Напоминание

Дидактические игры для обогощения словарного запаса детей

Автор: Клюшина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Умка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Консультация
Тема: Дидактические игры для обогощения словарного запаса детей







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Дидактические игры для обогащения словарного запаса

детей дошкольного возраста.

Дидактические

игры

-

это

игры

обучающие,

познавательные,

направленные на расширение, углубление и систематизацию представлений

детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие

познавательных способностей.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на

три

основных

вида:

игры

с

предметами

(игрушками,

природным

материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игра «Посылка»

Цель: Расширение

объема

словаря,

уточнение

представлений

о

признаках

предметов,

развитие

связной

речи.

Оборудование.

Предметы,

коробки

по

количеству

игроков.

Содержание. Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом

внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не

показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

Игра: «Опиши предмет».

Цели: Расширение объема словаря прилагательных, формирование

представлений о предмете.

Содержание. Взрослый рассматривает предмет и указывает на его

признаки. Например, взрослый обследует яблоко. По цвету оно желтое. По

форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое.

По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что

оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко

твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на

руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко

сладкое (кислое, кисло-сладкое).

Игра «Вершки-корешки»

Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации овощей (по

принципу:

что

у

них

съедобно

корень

или

плоды

на

стебле).

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки.

Кто ошибся, платит фант.

Игровое действие. Разыгрывание фантов.

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть

вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть

корешками,

а

съедобный

плод

на

стебле

вершками».

Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем

съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в

конце игры выкупается.

Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а

дети

вспоминают

овощи,

у

которых

съедобны

вершки».

Игра "Большой-маленький"

Цель: учить

детей

правильному

образованию

и

употреблению

уменьшительно-ласкательных форм имен существительных.

Материал: картинки

с

изображениями

больших

и

маленьких

предметов.

Ход игры: Детям показываются картинки с изображенными на них

большими и маленькими предметами и по этим картинкам задаются вопросы,

стимулирующие детей к самостоятельному образованию слов с нужными

уменьшительно-ласкательными суффиксами. Детям предлагается подобрать

для каждого большого предмета такой же, но маленький. Назвать маленький

предмет ласково.

Игра "Найди родственников"

Цель игры: развитие у детей представлений о родственных связях слов,

овладение навыком подбора родственных слов, уточнение и активизация

словарного запаса.

Материал: картинки с изображенными на них предметами (например,

хлеб, хлебница; снег, снеговик ит.п.)

Ход игры: Разложите картинки. Предложите детям назвать картинки.

Затем попросите для каждой картинки найти пару-картинку, которая

называется родственным словом. Подберите пары слов по смыслу.

Игра «Я собрал в огороде…»

Цель.

Расширение

объема

словаря,

развитие

слуховой

памяти.

Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал

на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет

наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры».

Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и

придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук».

Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в

игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется

по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на

улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т.д.

Игра «Назови другим словом»

Цель. Формирование семантических полей (групп слов, связанных по

смыслу), расширение словаря синонимов.

Содержание. Взрослый называет словосочетание и задает вопрос:

«Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?»

даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в

окно – смотреть в окно». Дети приступают к подбору синонимов только

после подтверждения понимания ими задания.

Игра «Чья у зверя голова?» Подскажи скорей слова

Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных

прилагательных. Методическое указание. Игра проводится после обсуждения

картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных

окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых

ситуациях.

Ход игры. Ведущий, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У

вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно логопеду, заканчивает:

«...воронья». Примеры: у рыси голова рысья у рыбы — рыбья у кошки —

кошачья у сороки — сорочья у зайца — заячья у кролика — кроличья у

верблюда — верблюжья у лошади — лошадиная у утки — утиная у лебедя —

лебединая у оленя — оленья у лисы — лисья у собаки — собачья у птицы —

птичья у овцы — овечья у белки — беличья у медведя — медвежья у тигра

— тигриная у курицы — куриная у голубя — голубиная у орла — орлиная

Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.

Игра «Лови да бросай — цвета называй» Что у нас какого цвета —

Мы расскажем вам об этом.

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему

цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход игры. Ведущий, бросая мяч ребенку, называет прилагательное,

обозначающее

цвет,

а

ребенок,

возвращая

мяч

логопеду,

называет

существительное,

подходящее

к

данному

прилагательному.

Ведущий:

красный - Дети:

мак,

огонь,

флаг (оранжевый - апельсин,

морковь,

заря; желтый - цыпленок,

солнце,

репа; зеленый - огурец,

трава,

лес; голубой - небо,

лед,

незабудки; синий - колокольчик,

море,

чернила; фиолетовый - слива, сирень, сумерки.

Игра «Коллективный рассказ»

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие

воображения, умения согласовывать прилагательное с существительным в

роде и числе.

Содержание: Дети стоят по кругу. Первый ребенок называет предмет.

Затем дети по очереди называют по одному признаку этого предмета

(величина, форма, цвет, вкус, запах, температура; материал, из которого

сделан предмет, другие неназванные признаки). Таким образом, получается

коллективный рассказ об этом предмете. Например, яблоко большое,

круглое, зеленое, сладкое, ароматное и т.д. Педагог подводит детей к выводу,

что каждый предмет имеет свой набор признаков. Можно предложить детям

по очереди угадывать задуманный предмет по перечисленным другими

игроками признакам.

Игра «Давай представим себе слово»

Цель: расширение словаря, уточнение значения слова за счет передачи

его смысла в рисунке.

Описание: предложить ребенку нарисовать (на 1 этапе) простые слова

(например: дерево, листок, цветок и т.п.). Педагог интересуется, почему он

выбрал именно эти краски, это дерево и т.п. Во время беседы происходит

расширение словаря и уточнение значения слова. Игра может проводится,

как индивидуально, так и небольшими группами. Если участвуют несколько

детей, то происходит обсуждение рисунков, выявление общих признаков

предмета и его отличия. Игра на втором этапе усложняется. Ребенку

предлагаются более сложные слова, даже абстрактные (например: доброта,

дружба и т.п.)