Автор: Микрюкова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №50"
Населённый пункт: г. Ижевск, Удмуртская республика
Наименование материала: статья
Тема: ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО УЧАСТИЯ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО УЧАСТИЯ В
ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА.
Материал подготовила : воспитатель МБДОУ «Детский сад №50»г. Ижевска
Микрюкова Ольга Николаевна
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - одно из
важнейших направлений совместной деятельности образовательных
учреждений и Госавтоинспекции. Но важно не просто сократить число ДТП
с
участием детей. Усилия должны быть направлены на то, чтобы подготовить
новое поколение грамотных, законопослушных и ответственных участников
дорожного движения. Каждый человек, независимо от того, в какой роли он
выступает (водитель автомобиля, пешеход, велосипедист и т.п.), должен
осознавать потенциальную опасность, которую несѐт дорога, и стремиться
еѐ
избежать, при этом воспринимая действующие Правила дорожного
движения
как единственно верный алгоритм безопасного для себя и
окружающих
поведения на дороге.
В деле обучения детей ПДД невозможно переоценить роль учреждений
дошкольного образования. В каждом регионе РФ необходимо налаживать
тесное и
плодотворное сотрудничество подразделений ГИБДД со Школами
дорожных наук.
Общая задача инспекторов и педагогов - объяснить детям, что
дорога опасна,
научить их Правилам дорожного движения, которые
позволят избежать этой
опасности и научить применять эти знания на
практике, т.е. привить им
соответствующие навыки.
Добиться в этом сколько-нибудь значимых результатов практически
невозможно, не заинтересовав ребѐнка. Многие исследователи отмечают, что
знания ПДД, полученные ребѐнком, часто носят чисто теоретический
характер и мало применяются на практике. С этой же проблемой
сталкиваются сотрудники Госавтоинспекции, которые останавливают на
дороге малолетних нарушителей ПДД. Часто ребѐнок, перебежавший дорогу
в неположенном месте, может тут же рассказать инспектору, где должен был
совершить переход по Правилам дорожного движения.
Ввиду вышесказанного можно считать наиболее эффективными
интерактивные формы обучения детей Правилам дорожного движения. В
случае их применения информация перестаѐт носить для ребѐнка
исключительно абстрактный теоретический характер. Ребѐнок начинает
воспринимать Правила как то, что можно и нужно использовать в жизни.
В этой статье интерактивная форма обучения рассматривается как
обучение с использованием современных технических средств и как
вовлечѐнность ребѐнка в процесс обучения, его участие в передаче
информации сверстникам.
Современные технологии позволяют сделать процесс обучения детей ПДД
интересным и продуктивным. Педагог в процессе интерактивного обучения
становится организатором образовательного процесса, при этом он теряет
центральную роль, а дети взаимодействуют друг с другом, открывают новые
знания самостоятельно. Дети активны, педагог лишь создает условия для
проявления их активности.
Одним из интерактивных методов обучения Правилам дорожного
движения является использование информационных компьютерных
технологий (ИКТ). Многие дошкольные образовательные организации
имеют современное оборудование, среди которого центральное место
занимают интерактивные доски. Такая доска может быть использована для
проецирования учебного материала по тематике безопасности дорожного
движения: мультимедийные презентации, видеофильмы,
мультипликационные фильмы, видеоуроки и т. д.
На доске с функцией мультитач (multi-touch), позволяющей управлять
экраном с помощью пальцев рук, дети могут передвигать предметы, менять
дорожную ситуацию и т.д. Самостоятельное моделирование дошкольниками
дорожной ситуации доставляет им огромное удовольствие, а главное —
способствует самостоятельному анализу ошибочных действий.
Использование интерактивных досок имеет свои преимущества при
обучении детей ПДД:
• предоставляет возможность быстро создавать, моделировать, вносить
изменения в воображаемую дорожную ситуацию, делать поправки
непосредственно во время занятия по ПДД;
• даѐт неограниченные возможности для творчества педагога и ребѐнка;
• расширяет возможности качественно и наглядно объяснить новый
материал;
• повышает заинтересованность ребят в процессе обучения правилам
дорожного движения.
Другим видом использования ИКТ является персональный
компьютер - тренажѐр (симулятор). Работая на ПК, ребята в игровой форме
закрепляют знания дорожной грамоты: дорожных знаков, сигналов
светофоров, видов перекрѐстков и т. д.
Например, компьютерная игра «Не игра» позволяет довести
персонажа-дошкольника (школьника) по безопасному маршруту от дома до
детского сада(школы), при этом ребёнок получает игровые бонусы за
соблюдение ПДД.
Таким образом, ИКТ позволяют ребѐнку применять ПДД в различных
смоделированных ситуациях. Постепенно он подмечает схожие дорожные
ситуации в реальной жизни, что позволяет ему перевести теоретические
знания в разряд практических навыков.
В процессе игры на компьютерном тренажѐре ребята становятся
виртуальными водителями красивых современных автомобилей. В отличие
от любителя популярных компьютерных игр в «гонки», дошкольник
ассоциирует себя с настоящим автомобилистом, который едет по городу и
должен соблюдать правила. Так ребѐнок получает возможность взглянуть на
процесс дорожного движения с точки зрения настоящего водителя.
Не менее важно использование принципа интерактивности как
вовлечѐнности ребѐнка в процесс передачи информации сверстникам. В ходе
такого процесса его участники не только общаются,
но и постигают
образовательные области в творческой и интересной форме.
Одной из таких форм работы являются выступления театрализованных
бригад региональных
Школ дорожных наук ( ШДН). На этих выступлениях
зрители становятся
участниками театрализованных представлений, игровых
программ и выездных
занятий по ПДД. Ребята с удовольствием отвечают на
вопросы героев,
участвуют в решении интеллектуальных заданий,
детективных задач, в
конкурсах и викторинах.
Воспитанники ШДН незаметно вовлекают своих зрителей в процесс
обучения правилам безопасного поведения на дороге, а они одаривают их
громкими аплодисментами. Между тем, юные артисты получают не меньше
пользы, чем аудитория. Каждое выступление, каждая репетиция помогают
им
всё
лучше усваивать информацию, которую они стремятся передать
своим
зрителям. Огромную пользу приносит детям участие в самом творческом
процессе разработки сценария нового спектакля или развлечения. Здесь
особенно
важна твѐрдая рука педагога-организатора, осуществляющего
контроль и
управление, не мешая инициативе и творчеству учеников.
Сотрудники ГИБДД оказывают методическую помощь педагогам и
регулярно проводят беседы с воспитанниками ШДН. Под их руководством
ребята повторяют, изучают и закрепляют Правила дорожного движения.
Непосредственное общение с сотрудниками Госавтоинспекции само по
себе благотворно влияет на привитие детям дорожной грамотности и
правосознания. Активисты ШДН часто участвуют в профилактических
мероприятиях, которые проводит Госавтоинспекция. При этом дети узнают
некоторые особенности работы инспекторов, и им становится легче понять
важность и сложность этой работы. Дети делятся полученной информацией с
друзьями, тем самым напоминая им о проблемах безопасности дорожного
движения и вместе с тем поднимая
авторитет Госавтоинспекции в глазах
подрастающего поколения.
Ещѐ одной формой интерактивного обучения ПДД
являются практические
занятия в автогородках , расположенных в Центрах детского и
юношеского
технического творчества, оборудованных действующими
светофорными
объектами и дорожной разметкой, с предусмотренными в них
регулируемыми и нерегулируемыми пешеходными переходами.
В ходе таких занятий ребята вовлекаются в активный процесс обучения, где
дорожная ситуация максимально приближена к реальным условиям. Опыт
практического вождения транспортных средств (велосипедов, самокатов,
электромобилей), а также передвижение в качестве пешеходов позволяет
старшим дошкольникам применить и закрепить знания и навыки
безопасного поведения
на дорогах и улицах.
Сегодня, в век информационных технологий, социализации и
индивидуализации дошкольного образования, в своей педагогической
деятельности я использую следующие инновационные
технологии формирования безопасного поведения детей на дороге:
- игровая технология;
- технологию проблемного обучения;
- технологию проектной деятельности;
- технологию теории решения изобретательских задач;
- информационно - коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,
способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть
организационно-методический инструментарий педагогического процесса
(Лихачев Борис Тимофеевич).
Игровая технология.
Игра-ведущий вид деятельности дошкольников. Значительное место в
формировании культуры безопасного поведения детей на дорогах, уделяется
игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды
детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к
изучению правил дорожного движения. Обучая посредством игры, мы учим
детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям
удобно и естественно его взять. В педагогической деятельности я использую
различные
игры: «Разрезные картинки», «Угадай дорожный знак»; «Умный
светофор»;
«Что? Где? Когда?»;
-сюжетно — ролевые игры «Автобус», «Метро»,
«Пешеходы и водители»;
-дидактические игры: «Светофор», «Водители»,
«Угадай, какой знак»;
-интерактивные игры «Невнимательный художник» и т.п.,
которые способствуют усвоение детьми дошкольного возраста
первоначальных
знаний о правилах безопасного поведения на улице.
Технология проблемного обучения
Помогает понять, насколько опасна данная ситуация, и какие безопасные
действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения
-вопросы и задания, которые предлагаю детям. В своей работе чаще всего
использую такие проблемные ситуации: «Для чего нужны правила
дорожного
движения?», «Что там за порогом дома?», «Как переходить
улицу?», «На
остановке общественного транспорта» и т.д.
При создании и решении проблемных ситуаций использую следующие
методические приемы:
- подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его
разрешения;
- предлагаю разные точки зрения на один и тот же вопрос;
- побуждаю детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации,
сопоставлять факты.
Технология проектной деятельности
В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции
у ребѐнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и
потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию
ребѐнка.
В своей педагогической деятельности реализовала следующие проекты:
«Чтобы избежать опасности - пользуйся ремнем безопасности»», «Я знаю
правила дорожного движения и с тобою поделюсь» - в проект были
включены
игры, проблемные ситуации, где дети подготовительной группы
делились с
ребятами младшей группы своими знаниями, опытом, умениями
ориентироваться возле проезжей части.
Информационно-коммуникационная технология
При организации работы по профилактике детского дорожно -
транспортного травматизма активно использую информационно -
коммуникативные технологий. Они позволяют организовать детскую
деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить»
ребенка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия. В своей
деятельности
использую: мультимедийные презентации, обучающие
мультфильмы,
видеоролики. Презентации: «Правила дорожного движения»,
«Виды
транспорта», «Знай правила движения», «Пешеходные переходы»,
«Наш друг -светофор»; мультфильмы: «Уроки тетушки Совы», «Советы
мудрого ворона»,«Смешарики», «Академия светофорчика»; видеороликов:
«Правила дорожного
движения», «Учим дорожные знаки и правила» и т. д.
Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)
Данная технология позволяет мне использовать нетрадиционные формы
работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Данная
технология способствует развитию таких качеств как мышление, гибкость,
подвижность, системность, стремления к новизне, речи и творческому
воображению. С помощью метода «мозговой штурм», дети сами по ходу
обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их. В процессе
обсуждения я использую следующие вопросы:
1. Что произойдет, если сломается на перекрѐстке светофор?
2. Как помогает человеку транспорт?
3. Что будет, если исчезнут дорожные знаки?
4. Что бывает, когда люди не соблюдают правила дорожного движения?
Здоровьесберегающие технологии
В процессе обучения детей правилам дорожного движения использую
здоровьесберегающие технологии, которые способствуют физическому
развитию и укреплению здоровья ребенка. Например, путем многократных
упражнении отрабатываю действия с поворотами головы при переходе
проезжей части. Играем в подвижные игры: «Трамвай» «Автомобили», «К
дорожным знакам», «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили»,
«Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт».
Игры-соревнования «Водители,
на старт», «Чья машина», «Передай жезл»,
«Красный, желтый, зеленый» способствуют закреплению представлений о
ситуациях, которые могут
произойти на дороге, воспитывают умение
самостоятельно пользоваться
полученными знаниями в повседневной жизни,
развивают ловкость, смекалку,
моторику, ориентировку в пространстве.
Таким образом, использование в работе по формированию у детей
дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении
инновационных образовательных технологий делает
образовательный процесс интересным и результативным, помогая
воспитанию дисциплинированного и ответственного пешехода.