста квалификации педагогов, внедрения развивающих и
личностно-ориентированных методов обучения, существующие на данный
момент варианты “внешней” дифференциации в работе с одаренными
детьми, возможно, окажутся сведенными к минимуму.
Учитывая практическую невозможность вовлечения всех детей с актуальной
и скрытой одаренностью в обучение по специальным программам,
необходимо готовить учителей для работы с одаренными детьми в условиях
обычных классов. Это предполагает знание педагогом принципов
развивающего образования, включая владение специальными умениями
применения стратегий дифференцированных программ для одаренных детей,
а также владение нетрадиционными формами и способами работы на уроке
(групповые формы работы, исследовательские проекты и т.п.).
Список использованных источников
1.
Абатурова, В.В. О системе работы с одаренными школьниками в
России.- Профильная школа.- 2010.- № 3.
2.
Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости / Д.Б.
Богоявленская. – М.: 2003
3.
Бурменская Г.В. Одарённые дети / Г.В. Бурменская, В.М. Слуцкий. –
М.: Просвещение, 1991
4.
Загвязинский, В. И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ.
высш. уч. заведений.2008
5.
Матюшкин A.M. Загадки одаренности: проблемы практической
диагностики. М. 1993
6.
Межиева М.В., Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет.
Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2008
7.
Мижериков, В.А., Психолого-педагогический словарь. Ростов н/Д:
Феникс, 2009
8.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.:
ООО «ИТИ Технологии», 2008
9.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер. - 2000.
10.Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.
13
11.Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика
продуктивного обучения» - М; 2000 г.
12.Юркевич В.С. «Одаренный ребенок» - М; 1996 г.
14