Напоминание

"Игрушки и материалы для экспериментирования в раннем возрасте"

Автор: Грозова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №281
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Игрушки и материалы для экспериментирования в раннем возрасте"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема: «Игрушки и материалы для экспериментирования в раннем

возрасте»

Ведущим видом деятельности в раннем возрасте являются действия с

предметами. Предметная деятельность способствует психическому развитию

ребенка в целом: развитию моторики, внимания, памяти, речи, наглядно-

действенного и наглядно-образного мышления.

Развивающая предметно-пространственную среда в группах раннего возраста

организуется в соответствии с возрастными особенностями детей .

Орудийные действия

Для овладения орудийными действиями в группах раннего возраста нами

используются игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это

главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов:

совочки, лопаточки;

метелочки, грабельки;

сачки для «вылавливания» игрушек из ванны;

удочки с магнитом для «ловли рыбок»;

игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.;

кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.

Наглядно-действенное мышление

Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т.е.

наглядно-действенным

способом.

Для

совершенствования

наглядно-

действенного

мышления

в

нашем

ДО

используются

игрушки,

предусматривающие действия с несколькими однородными предметами

разного размера или формы.

Это:

- пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу;

- вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания;

- матрёшки 3-4-местные;

- «коробки форм», т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки

геометрических форм и предметных изображений;

столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;

крупные пазлы и мозаики;

- кубики крупные пластмассовые и деревянные;

- шнурок и бусины для нанизывания;

- народные игрушки с подвижными частями;

- желобок и шарик для скатывания и др.

- пособия, предполагающие составление изображения из нескольких

частей (кубики, разрезные картинки и др.);

- составные игрушки – машинки, домики и пр.;

- строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу;

Действуя с этими (и подобными) игрушками, дети учатся соотносить

отдельные

детали

игрушек

по

их

форме,

величине,

положению

в

пространстве.

Таким

образом,

у

детей

формируется

восприятие

и

складываются представления о свойствах предметов.

Дети раннего возраста очень любят экспериментировать. Это объясняется

тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Зона экспериментирования в наших младших группах включает в себя

игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие

новых способов действия

.

Это:

- центр для игр с водой и песком, природными материалами;

-

материалы для игр с водой и песком:

- брызгалки, формочки, совочки, игрушечное сито, песочные мельницы и пр.

- пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки и

др.);

- предметы из различных материалов (дерева, пластмассы), разного веса,

формы, размера, фактуры;

- природные материалы (шишки, желуди, скорлупа ореха,

деревянные

брусочки, камушки, пенопласт, и др);

- стаканчики, бутылочки с крышками, дырочками на дне, баночки, мерные

стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и другие пластиковые

емкости;

- совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачерпывать

воду;

- сита, сачки, дуршлаги, лейки, воронки (воронки можно легко изготовить из

пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно сделать

дырочки на стенках воронки, и тогда вода будет выливаться не только из

основного отверстия);

- резиновые и поролоновые губки, трубочки, пробки, венчики и многое

другое.

Игры с водой.

- Переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой,

кружкой,

спринцовкой) и

способами (губкой,

резиновой

перчаткой,

воронкой);

- Наливание воды в разные емкости (чашку, бутылочку, кастрюльку);

- «Что как плавает?» (знакомство детей со свойствами материалов действия

предметов: тонет, плывет, мокнет. Пластмассовый кораблик, резиновая

уточка, металлическая ложечка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка

ореха, лоскуток ткани, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д.)

- Игра « Капитаны» (бумажный кораблик);

- «Разноцветная водичка» (вода прозрачная,но ее можно покрасить);

- Веселая рыбалка (вылавливание рыб удочкой с магнитом); тонет – не

тонет (игры на экспериментирование);

- Игры с мыльными пузырями (пускание пузырей с помощью соломинки,

воронки; взбивание пены венчиком). «Поймай пузырь на ладошку», «Чей

пузырь больше?», «Чей пузырь улетит выше, дальше…».

- Игры с заводными плавающими игрушками, мельницей;

-Игра “Море” (разноцветные большие и маленькие камушки, ситечко,

игрушки – обитатели моря).

Экспериментирование и наблюдения с песком.

- «Песочный дождь» (набираем песок в ладошки и медленно высыпаем);

- «Следы» (на мокром песке оставляем следы и отпечатки);

- «Испечем угощение» (лепим и делаем формы из что мокрого песка);

- «Сокровище» ищем сокровище на дне песка.

Игры с водой и песком является мощным ресурсом развивающей предметно-

пространственной среды в группах раннего возраста. Игры с этими

материалами

оказывают

существенное

влияние

на

сохранение

эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение,

установить первые контакты с ребенком, снимать напряжение, агрессию,

состояние внутреннего дискомфорта у детей, что имеет особое значение в

период адаптации детей к детскому саду.