Автор: Бурова Ольга Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №26 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: Конспект научного доклада
Тема: "Формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов при коррекции недостатков почерка у второклассников с оптической дисграфией"
Конспект научного доклада на тему: «Формы взаимодействия учителя-
логопеда и учителя начальных классов при коррекции недостатков почерка
у второклассников с оптической дисграфией»
Взаимодействие специалистов – это вид сотрудничества, который
подразумевает прямое или косвенное влияние специалистов на деятельность
друг друга и создаёт между ними определённую взаимосвязь [13].
Овладение умением письменной речи — является одним из самых
нелёгких для ребёнка периодов обучения в школе, и одновременно
немаловажным. С трудностью при обучении в школе дети сталкиваются
довольно часто. И если многие из детей справляются с данной трудностью и
успешно преодолевают её, то всегда есть дети, и их количество, к
сожалению, в последние годы растёт, чьи затруднения доставляют немало
хлопот и родителям, и учителю [14].
Учитель начальных классов – специалист, который даёт основную
базу
знаний
учащимся,
а
также
помимо
обучения
оказывает
и
воспитательное действие. В жизни учащихся, имеющих какое-либо речевое
развитие учителю начальных классов непросто полностью всё понять и
проникнуться, так как отличается квалификация и учитель начальных
классов в этой области не полностью компетентен. Как раз поэтому для
успешной
коррекции
нарушений,
связанных
с
речью,
необходимо
выстроить процесс взаимодействия учителя начальных классов и логопеда.
Задачей учителя-логопеда является помощь в устранении речевых
дефектов, а также учитель-логопед при надобности может помочь учителю
начальных классов направить учебный процесс на развитие устной и
письменной речи.
Содержание работы по взаимодействию учителя начальных классов
и учителя логопеда требует соблюдения следующих условий:
-
Совместная диагностика младших школьников с целью выявления
учащихся
имеющих
оптическую
дисграфию
или
имеющих
предрасположенность к ней;
-
Совместная разработка и внедрение поурочного плана работы в
рабочую программу учителя начальных классов с логопедом, по предметам
русский язык и чтение (с включением определённых упражнений по
рекомендациям логопеда);
-
Разработка фрагментов конспектов урока по коррекции почерка для
второклассников с оптической дисграфией, также для предупреждения
дисграфии;
-
Реализация совместных внеурочных мероприятий по коррекции
почерка у детей с оптической дисграфией, а также по предупреждению
дисграфии;
-
Фиксация полученных результатов, совместный анализ;
-
Оценка эффективности взаимодействия.
Цель работы: Совместная разработка и внедрение в рабочую
программу учителем начальных классов и логопедом, поурочного плана по
работе
коррекции
почерка
у
детей
с
оптической
дисграфией
и
предупреждения дисграфии.
Основные формы сотрудничества:
-
участие в работе ПМПк школы;
-
совместное проведение круглых столов по вопросам диагностики
нарушений письма и планирования индивидуального образовательного
маршрута учащегося;
-
интегрированные уроки учителя и логопеда;
-
консультации;
-
участие в педсоветах;
-
совместное проведение родительских собраний;
-
открытые занятия учителя-логопеда;
-
участие учителя-логопеда в методических объединениях учителей
начальных классов;
-
разработка совместного плана действий по устранению учебной
проблемы.
Одной из активно реализуемых форм сотрудничества учителя-
логопеда
и
учителя
начальных
классов,
являться
консультативное
сопровождение родителей. В просвещение их, когда и в каком случае нужно
обращаться за помощью к логопеду и как строить занятия дома с ребёнком.
Данная
форма
позволяет
учителю
начальных
классов
занять
активную позицию в решении учебной проблемы ребенка, сделать
самостоятельный выбор пути ее разрешения. Самое важное для успешного
сотрудничества
—
установление
равноправных
отношений.
Причем,
сотрудничество может состояться, только в том случае, если учителю-
логопеду удастся вызвать у учителя начальных классов желание участвовать
в решении проблемы.
Консультативное сопровождение может осуществляться и в процессе
совместного
проведения
учителем-логопедом
и
учителем
начальных
классов диагностики проблем ребенка, что не исключает специального
логопедического обследования. Подчеркивается, что необходимо учителя
начальных классов сделать активным участником выявления возникшей у
ребенка проблемы.
Планируемый результат от совместной работы:
-
Проявление заинтересованности и инициативы у учителя начальных
классов в совместном сотрудничестве с учителем-логопедом при коррекции
почерка у второклассников с оптической дисграфией.
-
Плодотворная
совместная
работа
учителя-логопеда
и
учителя
начальных классов по работе над коррекцией почерка у второклассников с
оптической дисграфией.
-
Положительная
динамика
по
итогам
коррекции
почерка
у
второклассников с оптической дисграфией [16].
Для успешной реализации поставленной цели нами были выбраны
формы взаимодействия между учителем начальных классов и учителем-
логопедом, которые будут использоваться в нашей работе:
-
Консультации – советы и совещания специалистов по важным
вопросам. Учитель логопед будет давать рекомендации учителю начальных
классов, которые смогут направить образовательный процесс на коррекцию
почерка второклассников с оптической дисграфией.
-
Открытые занятия учителя логопеда, эта форма взаимодействия
подразумевает присутствие учителя начальных классов, на логопедических
занятиях с второклассниками с оптической дисграфией. Посещая эти
занятия, учитель начальных классов сможет посмотреть, с чем работает
логопед, взять на вооружение для себя какие-либо методы работы с
младшими школьниками с оптической дисграфией.
-
Открытые
уроки
русского
языка
–
применение
этой
формы
взаимодействия специалистов, предполагает присутствие учителя-логопеда
на уроках русского языка. При соблюдении условий данной формы
взаимодействия учитель-логопед может оценить правильность применения
коррекционных
упражнений
учителем
начальных
классов,
а
также
отследить динамику коррекции почерка у второклассников с оптической
дисграфией.
Таким образом, для успешной коррекции почерка второклассников с
оптической дисграфией наиболее эффективное воздействие окажут формы
взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов. Нами было
выделено 3 формы взаимодействия: консультации, открытое занятие
учителя-логопеда и открытый урок русского языка. Все эти формы
взаимодействия
неразрывно
связаны
и
их
использование
сыграют
положительную роль в коррекции почерка у второклассников с оптической
дисграфией.