Автор: Грозова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №281
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Игрушки и материалы для экспериментирования в раннем возрасте"
Тема: «Игрушки и материалы для экспериментирования в раннем
возрасте»
Ведущим видом деятельности в раннем возрасте являются действия с
предметами. Предметная деятельность способствует психическому развитию
ребенка в целом: развитию моторики, внимания, памяти, речи, наглядно-
действенного и наглядно-образного мышления.
Развивающая предметно-пространственную среда в группах раннего возраста
организуется в соответствии с возрастными особенностями детей .
Орудийные действия
Для овладения орудийными действиями в группах раннего возраста нами
используются игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это
главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов:
совочки, лопаточки;
метелочки, грабельки;
сачки для «вылавливания» игрушек из ванны;
удочки с магнитом для «ловли рыбок»;
игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.;
кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.
Наглядно-действенное мышление
Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т.е.
наглядно-действенным
способом.
Для
совершенствования
наглядно-
действенного
мышления
в
нашем
ДО
используются
игрушки,
предусматривающие действия с несколькими однородными предметами
разного размера или формы.
Это:
- пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу;
- вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания;
- матрёшки 3-4-местные;
- «коробки форм», т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки
геометрических форм и предметных изображений;
столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;
крупные пазлы и мозаики;
- кубики крупные пластмассовые и деревянные;
- шнурок и бусины для нанизывания;
- народные игрушки с подвижными частями;
- желобок и шарик для скатывания и др.
- пособия, предполагающие составление изображения из нескольких
частей (кубики, разрезные картинки и др.);
- составные игрушки – машинки, домики и пр.;
- строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу;
Действуя с этими (и подобными) игрушками, дети учатся соотносить
отдельные
детали
игрушек
по
их
форме,
величине,
положению
в
пространстве.
Таким
образом,
у
детей
формируется
восприятие
и
складываются представления о свойствах предметов.
Дети раннего возраста очень любят экспериментировать. Это объясняется
тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Зона экспериментирования в наших младших группах включает в себя
игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие
новых способов действия
.
Это:
- центр для игр с водой и песком, природными материалами;
-
материалы для игр с водой и песком:
- брызгалки, формочки, совочки, игрушечное сито, песочные мельницы и пр.
- пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки и
др.);
- предметы из различных материалов (дерева, пластмассы), разного веса,
формы, размера, фактуры;
- природные материалы (шишки, желуди, скорлупа ореха,
деревянные
брусочки, камушки, пенопласт, и др);
- стаканчики, бутылочки с крышками, дырочками на дне, баночки, мерные
стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и другие пластиковые
емкости;
- совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачерпывать
воду;
- сита, сачки, дуршлаги, лейки, воронки (воронки можно легко изготовить из
пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно сделать
дырочки на стенках воронки, и тогда вода будет выливаться не только из
основного отверстия);
- резиновые и поролоновые губки, трубочки, пробки, венчики и многое
другое.
Игры с водой.
- Переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой,
кружкой,
спринцовкой) и
способами (губкой,
резиновой
перчаткой,
воронкой);
- Наливание воды в разные емкости (чашку, бутылочку, кастрюльку);
- «Что как плавает?» (знакомство детей со свойствами материалов действия
предметов: тонет, плывет, мокнет. Пластмассовый кораблик, резиновая
уточка, металлическая ложечка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка
ореха, лоскуток ткани, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д.)
- Игра « Капитаны» (бумажный кораблик);
- «Разноцветная водичка» (вода прозрачная,но ее можно покрасить);
- Веселая рыбалка (вылавливание рыб удочкой с магнитом); тонет – не
тонет (игры на экспериментирование);
- Игры с мыльными пузырями (пускание пузырей с помощью соломинки,
воронки; взбивание пены венчиком). «Поймай пузырь на ладошку», «Чей
пузырь больше?», «Чей пузырь улетит выше, дальше…».
- Игры с заводными плавающими игрушками, мельницей;
-Игра “Море” (разноцветные большие и маленькие камушки, ситечко,
игрушки – обитатели моря).
Экспериментирование и наблюдения с песком.
- «Песочный дождь» (набираем песок в ладошки и медленно высыпаем);
- «Следы» (на мокром песке оставляем следы и отпечатки);
- «Испечем угощение» (лепим и делаем формы из что мокрого песка);
- «Сокровище» ищем сокровище на дне песка.
Игры с водой и песком является мощным ресурсом развивающей предметно-
пространственной среды в группах раннего возраста. Игры с этими
материалами
оказывают
существенное
влияние
на
сохранение
эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение,
установить первые контакты с ребенком, снимать напряжение, агрессию,
состояние внутреннего дискомфорта у детей, что имеет особое значение в
период адаптации детей к детскому саду.