Напоминание

"Формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов при коррекции недостатков почерка у второклассников с оптической дисграфией"

Автор: Бурова Ольга Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №26 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: Конспект научного доклада
Тема: "Формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов при коррекции недостатков почерка у второклассников с оптической дисграфией"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект научного доклада на тему: «Формы взаимодействия учителя-

логопеда и учителя начальных классов при коррекции недостатков почерка

у второклассников с оптической дисграфией»

Взаимодействие специалистов – это вид сотрудничества, который

подразумевает прямое или косвенное влияние специалистов на деятельность

друг друга и создаёт между ними определённую взаимосвязь [13].

Овладение умением письменной речи — является одним из самых

нелёгких для ребёнка периодов обучения в школе, и одновременно

немаловажным. С трудностью при обучении в школе дети сталкиваются

довольно часто. И если многие из детей справляются с данной трудностью и

успешно преодолевают её, то всегда есть дети, и их количество, к

сожалению, в последние годы растёт, чьи затруднения доставляют немало

хлопот и родителям, и учителю [14].

Учитель начальных классов – специалист, который даёт основную

базу

знаний

учащимся,

а

также

помимо

обучения

оказывает

и

воспитательное действие. В жизни учащихся, имеющих какое-либо речевое

развитие учителю начальных классов непросто полностью всё понять и

проникнуться, так как отличается квалификация и учитель начальных

классов в этой области не полностью компетентен. Как раз поэтому для

успешной

коррекции

нарушений,

связанных

с

речью,

необходимо

выстроить процесс взаимодействия учителя начальных классов и логопеда.

Задачей учителя-логопеда является помощь в устранении речевых

дефектов, а также учитель-логопед при надобности может помочь учителю

начальных классов направить учебный процесс на развитие устной и

письменной речи.

Содержание работы по взаимодействию учителя начальных классов

и учителя логопеда требует соблюдения следующих условий:

-

Совместная диагностика младших школьников с целью выявления

учащихся

имеющих

оптическую

дисграфию

или

имеющих

предрасположенность к ней;

-

Совместная разработка и внедрение поурочного плана работы в

рабочую программу учителя начальных классов с логопедом, по предметам

русский язык и чтение (с включением определённых упражнений по

рекомендациям логопеда);

-

Разработка фрагментов конспектов урока по коррекции почерка для

второклассников с оптической дисграфией, также для предупреждения

дисграфии;

-

Реализация совместных внеурочных мероприятий по коррекции

почерка у детей с оптической дисграфией, а также по предупреждению

дисграфии;

-

Фиксация полученных результатов, совместный анализ;

-

Оценка эффективности взаимодействия.

Цель работы: Совместная разработка и внедрение в рабочую

программу учителем начальных классов и логопедом, поурочного плана по

работе

коррекции

почерка

у

детей

с

оптической

дисграфией

и

предупреждения дисграфии.

Основные формы сотрудничества:

-

участие в работе ПМПк школы;

-

совместное проведение круглых столов по вопросам диагностики

нарушений письма и планирования индивидуального образовательного

маршрута учащегося;

-

интегрированные уроки учителя и логопеда;

-

консультации;

-

участие в педсоветах;

-

совместное проведение родительских собраний;

-

открытые занятия учителя-логопеда;

-

участие учителя-логопеда в методических объединениях учителей

начальных классов;

-

разработка совместного плана действий по устранению учебной

проблемы.

Одной из активно реализуемых форм сотрудничества учителя-

логопеда

и

учителя

начальных

классов,

являться

консультативное

сопровождение родителей. В просвещение их, когда и в каком случае нужно

обращаться за помощью к логопеду и как строить занятия дома с ребёнком.

Данная

форма

позволяет

учителю

начальных

классов

занять

активную позицию в решении учебной проблемы ребенка, сделать

самостоятельный выбор пути ее разрешения. Самое важное для успешного

сотрудничества

установление

равноправных

отношений.

Причем,

сотрудничество может состояться, только в том случае, если учителю-

логопеду удастся вызвать у учителя начальных классов желание участвовать

в решении проблемы.

Консультативное сопровождение может осуществляться и в процессе

совместного

проведения

учителем-логопедом

и

учителем

начальных

классов диагностики проблем ребенка, что не исключает специального

логопедического обследования. Подчеркивается, что необходимо учителя

начальных классов сделать активным участником выявления возникшей у

ребенка проблемы.

Планируемый результат от совместной работы:

-

Проявление заинтересованности и инициативы у учителя начальных

классов в совместном сотрудничестве с учителем-логопедом при коррекции

почерка у второклассников с оптической дисграфией.

-

Плодотворная

совместная

работа

учителя-логопеда

и

учителя

начальных классов по работе над коррекцией почерка у второклассников с

оптической дисграфией.

-

Положительная

динамика

по

итогам

коррекции

почерка

у

второклассников с оптической дисграфией [16].

Для успешной реализации поставленной цели нами были выбраны

формы взаимодействия между учителем начальных классов и учителем-

логопедом, которые будут использоваться в нашей работе:

-

Консультации – советы и совещания специалистов по важным

вопросам. Учитель логопед будет давать рекомендации учителю начальных

классов, которые смогут направить образовательный процесс на коррекцию

почерка второклассников с оптической дисграфией.

-

Открытые занятия учителя логопеда, эта форма взаимодействия

подразумевает присутствие учителя начальных классов, на логопедических

занятиях с второклассниками с оптической дисграфией. Посещая эти

занятия, учитель начальных классов сможет посмотреть, с чем работает

логопед, взять на вооружение для себя какие-либо методы работы с

младшими школьниками с оптической дисграфией.

-

Открытые

уроки

русского

языка

применение

этой

формы

взаимодействия специалистов, предполагает присутствие учителя-логопеда

на уроках русского языка. При соблюдении условий данной формы

взаимодействия учитель-логопед может оценить правильность применения

коррекционных

упражнений

учителем

начальных

классов,

а

также

отследить динамику коррекции почерка у второклассников с оптической

дисграфией.

Таким образом, для успешной коррекции почерка второклассников с

оптической дисграфией наиболее эффективное воздействие окажут формы

взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов. Нами было

выделено 3 формы взаимодействия: консультации, открытое занятие

учителя-логопеда и открытый урок русского языка. Все эти формы

взаимодействия

неразрывно

связаны

и

их

использование

сыграют

положительную роль в коррекции почерка у второклассников с оптической

дисграфией.