Автор: Лариса Владимировна Килимчук
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ № 5 Дошкольное отделение 1
Населённый пункт: Серпухов
Наименование материала: Развитие мелкой моторики и координации у дошкольников
Тема: Развитие мелкой моторики
« Развитие мелкой моторики и координации
движений пальцев рук у детей младшего
дошкольного возраста»
( 3 – 4 года)
Подготовила:
воспитатель
Килимчук Лариса Владимировна
2023 г.
1
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной
метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо
все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус!
Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт
взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту,
то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение
пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая
моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от
рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок
хорошо говорил, развивайте его ручки!
Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие.
На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически
активных точек.
Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей
эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с
участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и
разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого
раннего возраста.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять
простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не
забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания:
застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой
информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если
задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой
моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии
ребенка:
способствует овладению навыками мелкой моторики;
помогает развивать речь;
повышает работоспособность головного мозга;
развивает психические процессы: внимание, память,
мышление, воображение;
развивает тактильную чувствительность;
снимает тревожность.
2
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.
Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при
помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх -
потешках.
Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и
более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с вами
поиграть в такие игры.
Моя семья
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья! (попеременно массируем пальцы руки, на
последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая
гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаем
вам ряд игр с такими предметами.
Игры с пуговицами
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте
выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой
же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите
ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно
выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.
Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.
Игры с сыпучими материалами
1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда
руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".
Или:
«Мы тесто месили,
Мы тесто месили,
Нас тщательно все промесить попросили,
Но сколько не месим
И сколько не мнем,
Комочки опять и опять достаем.
3
2. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог
перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной
рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и
средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.
Можно подобрать любые четверостишия, например:
«Зашагали ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ- топ- топ.
Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,
Вот как мы умеем: топ- топ- топ».
3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами
берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе
ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так
набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем
рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе.
Получится яркая контрастная линия.
Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических
линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы
(забор, дождик, волны, буквы и т. д).
Игры с прищепками
1. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие
рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это
кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть,
прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей
«приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.
2. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и
закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для
ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не
таким уж простым.
Можно сопровождать работу проговариванием стишка:
«Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку».
Игры – шнуровки
4
Можно использовать как фабричного производства, так и
выполненного своими руками. Такие игры развивают
пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки
шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию
точности глазомера, последовательности действий. Вышивание
шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.
Аппликация
Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще
мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки
из журнала или газеты – как получится; а вы будете наклеивать
вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму.
Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше)
можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были
безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней
вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных
журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на
вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги
имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал
ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий
снежинку или звездочку.
Работа с пластилином
Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное
подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Можно
использовать вместо пластилина тесто.
Рисование
Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще
ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче
ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте
детям разнообразные задания: это использование книжек -
разукрашек, рисование пальцами на стене в ванной, используя
обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры – обводки.
Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана,
перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно
подходят для этой цели формочки для приготовления печений или
кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.
Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему
порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу
всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску
определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так
получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время
предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.
5
Совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать
руку, способствовать развитию высших психических функций,
развитию пространственных ориентировок.
Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть
новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать,
если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.
Памятка для родителей
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики
необходимо предлагать:
Упражнения с массажным шариком ( карандашами, ручками,
фломастерами.)
«Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в
разном темпе.
Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы
(железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими
деталями, счетными палочками.
Организуйте игры с пластилином, тестом.
Попробуйте технику рисования пальцами.
Используйте цветные клубочки ниток для перематывания,
веревочки различной толщины и длины для завязывания и
развязывания.
Включите в игры разнообразный природный материал
(палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).
Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, учите
расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
Режьте ножницами.
Вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую
окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай
помогу!», «Красота!» и т.д.
Помните, чтобы вы не создавали вместе с ребенком, главное –
желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше,
поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении.
6